Викторина по окружающему миру Бесценный дар природы (в рамках предметной недели начальных классов)

БЕСЦЕННЫЙ ДАР ПРИРОДЫ
(Викторина по природоведению)
Цель. Формировать способность восприятия учащимися целостной картины мира, бережного отношения к природе. Создать условия для развития и реализации познавательных и творческих способностей учащихся к изучению природы. Развивать у учащихся интерес к урокам “Природоведения”; повысить образовательный уровень; осуществлять экологическое воспитание.
Оборудование: иллюстрации разных времен года, карточки для работы в группах, кроссворды, фишки для оценивания.

ХОД ВИКТОРИНЫ

І. Организация класса
Посмотри, мой юный друг, что находится вокруг: Небо светло-голубое, солнце светит золотое,  Ветер листьями играет, тучка в небе проплывает. Поле, речка и трава, горы, воздух и листва, Птицы, звери и леса, гром, туманы и роса, Человек и время года – это всё вокруг природа!

ІІ. Основная часть
1. Разминка (2 балла за правильный ответ)
Какая охота разрешается в лесу в любое время года? (Фотоохота)
Какие птичьи тайны открывает нам листопад? (Птичьи гнёзда хорошо видны)
Водятся ли в наших лесах носороги? (Да, жук-носорог)
Дерево – символ нашей Родины? (Верба)
У каких птиц крылья покрыты чешуёй? (У пингвинов.)
Каким насекомым хлопают в ладоши? (Комары, моль)
Какие растения являются хищниками для насекомых? (Росянка)
Название, какого растения говорит, где оно живёт? (Подорожник)
Куда зайцу удобнее бегать с горы или в гору? (В гору, т.к. у него задние ноги длиннее передних.)
Какая корова лучше наедается – хвостатая или бесхвостая? (Хвостатая, т.к. хвостом она отганяет надоедливых насекомых.)
Растет ли дерево зимой? (Нет, замирает.)
Листья каких растений осенью краснеют? (Осины, клена, рябины, калины.)
2.  «Писатели о природе».
Назовите писателей, которые писали о природе.
(М.Пришвин, И.Бунин, Тютчев Ф., А.Блок, Е.Благинина, Н.Сладков, В.Бианки, К.Паустовский, Шим, Чаплина, Дарелл, Житков.)
3.  «Найди ошибку»
Найдите ошибки в рассказе, который у вас на карточках.
Зимой в лесу
Красиво зимой в лесу. Свежо и морозно. Высоко в небе ярко светит солнце. Деревья одели пушистые белые шубы. Где-то в глубине леса закуковала кукушка, бесшумно пролетела летучая мышь, раздался стук дятла. В кустах мелькнул огненный хвост лисицы. Она в поисках пищи: глубоко под снегом мышиные норки. Занятая мышкованием лиса не замечает зайца, который совсем рядом обгладывает кору молодой ёлочки. Тихо кругом. Только слышно стрекотание вороны. Она сообщает всем о приближении человека.
4.  «Собери приметы»
Сопоставьте из двух частей народные приметы для разных времен года.
Дым столбом – к морозу. Длинные сосульки – к долгой весне. Ласточки низко летают – дождь предвещают. Муравьи прячутся в гнезда – к грозе.
5.   «Отгадай кроссворд» 
1 класс – кроссворд «Животные» в картинках.





2 класс – кроссворд «Растения»


1. Клейкие почки, зеленые листочки,
С белой корой стоит под горой.
2. С моего цветка берет
Пчелка самый вкусный мед.
3. Что за дерево стоит?
Ветра нет, а лист дрожит.
4. Белый пух с него слетает  И на землю оседает,  Лёгкий,чистый и воздушный,  Ветру тёплому послушный.  Он с деревьев облетает,  А с каких,кто,дети,знает? 
5. Ничего сама не шьет,
А в иголках круглый год.
6. У меня длинней иголки, чем у елки.
Очень прямо я расту в высоту.
Если я не на опушке,
Ветви – только на макушке.
7. Он красивой розе брат, Если ты не виноват, Все равно имей в виду, Может уколоть в саду. 
8. Весной зелена, летом загорала,
Осенью надела красные кораллы
3-4 классы – «Природоведение»
По горизонтали:
1. Какая сторона горизонта находится справа от полуденной тени? (Восток)  2. Как называется линия, ограничивающая видимую часть земной  поверхности? (Горизонт)  З. Верхний слой земли, на котором растут растения (Почва)
По вертикали:
4.  Одна из составных частей почвы? (Песок)
5. Водоем,     вязкий     топкий,     который     является     отличным производителем торфа? (Болото) 6. С помощью какого прибора можно ориентироваться в любую погоду? (Компас)

6. «Из каких частей»
1-2 кл. - Назовите части растения.  (Корень, стебель, листья, цветы, плоды.)
3-4 кл. - Основные части тела человека. (Голова, туловище, верхние конечности, нижние конечности).
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]

7. «Береги природу»
1. Просмотр мультфильма «Да здравствует природа!»
2. Конкурс рисунков «Береги природу!»

ІІІ. Итог занятия
- Вот и подошла наша встреча к концу. Победители будут награждены на торжественной линейке, посвященной окончанию недели начальных классов.

Всё, что нужно, год от года нам даёт сама природа, И поэтому все мы жить не можем без воды, Без растений и животных, без красивых гор высоких, Без лесов, полей и рек жить не может человек.  Так давайте сбережём наш земной природный дом!
Объект 6