Аналитическая справка о проведении предметной недели Язык- душа народа


Аналитическая справка по итогам проведения предметной недели учителей русского языка и литературы (2015 – 2016 учебный год)

С 23.11.15г. по 28.11.15г. в школе проводилась предметная неделя учителей русского языка и литературы с целью воспитания у обучающихся творческих способностей, самостоятельности, формирования познавательного интереса к родному языку и литературе. Ответственными за проведение предметной недели были учителя русского языка и литературы Алтухова М. И., Прохорова И. А., Прохорова О. А.. Заранее был разработан план мероприятий и согласован с директором школы.

Дата
Мероприятие Место
проведения Участники Ответственные
23.11
Открытие предметной Недели
Оформление стендов газетами, плакатами Общешкольная линейка
Школьный коридор 5-11 классы
5-11 классы Алтухова М. И.
Прохорова О.А.
Алтухова М. И.
Прохорова И.А.
24.11 Турнир грамотеев. Терминологический диктант
Выставка ко дню рождения В. И. Даля.
« Человек необычной судьбы». Устный журнал о жизни и творчестве В. И. Даля. Кабинет № 1
Школьный коридор
Кабинет № 3 5-11 классы
5-11 классы Прохорова О. А.
Прохорова И. А.
Алтухова М. И
25.11 Открытый урок литературы «М. Ю. Лермонтов. Слово о писателе. Историческое прошлое Руси в «Песне про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова»
Заочная викторина по русскому языку Кабинет № 1
Кабинет № 1 7 класс
6-8 классы Прохорова О. А.
Алтухова М. И.
Прохорова О. А.
26.11 Открытый урок литературы «Н. В. Гоголь. «Ночь перед Рождеством». Картины народной жизни и родной природы. Пейзаж рождественской ночи».
Роль почерка в письменном общении (Урок каллиграфии).
Конкурс проектов по русскому языку «Энциклопедия одного слова» Кабинет № 1
Кабинет № 3
Кабинет № 7 6 класс
5-11 классы
5-11 классы Прохорова И. А.
Алтухова М. И.
Прохорова О. А.
Прохорова И. А.
Алтухова М. И.
Прохорова О. А.
Алтухова М. И.
27.11 Открытый урок русского языка « Виды предложений по количеству грамматических основ: простые и сложные предложения»
Поэтический вечер «Уж небо осенью дышало»» Кабинет № 7
Кабинет № 1 5 класс.
5-11 классы
Алтухова М. И.
Прохорова О. А.
Прохорова И. А.
28.11 Торжественное закрытие Недели. Подведение итогов, награждение победителей поощрительными грамотами Общешкольная линейка 9-11 классы Алтухова М. И.

Учителя интересно, разнообразно, нетрадиционно определили своё участие в предметной неделе. Педагогами были выбраны формы работы, обеспечивающие наиболее эффективную реализацию целей и задач предметной недели. Открытые уроки, внеклассные мероприятия позволили привлечь к активной творческой деятельности учителей и классных руководителей, организовать продуктивное взаимодействие учителей и обучающихся.
Неделя была спланирована так, чтобы охватить всех обучающихся, мероприятия проводились согласно разработанному плану. В первый день состоялось театрализованное представление, посвящённое открытию предметной недели.
Каждый день недели был направлен на то, чтобы максимально заинтересовать обучающихся, создать условия для нравственного, интеллектуального и эмоционального самовыражения школьника, а также показать коммуникабельность и умение сотрудничать со сверстниками.
Открытые уроки, проведённые в рамках предметной недели
Урок литературы в 7 классе на тему «М. Ю. Лермонтов. Слово о писателе. Историческое прошлое Руси в «Песне про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» провела Прохорова О. А..
Правильным оказался осуществленный учителем выбор методов и приемов обучения, удалось гармонично сочетать словесные, наглядные (презентация), практические методы (работа над текстом произведения) преподавания. Требования, предъявляемые к ученикам, были достаточно четкими, ясными и последовательными, поэтому дети активно работали и хорошо справлялись с заданиями. Присутствовала атмосфера сотрудничества между учителем и детьми. Учителю удалось привить интерес к изучению творчества
М. Ю. Лермонтова. К уроку была составлена презентация, которая помогла наглядно демонстрировать отдельные элементы урока. Использование разных приёмов работы на уроке способствовало пониманию литературного текста, а также усиливало эстетическое наслаждение от художественного произведения. Учителем были полностью реализованы поставленные задачи. Познавательная работа обучающихся и обучающая деятельность педагога были успешными.
Урок внеклассного чтения, проведённый Прохоровой И. А., на тему: «Н. В. Гоголь. «Ночь перед Рождеством». Картины народной жизни и родной природы. Пейзаж рождественской ночи» по своей структуре относится к урокам самостоятельного изучения произведения. При постановке целей и задач урока Ирина Александровна учитывала в первую очередь особенность учебного материала и уровень подготовленности обучающихся. На протяжении всего урока формировались умения выражать своё мнение убедительно и грамотно, умения мыслить, доказывать свою точку зрения. Информативность для данного класса была достаточной. Дети обобщали изученный материал, повторяли литературные понятия, познавали лексическое значение новых слов, находили в тексте художественные детали и учились понимать их роль в тексте. На уроке были использованы    репродукции  картин известных художников, фрагменты из кинофильма « Ночь перед Рождеством», которые  дали возможность  лучше  представить  обстановку  и место  действия,  одежду  и обычаи украинского народа.  Образцовое чтение учителя, выборочное чтение обучающихся   помогало не только почувствовать особенности  стиля  Гоголя, выделить  главное  в поведении героев,  но и обратить  внимание  на поэтичность  и обаяние  картин  украинской природы, на юмор, которым пронизано все произведение Гоголя. 
На урок русского языка в 5 класс пригласила своих коллег Алтухова М. И. Тема урока, построенного и проведённого в соответствии с ФГОС, была следующей: «Виды предложений по количеству грамматических основ. Простые и сложные предложения». Выбранная учителем структура урока (организационный момент, включающий эмоциональный настрой, мотивирование на результат, актуализация знаний, словарная работа, постановка проблемы, подводящая к теме и цели урока, первичное закрепление изученного, работа по учебнику, поведение итогов, рефлексия) была успешна для решения поставленных задач. Рационально распределено время на этапы урока, «связки» между ними логичны. Учитель использует активные методы и формы обучения, наглядности: индивидуальный опрос и фронтальный, эвристическая беседа, игровые задания, упражнения, связанные с графическим и устным объяснением написанного, презентация и т.д. Все это также способствовало достижению поставленной цели и выполнению задач урока. Хорошая психологическая атмосфера на уроке поддерживалась за счет демократичности, доброжелательности в общении, заинтересованности обучающихся. В результате общение на уроке было продуктивным. Мотивация поддерживалась возможностью получить хорошую оценку, словесным поощрением.
Организация и проведение внеклассных мероприятий
С целью формирования устойчивого интереса к изучению русского языка и литературы, углубления знаний по предметам, повышения общей культуры в рамках предметной недели были проведены внеклассные мероприятия по предметам.
Устный журнал о жизни и творчестве В. И. Даля способствовал развитию познавательного интереса обучающихся, расширению их кругозора, развитию чувства патриотизма и гордости за великих людей России. Обучающиеся 11 класса познакомили присутствующих с жизнью и творческой деятельностью замечательного человека, основным трудом жизни которого явился его "Толковый словарь живого великорусского языка" - своеобразная энциклопедия народной русской жизни первой половины XIX столетия, широко охватывающая живую народную речь с ее диалектами, терминологию и фразеологию. Устный журнал сопровождался презентацией

 Каллиграфия  –  это  искусство  писать  чётким,   красивым   почерком. Заглядывая в тетради  учеников,  мы  с  каждым  днем  всё  больше  и больше убеждается в том, что у большинства из них далеко не каллиграфический почерк.
Мероприятие « Роль почерка в письменном общении (Урок каллиграфии)» преследовало следующие цели и задачи: привлечение внимания к проблемам чистописания и языка в целом, расширение знаний о роли почерка, стимулирование стремления обучающихся к совершенствованию своего почерка. На данном мероприятии дети познакомились с тем, что такое каллиграфия, познакомились с историей такого предмета, как чистописание, узнали, чем пользовались школьники на уроках в разное время, как учились и старательно писали известные люди, поговорили о роли почерка в письменном общении. Старшеклассница Авилкина Оксана провела урок каллиграфии, на котором присутствующие писали буквы по образцам. В конце мероприятия дети пришли к выводу о том, что  на уроках и во внеурочное время необходимо формировать каллиграфическую зоркость и навыки правильного написания всех букв. На память о встрече всем обучающимся и гостям праздника были вручены карточки с образцами каллиграфического написания букв русского алфавита.
Поэтический вечер «Уж небо осенью дышало» был логически построен, достаточно организован, выдержан по времени, осуществлялась связь с другими предметами (с музыкой, изобразительным искусством). Вечер сопровождается показом мультимедийной презентации – осенних пейзажей, музыкальных заставок. Зал был украшен портретами русских поэтов, посвятивших удивительному времени года свои стихотворения. В подготовке вечера принимали участие обучающиеся 5-11классов в тесном сотрудничестве с учителями Прохоровой И. А. И Прохоровой О. А.. Разноуровневый состав школьников работал на сплочение коллектива.
Проведённое мероприятие способствовало привитию обучающимся интереса к поэзии и классической музыке, любви к родному краю, бережного отношения к природе, развитию эстетического вкуса, внимательного отношения к слову, чувства прекрасного, развитию навыков выразительного чтения стихотворений, воспитанию патриотизма, культуры поведения при проведении литературных вечеров, творческих мероприятий.
Мероприятия, направленные на развитие творческих и интеллектуальных способностей обучающихся
Многие обучающиеся принимали участие в запланированных на неделе викторинах, конкурсах, турнирах. Были подведены итоги:
Турнир грамотеев /Терминологический диктант/
2-е место: Кеда Диана (5 класс), Жиброва Юлия (6 класс).
3-е место: Сазонов Андрей (7 класс), Пашкова Светлана (8 класс).
Заочная викторина по русскому языку
5 – 6 классы:
1-е место: Кеда Диана (5 класс),
2-е место: Жиброва Юлия (6 класс).
3-е место: Лелеш Виолетта ( 6 класс).
7 – 9 классы:
1-е место: Сазонов Андрей (7 класс),
2-е место: Пашкова Светлана (8 класс).
3-е место: Пупышева Анастасия ( 8 класс).
10 – 11 классы:
1-е место: Пашкова Эльвира (11 класс),
2-е место: Авилкина Оксана (11 класс).
3-е место: Овсепян Тамара (11 класс).
Конкурс проектов по русскому языку «Энциклопедия одного слова»
1-е место – Пашкова Эльвира (11класс), Овсепян Тамара (11 класс).
2-е место – Захарина Елена (9 класс);
3-е место – Пашкова Светлана (8 класс).
Завершающим моментом недели стало подведение итогов на общешкольной линейке, где прозвучал краткий анализ прошедшей недели, и состоялось награждение победителей.
Выводы, рекомендации
Проведение предметной недели русскому языку и литературы способствует более полному использованию воспитательных возможностей, это позволяет охватить широкий круг вопросов в течение небольшого промежутка времени. Неделя русского языка и литературы позволила детям проявить свои творческие способности, активность, интеллектуальные возможности.
Анализируя проделанную в рамках предметной недели работу, можно сделать ВЫВОДЫ: все цели, поставленные перед учителями русского языка и литературы при проведении предметной недели русского языка и литературы, достигнуты. Работа учителей в рамках предметной недели способствовала не только повышению мотивации обучающихся, но и повышала квалификацию самого педагога. Все принципы, заложенные в основу организации недели русского языка и литературы в школе, оправдали себя на практике. Работу педагогов можно признать оптимальной.
РЕКОМЕНДАЦИИ: Отметить добросовестную работу учителей русского языка и литературы в подготовке и проведении предметной недели, материалы «Предметной недели учителей русского языка и литературы» разместить на школьном сайте.
Руководитель МО: _____________ Алтухова М. И.