Рабочая программа по предмету «Основы выбора профессии» для 8 класса
ПРИНЯТО УТВЕРЖДАЮ:
решением педагогического совета Приказ № от «__»___________
МКОУ КСШ № 2 им.Горького
протокол № 1 от 31.08.2016 г. Директор школы:________И.В.Бронников
«___» ______________________2016 г.
Муниципальное казенное образовательное учреждение
Каргатская средняя общеобразовательная школа № 2 им.Горького
Рабочая программа
по предмету
«Основы выбора профессии»
для 8 класса
учителя Зенковой Ирины Олеговны
на 2016-2017 учебный год
Пояснительная записка
Рабочая программа разработана на основе примерной программы учебного курса регионального компонента основного общего образования Новосибирской области по технологии «Основы выбора профессии» 8 класс, которая разработана государственным бюджетным образовательным учреждением дополнительного профессионального образования Новосибирской области «Новосибирским институтом повышения квалификации и переподготовки работников образования» , 2008 год. Разработчики: И.Ю. Мельникова, С.С. Лузан, Е.Б.Слепова.
Программа по технологии «Основы выбора профессии» (8 класс) составлена на основе Минимума содержания образования регионального компонента основного общего образования Новосибирской области по технологии в рамках образовательных стандартов первого поколения.
Содержание программы направлено на достижение следующей цели:
актуализировать процесс профессионального самоопределения учащихся за счет специальной организации их деятельности, включающей получение знаний о себе и мире профессионального труда.
Реализация цели предполагается посредством решения следующих задач:
освоение технологических знаний, технологической культуры с опорой на сведения, полученные при изучении других образовательных областей и предметов регионального (краеведческого) содержания и на основе включения учащихся в разнообразные формы исследовательской и проектной деятельности;
освоение начальных знаний о специфике профессиональной деятельности и новых формах организации труда в Новосибирской области, необходимых для практической деятельности в условиях рыночной экономики и рационального поведения на региональном рынке труда;
овладение умениями анализа приоритетных направлений развития технологий в Новосибирской области, определения потенциальных объектов реализации своих профессиональных намерений и планирования индивидуального профессионального пути с учетом результатов этого анализа,
развитие способностей самостоятельно и осознанно определять свои жизненные и профессиональные планы, исходя из оценки личных интересов и склонностей, текущих и перспективных потребностей рынка труда Новосибирской области;
приобретение опыта соотнесения своих возможностей и ограничений с требованиями профессиональной деятельности в условиях Новосибирской области с помощью включения в систему специально организованной предпрофильной подготовки.
Учебно – тематический план предмета «Основы выбора профессии» 8 класс.
(36 учебных часов в год)
№ п/п
Раздел
Тема раздела
Количест-во часов
Из них
Изучение нового и закрепление
контроль
1.
Введение
Современное общество, образование и профессия человека
1
1
-
2.
Технология современного производства Новосибирской области
12
10
2
2-3
Краткий исторический обзор развития промышленного производства в Новосибирской области
2
2
-
4-7
Современное производство: техники, технологии, производственный процесс и производственные системы
4
3
1
8-9
Современное производство и технолого-экономическое развитие Новосибирской области
2
2
-
10-11
Социальные последствия применения технологий в Новосибирской области
2
2
-
12-13
Экологические последствия применения технологий в Новосибирской области
2
1
1
3.
Профессиональная деятельность и профессиональное самоопределение личности в Новосибирской области
12
9
3
14-17
Профессиональная деятельность и личность
4
3
1
18-19
Притязания человека и его профессиональные планы в условиях Новосибирской области
2
2
-
20-22
Возможности и ограничения личности при выборе профессиональной деятельности. Здоровье человека и выбор профессии
3
2
1
23-25
Профессиональные планы и профессиональная пригодность по сферам трудовой деятельности Новосибирской области
3
2
1
4.
Рынок труда и профессии Новосибирской области
6
5
1
26-27
Современное общество, образование и профессия в Новосибирской области
2
2
-
28-29
Региональный рынок труда и профессий. Рынок труда Новосибирской области
2
2
-
30-31
Карта города Каргата и будущее место работы
2
1
1
5.
Основы проектирования. Экзистенциональное проектирование
5
4
1
32-36
Профессиональное самоопределение личности и планирование индивидуального профессионального пути в Новосибирской области
5
4
1
Всего часов:
36
29
7
Плановых практических работ-7 по 45 минут каждая.
Место предмета в учебном плане
По учебному плану в 8 классе предусмотрено 36 учебных недель, 1 час в неделю.
По примерной программе на изучение предмета в 8 классе отводится 36 часов. Рабочая программа полностью соответствует данной программе.
Учебно – методическая литература
Твоя профессиональная карьера: учеб. для 8-9 кл. общеобразовательных учреждений. Под редакцией С.Н. Чистяковой.
«Выбор профессии: оценка готовности школьников». Под редакцией С. Н. Чистяковой. Издательство «Вако» Москва 2009год.
«Твоя будущая профессия». Сборник тестов по профессиональной ориентации. Автор Н. В. Тутубалина. Издательство: Ростов – на - Дону «Феникс» 2006год.
«Выбор профессии: тесты способностей». Автор Джим Барретт. «Издательство Астрель» Москва 2006год.
«Выбор профессии» тренинг для подростков. Автор Ю. В. Тюшев. Издательство «Питер Пресс» Санкт-Петербург 2009год.
Профориентация через игру. Методические рекомендации для организаторов профориентационной работы. - Новосибирск, 1990.
Прошицкая Е.Н. Выбирайте профессию. Учебное пособие для учащихся старших классов средней школы. - М.: «Просвещение», 1991.
Сведения о проведении аттестации
Промежуточная аттестация осуществляется в конце учебного года в форме средне четвертной отметки. Округление результата проводится в пользу обучающегося.
При промежуточной аттестации обучающихся применяется пятибалльная система оценивания.
Требования к уровню подготовки учащихся
В результате изучение курса «Основы выбора профессии» обучающийся должен:
Знать/понимать:
понятие техники и технологии, традиционные технологии и способы обработки материалов, народные ремесла и промыслы, распространенные в Новосибирской области;
роль технических и промышленных революций XVIII, XIX, XX вв., современной технологической революции, новых технологий, науки и производства в развитии Новосибирской области;
вклад новосибирских ученых в технологии современного промышленного производства;
понятие производственных систем, их виды; понятие предприятия как производственной системы; понятие производственного процесса; производственного цикла, формы организации производства;
общую характеристику экономического состояния и потенциала Новосибирской области, основные агропромышленные комплексы и технологии Новосибирской области: виды, общие элементы технологий;
понятие и компоненты технологической культуры, роль технологической культуры в развитии современного производства;
тенденции и приоритетные направления развития технологий в Новосибирской области;
социальные и экологические последствия внедрения современных технологий в Новосибирской области, воздействие общественного производства и быта на окружающую среду региона и здоровье человека;
направления природоохранной деятельности в регионе по защите человека от негативных последствий хозяйственной деятельности в Новосибирской области;
понятие профессиональной и трудовой деятельности, типы, виды, режимы работы в государственном секторе, на негосударственных предприятиях, направления трудовой деятельности Новосибирской области;
понятие индивидуальной трудовой и творческой деятельности;
понятие о профессии, специальности, квалификации работника, сущность понятий «профессиограмма», «психограмма профессии»;
профессии и специальности с точки зрения гарантии трудоустройства населения в Новосибирской области;
сущность понятий: «профессиональный интерес», «склонности», «профессиональная пригодность», «профессиональные планы»;
профессионально важные качества личности по сферам труда Новосибирской области, их значение в профессиональной деятельности;
роль здоровья при выборе профессии, важность соотнесения содержания и условий труда физическим возможностям человека, состояния здоровья с требованиями избираемой профессии в условиях Сибири и Новосибирской области;
медицинские противопоказания к различным группам профессий; неблагоприятные факторы труда в некоторых отраслях промышленности Новосибирской области; перечень профессий, противопоказанных при различных отклонениях состояния здоровья в отраслях промышленности Новосибирской области;
основные положения Закона об охране труда Российской Федерации; способы укрепления здоровья в соответствии с требованиями профессии;
состояние и ценности современного общества Сибирского региона и Новосибирской области, отражение изменений в современном обществе в мире профессионального труда, влияние техники и технологий на виды и содержание труда в Новосибирской области;
понятие рынка труда и профессий; образование и профессии, востребованные в регионе и Новосибирской области; маршруты профессионального успеха в Новосибирской области, (городе, районном центре);
процесс и результат профессионального самоопределения и профессионального планирования; формы профессионального планирования, алгоритм построения индивидуального профессионального плана с учетом своих профессиональных интересов, склонностей, качеств, возможностей и ограничений, а также потребностей рынка труда Новосибирской области; этапы выполнения учебного мини-проекта по определению профессиональных намерений.
Уметь:
ориентироваться в современном состоянии экономики, техники и технологий производства в Новосибирской области, в тенденциях и приоритетных направлениях их развития;
соотносить состояние своего здоровья с требованиями избираемой профессии, учитывать свои профессиональные интересы, склонности, качества личности и данные о состоянии здоровья при выборе профессии в условиях Сибири и Новосибирской области;
ориентироваться в современном состоянии рынка труда, определять маршруты профессионального успеха в Новосибирской области;
выполнять учебный мини-проект по определению своих профессиональных намерений.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
для осознанного выбора сферы профессиональной деятельности, в рамках приоритетных направлений развития технологий в Новосибирской области;
для осознанного профессионального самоопределения и построения профессиональных планов в условиях Сибирского региона и Новосибирской области с учетом профессиональных интересов, склонностей и качеств личности, её возможностей и ограничений;
для осознанного выбора направления (сферы и профиля) трудовой деятельности с учетом потребностей регионального рынка труда (Новосибирской области, города, районного центра);
для планирования индивидуального профессионального пути в условиях Сибирского региона и Новосибирской области.
Календарно- тематическое планирование
Календарно- тематическое планирование
№ урока
Дата
Название раздела и кол-во часов
Тема урока
Изучаемые понятия
Средства обучения
Вид контроля за уровнем усвоенного
Домашнее задание
1
Введение
Современное общество, образование и профессия человека
Конспект
2
Технологии современного производства Новосибирской области (12 часов)
Краткий исторический обзор развития промышленного производства в Новосибирской области (2 часа)
Краткий исторический обзор развития промышленного производства в Новосибирской области
Промышленное производство
Конспект
3
Технологические революции в истории человечества
Технологические революции
Презентация
Конспект
4
Современное производство: техники, технологии, производственный процесс и производственные системы (4 часа)
Понятие процессов техники, технологии и современного производства.
Техника, технология
Пр.р.
5
Производственные системы и их виды
Производственные системы
Конспект
6
Формы организации производства
Презентация
Конспект
7
Организация основных производств на предприятиях
Конспект
8
Современное производство и технолого-экономическое развитие Новосибирской области (2 часа)
Агропромышленные комплексы и технологии Новосибирской области
Агропромышленные комплексы
Конспект
9
Понятие и компоненты технологической культуры
Технологическая культура
Конспект
10
Социальные последствия применения технологий в Новосибирской области (2 часа)
Этические проблемы разработки техники и технологий.
Конспект
11
Безработица как проблема современного производства
Безработица
Презентация
Конспект
12
Экологические последствия применения технологий в Новосибирской области (2 часа)
Воздействия общественного производства и быта на окружающую среду региона.
Экология
Доклады
13
Воздействие на здоровье человека химических и физических факторов окружающей среды
Презентация
Пр. р.
Доклады
14
Профессиональная деятельность и профессиональное самоопределение личности в Новосибирской области (12 часов).
Профессиональная деятельность и личность (4 часа)
Профессиональная деятельность: понятие, типы, виды, режимы работы
Профессиональная деятельность
Конспект
15
Трудовая деятельность: понятие, направления
Трудовая деятельность
Подгот. к пр.р.
16
Сущность понятий «профессия», «специальность», «квалификация работника». Формула профессий.
Профессия, специальность, квалификация
Пр. р.
Конспект
17
Сущность понятия «конкурентоспособность профессии» (специальности).
Конкурентоспособность
Сообщения
18
Притязания человека и его профессиональные планы в условиях Новосибирской области (2 часа)
Притязания человека, его профессиональные планы и профессиональное самоопределение: понятия, их взаимосвязь и взаимообусловленность.
Притязания человека, профессиональный план, профессиональное самоопределение
Презентация
Конспект
19
Профессиональные достижения, показатели профессиональных успехов и достижений.
Конспект
20
Возможности и ограничения личности при выборе профессиональной деятельности. Здоровье человека и выбор профессии (3 часа)
Содержание, условия труда, физические возможности и здоровье человека.
Условия труда
Конспект
21
Неблагоприятные факторы труда в некоторых отраслях промышленности Новосибирской области.
Презентация
Конспект
Доклады
22
Основы законодательства Российской Федерации об охране труда.
Презентация
Пр.р.
Конспект
23
Профессиональные планы и профессиональная пригодность по сферам трудовой деятельности Новосибирской области (3 часа).
Целеполагание и жизненные смыслы.
Конспект
24
Профессиональный интерес, склонности: сущность понятий, характеристика этапов развития.
Профессиональный интерес, склонности
Презентация, диагн. мат-л.
Подгот. к пр.р.
25
Профессиональные планы и профессиональная пригодность как мера соответствия человека его профессии
Профессиональная пригодность
Пр.р.
Конспект
26
Рынок труда и профессии Новосибирской области (6 часов).
Современное общество, образование и профессия в Новосибирской области (2 часа).
Ценности и изменения в современном обществе, их отражение в мире профессионального труда
Новосибирской области.
Ценности
Конспект
27
Индивидуальные и профессиональные качества как ценность современного общества.
Конспект
28
Региональный рынок труда и профессий. Рынок труда Новосибирской области (2 часа)
Региональный рынок труда и профессий: понятие, конъюнктура труда и профессий Сибирского региона и Новосибирской области.
Конъюктура труда
Презентация
Сообщения
29
Востребованность различных видов профессионального труда в области.
Конспект
30
Карта города Каргата и будущее место работы (2 часа)
Карта города (районного центра) и будущее место работы.
Карта НСО, Каргата
Конспект
31
Построение маршрута профессионального успеха в городе (районном центре).
Профессиональный маршрут
Пр.р.
Построение собств. проф. маршрута
32
Основы проектирования. Экзистенциональное проектирование (5 часов).
Профессиональное самоопределение личности и планирование индивидуального профессионального пути в Новосибирской области (5 часов).
Профессиональное самоопределение.
Профессиональное самоопределение
Конспект
33
Профессиональное планирование
Профессиональное планирование
Конспект
34
Планирование индивидуального профессионального пути – мини-проект
Подг. мини-проект «Мои проф. намерения»
35
Этапы выполнения учебного мини-проекта
36
Защита мини-проектов «Мои профессиональные намерения»
Пр.р.
36
Защита мини-проектов «Мои профессиональные намерения»