Конспект урока по окружающему миру на тему: «Профессии моих родителей» учитель Гончар Лилия Анатольевна
Тема: «Профессии моих родителей»
Цели: расширить представления учащихся о профессиях, формировать умения работать в группах, формировать у учащихся представление о многообразии профессий и их взаимосвязи, развивать творческий потенциал, воспитывать уважительное и доброе отношение к людям разных профессий.
Задачи:
Образовательные: - обогатить знания о разнообразии профессий, их роли и экономике и жизни людей;
- начать подготовку к выполнению проекта. Развивающие:
- развивать интеллектуальные умения (сравнивать, обобщать, классифицировать, формулировать вопросы, описывать, объяснять). Воспитывающие: - способствовать сплочению классного коллектива, помочь учащимся осознать ценность совместной деятельности; - формировать познавательный интерес к людям труда и их профессиям; - воспитывать уважительное и доброе отношение к людям разных профессий.
Планируемые результаты: учащиеся узнают о профессиях своих родителей, научатся читать и обсуждать прочитанное, работать в группе.
Ход урока:
Организационный момент.
Проверяй скорей, дружок:
Ты готов начать урок?
Все ль на месте,
Все ль в порядке:
Ручка, книжка и тетрадка?
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?
Каждый хочет получать
Только лишь оценку «5»!
Актуализация знаний.
Чтение отрывка сказки Е. Пермяка «Азбука нашей жизни».
«Задумался как-то в древние времена старый медведь о жизни. Задумался и спросил медведицу:– Скажи мне, чем жизнь жива?А та наелась свежей малины, лежит себе в кустах, на солнышке греется и ухом не ведет. Дремлет. Тогда медведь громче рявкнул:– Не притворяйся глухой! Отвечай.Зевнула медведица, повернулась на другой бок и пробормотала сквозь сон:Едой жизнь держится.Услыхала это лиса и говорит:Сущая правда. Жизнь едой держится, питанием. Курятинкой, тервятинкой, зайчатинкой у кого какой вкус, тот тем и питается. Заяц кору гложет, белка шишки шелушитХа! – перебил лису пробегавший мимо волк – Не одной едой жизнь держится. Попробуй поживи без логова.- Или без норы – добавил крот.Дятел подтвердил:- Без жилья и сытая тварь гибнет.Посветлело в голове у медведя. Понял он, что без еды и жилья плохо всякому зверю, но все же решил людей спросить.У него знакомый мужик был. Рассказал медведь мужику то, о чем ему звери рассказали и спросил: так ли это.Так, – ответил мужик, – только человеку этого мало.А что еще надо?А ты сам, Потапыч, смекни.Говорит так и на шубу показывает.Понял медведь и сам себе ответил: У меня шуба готовая. На мне растет, а у тебя такой нет.Только шубы мало человеку. Рубаха, зипун и прочая одежда тоже нужны. А разутым человеку как быть? Хоть лапти, да надо сплести.
- Какой вывод вы можете сделать из услышанного? (Для жизни человеку необходимо питание, одежда, жилье)
- Современному человеку этого достаточно? (Нет. Человеку нужна мебель, домашняя утварь, транспорт, освещение, книги и т.д.)
- Без материальных возможностей невозможно духовное развитие человека.
- Кто нам помогает удовлетворять материальные и духовные потребности? (Люди разных профессий)
3. Самоопределение к деятельности.
(На доске запись.)
Соберите рассыпавшееся слово.
СИ ФЕС Я ПРО
-Какое получается слово? (Профессия.)
- Предположите, о чем мы будем говорить на уроке? (О профессиях)
- Что означает это слово? (Ответы детей)
- В словаре С.И.Ожегова говорится: «Профессия – это основное занятие человека, его трудовая деятельность».
Исходя из нашей темы, определим задачи урока:
Выявить знания о профессиях. Познакомиться с некоторыми профессиями.
Определить, какими качествами обладают люди той или иной профессии.
Работа по теме урока.
Профессий много на земле
И каждая важна.
Решай мой друг, кем быть тебе.
Ведь жизнь у нас одна.
Какие профессии вы знаете? (Ответы детей.)
- Давайте отгадаем загадки о профессиях.
Я начну, а вы кончайте,
Дружно хором отвечайте.
1. Если заболело ухо,
Если в горле стало сухо,
Не волнуйся и не плачь –
Ведь тебе поможет.. (ВРАЧ)
2. Знает точно детвора,
Кормят вкусно . (ПОВАРА)
3. Под весенний птичий свист
Пашет землю ... (ТРАКТОРИСТ)
4. Вот на краешке с опаской
Он железо красит краской.
У него в руках ведро,
Сам расписан он пестро. (МАЛЯР).
5. Кто же в стойле приберет,
Подоит корову,
Песню звонкую споет?
Ну конечно... (ДОЯРКА)
6. Мебель, хлеб и огурцы,
Продают нам (ПРОДАВЦЫ)
7. С сумкой тяжёлой обходит район,
Письма нам в ящик кладёт . (ПОЧТАЛЬОН)
8. За мольбертом с кистью я.
Краски – вот мои друзья.
Я один и не один –
В окружении картин. (ХУДОЖНИК).
9. Наведет стеклянный глаз,
Щелкнет раз - и помним вас.(ФОТОГРАФ)
Люди одной профессии заняты одним делом, имеют сходные интересы, знания, навыки, образ жизни.Близко к слову профессия понятие специальность.
В каждой профессии можно выделить разные специальности. Например, учителя. Все мы занимаемся одним видом деятельности – учим детей, но учим разным наукам. Когда вы пойдете учиться в 5 класс, у вас будут разные учителя. Какие? (Учителя русского языка, математики, физики, химии) То, что вы назвали – это специальности. Возьмем профессию врача. Какие специальности можно назвать? (Врач-терапевт, врач-хирург, врач-окулист)Таким образом, «специальность» – это то же, что и профессия.
- Какие вы знаете профессии?
- Давайте поговорим о том, как возникли профессии?
- Представьте первобытных людей. Чем они занимались? (Мужчины изготавливали орудия для охоты, охотились и приносили домой дичь. Женщины растили детей, собирали коренья, ягоды, шили из шкур одежду, одеяла.)
- Профессии появились тогда, когда появилось разделение труда между людьми.
- Список профессий постоянно меняется. Появляются новые профессии, а старые исчезают или модифицируются.
- А сейчас давайте поговорим о профессиях ваших родителей.
Мамины профессииТёплые вещи быстро и тихоШьёт для детишек мама-портниха.Зубки больные без всяких уколовВылечит мама – врач-стоматолог.В детском саду очень много занятий.Мама там няня и воспитатель.В школе не меньше занятий. Смотрите:Ставит оценки мама-учитель.Из корешочка растить не устанетЧудо-растение мама-ботаник.Пишет в газеты статьи и запискиМама-писатель и журналистка.Вкусной колбаски достала с витриныМама, она – продавец магазина.Плюшки и булочки кушать спешите!Их испекла нам мама-кондитер.Из самолёта прыгает с рискомСмелая мама-парашютистка.
Папины профессииДрожит мостовая и воет мотор –Это к нам едет папа-шофёр.По синему небу летит самолёт.Им управляет папа-пилот.Дружно шагает с военными в рядВ серой шинели папа-солдат.Кто в многоборье у нас рекордсмен?Мы отвечаем: «Папа-спортсмен!»Уголь рубить не устал в недрах горЧёрный от сажи папа-шахтёр.Искры летят, из котла валит пар –То варит сталь наш отец-сталевар.Вылечит тысячи сломанных рукВ детской больнице папа-хирург.Кран установит, прочистит засорПапа-сантехник, или монтёр.Кто выступает на сцене на бис?Это известный папа-артист.«В мире ненужной профессии нет!» –Учит нас с детства папа-поэт.
- Защита проектов учащихся «Профессия моих родителей».
4. Физкультминутка.
5. Продолжение работы по теме урока.
Работа в группах.
1. Игра «Узнай профессию».
На каждом столе лежит карточка, где зашифровано название профессии. Переверните карточки, по опорным словам отгадайте профессию, напишите это слово в центр и поднимайте карточку.
Карточка 1.
Небо, штурвал, самолет, аэропорт.
Карточка 2.
Расческа, ножницы, зеркало, лак для волос.
Карточка 3.
Провода, столбы, выключатель.
Карточка 4.
Книги, полки, выставка книг.
Дети работают самостоятельно.
- Проверяем: вы называете сначала опорные слова, а затем профессию.
А теперь проверим правильность написания профессий. Слайды 22-30.
На доске появляются изображения профессий и слова: летчик, парикмахер, электрик, библиотекарь.
- Как вы думаете, чем важны эти профессии?
Дети отвечают.
- Мы можем сделать вывод: все профессии нужны, все профессии важны.
2. Творческое задание «Собери пословицы».
- Ребята, а сейчас мы выполним творческое задание в группах. Нужно собрать из слов пословицы о труде. (Учащиеся получают конверты с пословицами, разрезанными на слова, складывают пословицы, объясняют смысл каждой из них.)
3. Ребята делятся на четыре группы и становятся в круг.
- Ребята, какие ассоциации у вас возникают со словом круг? (Земля, Солнце, символ дружбы, сплоченности, взаимовыручки.) Эти качества вы сегодня и покажете.
- Не зря говорят: «Дерево красно плодами, человек делами». Проверим справедливость этой пословицы. Вы уже объединились в группы и вам предстоит выполнить задания.
- Работа в группах.
Задание №1. Дети получают картинку, определяют профессию и называют как можно больше слов, характеризующих людей данной профессии.
Задание №2.
Найти в перечне трудовой деятельности ту работу, которую выполняют люди газетного, швейного, строительного, торгового дела.
Задание №3. «Украсим торт» На картонную основу из шприца наносится украшение. Шприц можно заправить зубной пастой, глиной
6. Рефлексия.
- Оцените свои достижения на уроке.
7. Подведение итогов урока.
- Да, нельзя, конечно, сразу
Стать пилотом и врачом,
Водолазом,
Скалолазом, Знаменитым скрипачом.
Стать полярником отважным,
К дальним звездам улетать.
Самым лучшим,
Самым нужным,
Самым важным сразу стать.
Да, нельзя
Но каждый может выбрать дело,
Чтоб оно в руках кипело.
- Давайте друг другу посоветуем, что нужно делать, чтобы быть полезными своей Родине, чтобы она могла нами гордиться?
1. Выбрать будущую работу по призванию.
2. Заниматься общественно – полезным трудом в школе, в ДДТ, в спортивных секциях.
3. Не тратить попусту время.
4. Создать хорошие условия для своей работы.
5. Найти цель своей жизни.
Есть в каждой семье трудовые заботы,
Есть общие радости, общий успех.
Всякие в жизни нужны нам работы!
Почетен и важен любой труд для всех!
За партами учиться – таков наш труд пока.
Известно, что без этого не сбудется мечта.
Д/з: по выбору (рассказать о своих увлечениях, подобрать загадки, придумать ребусы, кроссворды и т.п.)
15