Рабочая программа элективного курса по обществознанию Социальные институты РФ

Пояснительная записка.
Рабочая программа по обществознанию предназначена для обучающихся 9 класса. Программа составлена на основе следующих нормативно-правовых актов:
Федеральный закон « Об образовании в Российской федерации» от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ;
Федерального перечня учебников, рекомендованных Министерством образования и науки РФ к использованию в образовательном процессе на 2014-2015 учебный год;
Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России;
Рабочей программы Боголюбова Л.Н., Городецкой Н.И., Иванова Л.Ф., Лазебникова А.Ю., Матвеева А.И. (2011 г.);
Программа рассчитана на 17 часов (1 час в неделю).
Цели изучения курса
Изучение обществознания в основной школе направлено на достижение следующих целей:
развитие личности в ответственный период социального взросления человека, ее познавательных интересов, критического мышления в процессе восприятия социальной (в том числе экономической и правовой) информации и определения собственной позиции; нравственной и правовой культуры, экономического образа мышления, способности к самоопределению и самореализации;
воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, уважения к социальным нормам; приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции РФ;
освоение на уровне функциональной грамотности системы знаний, необходимых для социальной адаптации: об обществе; основных социальных ролях; о позитивно оцениваемых обществом качествах личности, позволяющих успешно взаимодействовать в социальной среде; сферах человеческой деятельности; способах регулирования общественных отношений; механизмах реализации и защиты прав человека и гражданина;
формирование опыта применения полученных знаний для решения типичных задач в области социальных отношений; экономической и гражданско-общественной деятельности; межличностных отношений; отношений между людьми различных национальностей и вероисповеданий; самостоятельной познавательной деятельности; правоотношений; семейно-бытовых отношений.

Характеристика содержания курса «Обществознание»
Структура курса и последовательность предъявления материала.
Последовательность обусловлена, помимо учета общих принципов отбора содержания и логики его развертывания, также особенностями построения учебного содержания курса для обучающихся - подростков.
Изучение содержания курса по обществознанию в основной школе осуществляется во взаимосвязи с содержанием программ дополнительного образования, деятельностью детских общественных организаций, реальной жизнью школьного коллектива. Одной из задач этой работы выступает создание иммунитета и формирование нетерпимости к правонарушениям, наркомании, другим негативным явлениям.
Достижение поставленных целей, успешное овладение учебным содержанием данного предмета предполагают использование разнообразных средств и методов обучения. На первой ступени основной школы, когда обучающиеся только начинают систематическое изучение содержания курса по обществознанию, особое значение приобретают методы, помогающие раскрытию и конкретизации рассматриваемых понятий и положений, связи обобщенных знаний курса с личным социальным опытом, с собственными наблюдениями обучающихся и с их уже сложившимися представлениями о социальной жизни и поведении людей в обществе. Развитию у обучающихся 9 классов готовности к правомерному и нравственно одобряемому поведению поможет реконструкция и анализ с позиций норм морали и права типичных социальных ситуаций, сложившихся практик поведения.
Особого внимания требует использование в учебном процессе законодательных источников.
Программа призвана помочь выпускникам основной школы осуществить осознанный выбор путей продолжения образования, а также будущей профессиональной деятельности. Познакомить их с деятельностью основных социальных институтов Российской Федерации.

Планируемые результаты освоения курса
Личностные результаты:
мотивированность на посильное и созидательное участие в жизни общества;
заинтересованность не только в личном успехе, но и в благополучии и процветании своей страны;
ценностные ориентиры, основанные на идеях патриотизма, любви и уважения к Отечеству; необходимости поддержания гражданского мира и согласия; отношении к человеку, его правам и свободам как высшей ценности; стремлении к укреплению исторически сложившегося государственного единства; признании равноправия народов, единства разнообразных культур; убежденности в важности для общества семьи и семейных традиций; осознании своей ответственности за страну перед нынешним и грядущими поколениями.
Метапредметные результаты
умение сознательно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата);
умение объяснять явления и процессы социальной действительности с научных позиций; рассматривать их комплексно в контексте сложившихся реалий и возможных перспектив;
способность анализировать реальные социальные ситуации, выбирать адекватные способы деятельности и модели поведения в рамках реализуемых основных социальных ролей, свойственных подросткам;
овладение различными видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия) и следовании этическим нормам и правилам ведения диалога;
умение выполнять познавательные и практические задания, в том числе с использованием проектной деятельности на уроках и в доступной социальной практике, на:
1). Использование элементов причинно-следственного анализа;
2). Исследование несложных реальных связей и зависимостей;
3). Определение сущностных характеристик изучаемого объекта, выбор верных критериев для сравнения, сопоставления, оценки объектов;
4). Поиск и извлечение нужной информации по заданной теме в адаптированных источниках различного типа;
5). Перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст и др.); выбор знаковых систем адекватно познавательной и коммуникативной ситуации;
6). Подкрепление изученных положений конкретными примерами;
7). Оценку своих учебных достижений, поведения, черт своей личности с учетом мнения других людей, в том числе для корректировки собственного поведения в окружающей среде; выполнение в повседневной жизни этических и правовых норм, экологических требований;
8). Определение собственного отношения к явлениям современной жизни, формулирование своей точки зрения.
Предметные результаты:
относительно целостное представление об обществе и человеке, о сферах и областях общественной жизни, механизмах и регуляторах деятельности людей;
знание ряд ключевых понятий об основных социальных объектах; умение объяснять с опорой на эти понятия явления социальной действительности;
знания, умения и ценностные установки, необходимые для сознательного выполнения старшими подростками основных социальных ролей в пределах своей дееспособности;
умения находить нужную социальную информацию в педагогически отобранных источниках; адекватно ее воспринимать, применяя основные обществоведческие термины и понятия; преобразовывать в соответствии с решаемой задачей (анализировать, обобщать, систематизировать, конкретизировать имеющиеся данные, соотносить их с собственными знаниями); давать оценку общественным явлениям с позиций одобряемых в современном российском обществе социальных ценностей;
понимание побудительной роли мотивов в деятельности человека, места ценностей в мотивационной структуре личности, их значения в жизни человека и развитии общества;
знание основных нравственных и правовых понятий, норм и правил, понимание их роли как решающих регуляторов общественной жизни; умение применять эти нормы и правила к анализу и оценке реальных социальных ситуаций; установка на необходимость руководствоваться этими нормами и правилами в собственной повседневной жизни;
приверженность гуманистическим и демократическим ценностям, патриотизм и гражданственность;
знание особенностей труда как одного из основных видов деятельности человека, основных требований трудовой этики в современном обществе, правовых норм, регулирующих трудовую деятельность несовершеннолетних;
понимание значения трудовой деятельности для личности и для общества;
понимание специфики познания мира средствами искусства в соотнесении с другими способами познания;
понимание роли искусства в становлении личности и в жизни общества;
знание определяющих признаков коммуникативной деятельности в сравнении с другими видами деятельности;
знание новых возможностей для коммуникации в современном обществе; умение использовать современные средства связи и коммуникации для поиска и обработки необходимой социальной информации;
понимание языка массовой социально-политической коммуникации, позволяющее осознанно воспринимать соответствующую информацию; умение различать факты, аргументы, оценочные суждения;
понимание значения коммуникации в межличностном общении;
умение взаимодействовать в ходе выполнения групповой работы, вести диалог, участвовать в дискуссии, аргументировать собственную точку зрения;
знакомство с отдельными приемами и техниками преодоления конфликтов.


Таблица распределения часов.
№ п/п
Тема занятия
Количество часов



Всего
Теория
Практика


Вводное занятие. Определение понятия социальный институт.
1
1


I
Политические институты
5
4
1

1
Государство основной институт
1
1


2
Институт президентства
1
1


3-4
Политические партии
2
1
1

5
Институт права
1
1


I I
Социальные институты
4
3
1

6
Институт брака и семьи
1
1


7
Институт здравоохранения
1
1


8
Институт социального обеспечения
1
1


I I I
Экономические институты
6
4
2

9-10
Институт предпринимательства
2
1
1

11
Институт частной собственности
1
1


12
Рынок как экономический институт
1
1


13-14
Институт труда
1
1
1

I V
Институты духовной сферы
2
2


15
Институт религии
1
1


16
Институт образования
1
1


17
Итоговое занятие
1

1


Итого
17
13
4









Содержание
Раздел I . Политические институты (5 часов: 4 часа теоретических занятий и 1 час практическое занятие)
Занятие №1 Государство основной институт (1 час).
Определение понятия государство. Функции государства: внутренние внешние. Формы правления. Формы территориально административного устройства. Режимы правления. Разделение власти на три ветви: законодательную, исполнительную, судебную. Государственные органы РФ.
Занятие №2 Институт президентства(1 час).
Определение понятия президент. Работа с текстом Конституции РФ. Полномочия президента. Порядок выбора и порядок смещения президента.
Занятие №3 Политические партии (1 час - теоретическое).
Политические партии как социальные институты. Определение понятия политическая партия. Функции политических партий. Работа с выдержками из текста «Федерального закона от 11 июля 2001 г. N 95-ФЗ "О политических партиях"». Изучение уставов и программ наиболее крупных российских политических партий.
Занятие №4 Политические партии(1 час - практическое).
Учащиеся, разбившись на группы, создают свои политические партии и знакомят друг друга с ними.
Занятие №5 Институт права(1 час).
Определение понятия право, нормы права. Знакомство с отраслями права, путем изучения выдержек из Административного кодекса РФ, Уголовного кодекса РФ, Гражданского кодекса РФ, Трудового кодекса РФ.

Раздел II. Социальные институты (4 часа: 3 часа теоретических занятий и 1 час практическое занятие)
Занятие № 6 Институт брака и семьи(1 час).
Повторение понятий брак, семья. Функции семьи в обществе. Изучение выдержек из текста Семейного кодекса РФ. Изучения порядка заключения и расторжения брака. Права и обязанности родителей, права и обязанности детей.
Занятие №7 Институт здравоохранения(1 час).
Знакомство с понятием здравоохранение. Изучение структуры органов здравоохранения РФ. Знакомство с выдержками из нормативных актов, регулирующих деятельность органов здравоохранения.
Занятие № 8 Институт социального обеспечения(1 час).
Рассмотрение понятия социальное обеспечение. Изучение структуры органов социального обеспечения РФ. Знакомство с выдержками из нормативных актов, регулирующих деятельность органов социального обеспечения.

Раздел I I I. Экономические институты (6 часа: 4 часа теоретических занятий и 2 час практическое занятие)
Занятие № 9 Институт предпринимательства (1 час - теоретическое).
Определение понятия предпринимательство. Изучения выдержек из «Федерального закона от 24 июля 2007 г. N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации"». Изучение правовых основ предпринимательской деятельности РФ, организационно правовых форм организации предпринимательства. Занятие № 10 Институт предпринимательства (1 час - практическое).
Ученики создают собственные предприятия, примеряя на себя образ предпринимателя, и презентуют их.
Занятие №11 Институт частной собственности(1 час).
Понятие частная собственность. Изучение выдержки из Конституции РФ статьи 35. Права владения, распоряжения, использования собственности. Знакомство с выдержками из Гражданского кодекса РФ о личных имущественных и неимущественных правах. Интеллектуальная собственность. Право наследования.
Занятие №12 Рынок как экономический институт(1 час).
Определение понятия рынок. Изучение основных рыночных механизмов. Взаимодействие спроса и предложения. Структура рынка. Виды и разновидности рынков в РФ.
Занятие № 13 Институт труда(1 час - теоретическое).
Изучение выдержек из Трудового кодекса РФ. Понятие трудовой договор. Порядок приема на работу и расторжения трудового договора.
Занятие № 14 Институт труда(1 час - практическое).
Ученики разбиваются на пары: работник – работодатель и составляют трудовой договор. Разыгрывая его по ролям озвучивают перед одноклассниками.

Раздел IV Институты духовной сферы (3 часа)
Занятие № 15 Институт религии (1 час).
Определение понятия религия. Определение понятия светское государство. Знакомство с выдержкой из текста Конституции РФ статьей 28. Изучение выдержек из текста «Федерального закона от 26.09.1997 N 125-ФЗ (ред. от 22.10.2014) "О свободе совести и о религиозных объединениях"». Религиозные организации и объединения РФ.
Занятие № 16 Институт образования (1 час).
Изучение выдержек из текста «Закона 273-ФЗ "Об образовании в РФ"». Рассмотрение структуры органов образования РФ и их функций. Подробное изучение ступеней образования в РФ.
Занятие № 17 Итоговое занятие(1 час).
На основе изученного материла проводится тестирование, по итогам которого засчитывается курс.
Список литературы (основной и дополнительной).
1.Обществознание. Полный справочник для подготовки к ГИА. / Баранов П.А.- М., 2014
2. Обществознание. /Клименко А.В., Румынина В.В.- М., 2004.
3. Безбородое А. Б. Обществознание: учеб. / А. Б. Безбородое, М. Б. Буланова, В. Д. Губин. -- М., 2008.
4. Морозова С. А. Обществознание: учеб.-метод, пособие / С. А. Морозова. -- СПб., 2001.
5. Каверин Б. И. Обществознание /Б. И. Каверин, П. И. Чижик. - М., 2007.
6. Обществознание: пособие для поступающих в вузы / под ред. В. В. Барабанова. -- СПб., 2001.
7. Кравченко А. И. Социология и политология: учеб, пособие для студентов средних проф. учеб, заведений /А. И. Кравченко. - М., 2000.
8. Исаев Б. А. Социология в схемах и комментариях: учеб, пособие / Б. А. Исаев. - СПб. 2008.
9. Обществознание. Школьный словарь. 10-11 классы. /Боголюбов Л.Н. – М., 2013
10.Конституция РФ. Режим доступа : [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
11. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями). Режим доступа: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
12. Семейный кодекс (СК РФ). Режим доступа: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
13. Гражданский кодекс Российской Федерации (ГК РФ). Режим доступа: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
14. Уголовный кодекс (УК РФ). Режим доступа: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
15. Кодекс об административных правонарушениях (КоАП РФ). Режим доступа: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]

Образовательные сайты:
Яndex-энциклопедии. http://encycl.yandex.ru
Рубрикон. http://www.rubricon.ru/
http://www.rsnet.ru – Официальная Россия (сервер органов государственной власти РФ)
http://www.president.kremlin.ru/ - Президент РФ
http://www.ant-m.ucoz.ru/ - "Виртуальный кабинет истории и обществознания"
http://www.alleng.ru/edu/social2.htm - Образовательные ресурсы Интернета - Обществознание
http://www.hpo.org – Права человека в России
http://www.chelt.ru – журнал «Человек и труд»
http://www.fw.ru – Фонд «Мир семьи»








13PAGE 15


13PAGE 14215




<ђ Заголовок 115