Инновационный проект «Одаренные дети» (Модульная организация работы с одаренными детьми, обеспечивающих взаимодействие в системе «ребенок- учитель – родители».)
Проект методиста гордского отдела образования г.Уральска, учителя биологии СОШ№32«Система работы по развитию и определению одарённых детей"
Инновационный проект
"Одаренные дети"
(Модульная организация работы с одаренными детьми, обеспечивающих взаимодействие в системе «ребенок- учитель – родители».)
Кажгалиева Салтанат Жаскайновна
методист ГорОО г.Уральска,
учитель биологии СОШ№32
Уральск,2013г
Содержание
Введение
-Обоснование актуальности Проекта.
Нормативно-правовое обоснование Проекта
Пояснительная записка
цели,
задачи,
сроки,
участники,
-ожидаемый результат проектной деятельности в целом.
Этапы реализации Проекта
Содержание Проекта
Концептуальные положения.
Методы и формы работы с одаренными детьми.
Организация работы с одаренными детьми.
Результативность
6.Литература
I.ВВЕДЕНИЕ
Обоснование актуальности Проекта
Задачи, поставленные президентом Республики Казахстан Н.Назарбаевым, по вхождению страны в число 50-ти наиболее конкурентоспособных стран мира, кардинально изменили требования к образованию, существенно повысив его ожидаемый вклад в модернизацию общества и выделив образовательный сектор в качестве приоритета социально-экономического развития. Стратегическим направлением развития образования в республике становится создание благоприятных условий для формирования высокообразованной, конкурентоспособной личности с этическим отношением к миру, творческим типом мышления, развитой мировоззренческой культурой, сохраняющей при этом свою уникальность, неповторимость, одаренность в различных сферах наук и искусства.
Среди самых интересных и загадочных явлений природы детская одаренность занимает одно из ведущих мест. Проблемы ее диагностики и развития волнуют педагогов на протяжении многих столетий. Интерес к ней в настоящее время очень высок. Это объясняется общественными потребностями и, прежде всего, потребностью общества в неординарной творческой личности. Неопределенность современной окружающей среды требует не только высокой активности человека, но и его умений, способности нестандартного мышления и поведения. Ведь именно высокоодаренные люди способны внести свой наибольший вклад в развитие общества.
Однако, очевидным является и тот факт, что работа с одарёнными детьми требует глубокого изучения и проработки её методологических основ.
Проблемным полем остаётся:
отсутствие новых технологий управления системой работы с одаренными детьми;
стихийность поиска информации по технологиям управления системой работы с одаренными детьми;
недостаточный уровень профессиональной подготовки педагогов, работающих с одарёнными детьми;
отсутствие информационных, обучающих, дистанционных сайтов или неинформированность педагогов работающих с одарёнными детьми.
Данные научных исследований подтверждают, что неподготовленные учителя недостаточно владеют психолого-педагогическими знаниями в области одарённости, моделями и технологиями обучения.
В связи с этим учителю необходим проект и помощь педагога-психолога, способствующий максимальному раскрытию потенциальных возможностей одаренных детей, в том числе совершенствование системы выявления одаренных детей с раннего возраста, развития, оказания адресной поддержки каждому ребенку, проявившему незаурядные способности, разработка индивидуальных «образовательных маршрутов» с учетом специфики творческой и интеллектуальной одаренности ребенка, формирование личностного и профессионального самоопределения.
II. Нормативно-правовое обоснование Проекта
Конституции РК;
Конвенции о правах ребёнка (статья 13 (п.1), 27, 29, 31);
Закона РК "Об образовании";
Национальный проект «Образование»;
III. Пояснительная записка
Цели Проекта:
Стратегическая цель - создание условий для проявления каждым ребенком своих творческих способностей и интересов, развитие познавательного интереса, обеспечение возможности творческой самореализации личности в различных видах деятельности.
Дидактическая цель– повышение профессиональной компетентности учителя при введении системы работы с одарёнными детьми.
Задачи:
Создание условий для развития и реализации потенциальных способностей одаренных детей;
Проведение диагностических обследований детей на предмет выявления одаренности, определение их творческого потенциала, интересов и способностей;
Максимальное развитие способностей и творческого потенциала одаренных и высокомотивированных детей на основе дифференцированного обучения их в области естественных, гуманитарных, технических наук, художественного творчества, совершенствования традиционных и внедрения в образовательный процесс новых педагогических технологий;
Внедрение новой оценочной деятельности учащихся и учителей- «Портфолио»;
Специальная подготовка и повышение квалификации кадров работающих с одаренными детьми;
Сроки:
Внедрение инновационного Проекта работы с одаренными детьми выполнимо в течение 2012-2016гг..
Участники Проекта:
Педагоги и учащиеся,родители.
Ожидаемые результаты от внедрения Проекта:
совершенствование форм работы с одаренными и способными детьми;
создание условий для целенаправленного выявления, поддержки и развития одаренных детей, их самореализации, профессионального самоопределения в соответствии со способностями;
обеспечение каждому ребенку равных стартовых возможностей в реализации интересов;
формирование системы мониторинга качества образования одарённых детей;
проведение конкурсов, конференций, олимпиад, создание сборника лучших работ учащихся;
увеличение числа детей, активно занимающихся творческой, интеллектуальной деятельностью;
создание и апробация пакета психолого-педагогических диагностик по выявлению одаренных детей (психологический профиль одаренного ребенка);
создание электронного банка данных «Одаренные дети».
IV. Этапы реализации Проекта
Организационный этап (1-2года.): поиск, целенаправленное выявление и поддержка одаренных детей, создание постоянно-действующей системы переподготовки психолого-педагогических кадров для работы с одаренными детьми.
Этап реализации(2-3год работы): непосредственная работа с одаренными учащимися. На этом этапе планируется организация и проведение предметных олимпиад, конференций и конкурсов, организация научно-исследовательской деятельности учащихся. Предусматривается психологическая, педагогическая и социальная поддержка одаренных детей.
Завершающий этап (4-5год работы.): контроль и анализ реализации Проекта и достигнутых результатов, определение проблем, возникших в ходе реализации Проекта, путей их решения и составление перспективного план дальнейшей работы в этом направлении.
V. Содержание Проекта
Концептуальные положения Проекта
Человеческое мышление, способность к творчеству - величайший дар природы. Очень важно понимать, что даром этим природа отмечает каждого человека. Но так же очевидно и то, что свои дары она поровну не делит и кого-то награждает щедро, не скупясь, а кого-то обходит стороной. Одаренным же принято называть того, чей дар явно превосходит некие средние возможности, способности большинства.
Одаренный ребенок это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.
Оценка конкретного ребенка как одаренного в значительной мере условна. Самые замечательные способности ребенка не являются прямым и достаточным показателем его достижений в будущем. Нельзя закрывать глаза на то, что признаки одаренности, проявляемые в детские годы, даже при самых, казалось бы, благоприятных условиях могут либо постепенно, либо весьма быстро исчезнуть. Исходя из этого, в практической работе с детьми вместо понятия «одаренный ребенок» следует использовать понятие «признаки одаренности ребенка» (или «ребенок с признаками одаренности»).
Особенности, присущие одаренным детям:
. Выявление одаренных детей необходимо для постановки адекватных задач их обучения и воспитания, а также оказания им психологической помощи и поддержки.
В качестве концептуальной идеи работы с одаренными детьми выдвигается идея о создании единого образовательного пространства, обеспечивающего необходимые условия для проявления каждым ребенком своих творческих способностей и интересов, а также обеспечение возможности творческой самореализации личности в различных видах деятельности.
Научно-педагогической основой организации работы с одаренными детьми являются личностно-ориентированные технологии обучения.
МЕТОДЫ И ФОРМЫ РАБОТЫ С ОДАРЕННЫМИ УЧАЩИМИСЯ
Методы и формы работы с одаренными учащимися прежде всего должны органически сочетаться с методами и формами работы со всеми учащимися школ и в то же время отличаться определенным своеобразием:
тематические и проблемные мини- курсы,
«мозговые штурмы» во всех вариантах,
ролевые тренинги,
развитие исследовательских умений .
Организационные формы:
Одаренные учащиеся должны обучаться в классах вместе с другими, тоже очень хорошо подготовленными и способными школьниками, что позволяет создавать условия для дальнейшей социальной адаптации одаренных детей и одновременно для выявления скрытой до определенного времени одаренности, для максимально возможного развития всех учащихся школы.
Создание групп одаренных учащихся для выполнения ими различного рода проектной деятельности, творческих заданий
Основной формой организации учебного процесса в школе остается урок.Формы и приемы в рамках отдельного урока должны отличаться значительным разнообразием и направленностью на дифференциацию и индивидуализацию работы:
групповые формы работы,
творческие задания,
вовлечение учащихся в самостоятельную познавательную деятельность,
дискуссии,
диалоги.
Среди форм и методов внеурочной работы широкими возможностями выявления и развития одаренных учащихся обладают:
факультативы и кружки,
конкурсы,
интеллектуальный марафон,
привлечение уч-сяк участию в различных олимпиадах и конкурсах вне школы
система внеурочной исследовательской работы учащихся.
Требования к учителю.
Личность учителя является ведущим фактором любого обучения. Не является исключением и ситуация с учителем для одаренных детей. Наиболее значима для успешности работы учителя его общая личностная характеристика:
разрабатывает гибкие индивидуальные программы;
создаёт тёплую, эмоционально безопасную атмосферу в классе;
предоставляет учащимся обратную связь;
использует различные стратегии обучения;
уважает личность, способствует формированию положительной самооценки ученика, уважает его ценности;
поощряет творчество и работу воображения, стимулирует развитие умственных процессов высшего уровня;
проявляет уважение индивидуальности ученика.
Организация работы с одаренными детьми
Организация работы с одаренными детьми осуществляется по ряду модулей, обеспечивающих взаимодействие в системе «ребенок – учитель – родители».
1.
Научно-методический модуль
Психолого-педагогические исследования
Медико-физиологические исследования
2.
Практико-педагогический модуль
Творческие студии
Школьная малая академия наук
Олимпиады, конференции, конкурсы, в том числе проектных и исследовательских работ
Индивидуальные программы работы с детьми
3.
Акмеологический модуль
Постоянно действующие теоретические и научно-практические семинары, практикумы
Творческие лаборатории
4.
Модуль «Родительский всеобуч»
Просветительский лекторий
Индивидуальная консультация
5.
Материально-технический модуль
Компьютерный банк данных «Одаренные дети»
6.
Информационно-издательский модуль
Создание и обновление банка программно-методических материалов, технологий по работе с высокомотивированными и одаренными детьми.
Формирование банка данных психолого-педагогических инноваций по работе с одаренными учащимися.
Обеспечение поддержки Интернет, мультимедиа-ресурсов по различным направлениям работы с одаренными детьми.
Мероприятия по реализации Проекта
№ п/п
Мероприятия
Срок реализации
Ответственные
1
Проведение диагностики признаков одарённости у учащихся(5-9 классов)
2012-2013
Педагог-психолог
2
Создание и ведение единого банка данных способных детей (по биологии с 5-11 классы)
2012-2013
Учителя биологии
3
Разработка индивидуального плана работы и организация индивидуальных занятий с интеллектуально одарёнными детьми по подготовке к олимпиадам,конкурсам различного уровня;
внедрение системы наставничества над каждым одарённым ребёнком
2012-2013
Учителя биологии
Рук.м/о
4
Подготовка и постоянное обновление материалов для работы с одарёнными детьми
2012-2016
Учителя биологии
5
Организация обучения с использованием образовательного ресурса Интернет
2012-2016
Учителя биологии
6
Использование Интернет технологий в работе с одарёнными детьми
2012-2016
Учителя биологии
7
Проведение школьных олимпиад, конкурсов, соревнований по профилям для одаренных детей.
2012-2016
Учителя-предметники,Зам.директора по УВР
8
Участие в научно-практической конференции учащихся среднего звена(5-7 кл),конкурсах рефератов по линии ГОР УО;
Интеллектуальных конкурсов «Terra» «Ак-бота»при РНЦ «Дарын»
2012-2016
Учителя биологии математики
9
Участие учащихся старшего звена(8-11кл)вконкурсах,олимпиадах,соревнованиях научных проектов различного уровня
2012-2016
Учителя-предметники
10
Создание сборника творческих работ победителей конкурсов
2016
Учителя биологии
11
Повышение квалификации педагогов, работающих с одаренными детьми, обучение педагогов новым образовательным технологиям и методикам обучения,использованию диагностического инструментария в работе с одаренными детьми, включая дистанционные курсы
2012-2016
Зам.директора по УВР
12
Материальная поддержка одаренных детей, учреждение ежегодных премий (призов) одаренным детям
2012-2016
Администрация,учителя-предметники
13
Организация мониторинга состояния работы с одаренными детьми (ежегодная и итоговая)
2012-2016
Учителя-предметники,психолог
14
Оказание помощи для внедрения новой оценочной деятельности учащихся и учителей «Портфолио»
2012-2016
Психолог, кл.рук-ли и учителя-предметники
15
Информационная поддержка победителей и призеров олимпиад, конкурсов, соревнований средствами СМИ
2012-2016
Учителя-предметники
16
Изучение, обобщение и распространение передового педагогического опыта по направлению одаренные дети.
2012-2016
Учителя-предметники
17
Подготовка и обновление сайт-страницы "Одаренные дети" на школьном сайте.
2012-2016
Учителя информатики
Результативность проекта
Достижения детей позволяют говорить о достаточно высокой эффективности функционирования созданной системы работы. Мои учащиеся принимая участие в предметных олимпиадах и турнирах районного и областного уровня, являются неоднократными призёрами.С 2006 года выпускники 11-х классов являются обладателями грантов учебных заведений как Республики Казахстан так и Российской Федерации и т.д.
В целях мониторинга состояния работы с одаренными детьми создан банк данных творчески работающих детей, имеющих высокую результативность работы.
Достижения учеников
1.Итоги участия в областных олимпиадах по биологии-экологии.
№
год
класс
ФИО учащихся
предмет
занятое место
1.
2012
10 «а»
Мурзабулатова Айнур
биология
III-место
1.
2011
9 «в»
Мурзабулатова Айнур
биология
III-место
2.
2010
9 «в»
Ищенко Николай
биология
V-место
3.
2009
11 «а»
Богатырёва Екатерина
экология
IV-место
2.Итоги участия в городских олимпиадах по биологии.
№
год
класс
ФИО учащихся
предмет
занятое место
1.
2011-12
10 «а»
Мурзабулатова Айнур
биология
I-место
2.
2011
9 «в»
Мурзабулатова Айнур
биология
II-место
3.
2011
9 «б»
Галиуллин Аманжол
экология
III-место
4.
2010
9 «в»
Ищенко Николай
биология
II-место
5.
2009
8 «б»
Ищенко Николай
биология
IV-место
6.
2009
11 «а»
Богатырёва Екатерина
экология
II-место
7.
2009
11 «а»
Жубанов Орынбек
биология
IV-место
8.
2009
9 «б»
Гилёва Жанна
экология
V-место
9.
2008
9 «а»
Курганов Владимир
биология
III-место
10.
2008
8 «б»
Федорушкин Михаил
биология
III-место
11.
2008
8 «б»
Гилёва Жанна
биология
VI-место
3.Итоги участия на областных конкурсах.
№
год
класс
Ф.И.О. учащихся
название конкурса
занятое место
1.
2011-12
10 «б»
Мубаракшина Лилия
«АлCыс хат»
2.
2007г
8«а»
Гилёва Ж; Маликова С.
«Г_лдер ‰лемі» фестивалінде
«Jайталанбас идеясы» номинациясы.
3.
2005
9 «а»
Аунис А; Алексеева А.
Фестиваль «Планета цветов»
III-место
4.Итоги участия в городских конкурсах.
№
год
класс
ФИО учащихся
название конкурса
Занятое место
1
2011-12
5-8кл
команда
Интелл.конкурс «Terra»
«АлCыс хат»
2.
2011
6 «в»
Мурзабулатов А.
конк.рефератов «Жасыл желек»
II-место
3.
2010
6 «в»
Попова Елена
конк.рефератов «Жасыл желек»
II-место
4.
2009
7 «в»
Федорушкин Евгений
конк.рефератов «Жасыл желек»
III-место
5.
2009
10кл
Команда СОШ№4
«Саябак шеруi»-эколог. марафон
III-место
6.
2009
9 «б»
Гилёва Жанна
Экологический марафон «Сахна торi»
Алгыс хат
7.
2008
6 «б»
Федорушкин Евгений
конк.рефератов «Жасыл желек»
III-место
Достижения учителя
2012- I место на областном конкурсе сборника задач по биологии с экологическим и
национальным содержанием (творческая группа учителей города) в рамках I Съезда
учителей химии и биологии.
2012- III место на областном конкурсе с творческой группой учителей города в рамках I
Съезда учителей химии и биологии.
2010- Диплом за занятое Iместо в областном конкурсе «Лучший
цифровой образовательный ресурс» от начальника
областного управления образования –Бисембаевой С.И.
2009год-Алгыс хат от акима области Западно-Казахстанской
области Измухамбетова Б. педагогическое мастерство и
воспитание подрастающего поколения.
2008 год-Грамота от начальника городского отдела образования
Сапарова Д. К. за педагогическое мастерство , творческий
поиск и достижения в воспитании подрастающего
поколения.
2004 год-Грамота от директора областной станции юных
натуралистов Есбулсинова Е.Н. за активное участие
учащихся в городском празднике «День птиц».
Перспективы развития проекта
В настоящее время приоритетным направлением в работе с одаренными детьми является реализация задач формирования устойчивой мотивации у учеников на созидательное самовыражение личности, расширения сфер приложения способностей детей, поиск новых форм организации познавательной деятельности,
Литература:
Асмолов А.Г. Психология личности. М., 1990.
Блонский П.П. Возрастные особенности детей. М., 1971.
Богоявленская Д.Б. Интеллектуальная активность как проблема творчества. Ростов, 1983.
Бурлачук Л.Ф., Морозов СМ. Словарь-справочник по психологической диагностике. Киев, 1989.
Вайнваг Поль. Десять заповедей творческой личности. М., 1990.
Вопросы психологии способностей / Под ред. В.А. Крутецкого. М.,1973.
Выготский Л.С. Конкретная психология человека //Вестник МГУ. Серия "Психология". 1986. № 1. С. 1119.
Выготский Л. С. Проблема возрастной периодизации детского развития // Вопросы психологии. 1972. № 2. С. 114123.
Гальперин П.Я. К исследованию интеллектуального развития ребёнка // Вопросы психологии. 1969. № 1.
Лейтес Н.С. Способности и одарённость в детские годы. М.
Лейтес Н.С. Умственные способности и возраст. М.
Леонтьев А.Н. О формировании способностей // Вопросы психологии.-1960.- № 1. С.914.
Матюшкин A.M. Концепция творческой одаренности // Вопросы психологии. 1989. № 6.
Рахимов А.З. Формирование творческого мышления школьников в процессе учебной деятельности. Уфа, 1988.
Руководство практического психолога / Под ред. И.В. Дубровиной. В 3-х т.- М., 1995.
Теплов Б.М. Способность и одарённость. Избр. тр. Т 1. М., 1985.
Тэкэке К. Белые вороны (проблемы воспитания одарённых детей). - Ижевск, 1993.
Тэкэке К. Счастливые родители одарённых детей. Ижевск, 1992.
Чудковский В.Э. Концепция творческой одаренности // Вопросы психологии. 1989. № 6.
13 PAGE \* MERGEFORMAT 14515