Программа элективного курса Сочинение-рассуждение в формате ЕГЭ
Краснодарский край
Муниципальное образование Белореченский район
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа 21
станицы Бжедуховской
П Р О Г Р А М М А
ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА
СОЧИНЕНИЕ - РАССУЖДЕНИЕ В ФОРМАТЕ ЕГЭ
Тип программы авторская
Срок реализации 1 год
Класс 11 класс
Разработала Гузиёва О.А.
АВТОРСКАЯ ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА
«Сочинение-рассуждение в формате ЕГЭ»
(11 класс – 34 часа)
Пояснительная записка
Элективный курс по русскому языку «Сочинение-рассуждение в формате ЕГЭ» предназначен для учащихся 11.
Научить писать сочинение, а особенно сочинение-рассуждение или эссе, – одна из актуальных проблем современной школы, и этот навык необходим каждому культурному человеку, в каких бы областях науки, техники или искусства он в будущем ни реализовывал себя.
Сочинение – не только один из самых трудных видов деятельности учащихся, но и, по мнению большинства учителей, одна из самых трудных письменных форм мониторинга в системе обучения русскому языку и литературе, контроля овладения учащимися навыками связной речи. Оно требует от обучающегося и выпускника предельной сосредоточенности, умения чётко образно и грамотно излагать, аргументировать свои мысли.
Работа над сочинением учит развивать мысли на избранную тему, формирует литературные взгляды и вкусы, дает возможность высказать то, что тревожит и волнует. Она приобщает учащегося к литературному творчеству, позволяя выразить свою личность, свой взгляд на мир, реализовать себя в написанном.
Актуальность данного элективного курса заключается прежде всего в том, что полученные знания формируют умение грамотно выразить свои мысли и создавать собственные высказывания, позволяют подготовить учащихся к ЕГЭ (часть С) по русскому языку в 11 классе. А также в направленности его на организацию систематичной работы над пониманием художественного и публицистического текста и способами его выражения, практического применения полученных знаний и умений в ситуации необходимости самостоятельного построения собственного высказывания.
Особенность содержания данного курса состоит в том, что он не отражает какого-либо одного специального раздела науки о языке. Этот курс строится на развитии связной речи и опирается на данные таких филологических дисциплин и прикладных предметов, как литературоведение, стилистика, литературное редактирование, культура речи.
Программа элективного курса предназначена для обучающихся 11 класса и
рассчитана на 34 часа.
Цель курса: создание условий для формирования у обучающихся ключевых коммуникативных компетентностей, необходимых для успешной социализации личности; развитие речемыслительного потенциала выпускника, подготовка к написанию сочинения-рассуждения на ЕГЭ.
Задачи курса:
развитие коммуникативной компетенции обучающихся;
формирование у обучающихся научно-лингвистического мировоззрения;
овладение нормами русского литературного языка;
обучение умению связно излагать свои мысли в устной и письменной форме;
развивать умение выявлять, осмыслять и интерпретировать содержащуюся в исходном тексте смысловую информацию;
формировать умение определять личностную позицию по поводу прочитанного и собственное отношение к содержанию исходного текста;
обучение работе над сочинением в соответствии с требованиями ЕГЭ;
воспитание способности воспринимать и оценивать мастерство художника слова.
Ожидаемые результаты. Врезультате изучения курса учащиеся должны: знать: - теоретические сведения о структуре и компонентах сочинения-рассуждения; уметь применять такие коммуникативные умения как умение : - интерпретировать содержание исходного текста; - последовательно, логично выражать мысли в письменной и устной форме; - выражать свои мысли грамотно, последовательно, связно, с соблюдением языковых норм; - создавать свой текст определённой модели, соответствующий требованиям выполнения части С; - анализировать творческие образцы сочинений и рецензировать их. владеть: -коммуникативной компетенцией, предполагающей овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, компетенции, необходимой для использовании языка в жизненно важных сферах, жанрах и ситуациях общения.
Формы изучения курса:
групповая и индивидуальная; работа с нормативными документами, с учебными пособиями по подготовке к ЕГЭ, с тестами и текстами, тренинг, практикум, ответы на поставленные вопросы как результат самостоятельного осмысления и решения лингвистических и коммуникативных задач, мини-исследования содержания и языковых средств конкретных текстов, написание сочинений в соответствии с требованиями ЕГЭ, анализ образцов ученических сочинений, тренировочно-диагностические работы, репетиционный ЕГЭ, использование различных каналов поиска информации.
Содержание программы
Введение (2 ч.)
Цели и задачи курса. Нормативные и методические документы по подготовке и проведению государственной (итоговой) аттестации в форме ЕГЭ по русскому языку. Особенности ЕГЭ по русскому языку. Спецификация экзаменационной работы. Кодификатор. Демонстрационная версия. Критерии и нормы оценки тестовых заданий и сочинения.
Языковые нормы (1 ч.)
Литературный язык. Нормы речи. Словари русского языка.
Текст (3 ч.)
Структура, языковое оформление. Смысловая и композиционная целостность текста. Последовательность предложений в тексте. Разноаспектный анализ текста. Логико-смысловые отношения между частями микротекста. Средства связи предложений в тексте. Основная и дополнительная информация микротекста. Информационная обработка письменных текстов различных стилей и жанров.
Функционально-смысловые типы речи (2 ч.)
Функционально-смысловые типы речи, их отличительные признаки. Предупреждение ошибок при определении типов речи. Работа с текстами.
Функциональные стили речи (2 ч.)
Функциональные стили, их характеристика. Признаки стилей речи Предупреждение ошибок при определении стиля текста. Работа с текстами.
Изобразительно-выразительные средства языка (3 ч.)
Речь. Языковые средства выразительности. Тропы, их характеристика. Стилистические фигуры. Работа с текстами.
Коммуникативная компетенция (21 ч.)
Виды информации в тексте. Информационная обработка текста. Употребление языковых средств. Работа с текстами.
Жанровое многообразие сочинений. Структура письменной экзаменационной работы. Работа с текстами.
Формулировка проблем исходного текста. Типы проблем. Способы
выявления проблемы. Типовые конструкции для формулирования проблемы. Типичные ошибки при формулировании проблемы. авторской позиции по проблеме. Работа с текстами.
Комментарий к проблеме. Типы информации в тексте. Введение цитат в текст сочинения. Прямая и косвенная речь. Типовые конструкции для комментирования проблемы. Типичные ошибки при комментарии проблемы. Работа с текстами.
Авторская позиция. Отражение авторской позиции в тексте. Средства выражения позиции автора. Автор и рассказчик. Типовые конструкции для выражения авторской позиции. Типовые ошибки при формулировании авторской позиции. Работа с текстами.
Выражение собственного мнения. Виды аргументов, их «ценность». Структура аргумента. Источники аргументации. Типичные ошибки аргументации. Создание «банка аргументов». Работа с текстами.
Композиция сочинения. Композиционное единство при создании собственного текста. Абзацное членение, типичные ошибки в абзацном членении письменной работы, их предупреждение. Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения. Основные средства связи между предложениями в тексте. Виды и формы вступления. Виды заключения. Работа с текстами.
Речевое оформление сочинения. Точность и выразительность языка. Соблюдение орфографических, пунктуационных, этических, языковых и речевых норм современного языка. Соблюдение фактологических норм в фоновом материале. Работа с текстами
УЧЕБНО - ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
элективного курса «Сочинение-рассуждение в формате ЕГЭ».
№
п/п
Тематика курса
кол-во часов
теоретич. часть
практич.
часть
11 класс
1
Введение
2
2
-
2
Языковые нормы
1
1
-
3
Текст
3
2
1
4
Функционально-смысловые типы речи
2
1
1
5
Функциональные стили речи
2
1
1
6
Изобразительно-выразительные средства языка
3
2
1
7
Коммуникативная компетенция.
21
8
13
Всего в 11 классе
34
17
17
Методическое обеспечение программы.
Программа составлена таким образом, чтобы большую часть знаний, навыков и умений обучающий получал в результате практической деятельности.. Практические занятия - работа с текстами, со схемами, составление плана, конспектирование, работа с дополнительными источниками, поиск и отбор материала, написание сочинений, очерков, будут способствовать формированию устойчивого интереса к изучению родного языка,
Техническую оснащённость курса обеспечивают телевизор, магнитофон, мультимедийный проектор, компьютер, видеозаписи.
Учебно-методическое обеспечение: таблицы, комплекты карточек, тексты.
Список рекомендуемой учебно-методической литературы.
Г.Т. Егораева. ЕГЭ. Русский язык. Выполнение части 3 (С). М.: Экзамен,2008.
Г.Т. Егораева. ЕГЭ. Русский язык. Русский язык. Комментарий к основной проблеме текста. Аргументация. Часть 3 (С) М: Экзамен,2011.
Е.С.Симакова. Русский язык. Экспресс-репетитор для подготовки к ЕГЭ «Сочинение». М.:АСТ Астрель,2008
И.П.Цыбулько ЕГЭ Русский язык. Выполнение заданий А, В, С. Актив-тренинг. М:Национальное образование, 2011
Н.А.Сенина, А.Г. Нарушевич. Русский язык. Сочинение на ЕГЭ. Курс интенсивной подготовки: учебно-методическое пособие. Ростов-на-Дону.:Легион-М, 2011 Т.Н.Сокольницкая
Т.Н. Русский язык: сочинение-рассуждение (часть С): ЕГЭ. Сдаём без проблем! – М.: Эксмо, 2007 г.
Учебно-тренировочные материалы для подготовки к Единому государственному экзамену. – М.: Интеллект-Центр, 2007 г.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
элективного курса
«Сочинение-рассуждение в формате ЕГЭ»
11 класс (34 часа)
№
п/п
Тема занятия
К-во
час.
Дата
проведения
I
Введение
2
1
Цели и задачи курса. Нормативные и методические документы по подготовке и проведению государственной (итоговой) аттестации в форме ЕГЭ по русскому языку.
1
2
Особенности ЕГЭ по русскому языку. Спецификация экзаменационной работы. Кодификатор. Демонстрационная версия. Критерии и нормы оценки тестовых заданий и сочинения.
1
2
Языковые нормы
1
3
Литературный язык. Нормы речи. Словари русского языка.
1
3
Текст (3 ч.)
3
4
Структура, языковое оформление. Смысловая и композиционная целостность текста. Последовательность предложений в тексте.
1
5
Разноаспектный анализ текста. Логико-смысловые отношения между частями микротекста. Средства связи предложений в тексте.
1
6
Основная и дополнительная информация микротекста.
1
4
Функционально-смысловые типы речи
2
7
Функционально-смысловые типы речи, их отличительные признаки.
1
8
Предупреждение ошибок при определении типов речи. Работа с текстами.
1
5
Функциональные стили речи
2
9
Функциональные стили, их характеристика. Признаки стилей речи
1
10
Предупреждение ошибок при определении стиля текста. Работа
с текстами.
1
6
Изобразительно-выразительные средства языка
3
11
Речь. Языковые средства выразительности.
1
12
Тропы, их характеристика.
1
13
Стилистические фигуры. Работа с текстами.
1
7
Коммуникативная компетенция
21
14
Виды информации в тексте. Информационная обработка текста.
1
15
Употребление языковых средств. Работа с текстами.
1
16
Жанровое многообразие сочинений. Структура письменной экзаменационной работы. Работа с текстами.
1
17
Формулировка проблем исходного текста. Типы проблем. Способы
выявления проблемы.
1
18
Типовые конструкции для формулирования проблемы.
Типичные ошибки при формулировании проблемы. авторской позиции по проблеме. Работа с текстами.
1
19
Комментарий к проблеме. Типы информации в тексте.
1
20
Введение цитат в текст сочинения. Прямая и косвенная речь.
1
21
Типовые конструкции для комментирования проблемы.
Типичные ошибки при комментарии проблемы. Работа с текстами.
1
22
Авторская позиция. Отражение авторской позиции в тексте.
1
23
Средства выражения позиции автора.. Автор и рассказчик.
1
24
Типовые конструкции для выражения авторской позиции.
Типовые ошибки при формулировании авторской позиции. Работа с текстами.
1
25
Выражение собственного мнения. Виды аргументов, их «ценность».
1
26
Структура аргумента. Источники аргументации.
1
27
Типичные ошибки аргументации. Создание «банка аргументов». Работа с текстами.
1
28
Композиция сочинения. Композиционное единство при создании собственного текста.
1
29
Абзацное членение, типичные ошибки в абзацном членении письменной работы, их предупреждение. Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения.
1
30
Основные средства связи между предложениями в тексте.
1
31
Виды и формы вступления. Виды заключения. Работа с текстами.
1
32
Речевое оформление сочинения. Точность и выразительность языка. Соблюдение орфографических, пунктуационных, этических, языковых и речевых норм современного языка.
1
33
Соблюдение фактологических норм в фоновом материале. Работа с текстами
1
34
Нормативные и методические документы по подготовке и проведению государственной (итоговой) аттестации в форме ЕГЭ по русскому языку. Особенности ЕГЭ по русскому языку.
1
ИТОГО:
34 ч.
Заголовок 115