Рабочая программа по предмету «Основы выбора профессии» для 8 класса

ПРИНЯТО УТВЕРЖДАЮ:
решением педагогического совета Приказ № от «__»___________
МКОУ КСШ № 2 им.Горького
протокол № 1 от 31.08.2016 г. Директор школы:________И.В.Бронников

«___» ______________________2016 г.




Муниципальное казенное образовательное учреждение
Каргатская средняя общеобразовательная школа № 2 им.Горького


Рабочая программа
по предмету
«Основы выбора профессии»
для 8 класса
учителя Зенковой Ирины Олеговны
на 2016-2017 учебный год










Пояснительная записка
Рабочая программа разработана на основе примерной программы учебного курса регионального компонента основного общего образования Новосибирской области по технологии «Основы выбора профессии» 8 класс, которая разработана государственным бюджетным образовательным учреждением дополнительного профессионального образования Новосибирской области «Новосибирским институтом повышения квалификации и переподготовки работников образования» , 2008 год. Разработчики: И.Ю. Мельникова, С.С. Лузан, Е.Б.Слепова.
Программа по технологии «Основы выбора профессии» (8 класс) составлена на основе Минимума содержания образования регионального компонента основного общего образования Новосибирской области по технологии в рамках образовательных стандартов первого поколения.
Содержание программы направлено на достижение следующей цели:
актуализировать процесс профессионального самоопределения учащихся за счет специальной организации их деятельности, включающей получение знаний о себе и мире профессионального труда.
Реализация цели предполагается посредством решения следующих задач:
освоение технологических знаний, технологической культуры с опорой на сведения, полученные при изучении других образовательных областей и предметов регионального (краеведческого) содержания и на основе включения учащихся в разнообразные формы исследовательской и проектной деятельности;
освоение начальных знаний о специфике профессиональной деятельности и новых формах организации труда в Новосибирской области, необходимых для практической деятельности в условиях рыночной экономики и рационального поведения на региональном рынке труда;
овладение умениями анализа приоритетных направлений развития технологий в Новосибирской области, определения потенциальных объектов реализации своих профессиональных намерений и планирования индивидуального профессионального пути с учетом результатов этого анализа,
развитие способностей самостоятельно и осознанно определять свои жизненные и профессиональные планы, исходя из оценки личных интересов и склонностей, текущих и перспективных потребностей рынка труда Новосибирской области;
приобретение опыта соотнесения своих возможностей и ограничений с требованиями профессиональной деятельности в условиях Новосибирской области с помощью включения в систему специально организованной предпрофильной подготовки.


Учебно – тематический план предмета «Основы выбора профессии» 8 класс.
(36 учебных часов в год)

№ п/п
Раздел
Тема раздела
Количест-во часов
Из них





Изучение нового и закрепление
контроль

1.
Введение
Современное общество, образование и профессия человека
1
1
-

2.
Технология современного производства Новосибирской области

12
10
2

2-3

Краткий исторический обзор развития промышленного производства в Новосибирской области
2
2
-

4-7

Современное производство: техники, технологии, производственный процесс и производственные системы
4
3
1

8-9

Современное производство и технолого-экономическое развитие Новосибирской области
2
2
-

10-11

Социальные последствия применения технологий в Новосибирской области
2
2
-

12-13

Экологические последствия применения технологий в Новосибирской области
2
1
1

3.
Профессиональная деятельность и профессиональное самоопределение личности в Новосибирской области

12
9
3

14-17

Профессиональная деятельность и личность
4
3
1

18-19

Притязания человека и его профессиональные планы в условиях Новосибирской области
2
2
-

20-22

Возможности и ограничения личности при выборе профессиональной деятельности. Здоровье человека и выбор профессии
3
2
1

23-25

Профессиональные планы и профессиональная пригодность по сферам трудовой деятельности Новосибирской области
3
2
1

4.
Рынок труда и профессии Новосибирской области

6
5
1

26-27

Современное общество, образование и профессия в Новосибирской области
2
2
-

28-29

Региональный рынок труда и профессий. Рынок труда Новосибирской области
2
2
-

30-31

Карта города Каргата и будущее место работы

2
1
1

5.
Основы проектирования. Экзистенциональное проектирование

5
4
1

32-36

Профессиональное самоопределение личности и планирование индивидуального профессионального пути в Новосибирской области
5
4
1



Всего часов:

36
29
7



Плановых практических работ-7 по 45 минут каждая.

Место предмета в учебном плане
По учебному плану в 8 классе предусмотрено 36 учебных недель, 1 час в неделю.
По примерной программе на изучение предмета в 8 классе отводится 36 часов. Рабочая программа полностью соответствует данной программе.
Учебно – методическая литература
Твоя профессиональная карьера: учеб. для 8-9 кл. общеобразовательных учреждений. Под редакцией С.Н. Чистяковой.
«Выбор профессии: оценка готовности школьников». Под редакцией С. Н. Чистяковой. Издательство «Вако» Москва 2009год.
«Твоя будущая профессия». Сборник тестов по профессиональной ориентации. Автор Н. В. Тутубалина. Издательство: Ростов – на - Дону «Феникс» 2006год.
«Выбор профессии: тесты способностей». Автор Джим Барретт. «Издательство Астрель» Москва 2006год.
«Выбор профессии» тренинг для подростков. Автор Ю. В. Тюшев. Издательство «Питер Пресс» Санкт-Петербург 2009год.
Профориентация через игру. Методические рекомендации для организаторов профориентационной работы. - Новосибирск, 1990.
Прошицкая Е.Н. Выбирайте профессию. Учебное пособие для учащихся старших классов средней школы. - М.: «Просвещение», 1991.

Сведения о проведении аттестации
Промежуточная аттестация осуществляется в конце учебного года в форме средне четвертной отметки. Округление результата проводится в пользу обучающегося.
При промежуточной аттестации обучающихся применяется пятибалльная система оценивания.

Требования к уровню подготовки учащихся
В результате изучение курса «Основы выбора профессии» обучающийся должен:
Знать/понимать:
понятие техники и технологии, традиционные технологии и способы обработки материалов, народные ремесла и промыслы, распространенные в Новосибирской области;
роль технических и промышленных революций XVIII, XIX, XX вв., современной технологической революции, новых технологий, науки и производства в развитии Новосибирской области;
вклад новосибирских ученых в технологии современного промышленного производства;
понятие производственных систем, их виды; понятие предприятия как производственной системы; понятие производственного процесса; производственного цикла, формы организации производства;
общую характеристику экономического состояния и потенциала Новосибирской области, основные агропромышленные комплексы и технологии Новосибирской области: виды, общие элементы технологий;
понятие и компоненты технологической культуры, роль технологической культуры в развитии современного производства;
тенденции и приоритетные направления развития технологий в Новосибирской области;
социальные и экологические последствия внедрения современных технологий в Новосибирской области, воздействие общественного производства и быта на окружающую среду региона и здоровье человека;
направления природоохранной деятельности в регионе по защите человека от негативных последствий хозяйственной деятельности в Новосибирской области;
понятие профессиональной и трудовой деятельности, типы, виды, режимы работы в государственном секторе, на негосударственных предприятиях, направления трудовой деятельности Новосибирской области;
понятие индивидуальной трудовой и творческой деятельности;
понятие о профессии, специальности, квалификации работника, сущность понятий «профессиограмма», «психограмма профессии»;
профессии и специальности с точки зрения гарантии трудоустройства населения в Новосибирской области;
сущность понятий: «профессиональный интерес», «склонности», «профессиональная пригодность», «профессиональные планы»;
профессионально важные качества личности по сферам труда Новосибирской области, их значение в профессиональной деятельности;
роль здоровья при выборе профессии, важность соотнесения содержания и условий труда физическим возможностям человека, состояния здоровья с требованиями избираемой профессии в условиях Сибири и Новосибирской области;
медицинские противопоказания к различным группам профессий; неблагоприятные факторы труда в некоторых отраслях промышленности Новосибирской области; перечень профессий, противопоказанных при различных отклонениях состояния здоровья в отраслях промышленности Новосибирской области;
основные положения Закона об охране труда Российской Федерации; способы укрепления здоровья в соответствии с требованиями профессии;
состояние и ценности современного общества Сибирского региона и Новосибирской области, отражение изменений в современном обществе в мире профессионального труда, влияние техники и технологий на виды и содержание труда в Новосибирской области;
понятие рынка труда и профессий; образование и профессии, востребованные в регионе и Новосибирской области; маршруты профессионального успеха в Новосибирской области, (городе, районном центре);
процесс и результат профессионального самоопределения и профессионального планирования; формы профессионального планирования, алгоритм построения индивидуального профессионального плана с учетом своих профессиональных интересов, склонностей, качеств, возможностей и ограничений, а также потребностей рынка труда Новосибирской области; этапы выполнения учебного мини-проекта по определению профессиональных намерений.
Уметь:
ориентироваться в современном состоянии экономики, техники и технологий производства в Новосибирской области, в тенденциях и приоритетных направлениях их развития;
соотносить состояние своего здоровья с требованиями избираемой профессии, учитывать свои профессиональные интересы, склонности, качества личности и данные о состоянии здоровья при выборе профессии в условиях Сибири и Новосибирской области;
ориентироваться в современном состоянии рынка труда, определять маршруты профессионального успеха в Новосибирской области;
выполнять учебный мини-проект по определению своих профессиональных намерений.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
для осознанного выбора сферы профессиональной деятельности, в рамках приоритетных направлений развития технологий в Новосибирской области;
для осознанного профессионального самоопределения и построения профессиональных планов в условиях Сибирского региона и Новосибирской области с учетом профессиональных интересов, склонностей и качеств личности, её возможностей и ограничений;
для осознанного выбора направления (сферы и профиля) трудовой деятельности с учетом потребностей регионального рынка труда (Новосибирской области, города, районного центра);
для планирования индивидуального профессионального пути в условиях Сибирского региона и Новосибирской области.


















Календарно- тематическое планирование

Календарно- тематическое планирование

№ урока
Дата
Название раздела и кол-во часов
Тема урока
Изучаемые понятия
Средства обучения
Вид контроля за уровнем усвоенного
Домашнее задание

1

Введение
Современное общество, образование и профессия человека



Конспект

2





Технологии современного производства Новосибирской области (12 часов)
Краткий исторический обзор развития промышленного производства в Новосибирской области (2 часа)
Краткий исторический обзор развития промышленного производства в Новосибирской области
Промышленное производство


Конспект

3


Технологические революции в истории человечества
Технологические революции
Презентация

Конспект

4

Современное производство: техники, технологии, производственный процесс и производственные системы (4 часа)
Понятие процессов техники, технологии и современного производства.

Техника, технология

Пр.р.


5


Производственные системы и их виды

Производственные системы


Конспект

6


Формы организации производства


Презентация

Конспект

7


Организация основных производств на предприятиях



Конспект

8



Современное производство и технолого-экономическое развитие Новосибирской области (2 часа)
Агропромышленные комплексы и технологии Новосибирской области
Агропромышленные комплексы


Конспект

9


Понятие и компоненты технологической культуры
Технологическая культура


Конспект

10



Социальные последствия применения технологий в Новосибирской области (2 часа)
Этические проблемы разработки техники и технологий.



Конспект

11


Безработица как проблема современного производства
Безработица
Презентация

Конспект

12



Экологические последствия применения технологий в Новосибирской области (2 часа)
Воздействия общественного производства и быта на окружающую среду региона.
Экология


Доклады

13


Воздействие на здоровье человека химических и физических факторов окружающей среды

Презентация
Пр. р.
Доклады

14

Профессиональная деятельность и профессиональное самоопределение личности в Новосибирской области (12 часов).
Профессиональная деятельность и личность (4 часа)

Профессиональная деятельность: понятие, типы, виды, режимы работы
Профессиональная деятельность


Конспект

15


Трудовая деятельность: понятие, направления

Трудовая деятельность


Подгот. к пр.р.

16


Сущность понятий «профессия», «специальность», «квалификация работника». Формула профессий.
Профессия, специальность, квалификация

Пр. р.
Конспект

17


Сущность понятия «конкурентоспособность профессии» (специальности).
Конкурентоспособность


Сообщения


18



Притязания человека и его профессиональные планы в условиях Новосибирской области (2 часа)

Притязания человека, его профессиональные планы и профессиональное самоопределение: понятия, их взаимосвязь и взаимообусловленность.
Притязания человека, профессиональный план, профессиональное самоопределение
Презентация

Конспект

19











Профессиональные достижения, показатели профессиональных успехов и достижений.



Конспект

20

Возможности и ограничения личности при выборе профессиональной деятельности. Здоровье человека и выбор профессии (3 часа)

Содержание, условия труда, физические возможности и здоровье человека.
Условия труда


Конспект

21


Неблагоприятные факторы труда в некоторых отраслях промышленности Новосибирской области.

Презентация

Конспект
Доклады

22


Основы законодательства Российской Федерации об охране труда.

Презентация
Пр.р.
Конспект

23

Профессиональные планы и профессиональная пригодность по сферам трудовой деятельности Новосибирской области (3 часа).
Целеполагание и жизненные смыслы.




Конспект

24


Профессиональный интерес, склонности: сущность понятий, характеристика этапов развития.
Профессиональный интерес, склонности
Презентация, диагн. мат-л.

Подгот. к пр.р.

25


Профессиональные планы и профессиональная пригодность как мера соответствия человека его профессии
Профессиональная пригодность

Пр.р.
Конспект

26

Рынок труда и профессии Новосибирской области (6 часов).
Современное общество, образование и профессия в Новосибирской области (2 часа).
Ценности и изменения в современном обществе, их отражение в мире профессионального труда
Новосибирской области.
Ценности


Конспект

27


Индивидуальные и профессиональные качества как ценность современного общества.



Конспект

28

Региональный рынок труда и профессий. Рынок труда Новосибирской области (2 часа)
Региональный рынок труда и профессий: понятие, конъюнктура труда и профессий Сибирского региона и Новосибирской области.
Конъюктура труда
Презентация

Сообщения

29


Востребованность различных видов профессионального труда в области.



Конспект

30

Карта города Каргата и будущее место работы (2 часа)

Карта города (районного центра) и будущее место работы.

Карта НСО, Каргата

Конспект

31


Построение маршрута профессионального успеха в городе (районном центре).
Профессиональный маршрут

Пр.р.
Построение собств. проф. маршрута

32

Основы проектирования. Экзистенциональное проектирование (5 часов).
Профессиональное самоопределение личности и планирование индивидуального профессионального пути в Новосибирской области (5 часов).

Профессиональное самоопределение.
Профессиональное самоопределение


Конспект

33


Профессиональное планирование
Профессиональное планирование


Конспект

34


Планирование индивидуального профессионального пути – мини-проект



Подг. мини-проект «Мои проф. намерения»

35


Этапы выполнения учебного мини-проекта





36


Защита мини-проектов «Мои профессиональные намерения»


Пр.р.


36


Защита мини-проектов «Мои профессиональные намерения»