Возможности использования мультимедийных презентаций в процессе преподавания экономических и правовых дисциплин

https://www.vgpgk.vrn.ru/files/2015_konf/СБОРНИК_ПЕДЧТЕНИЙ_17.12.2015_ТОМ_2П.pdf
Возможности использования мультимедийных презентаций в процессе преподавания экономических и правовых дисциплин
Меженская С.И., к.э.н., преподаватель спецдисциплин Богучарского филиала
ГБПОУ ВО «ВГПГК»
mezhenskaya.p@mail.ru

Мультимедийные технологии одно из наиболее бурно развивающихся направлений новых информационных технологий, используемых в учебном процессе. Мультимедийные технологии обогащают процесс обучения, позволяют сделать обучение более эффективным, вовлекая в процесс восприятие учебной информации большинство чувственных компонентов обучаемого. 
Проблема эффективного использования мультимедиа презентаций становится чрезвычайно актуальной. Случаи регулярного применения мультимедиа технологий в преподавании общеобразовательных дисциплин не редки и связаны в основном с математикой и физикой, то есть теми науками, которые легче всего поддаются компьютерному моделированию. Кроме того, программисты имеют, как правило, достаточно хорошую подготовку по математике, что позволяет им создавать большое количество разнообразных обучающих программ.
С преподаванием экономических и юридических дисциплин ситуация немного сложнее. Программного обеспечения, пригодного для систематического использования в процессе обучения, нет. Какими бы красочными интерактивными свойствами не обладали готовые мультимедийные продукты, они далеко не всегда соответствуют специфическим образовательным целям преподавателей. Современному педагогу необходим инструмент разработки и сбора из отдельных мультимедиа-компонентов единого законченного мультимедиа-приложения. Одной из перспективных моделей обучения является использование инструментальных программ для разработки собственных мультимедийных продуктов. Поэтому преподавателю необходимо научиться самостоятельно создавать мультимедийные пособия для конкретной дисциплины и конкретной темы занятия, в соответствии с поставленными целями и задачами.
Но для начала следует разобраться, что же такое учебная презентация?
По определению специалистов презентация (мультимедиа-презентация) предполагает хитросплетение компьютерной анимации, графики, видео, музыки и звукового ряда, которые организованы в единичную среду. Как правило, презентация содержит текст, изображения и анимацию, скомпилированную для комфортного восприятия информации.
Сейчас информационные технологии позволяют создавать презентации с внедрением аудио- и видеовставок, делать презентации динамичными и интерактивными, вставлять в них гиперссылки (создавать навигацию).
Характерной особенностью презентации считается ее интерактивность, то есть возможность взаимодействия пользователя с учебным материалом передовыми компьютерными средствами.
Конечно, из вышеизложенного не следует, что теперь необходимо все занятия перенести в компьютерный класс и все изложение учебного материала перепоручить компьютеру. Преподаватель может и должен чередовать разнообразные методические приемы. Это сделает учебное занятие менее скучным, однообразным, более динамичным, интересным и, как следствие, поможет студентам быстрее и глубже усвоить материал по той или иной дисциплине.
Презентации уже традиционно применяются в учебной деятельности в колледже, они позволяют разнообразить выступление и подтвердить слова выступающего наглядно.
Презентации традиционно содержат в себе контент (текст), картинки к нему и могут представлять собой один файл Microsoft Office (.ppt, .pps, .pptx, .ppsx) или zip-архив с презентацией и дополнительными методическими материалами к ней.
Обсуждение преподавателями различных дисциплин вариантов использования мультимедийных технологий, и прежде всего презентаций, закономерно. На данный момент актуальным является вопрос о том, какое место презентации должны занимать на лекционных, семинарских и практических занятиях.
Все соглашаются с тем, что использование информационных мультимедийных технологий делает процесс обучения более технологичным и более результативным. Да, на этом пути есть трудности, есть ошибки, не избежать их в будущем. Но есть главный успех - интерес учащихся, их готовность к творчеству, потребность в получении новых знаний и ощущение самостоятельности. Компьютер позволяет делать занятия не похожими друг на друга. Это ощущение постоянной новизны способствует развитию у молодежи интереса к обучению .
Исследуя отзывы многих педагогов, которые высказывают свои мысли на образовательных форумах и в блогах, и на основе собственных наблюдений можно отметить, что использование презентационных материалов на занятиях помогает: рационализировать формы подачи информации; повысить степень наглядности; получить быстро обратную связь; отвечать научным и культурным интересам и запросам студентов; создать эмоциональное отношение к учебной информации; значительно активизировать познавательную деятельность студентов; реализовать принципы индивидуализации и дифференциации учебного процесса; повысить эффективность усвоения учебного материала; сделать более интересным процесс изучения дисциплины.
Опираясь на собственный опыт и учитывая мнения коллег можно сформулировать и предложить для обсуждения основные правила подготовки учебных презентаций, суть которых состоит в следующем.
1.Логическая последовательность создания презентации:
структуризация учебного материала,
составление сценария презентации,
разработка дизайна мультимедийного пособия,
подготовка медиафрагментов (аудио, видео, анимация, текст),
проверка на работоспособность всех элементов презентации.
2. Слайды презентации должны содержать только основные моменты лекции (основные определения, схемы, анимационные и видеофрагменты, отражающие сущность изучаемых явлений),
3. Общее количество слайдов не должно превышать 20 – 25, не стоит перегружать слайды различными спецэффектами, иначе внимание обучаемых будет сосредоточено именно на них, а не на информационном наполнении слайда,
4. На уровень восприятия материала большое влияние оказывает цветовая гамма слайда, поэтому необходимо позаботиться о правильной расцветке презентации, чтобы слайд хорошо «читался», нужно чётко рассчитать время на показ того или иного слайда, чтобы презентация была дополнением к излагаемому материалу, а не наоборот. Это гарантирует должное восприятие информации слушателями.
При создании мультимедийного пособия не следует увлекаться и злоупотреблять внешней стороной презентации, так как это может снизить эффективность презентации в целом.
Необходимо найти правильный баланс между подаваемым материалом и сопровождающими его мультимедийными элементами, чтобы не снизить результативность преподаваемого материала. Также, что при создании мультимедийных презентаций необходимо будет учитывать особенности восприятия учебной информации с экрана.
Одним из важных моментов является сохранение единого стиля, унифицированной структуры и формы представления учебного материала на протяжении всего занятия. Для правильного выбора стиля потребуется знать принципы эргономики, заключающие в себя наилучшие, проверенные на практике преподавателями методы использования тех или иных компонентов мультимедийной презентации. При создании мультимедийного пособия следует ограничиться использованием двух или трех шрифтов. Вся презентация должна выполняться в одной цветовой палитре, например на базе одного шаблона, также важно проверить презентацию на удобство её чтения с экрана.
Тексты презентации не должны быть большими. Выгоднее использовать сжатый, информационный стиль изложения материала. Нужно суметь вместить максимум информации в минимум слов, привлечь и удержать внимание обучаемых. Просто скопировать информацию с других носителей и разместить её в презентации уже недостаточно. После того как будет найдена «изюминка», можно приступать к разработке структуры презентации, строить навигационную схему, подбирать инструменты, которые в большей степени соответствуют замыслам и виду занятия.
При подготовке мультимедийных презентации возможно использование ресурсов сети Интернет, современных мультимедийных энциклопедий и электронных учебников. Удобным является тот факт, что мультимедийную презентацию можно будет дополнять новыми материалами, для её совершенствования, тем более что современные программные и технические средства позволяют легко изменять содержание презентации и хранить большие объемы информации.
К мультимедийной презентации должна быть составлена методическая записка, в которой указывается, на кого рассчитана данная презентация, виды умений, которые вырабатываются с её помощью, на каком учебном материале базируется программа, примерное время работы, место данной программы в учебном процессе. Другими словами, мультимедийный программный продукт должен иметь сценарий по использованию для возможности применения его другими педагогами.
Использовать учебные презентации на занятиях в колледже можно при:
закреплении материала,
изучении новой темы,
проверки знаний.
Следует отметить тот факт, что систематическое использование учебных презентаций на занятиях приводит к целому ряду положительных последствий:
происходит повышение уровня использования наглядности на занятиях;
увеличивается эффективность занятия;
устанавливается прочная межпредметная связь с другими дисциплинами;
преподаватель, создающий и использующий мультимедийные учебные презентации, вынужден обращать огромное внимание на логику подачи учебного материала, что положительным образом сказывается на уровне знаний студентов .

Что касается студенческих презентаций, то они незаменимы во внеаудиторной деятельности - для разного рода проектов, при выполнении самостоятельных индивидуальных заданий. Практика подтверждает, что следует более расширенно использовать компьютерную технику и новейшие технологии в учебном процессе. Это способствует улучшению качества знаний у студентов и способствует повышению интереса к учебе.
В процессе обучения студенты должны выполнять различные индивидуальные, самостоятельные задания по каждой дисциплине. В качестве такой задачи может быть подготовка мультимедийной презентации и ее защита.
Умелое использование программы PowerPoint для создания мультимедийных презентаций дает огромные возможности для развития творческих способностей студентов, формируя важные в современных условиях жизни навыки: анализа определенного массива информации и критическое его осмысление; выделение главного в информационном сообщении; систематизация и обобщение материала; рациональное представление определённого массива информации.
Следует полагать, что работа над презентацией, ее публичное представление, защита положительно влияет на развитие у студентов навыков общения с помощью информационно-компьютерных технологий, дает дополнительную мотивацию к изучению той или иной дисциплины или конкретной темы, способствует повышению уровня восприятия информации, формированию у студентов собственной точки зрения, умение ее аргументировать и отстаивать, а также способствует повышению их успеваемости.


Литература
Горбачев С. Н. Использование мультимедиа технологий в образовательном процессе - Електронний ресурс: http://jurnal.org/articles/2010/ped56.html
Дубчак Н.В. Виступ на засіданні МО вчителів гуманітарного циклу на тему:«Використання мультимедійних презентацій на уроках української мови та літератури з проблемно-пошуковим методом навчання» Електронний ресурс: http://nauch.com.ua/geografiya/3324/index.html
Кругликов Г. И. Настольная книга мастера профессионального обучения : учеб. пособие для студентов сред. проф. образования / Г. И. Кругликов. – 5-е изд., стер. – М. : Академия, 2009. – 204-206 с.
Молянинова О.Г. Мультимедиа в образовании (теоретические основы и методика использования): Монография. -Красноярск: Изд. КрасГУ. 2002. 300 с.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Российский портал открытого образования: обучение, опыт, организация / [отв. ред. В. И. Солдаткин]. – М.: МГИУ, 2013. – 508 с.