План-конспект занятия кружка «Пешеходный туризм» на тему «Воды Кубани. Породы рыб. Перодоление рек»

План-конспект занятия кружка «Юный турист» по теме: «ВОДЫ КУБАНИ. ПОРОДЫ РЫБ. ПРЕОДОЛЕНИЕ РЕК»
Дата проведения: 6 марта 2016 г.
Место проведения: спортзал большой
Цели и задачи:
Обучающие:
– дать знания о богатстве Кубани водными ресурсами
– дать знания о происхождении названия р. Кочеты
– дать знания о видовом составе рыб Кубани, различиях в условиях их проживания
– обучить вязке узла «Встречный», способам его применения
– дать знания о происхождении названия Динского района
– дать знания о роли казаков в истории России
– дать знания о казаках-пластунах
Развивающие:
– развивать координацию движения, внимание, точность и правильность выполнения специальных приемов
– отработка навыков вязки узлов: прямой, встречная восьмёрка, шкотовый, булинь, стремя (2 способа), двойной шкотовый, встречный
– отработка навыков передвижения по бревну с использованием горизонтального маятника
– отработка навыков работы с карабинами и верёвкой
– развивать навыки командного взаимодействия и сотрудничества
Воспитательные:
–   воспитывать любовь к Родине 
– воспитывать ответственность, чувство коллективизма, взаимопомощь
– воспитывать стремление к здоровому и активному образу жизни
– экологическое воспитание

Оборудование и средства обучения: ноутбук, презентация «Рыбы Кубани», куски верёвки и репшнура длиной 2-4 м – 15 шт., страховочные системы – 10 шт., верёвка основная – 20 м и 30 м, карабины – 3 шт., бревно гимнастическое, маты – 5 шт., гитара, распечатки с песнями – 8 комплектов, скамейки – 2 шт., тетрадь – 2 шт., ручки – 2шт., настольное табло.
Тип занятия: комбинированный
Продолжительность занятия: 2 часа
Методы: мозговой штурм, рассказ, наглядно-иллюстративный, практические упражнения, игра, репродуктивный, частично-поисковый, соревнование
Формы: индивидуальная, парная, групповая, коллективная

ПЛАН ЗАНЯТИЯ
Организационный момент – строй
Изучение нового материала:
разминка – мозговой штурм
реки Кубани, р. Кочеты
рассказ-презентация «Рыбы Кубани»
Отработка туристских навыков:
переправа через реку по бревну
вязка узлов
разучивание туристских песен
Казачьи игры:
Два мороза
Угадай кто?
Закрепление изученного материала:
игра «Рыбак»
интеллектуальная дуэль
Заключительная часть

ХОД ЗАНЯТИЯ

Организационный момент. (2 мин)
Строй – построение по звеньям.
Доклад вожаков.
Сообщение об основных темах занятия и об интеллектуальной дуэли в конце.

Изучение нового материала
Разминка – мозговой штурм. (3-4 мин)
По звеньям: составить слова-существительные в именительном падеже из букв, входящих в состав слова «Краснодар» (кок, дар, роса, рана, барс, нора, раса, краса, сор, кора, драка, срок, рок, кросс, донка, сон, краска, носок, ) – 2 мин
Проверка – 1 мин.
Победителям троекратное «Ура!»
Рассказ-беседа – о количестве рек на Кубани и происхождении названия р. Кочеты (4-5 мин)
Вопросы-ответы:
Сколько рек в Краснодарском крае? – более 700 больших и малых рек
Крупнейшая река края – Кубань
Куда она впадает? – в Азовское море
Как называется река, протекающая через нашу станицу? – Кочеты
Как переводится её название? – петухи
Какова история названия реки? – рассказ о Суворове
Название реки связывают с именем А. В. Суворова, прибывавшим на Кубани в XVIII в. Существует предание, имеющее разное содержание. В одном из походов А.В. Суворов поставил задачу войскам: в предрассветный период, когда <запоют> первые кочеты (петухи), выйти на определённый рубеж. Этим рубежом оказалась речка, названная в последствии 1-я Кочеты. Ко вторым петухам следовало достичь речки, названной затем 2-е Кочеты, и к третьим петухам форсировать речку 3-е Кочеты. По другому содержанию предания А. В. Суворов перед выступлением отряда войск, который располагался в истоках речки, названной сейчас Кочеты, отдал приказ: <По первым петухам - вставать, по вторым - молиться и завтракать, по третьим - двигаться вперед>. Для этого он ночью кричал на весь лагерь по-петушиному. Поэтому казаки назвали речку Кочеты. Есть и третья версия (возможно не последняя). <В одном из приказов А.В. Суворов указывал: как только пропоет первый кочет - первый привал, запоет второй - ускорить марш, а третий - <решительный штурм>.
Рассказ, сопровождающийся презентацией «Рыбы Кубани» (10 мин)
В реках Краснодарского края обитает около 700 пород рыб
Из них более 100 видов обитает только на Кубани
Всех рыб можно разделить на пресноводных (обитающих в пресной воде рек, озёр, прудов,) и морских (обитающих в солёной воде)
Рассказ о пресноводных породах рыб
Рассказ о морских видах
Рассказ об особенностях морских пород рыб
Рассказ о морских рыбах, которые могут причинить вред человеку
Черноморский дельфин Афалина
Уникальность Азовского моря

Отработка туристских навыков
Отработка навыков переправы по бревну и вязки узлов проходит по звеньям. В этом помогают старшие воспитанники (2-4 человека) в рамках инструкторской подготовки. Звенья работают на этапе 15 минут, затем меняются.
Узлы. Отработка навыков вязки узлов: прямой, встречная восьмёрка, шкотовый, булинь, стремя (2 способа), двойной шкотовый.
Под руководством младшего инструктора-стажёра завязываются все узлы.
Учащиеся, у которых узлы получаются хорошо, ставятся в пару с теми, у кого имеются проблемы, и помогают им устранить отставание под наблюдением и при помощи стажёра-инструктора.
Затем по той же системе изучается узел «Встречный» (15 мин)
Переправа по бревну с горизонтальным маятником.
Для стимуляции вводится элемент соревновательности – работают на время.
Отрабатываются следующие навыки: начало движения – пристегнуть верёвку командного сопровождения в грудную обвязку, закрутить муфту карабина, встать на бревно лицом к течению, загрузить горизонтальный маятник, поинтересоваться готово ли сопровождение; начать движение приставным шагом, слегка откинувшись назад, пройти через бревно, выстегнуть из грудной обвязки командную верёвку, встегнуть её в перильную верёвку, дать команду на другой берег для перетягивания верёвки сопровождения – обратить внимание на командное взаимодействие и взаимопомощь. (15 мин)
Подводятся итоги: Лучшее время звена девочек умножается на 0,85.
Победителям троекратное «Ура!»
Песни под гитару (7-8 мин)
Все садятся на скамейки, берут по одной распечатке на двоих, поём песни под гитару – («Медвежонок», «Алые паруса», «Про друга», )

Казачьи игры
Подвижная казачья игра «Два Мороза» (7-8 мин)
Описание. На противоположных сторонах зала за линиями волейбольной площадки – два «дома». Волейбольная площадка – лес. Выбираются 2 водящих два «Мороза» – которые становятся посередине площадки. По свистку все играющие должны перебежать через лес из одного «дома» в другой. Пойманные и те, кто не успел перебежать через лес в дом до второго свистка (через 20 сек) остаются на том месте, где до них дотронулся «Мороз» или их застал свисток («замёрзли» от долгого нахождения на морозе в лесу). При обратной перебежке играющие пытаются выручить «замороженных», дотрагиваясь до них. «Морозы» мешают этому. После нескольких перебежек водящие меняются. Нельзя выбегать из «дома», чтобы освободить пойманных.
К судейству привлекаются помощники – стажёры.
Игра на скрадывание «Угадай кто?» (8-10 мин)
Игра проводится по звеньям. Инструктора-стажёры помогают.
Предыстория в виде беседы-рассказа.
Почему наш район называется Динским? – Станицу Динская основали казаки-переселенцы с Дона. Они назвали станицу «Донская», но т.к. у них был украинский говор, название звучало с украинским акцентом – «Динская»
А какое название наш район имел до этого (по названию крупной станицы, расположенной рядом с Динской)? – Пластуновский
Откуда такое название? Кто такие «пластуны»? – Пластуны – это казачий спецназ (от слова «распластаться», прячась на местности)
Игра из программы подготовки казачьего спецназа «Угадай, кто»:
Подготовка. Играющие образуют круг. Внутри круга становится водящий.
Описание. Водящий закрывает глаза. Один из играющих подходит к водящему, дотрагивается до него и, изменив голос, называет его имя. После того как игрок вернется на своё место, руководитель разрешает водящему открыть глаза и назвать подходившего. Если он угадает, то его место занимает названный игрок.
Правила: 1) нельзя открывать глаза без разрешения руководителя; 2) возвращаться нужно только на своё место.
Методические указания. Водящего, который несколько раз не угадал, нужно заменить другим. Можно разрешить играющим не произносить имени, а подражать животным и птицам.

Закрепление изученного материала
Игра «Рыбак» проводится по звеньям (параллельно). Инструктора-стажёры помогают) (6-7 мин)
Правила. Играющие встают по кругу. Водящий крутит по земле верёвку-удочку, все стараются её перепрыгнуть. «Попавшийся на удочку», должен назвать одну из пород рыб, обитающих в водах Кубани. Повторяться нельзя.
После этого он снова вступает в игру.
Интеллектуальная дуэль между звеньями (8-10 мин)
Звенья садятся на скамейки на расстоянии 3-5 м друг от друга
Задаются вопросы по содержанию прошедшего занятия (Приложение 1)
Вожак записывает 2-3 словами коллективные ответы
На обсуждение вопроса даётся 20-30 секунд.
По окончании озвучиваются правильные ответы. Подводятся итоги (с помощью инструкторов-стажёров).
За правильные ответы командам начисляются 2 балла (на настольном табло), за частично правильный или неполный ответ – 1 балл
Победителям троекратное «Ура!»

Заключительная часть (2 мин)
Строй. Подведение итогов.
Сегодня все были «Молодцы!»
Похвалим себя троекратным «Ура!»
Девиз: «Будьте готовы!» – «Всегда готовы! За Россию!»
«Вольно!», «Разойдись!»
«Ура!»



Приложение 1

Вопросы-ответы к интеллектуальной дуэли

1. Сколько больших и малых рек в Краснодарском крае? – около 700
2. Сколько пород рыб обитает в реках края? – около 700
3. Как называли казаков из казачьего спецназа – пластуны
4. Какую функцию выполняли казаки – пограничников
5. Назовите узлы для связывания верёвок одинакового диаметра (за неправильное название баллы снимаются) –
прямой, брамшкотовый, встречная восьмёрка
6. Самое богатое в мире море животными и растительными организмами –
Азовское
7. Какую часть карабина необходимо при работе закручивать – муфту
8. Обитатель Чёрного моря – млекопитающее – дельфин Афалина
9. От какого великого полководца пошло название р. Кочеты, и как оно переводится – Суворов, «Петухи»
10. Назовите породы рыб, размеры которых могут превышать рост человека – белуга, осётр, севрюга, сом, щука, акула

15