Новые требования к образовательным результатам. Формирование ключевых компетенций и универсальных учебных действий.

Ульянова Татьяна Владимировна
МАОУ «Гимназия №1 г. Орска»
Новые требования к образовательным результатам. Формирование ключевых компетенций и универсальных учебных действий.
В настоящее время, в связи с потребностью общества в неординарных творческих личностях, специалисты все активнее продвигают идею модернизации образования на основе «компетентностного подхода».
Как справедливо отмечает А.Г. Бермус, «несмотря на видимую общность некоторых элементов компетентностного подхода и традиционных для российской педагогики представлений об умениях и навыках, эти феномены концептуально различны». В чем же состоят эти различия и в чем состоит содержание компетентностного подхода:
На уровне содержания образования:
использование открытых заданий, не имеющих однозначных правильных ответов, заданий с неопределенным результатом, заданий с избыточными данными и противоречивыми условиями;
использование практико-ориентированных ситуаций (направленных на овладение реальным практическим опытом), которые имеют социальное значение.
На уровне организации процесса обучения:
преобладание самостоятельной познавательной деятельности учащихся;
реализация индивидуальной образовательной траектории каждого ученика;
возможность создания учениками собственного образовательного продукта;
организация презентации и защиты учениками своих достижений, полученных результатов;
расширение образовательного пространства за счет информационных технологий (в первую очередь Интернета);
развитие познавательной, социальной, психологической, индивидуальной и коллективной рефлексии учащихся;
персонализированная система оценивания, учитывающая возможности и цели каждого ученика.
На уровне формируемых личностных качеств:
развитие положительной самооценки, толерантности и эмпатии;
развитие навыков кооперации (сотрудничества), а не конкуренции;
развитие умения работать в группе;
поощрение творчества и инициативности.
Для эффективного воплощения данных принципов в жизнь необходимо создать в школе особое пространство посредством интеграции учебной и внеучебной (научной) деятельности, что включает в себя:
– проведение интегрированных уроков по формированию ключевых компетенций;
– реализация коллективных творческих проектов;
– организация и проведение научно-практической конференции учащихся;
– совершенствование поисково-собирательной и исследовательской деятельности учащихся в школьном музее.
Наравне с этим теоретики и практики компетентностного подхода предлагают использовать на уроках в школе следующие методики:
Методика
Формируемые
компетенции
Результат

Выбор «верного» и «неверного» утверждений
Информационные
Коммуникативные
Выделение самого главного, существенного в содержании текста.

Поиск «лишнего» выражения из списка
Информационная
Развитие операций анализа, синтеза.

Определение «ключевых слов»
Предметные
Информационные
Коммуникативные
Самоорганизационные
Развитие мыслительных операций анализа, синтеза.

Нахождение причинно-следственных связей
Предметные
Информационные
Коммуникативные
Способность аргументировать свою точку зрения, развитие познавательной активности.

Применение этих методик способно существенно повысить качество подготовки школьников в рамках конкретного предмета и содействовать его социально-личностному развитию.
Фактически, сейчас любой учебный предмет, в зависимости от его содержания и способов организации учебной деятельности учащихся, раскрывает определенные возможности для формирования универсальных учебных действий.
По мнению ученых-педагогов и психологов, при формировании УУД, к примеру, в младшей школе, необходимо опираться на следующие виды деятельности:
Учебное сотрудничество (организация работы в паре, группе, самостоятельная работа с использованием дополнительных информационных источников).
В рамках данного процесса педагог воспринимает ребенка как равноправного партнера, активного, влиятельного участника учебного процесса, организует взаимообщение, диалог. Участники процесса эмоционально открыты и свободны в своих высказываниях. При таком сотрудничестве педагог выступает в роли организатора, который действует опосредованно, а не прямыми указаниями. Это позволяет формировать коммуникативные, регулятивные, познавательные и личностные универсальные учебные действия.
Творческая, проектная, исследовательская деятельность (художественное, музыкальное, театральное творчество, конструирование, формирование замысла и реализация социально-значимых инициатив).
Работа над проектами гармонично дополняет в образовательном процессе классно-урочную деятельность и позволяет работать над получением личностных и метапредметных результатов образования в более комфортных для этого условиях, не ограниченных временными рамками отдельных уроков. Нацеленность проектов на оригинальный конечный результат в ограниченное время создает предпосылки и условия для достижения регулятивных метапредметных результатов. Совместная творческая деятельность обучающихся при работе над проектами в группе и необходимый завершающий этап работы над любым проектом – презентация (защита) проекта – способствуют формированию коммуникативных УУД.
3)Контрольно-оценочная и рефлексивная деятельность.
4)Трудовая деятельность (самообслуживание, участие в общественно-полезном труде, в социально-значимых трудовых акциях).
Планомерный труд развивает положительные качества личности: организованность, дисциплинированность, внимательность, наблюдательность. Труд младших школьников позволяет учителю лучше узнать их индивидуальные особенности, выяснить их творческие возможности, развить определенные способности. Трудовая деятельность позволяет формировать личностные универсальные учебные действия.
5)Спортивная деятельность.
Освоение основ физической культуры, знакомство с различными видами спорта, опыт участия в спортивных соревнованиях позволят формировать волевые качества личности, коммуникативные и регулятивные действия.
Формы работы в рамках данных видов деятельности предлагается использовать следующие:
Урок:
проблемная ситуация;
диалог;
взаимообучение;
свободный урок.
Решение учебных задач

Учебное занятие
Групповые и индивидуальные практики

Консультативное занятие
Разрешения проблем школьника по его запросу к педагогу


Творческая мастерская
Творческая коллективная деятельность

Конференция
Подведение итогов творческой деятельности

Занятие в научном обществе
Развитие навыков проектной деятельности

Индивидуальное занятие
Построение индивидуальных образовательных маршрутов

Внеучебные формы
Реализация личностных задач и интересов школьников.


Графически программу или план формирования УУД можно представить так:

В конечном счете, именно способность обучающегося самостоятельно успешно усваивать новые знания, формировать умения и компетентности, включая самостоятельную организацию этого процесса, открывают учащимся возможность широкой ориентации, как в различных предметных областях, так и в строении самой учебной деятельности.
Современное школьное образование в последнее время столкнулось с тем, что учащиеся практически не запоминают материал, а существующие средства оценивания не позволяют выявить это своевременно.


С одной стороны, данная ситуация требует изменения методики преподавания, а с другой – повышения эффективности средств оценки сформированности универсальных учебных действий.
В этих обстоятельствах многие преподаватели обратились к тестовой оценке достижений учащихся. Преимуществами этой формы являются ее объективность и низкая временная затратность.
Качество теста традиционно сводится к определению меры его надежности и вопросов валидности полученных результатов. Как и объективным, качественным можно назвать только тот метод измерения, который обоснован научно и способен дать требуемые результаты. Валидность означает пригодность тестовых результатов для той цели, ради чего проводилось тестирование. Валидность зависит от качества заданий, их числа, от степени полноты и глубины охвата содержания учебной дисциплины (по темам) в заданиях теста. Кроме того, валидность зависит также от баланса и распределения заданий по трудности, от метода отбора заданий в тест из общего банка заданий, от интерпретации тестовых результатов, от организации сбора данных, от подбора выборочной совокупности испытуемых.
Так или иначе, эта система вполне соответствует требованиям ФГОС, но практика показывает, что в младшей школе она неприемлема – учащиеся еще не готовы к восприятию теста и испытывают психологический дискомфорт от такой формы оценивания. Тем более, необходимо оценивать не только познавательные, но и личностные УУД, а с этим тестовая система справляется с трудом. В такой ситуации методисты рекомендуют использовать следующие приемы:
оценка личностного прогресса в форме портфолио (или других форм накопительной оценки, используемых в образовательном учреждении);
оценка знания моральных норм и сформированности морально-этических суждений о поступках и действиях людей (по ответам на задания по русскому языку, литературному чтению, окружающему миру, основам духовно-нравственной культуры);
психологическая диагностика (проводится по запросу родителей или педагогов и администрации при согласии родителей).
Для определения уровня освоения предметных результатов и выявления причин затруднения в освоении предметных результатов в учебном процессе проводятся диагностические работы – промежуточные и итоговые проверочные работы. Результаты, полученные в ходе текущего и промежуточного оценивания, фиксируются в форме накопительной оценки «Портфеля достижений» (или другой формы, принятой в образовательном учреждении).
Для контроля и учета достижений обучающихся используются следующие формы: текущая аттестация (устный опрос, письменная самостоятельная работа, диктант, контрольное списывание, тесты, графическая работа, изложение, сочинение, доклад, творческая работа, посещение уроков по программам наблюдения, диагностическая работа), итоговая аттестация (контрольная работа, диктант, изложение, проверка осознанного чтения).
Итоговая оценка выпускника начальной школы формируется на основе накопленной оценки по всем учебным предметам и оценок за выполнение как минимум трех итоговых работ – по русскому языку, математике и комплексной работы на межпредметной основе.
Отличительной особенностью современного ФГОС НОО является его деятельностный характер, ставящий главной целью развитие личности учащегося. Создание проблемных ситуаций на уроках дает возможность активизировать мыслительную деятельность учащихся, направить ее на поиск новых знаний и способов действий, так как следующий этап работы в классе – решение поставленной задачи. Плодотворным материалом для развития УУД в начальных классах являются логические, комбинаторные, ситуационные задачи, требующие от ученика умения интегрировать знания не только из разных разделов одного предмета, но и из разных учебных предметов. Опыт решения логических задач с младшими школьниками позволил выделить следующие наиболее универсальные модели процесса рассуждений:
моделирование на отрезках;
текстовые цепочки умозаключений;
таблицы;
графы;
блок-схемы.
Для приобретения опыта построения текстовых цепочек умозаключений целесообразно использовать задания на восстановление готовых рассуждений с пробелами.
Для формирования универсальных учебных действий в системе основного общего образования имеют значении несколько принципов, взаимодействие которых, по мнению специалистов-практиков, обеспечивает максимальную эффективность учебного процесса.
Принцип свободы выбора реализуется через:
Взаимоопрос – в течение 3-5 мин ученики опрашивают друг друга по основным вопросам пройденной темы, повторяют ее (отметки, выставленные учениками друг другу, в журнал обычно не ставятся).
Самостоятельный выбор задания дает учащимся дополнительную возможность самореализации, из множества зданий ученик выбирает тот уровень сложности, на который способен, отслеживая, таким образом, уровень своей компетентности.
Задание массивом: ученикам предлагается сразу много заданий (в рамках большой изучаемой или повторяемой темы). Каждый школьник должен выбрать и решить (выучить) не менее заранее оговоренного минимального объема задания.
Принцип открытости означает:
В ходе конструирования урока учитель должен выходить за пределы учебника, предмета, гармонично вплетая в ткань урока последние события, примеры из окружающей действительности, сюжеты из популярных мультфильмов или детских сериалов.
Учитель должен находить такой угол зрения на изучаемый материал, при котором даже обыденное становится удивительным. Речь идет о постановке проблемы на уроке, а точнее, о создании ситуации противоречия и ее осознании учениками. 
Учитель может дополнять реальную ситуацию фантастикой (например, переносом реального или литературного героя во времени; исключением его из произведения; добавлением нового героя и анализом того, как в этом случае будут развиваться события; рассмотрением ситуации с необычной точки зрения, например, глазами инопланетянина или древнего грека). 
Принцип деятельности за счет того, что:
Учитель максимально использует ситуации, в которых ученики могут ему помочь.  Он предлагает ученикам (в добровольном порядке) разработать материал, который применим для дальнейшего использования на уроках (это могут быть задания для контрольной работы, кроссворд на повторение).
Учитель приучает школьников к небольшой паузе между вопросом и ответом, не разрешает выкрикивать с места. Высокий темп урока (вопрос – быстрый ответ) иногда допустим, но педагог должен понимать, что этим он способствует «забиванию» активными и энергичными учащимися всех остальных; ученикам толковым, но обладающим медленной реакцией, и школьникам с низкой самооценкой приходится в этом случае поневоле занимать пассивную позицию. 
Объясняя материал, учитель намеренно допускает ошибки. Сначала он предупреждает учеников об этом, иногда подсказывает «ошибочные» места интонацией или жестом. Педагог учит школьников мгновенно пресекать ошибки условным знаком (жестом) или пояснением, когда оно требуется, поощряет внимание и готовность вмешаться.  Также ученик может получить текст (или решение задачи) со специально допущенными ошибками. Он должен поработать учителем и исправить их. 
Ученики составляют списки контрольных вопросов ко всей изученной теме. Затем одни ученики задают свои вопросы, другие (по вызову учителя или спрашивающего одноклассника) отвечают на них, ученики могут попарно отвечать на вопросы друг друга.
В рамках преподавания практически любого предмета рекомендуется использовать игры-тренинги (если необходимо выполнить большое число однообразных упражнений), предложить школьникам выполнить дома работу по собственному выбору, организовать работу в группах (группы могут получать как одно и то же, так и разные, но работающие на общий результат задания). Наконец, учитель может спросить самих учеников – каким должно быть домашнее задание, чтобы новый материал был закреплен качественно?
Принцип обратной связи (учитель советуется с учащимися, обсуждая, например, проблемы отношений; учитель использует для управления классом несловесные команды).
Принцип идеальности:
Учитель показывает пример выполнения творческого или сложного задания. Это дает ученикам возможность убедиться в том, что учитель досконально владеет предметом. 
Ученики сами оценивают степень своей подготовки и сообщают об этом учителю. Поскольку у некоторых учеников в этом случае будет постоянно работать защитная реакция, то не следует применять этот прием часто. 
Таким образом,учителю следует помнить, что в ходе проведенного урока школьники должны:
участвовать в различных видах деятельности;
работать с разными источниками информации;
понимать и выполнять предложенные учителем задания;
действовать самостоятельно и эффективно;
самоорганизовываться для выполнения учебных заданий;
адекватно оценивать собственные достижения и результаты других учащихся.











13 PAGE \* MERGEFORMAT 14715




15