Внеклассное мероприятие в рамках предметной недели
Шахматный турнир
6 а класс
Провела: Панарина И.Н. учитель математики
Цели урока:
1) Познакомить детей с игрой, дать первоначальное представление об игре. Познакомить с правилами игры, с шахматными фигурами, полями, линиями.2) Развивать внимание, речь, логическое мышление, смекалку, память.3) Воспитывать любовь и уважение к игре, уважение друг к другу.
Методы и приёмы: словесный, наглядный, практический, демонстрационный.
Форма проведения: игра-путешествие.
Оборудование:
шахматная доска,
шахматные фигуры,
шары,
тетрадь с загадками,
задания от Загадая,
надпись “Шахматная страна”,
цветик-семицветик.
Действующие лица: ведущие, девочка-Клеточка, мальчик-Загадай, фигуры – Ладья, Слон, Ферзь, Конь, Пешки, Король.
Ход мероприятия
Ведущий:
Скучно было детвореРанним утром во дворе.Знаю я одну игру, – Сказал ребятам Петя. – Где б я ни был – и вездеВ неё играют дети.В игре той есть Ладья и Ферзь,Слон, конь и пешек ряд,А возглавляет всех Король –Его хранит отряд.Хочу задание вам дать:Игры название угадать?
Ведущий: – Ребята, а вы догадались о какой игре идёт речь? (шахматы)
Тогда о чём говорится в загадке, вы догадаетесь сразу.
“Не люди, не звери, не часы, а ходят?”
(Шахматные фигуры)
Чтобы поближе познакомиться с самой игрой и её героями – фигурами, мы предлагаем вам совершить путешествие по Шахматной стране. А очутиться в Шахматной стране нам поможет цветик – семи цветик. Закройте глаза, сядьте поудобнее, путешествие начинается.
(Звучит музыка)
Лети, лети лепесток.Через запад на восток,Через север, через юг,Возвращайся сделав круг.Лишь коснёшься ты земли -Будь по моему вели.Вели, чтобы мы очутилисьВ Шахматной стране!
Клеточка: – Добрый день, ребята! Меня зовут Клеточка. Меня прислал Шахматный король, чтобы я провела вам экскурсию по шахматной стране. Вы готовы? Тогда внимание! Первая наша беседа будет посвящена Истории возникновения шахмат.
ПОД МУЗЫКУ ПОЯВЛЯЕТСЯ СТАРИК ХОТТАБЫЧ, ПРИГОВАРИВАЯ ЗАКЛИНАНИЯ И ОГЛЯДЫВАЯСЬ.
Старик Хоттабыч.: О, отрада для моего сердца, какое ослепительное великолепие, я попал в дивный сад, а это (указывая на детей) – цветы жизни!
Приветствую вас, о, отроки и мудрейшие из мудрейших, славные учителя! Тысячу лет я просидел в глиняном кувшине прежде, чем услышал сладкие слова для моих ушей: “ШАХМАТЫ!”. Это же великая игра царей, настоящее военное сражение. Вы умеете играть в шахматы?
ОТВЕТЫ ДЕТЕЙ.
Ведущий: – Кто из вас знает, кто изобрёл эту чудесную игру?
Старик Хоттабыч:
– Вам несказанно повезло, мои драгоценные дети, я лучший знаток этой древнейшей игры, я познакомлю вас с шахматными фигурами, но все по порядку.
Шахматы – одна из самых древних игр. Она существует уже многие века, и не удивительно, что с нею связаны различные предания, правдивость которых, за давностью времени, невозможно проверить. , когда индусский царь познакомился с нею, он был восхищён её остроумием и разнообразием возможных положений в ней.
Родиной шахмат считается Индия. Там ее когда-то называли чаттураджа. Шахматная доска изображает поле сражения, на котором борются две армии. В давние времена армия не могла выступить в поход до тех пор, пока не была сыграна партия в шахматы. Тогда шахматных фигур не было, и по размеченным шахматным полям по знаку правителя передвигались специально назначенные для этого люди. Позже людей заменили фигуры.
ВЕДУЩИЙ: Немногие из детей владеют этим мастерством, но все хотят научиться.
1-й РЕБЕНОК:
У кого же мне узнать,Кто мне может подсказать,Где могу я научитьсяСильно в шахматы играть?Папа мне сказал:– Сынок,Иди в шахматный кружок.Там научишься играть.И возможно, будешь многихЧерез время побеждать.
2-Й РЕБЕНОК:
Эта древняя играТак коварна и хитра,Что без знания секретовНе придёт побед пора.Чтобы в шахматы игратьНужно всё о них узнать,Как различные фигурыПеред боем расставлять.Помнить, как их называтьИ куда переставлять.Строго правила игрыСоблюдать и уважать.
Клеточка:
– Путешествуем дальше и следующая наша беседа, будет посвящена главному, без чего не состоится игра. Это шахматная доска.
Ведущий:
– На ней ведётся шахматное сражение. Шахматная доска аккуратно рассечена на равные клетки – квадратики. Это – поля. Светлые квадратики – это белые поля, тёмные квадратики – это чёрные поля. (Показ)
Клеточка:
– Это Клеточки – мои сестрёнки. Всех нас вместе шестьдесят четыре. Мои сестрёнки приготовили для вас песенку.
(Исполняется песня)
Клеточка:
– А вот и мой друг Загадай. Он всегда ходит со своей толстой тетрадкой. А называется она “ Загадки из тетрадки”.
В ней много шуток, загадок, вопросов, заданий. Будете понемногу решать их и научитесь играть в шахматы.
Загадай:
Какая форма у шахматного поля? У шахматной доски? (квадратная)На каких полях ничего не растёт? (на шахматных)Из каких досок не строят теремок? (из шахматных)В каких клетках не держат зверей? (в шахматных)
1.
Если в шахматы играешь, То, конечно, это знаешь –Будет лучший результат, Если ты поставишь
2.
Мы могли на ней бы плытьС русским князем по воде,Но позволено ходитьИ по клеточкам
3.
Это есть не пораженье,Не фиаско, и не крах,А всего лишь нападенье –Королю объявлен
4.
Быть особо защищённым –У него такая роль,Это правило резонно,Потому что он –
5.
Обитает не в саванне,И не так огромен он,Но такое же названьеУ фигуры этой –
6.
Он, не цокает, конечно,Но легко перешагнёмЧерез ряд фигур и пешекЭтим шахматным
7.
Кто не любит прыг да скок?Кто ходить привык без спешкиИ берёт наискосок?Ну конечно, это –
8.
Это правило известно,Короля нам есть нельзя,Но свободно можешь есть тыВместо этого
9.
Вот я выиграл почти,И заранее был рад,Но сопернику зайтиУдалось в ничейный
10.
Иногда король с ладьёйХодят вместе очень ловко,Шахматисты ход такойНазывают
Клеточка:
– Продолжим беседу о шахматной доске. В шахматы играют два противника. Их ещё называют Партнёры. Жителей страны называют фигурами. Сейчас мы с ними познакомимся. На свете есть много сказочных стран. Некоторые из них называются "королевствами" – в них правят короли. Шахматная страна – тоже королевство. Мы с вами отправляемся в это королевство и поближе познакомимся с его жителями. (Танец)
Клеточка:
Ну, а сейчас мы познакомимся с Шахматными фигурами.
(Выходят ребята-фигуры)
В шахматной стране есть правитель да не один, а целых два (выходят два мальчика, в руках держат фигуры королей):
На шапке – пика острая,Завидна моя роль:Всех выше, выше ростом яКонечно, я: (Король)
Мы очень похожи друг на друга и отличаемся только цветом.
Король любит гладкий, расчищенный путь:В любую он сторону может шагнуть,Однако легко ты заметишь дружок,Что в силах он сделать не шаг, а шажок.Всего одно поле – вот шага длина,Не очень проворен Король – старина.Зато начеку королевская рать –Задача её – Короля охранять.Ведь если б Король беззащитный погиб.Фигуры войну продолжать не могли б.Запомни: Король всех главней, всех важней,Нет в Шахматном войске важнее вождей.
Клеточка:
- Жители этой страны тоже делятся на белых и чёрных, смотря по тому, какому королю они служат
Ладья
Вот внимательно гляди, Башня круглая такая,И бойницы сквозь зубцы.По краям доски – (Ладьи)Мы стоим как башенки.Видимо, ладья упряма, если ходит только прямо,Не петляет – прыг да скок, не шагнёт наискосок.Так от края и до края может двигаться онаЭта башня боевая, неуклюжа, но сильна.Шаг тяжёлый у Ладьи, в бой её скорей веди!
Слон
У каждого короля нас слонов по два, два белых и два чёрных. Но на обычных слонов мы не похожи.
Очень трудно ошибиться:Шапка острая на насСтоим рядом (не садимся!)И с ферзём и королём.Если слон на белом поле встал вначале, (не забудь!)Он другой не хочет доли – знает только белый путь.А когда на поле чёрном слон стоит, вступая в бой,Ходит правилам покорный, чёрной тропкой – слон такой.До конца игры слоны – цвету одному верны.
Ферзь
Мы главные советники королей. Нас называют ферзями.
Стоим рядом с королём,Но не путать со Слоном,И с ладьёй сравнить нельзяСуперсильного: Ферзя.
Ферзь в шахматах, можно сказать чемпион,И шаг у Ферзя широк.Ферзь может ходить как Ладья и как СлонИ прямо и наискосок.Направо, налево, вперёд и назадА бьёт он и вдаль и в упор.И, кажется, будто Ферзю тесноват,Доски чёрно-белый простор.Ферзь очень опасен вблизи и вдали – Ты больше внимания Ферзю удели.
Конь
А нас можно сразу узнать – у нас есть и глаза, и уши, и грива.
Мы ушасты и гривасты,Смело скачем сквозь огоньНу, отгадывай, не хвастай:Да конечно это: (Конь).
Не мила Коню неволя, перед ним простор широк.Очень ловко на два поля совершает Конь прыжок,Замечательный прыжок: поле – прямо, поле – вбок.
Пешка
Мы маленькие жители шахматной страны и фигурой не зовёмся. Мы пешки. Сверху – кругленький орешек и воротничок! Нас много – 8 белых и 8 чёрных. Каждая из нас в бою всегда храбро дерётся. И если кто-то из нас отличится в сражении, то может "подрасти" и стать фигурой.
Пешка, маленький солдат, лишь команды ждёт,Чтоб с квадрата на квадрат двинуться вперёд.На войну, не на парад, Пешка держит путь.Ей нельзя пойти назад, в сторону свернуть.Чтоб в борьбу вступить скорей, в рукопашный бой.Первым ходом можно ей сделать шаг двойной.А потом вперёд, вперёд, за шажком шажок.Ну, а как же Пешка бьёт?Бьёт наискосок!
Загадай
– А сейчас посмотрите на экран и догадайтесь, какие буквы спрятались в словах: Коньки, заслонка, спешка, оладьи?
– Измените одну букву, чтобы получилось название фигуры: бадья, печка, корь, пушка.
Чтоб играть и побеждатьНадо доску знать на "пять"!Доску, положив на столик, Ты представь, что это поле,Только в поле том не грядки-Клетки в шахматном порядке.Этот шахматный порядокОчень прост как ночь и день.Видишь: с белой клеткой рядомКлетка чёрная как тень!Доску правильно клади, На углы всегда гляди,Чтоб у правого углаКлетка белая была!
Клеточка:
– А сейчас следующая наша страница. Мы поговорим чимпионах мира по шахматам– нашим соотечественниках.
Чемпионы мира по шахматам( произносят участники мероприятия)
Александр Александрович Алехин ЧМ с 1927 по 1935 г.г. и с 1937 по 1946 г.г.Михаил Моисеевич Ботвинник ЧМ с 1948 по 1957 г.г., с 1958 по 1960 г.г. и с 1961 по 1963 г.г.Василий Васильевич Смыслов ЧМ с 1957 по 1958 г.г.Михаил Нехемьевич Таль ЧМ с 1960 по 1961 г.г.Борис Васильевич Спасский ЧМ с 1969 по 1972 г.г.Анатолий Евгеньевич Карпов ЧМ с 1975 по 1985 г.гГарри Кимович Каспаров ЧМ с 1985 по 1993 г.г.
Стремительное развитие электроники и компьютеров, интернета отразилось на шахматах. С помощью компьютеров стало легче готовиться к турнирам, компьютеры представляют реальную угрозу даже чемпионам мира.
Клеточка:
– На этом, я должна закончить свой рассказ. Меня ждут мои друзья и сестрёнки. Им без меня никак нельзя. До свидания, ребята, до встречи на шахматной доске!
Ведущий:
– Ребята, давайте поблагодарим Клеточку за интересный рассказ и попрощаемся с ней. Но своё путешествие на этом мы не заканчиваем. У каждого из вас будет проводиться урок, который так и называется – шахматы. На уроках вы будете продолжать начатое сегодня путешествие по Шахматной стране. А сейчас, слово предоставляется преподавателю шахмат. (Преподаватель знакомиться с ребятами)
– Среди вас есть ребята, которые принимали участие в шахматном турнире и добились победы. Мы хотим поздравить их и пожелать удачи в освоении более сложной игры.
(Награждение победителей)
Решать готовы любые задачи, Идти готовы вперед и вперед, Мы знаем тот, кто не хнычет, не плачет, Тот никогда и нигде не пропадет. Мы все добудем, поймем и откроем. Нам незнакомы усталость и лень. Лишь тот становится в жизни героем, Кто сам себя побеждает каждый день.
Старик Хоттабыч:
– Ну, а в конце года, самых внимательных юных шахматистов ждёт новый турнир. Он и определит, кто же из вас является Королём шахмат. Желаем вам удачи в обучении. До новых встреч. До свидания!
(Звучит музыка)
ЃђЗаголовок 1ЃђЗаголовок 315