Лингвистические сказки на уроках русского языка
Лингвистические сказки на уроках русского языка в 5 – 6 классах.
(дидактический материал к урокам русского языка)
(Прудникова Н.Н. – учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ с.Широкий Карамыш Лысогорского района, Саратовской области)
Бытует мнение, что все дети талантливы, но только каждый талантлив по – своему. Важно рассмотреть индивидуальные особенности ребёнка и постараться развить их. Очень хорошую роль могут сыграть лингвистические сказки. Они могут помочь детям в освоении сложных учебных понятий, осознании терминов, если эти сказки написаны самими детьми. Это проба пера – в творчестве литературно – художественном и учебно – методическом одновременно. Попытка приблизить к себе и другим сложный учебный материал, перевести его на язык детства, понятный каждому, выдержать жанровые особенности сказочного повествования, балансируя между научными данными и вымыслом автора.
Стоит сказать, что далеко не всем детям удаётся этот вид работы, но даже если в классе один человек, способный на такое творчество, мы не должны обделять его вниманием. Работая в 5 – 6 классах понимаешь, что возраст детей требует от нас педагогов разнообразных форм и методов работы и именно сказки в этом могут помочь (жанр сказки очень интересен для ребят этого возраста).
Конечно, представленные сказки уже литературно обработаны учителем или написаны с помощью родителей. Первоначально они выглядели немного иначе (неправильное построение предложений, орфографические ошибки), но задача учителя помочь ребёнку написать так, чтобы это было не только интересно, но и грамотно. Рамки самого проекта определяют необходимость построения деловых, партнёрских отношений между учителем и учеником. Это является специальной задачей становления личности ребёнка.
В методической литературе описывается несколько приёмов использования лингвистической сказки на уроках русского языка. В своей практике остановилась на одном - использование сказки как дидактического материала.
Детские дидактические материалы особенно ценны для понимания педагогом того, как следует организовать каждый последующий шаг образования ученика с целью его развития. Если при этом детские продукты учебной деятельности используются постоянно в практике учителя (на уроках, для одноклассников, для ребят других классов), то это очень повышает учебную мотивацию учащихся, позволяет им быть признанными. Практикуя внимательное отношение к детским работам, можно сохранить доверие учеников к учителям.
Сказки учащихся можно оформить в виде карточек по русскому языку и добавить к ним грамматические задания. Такой дидактический материал с успехом можно использовать в индивидуальной работе на уроках и для домашнего задания.
Карточка № 1
Сказка о корнях – раст – и – рос -.
Жили – были два брата корни -раст- и –рос. Они жили в одном домике, жили дружно, никогда не ссорились и всю работу делили пополам. Рядом с ними по соседству проживали приставки, суффиксы и окончания. Все они дружили и любили ходить в гости друг к другу, пить чай и вести разные беседы. И вот однажды на такую беседу совершенно случайно, совсем из другой далёкой страны попал незнакомец – Вопросительный знак. За чаем он всегда задавал вопросы, ему всё время было что – то непонятно. И он постоянно путал братьев –раст- и –рос. Братьям надоело это и они решили объяснить ему всё раз и навсегда. Они вышли из – за стола, выпрямились во весь рост и – раст – произнёс такую речь:
- Посмотри на нас внимательно и запомни. Мой брат – рос- короче меня, а я длиннее на целую букву а, потому что у меня есть сочетание букв – ст-, а иногда _ст- чередуется с –щ- (ст//щ). Запомни это. Безударная гласная а пишется перед ст, щ, это моя гласная.Безударная гласная о пишется в корне –рос-, это гласная моего брата.
- Хорошо, это я понял, - сказал вопросительный знак – значит все слова, в которых встречаются корни – раст – и –рос-, подчиняются этому правилу.
- совершенно верно – воскликнули корни. – Все они наши друзья, но есть такие, которые не хотят с нами дружить и не подчиняются нашему правилу, это слова росток, отрасль. Написание этих слов надо запомнить.
-Как это интересно, - сказал Вопросительный знак.- Я запомню и больше не буду вас путать.
- Вот и прекрасно! – закричали все и стали продолжать пить чай.
Задание.
1.Проговори правило на правописание корней – раст-, -рос.
2.Вставь буквы в словах:
Рстение, рсток, отрсль вырщенный, вырсла, р..сточек, рсла, возрстной, ср..стись, зарсли.
3. Объясни почему в слове доморощенный пишется буква о ?
4.Проиллюстрируй сказку.
Карточка № 2.
Сказка о буквах О – Ё в корне после шипящих.
В стране Грамматике, в городе Морфемике в домах по соседству жили две подружки гласные О и Ё. Внешне они были совсем разными. О всегда была весёлая, любила хохотать, вся она такая пухленькая, что когда бежала по дорожке, казалось, что катится мячик. Ё была задумчивая, молчаливая, любила стоять возле зеркала и заплетать свою косичку. Друг с другом они были в хороших отношениях, им часто приходилось бывать в гостях, и вот здесь они любили шутить. Подружки прятались в разных словах и выдавали себя друг за друга. Кто не знал правила орфографии, тот не мог различить их, потому что под ударением они звучали совершенно одинаково. Но грамотные люди знали, что в корне после шипящих под ударением надо писать Ё, а не О, а написание слов крыжовник, капюшон, шорох, шов надо запомнить.
Задание.
1.Проговори правило о написании букв о, ё после шипящих в корне слова.
2.Вставь буквы в словах.
Ш..лк, жрдочка, жлтый, жлудь, пришл, ш..рох, капюшн, члка, рештка, крыжвник.
3.Проиллюстрируй сказку.
Карточка № 3.
Сказка о правописании – тся и – т ься в глаголах.
Пришло опять время отправиться в волшебную страну Грамматику и встретиться с её жителями.
В больших городах очень часто бывает так, что даже знакомые люди проходят мимо друг друга, а потому что в каждодневной уличной суматохе и кутерьме они не замечают друзей, а торопливо бегут по своим делам. Так совсем рядом жили два сказочных наших героя. Они были очень похожи внешне, и только самые внимательные жители сказочного городка могли разглядеть отличия. Оба наших героя звались глаголами. Первый - это Неопределённая форма. Вид у него всегда был необычный. Как правило, по внешнему виду можно многое узнать не только о самом человеке, но даже о погоде на этот день. Оделся человек тепло, натянул шапку до самых глаз, значит похолодало. А по виду этого человека ничего такого не узнаешь. Элементы его гардероба порой были не сочетаемы: тёплая шапка – ушанка и шорты или лёгкая майка и валенки. Одним словом – Неопределённая форма, - говорили давно знавшие его соседи. Его ближайшими друзьями, которые всегда сопровождали его, были вопросы Что сделать? Что делать? Если эти друзья появлялись где – то первыми, то все уже знали, что следующим появится Неопределённая форма. Даже знали, что если у Неопределённой формы присутствовал суффикс – ся, то в глаголе обязательно писался мягкий знак ( - ться)
А вот другой глагол и выглядел иначе и вёл себя по- другому. В одежде предпочитал строгий стиль, поведение всегда отличалось тактичностью и деликатностью. Его спутниками были вопросы 3 – его лица (Что делает? Что сделает? Что делают? Что сделают?) в этом глаголе перед – ся мягкий знак никогда не пишется (-тся).
Вот так живут два глагола рядом, кажется похожими один на другого, а пишутся по – разному, ходят рядом, а не встречаются и не знают друг друга. Да, интересна жизнь в сказочном городе, а его жители ещё интереснее. Будьте внимательны, наблюдательны и увидите много увлекательного.
Задания.
1.Проговори правило о правописании –тся и – ться в глаголах.
2.Спишите, вставьте где нужно мягкий знак.
Взбиратся, взбирается, заботит..ся, поправляется, смеятся, промчатся.
3. Проиллюстрируйте сказку.
Конечно же, прежде чем заготовить такую карточку, необходима большая предварительная работа и учителя, и ученика. Ученик не сможет создать сказку спонтанно, а тем более, лингвистическую, от него потребуется не только знания композиции, лексики обычной фольклорной сказки, но ещё и знание лингвистического материала, иначе ничего не получится. Вот в этом и сложность, но задача учителя помочь ему в этом.
Ведь ещё известный педагог В.А.Сухомлинский писал: «Дорогой друг, молодой воспитатель, если вы хотите, чтобы воспитанник ваш стал умным, любознательным, сообразительным, если у вас есть цель утвердить в его душе чувствительность к тончайшим оттенкам мысли и чувств других людей, - воспитывайте, пробуждайте, одухотворяйте, вдохновляйте его ум красотой слова, мысли, а красота; родного слова, его волшебная сила раскрывается, прежде всего, в сказке»
Список литературы.
Сказка на уроке русского языка: Методические рекомендации. – Благовещенск, 1984. – 11с.
Стрелкова, Л.П. Уроки сказки. – М.: Педагогика, 1989. – 127с.
Сухомлинский, В.А. Мудрая власть коллектива. – М.: Молодая гвардия, 1975. – 123с.
Тумина, Л.Е. Сказка – школа красноречия // Устная речь на уроках русского языка и литературы /методические рекомендации/. Часть 1. / Под ред. В.Я. Коровиной, Т.А. Ладыженской. – М., 1990. – С. 82-91.
15