Программа по Народно-сценическому танцу


Министерство культуры Российской Федерации
муниципальное бюджетное образовательное учреждение
Детская школа искусств № 2 г. Курска
им. И.П.Гринева
Программа
по учебному предмету
НАРОДНО-СЦЕНИЧЕСКИЙ ТАНЕЦ
СОСТАВИЛА
преподаватель
хореографического объединения
Рядинская Н.П.
КУРСК
2014 г.
Пояснительная записка.
Народно – сценический танец в значительной степени расширяет и обогащает исполнительские возможности учащихся, формируя у них качества и навыки, которые не могут быть развиты за счет обучения только классическому танцу. Обучение народно – сценическому танцу совершенствует координацию движений, способствует дальнейшему укреплению мышечного аппарата, развивает те группы мышц, которые мало участвуют в процессе классического тренажа, дает возможность учащимся овладеть разнообразием стилей и манерой исполнения различных народов, сложностью их темпов ритмов.
Курс народно – сценического танца рассчитан на четыре года. При работе над программным материалом преподаватель должен опираться на следующие основные принципы:
-целенаправленность учебного процесса,
-систематичность и регулярность занятий,
-постепенность в развитии танцевальных данных учащихся,
-строгая последовательность в освоении лексикой и техническими приемами танца.
Цели:
-формирование устойчивого интереса к предмету «народно – сценический танец».
-развитие свободной творческой личности учащегося,
-укрепление здоровья,
-сохранение и совершенствование традиций русского народного танца,
-подготовка двигательного аппарата учащихся к исполнению танцев разных народов,
-воспитание трудолюбия,
-воспитание исполнительской культуры.
Задачи:
- всестороннее развитие всех мышц, суставов, связок,
- развитие техники,
- развитие артистичности,
- усвоения стиля и манеры исполнения танцев разных народов,
- развитие ритма.
Образовательная программа «Народно–сценический танец» состоит из 3-х разделов:
Экзерсис у палки.
Танцевальные упражнения и комбинации на середине зала
Работа над этюдами, построенными на материале танцев разных народов.
Все перечисленные разделы связаны между собой, однако, каждый из них имеет свои конкретные задачи:
Экзерсис у палки
Раздел включает в себя повороты стопы и бедра, удары стопой, каблуком, полупальцами, движения на присогнутых ногах, движения свободной стопой, плавные и резкие приседания, прыжки, соскоки, подскоки, перескоки, большое значение придается перегибам корпуса и другим упражнениям, отражающим многообразие народно-сценического танца. Каждый  урок включает 6-7 упражнений построенных по принципу чередования: упражнения плавные, мягкие чередуются с упражнениями быстрыми, резкими, упражнения на вытянутых ногах – с упражнениями на присогнутых ногах и т.д. Основу раздела составляют приседания, упражнения на развитие подвижности стопы, маленькие броски, круговые движения ногой, низкие и высокие развороты ноги, дробные выстукивания, подготовка к «веревочке», раскрывание ноги на 90, большие броски. Основной задачей этого раздела является постепенное введение в работу суставно-связочного аппарата. В названии движений сохранена французская терминология, а также употребляются образно-народные названия движений.
Танцевальные упражнения и комбинации на середине зала
Раздел включает в себя различные виды танцевальных ходов, дробей, движений, вращений, хлопушек, используемых в народных танцах, причем за основу взяты движения русского народного танца. В каждом классе предлагается изучение основных движений определенных народных танцев. На основе изученных движений, элементов постепенно выстраиваются танцевальные комбинации, которые из года в год усложняются движениями рук, наклонами и поворотами корпуса головы, исполняются с продвижением в разных направлениях, комбинируются с другими элементами танца. Основной задачей раздела является постепенное и последовательное развитие и усложнение техники исполнения, силы и выносливости учащихся, приобретение навыков и умения передавать характерные особенности того или иного народного танца.
Работа над этюдами
Раздел включает в себя этюды в характере русских, украинских, белорусских, молдаванских, цыганских, испанских танцев. Каждый этюд должен представлять собой небольшой народный танец. Основной задачей раздела является закрепление полученных знаний и умений упражнений у станка и на середине зала, развитие и совершенствование техники танца, актерского мастерства. Предлагаемые народные танцы рекомендованы для обязательного изучения. Исходя из уровня подготовленности класса, преподавателю разрешается использовать творческую инициативу выбора хореографического материала.
Данная программа рассчитана на 4года.Первый и второй год- по1 часу в неделю, третий и четвертый годы обучения по 1,5 часа в неделю.
Формы  контроля.  В конце 1-4 четверти –  контрольный урок, открытый урок по требованиям, соответствующим году обучения.
Ожидаемые результаты: по окончании изучения программы по предмету «Народно-сценический танец» выпускники должны;
Знать:
-терминологию народно-сценического танца,
-метроритмические раскладки исполнения движения,
-особенности и традиции изучаемых народностей.
Владеть:
-культурой исполнения,
-хореографической памятью,
-техникой движения.
Уметь:
-передавать в движении сложные ритмические рисунки русских, белорусских, украинских, прибалтийских, польских, молдавских танцев;
-исполнять технически сложные движения народно-сценического танца: вращения, дроби (для девочек), различные виды присядок, «хлопушек» (для мальчиков).
Критерии оценивания.
«5» - Правильное и музыкальное исполнение пройденных элементов. Достаточно быстрое освоение нового материала. Безукоризненное отношение к работе на уроке. Точное положение рук, головы и корпуса в характере изучаемого национального материала.  «4» - Правильная постановка корпуса, ног, рук и головы в экзерсисе у станка и на середине. В исполнении экзерсиса у станка, на середине зала , допущение незначительных ошибок, но грамотное, музыкальное, техничное их исправление. Позитивный настрой в работе. «3» - Не в достаточной степени владение пройденным материалом. Недостаточное выразительное исполнение экзерсиса у станка, на середине зала, этюдных форм. Невнимательное отношение к музыкальному сопровождению. «2» - Незнание материала. Допущение грубых ошибок. Пропуски занятий. 

Первый год обучения.
Экзерсис у палки.
Постановка корпуса.
Первым требованием при изучении элементов экзерсиса у палки является правильная постановка корпуса без наклона вперед или прогиба в спине назад, со спокойно, естественно опущенными плечами, подтянутым животом и свободно не напряженно, держащейся головой.
Позиции ног.
В народно – сценическом танце применяются те же позиции ног, что и в классическом танце. Однако эти позиции выполняются несколько иначе, а именно менее выворотно, чем в классике.
- открытые (выворотные)
- прямые
- свободные
- закрытые.
Позиции рук.
- 1-я,2-я,3-я позиции аналогичны 1-й,2-й,3-й позициям классического танца;
- подготовительное положение (обе руки свободно опущены вдоль корпуса, кисти свободны и повернуты ладонью к корпусу;
- комбинированные положения (одна рука находится в одной из основных позиций, другая в другой позиции).
Подготовка к движению (preparation)
Все упражнения на уроках народно-сценического танца начинают обычно с различных подготовок, они вводят исполнителей в ритм и характер музыки, дают исходное положение, с которого начинается упражнение, направляют внимание на само упражнение.
1. Demi-plies и grand-plies (полуприседания и полные приседания)
- плавное
- резкое (с акцентом вниз и вверх)
2. Battement tendu (упражнение на развитие подвижности стопы)
- с переводом работающей ноги с носка на каблук
- с demi-plies на опорной ноге
3. Battement tendu jetes (маленькие броски)
- с акцентом «от себя» и «к себе»
- с demi-plie на опорной ноге
4. Rond de jambe par terre (круг носком по полу)
- с demi-plie на опорной ноге
- круг пяткой по полу
5. Подготовка к «Веревочке»
- перевод ноги, согнутой в колене, то вперед, то назад
6. Упражнение для бедра
- повороты согнутой ноги коленом то внутрь, то наружу, усложненные вращением в тазобедренном суставе.
7. Подготовка к Flic-Flac (упражнение со свободной стопой)
8. Дробные выстукивания
- удары всей стопой
- в сочетании с двойным ударом одной ногой
9. Battement developpe (раскрывание ноги на 90*)
- плавное (с сокращенной стопой)
- резкое10. Grand battement jetes ( большой бросок)
- с сокращенной стопой
Танцевальные упражнения и комбинации на середине зала.
Русский танец.
Поклон:
- на месте без рук и с руками
- с продвижением вперед и отходом назад
1. Позиции рук:
- 1-я,2-я,3-я позиция.
Движения рук в русских одиночных плясках не являются точно установленными. Девушка и юноша пляшут, импровизируя;также и движения рук изменяются в зависимости от музыки.
2. Постановка корпуса:
- у девушки прямой и спокойный- у юноши корпус более подвижен.
3. Плечи прямые, спокойные.
4. Голова определяется характером танца и подчеркивает его эмоциональное содержание.
5. Ходы и проходки:
- простой бытовой шаг
- переменный ход на всю ступню
- сценический переменный ход
6. Дроби и дробные ходы:
- дробный ход
- переменный дробный ход
7. Движения на месте:
- «ковырялочка»
- «гармошка»
- «елочка»
8. Присядки:
- с выбрасыванием ноги вперед
- боковая присядка с выбрасыванием ноги в сторону
- с «ковырялочкой»
9. Хлопушки:
- тройная хлопушка с притопом
- перескоки с хлопушками.
Белорусский танец.
1. Положения рук и положения в парах
2. Основные движения белорусского танца:
- основной ход танца «Лявониха»
- боковой ход с подбивкой (галоп)
- притопы в три удара
- основной ход из танца «Крыжачок»
- полька с вращением.
- основной ход танца «Бульба»
3. Присядки
Работа над этюдами.
1. Русский хоровод.
2. Русская пляска.
3. Белорусский танец
Второй год обучения.
Экзерсис у палки.
1. Demi-plies и grand-plies
- с подъемом на полупальцы- с наклоном корпуса
2. Battement tendu и Battement tendu jetes- с подъемом пятки опорной ноги
3. Rond de jambe par terre- круг носком по воздуху
4. «Веревочка»
- с demi-plie на опорной ноге
5. Упражнение для бедра с подъемом на полупальцы.
6. Pas tortille (зигзаг)
- плавное
- с ударом.
7. Подготовка к Flic-Flac- с переступанием
- по 3-й позиции (вперед, в сторону)
7. Дробные выстукивания:
- ключ простой
- с подскоком.
8. Battement developpe- в сочетании с ударом пятки опорной ноги
9. Grand battement jetes - с demi-plie на опорной ноге
Танцевальные упражнения и комбинации на середине зала.
Русский танец.
1. Навыки работы с платком
2. «Переменный шаг»
- с притопом и продвижением вперед и назад
3. «Веревочка»
- простая с поочередными переступаниями4. «Ковырялочка» с подскоками.
5. Дробные движения:
- простая дробь на месте
- двойная дробь
- тройная дробь («в три ножки») на месте и с продвижением вперед
- ключ одинарный с ударом каблуком опорной ноги
- ключ двойной
- семейская дробь
6. Присядки:
- присядка с выбрасыванием ноги на ребро каблука вперед и в сторону по 1-й прямой и открытой позициям
- с проскальзыванием на каблуках во 2-ю позицию
- боковая с выбрасыванием ноги в сторону.
7. Вращения:
- на подскоках «полька»
Карело-финский танец
1. Позиции и положения рук:
- в массовом танце
- в парном танце
2. Ходы и движения на месте:
- легкий бег
- шаг с подскоком
- галоп
- полька
- «ножницы»
3. Присядки
- с выбросом ноги вперед на носок
- с «ковырялочкой»
Украинский танец
1. Позиции рук:
- женские руки мягкие, плавные, широкие, спокойные.
- мужские руки широкие, спокойные, но более сильные, мужественные.
2. Корпус:
- украинскому женскому танцу свойственны в основном плавные, спокойные движения корпуса.
- в мужских танцах положения корпуса более разнообразны, движения более широки и свободны.
3. Голова исполнителя украинских танцев обычно бывает своюодно и весело приподнята.
4. Движения на месте:
- «бегунец» - стремительный ход вперед
- «тынок» - перескок из стороны в сторону
- медленный женский ход
- боковой ход «Дорижка»
- «Веревочка»
- притопы
- «выхилясник» - подскоки на опорной ноге и с каждым подскоком выносится работающая нога то на носок, то на каблук.
- «выхилясник» с «угинанием» - маленькие подскоки на опорной ноге, то сгибая спереди работающую ногу, то резко выбрасывая ее впереди.
- «упадание»
- «голубец»
* низкий (женский)
* высокий (мужской)
* в сочетании с притопом
- большой «тынок»
5. Присядки:
- «ползунок»
- «мельница»
- «подсечка»
Работа над этюдами.
Русский танец Украинский танец
Карело-финский танец
Украинский танец
Третий год обучения.
Экзерсис у палки.
1. Demi-plies и grand-plies по 1-й прямой позиции с поворотом коленей.2. Battement tendu- с выносом ноги на каблук
- с поворотом стопы в закрытое положение и выведением ноги в сторону
3. Battement tendu jetes- с одним или двойным ударом ребром каблука работающей ногой по полу
4. Rond de jambe par terre- с поворотом стопы опорной ноги
- круг по воздуху ногой с поворотом опорной ноги
4. Двойная «веревочка»
- подготовка к «веревочке» с прыжком
5. Упражнения для бедра с прыжком
6. Battement fondu (низкие развороты работающей ноги)
7. Flic-Flac (по всем направлениям)
8. Дробные комбинации
- чередование ударов полупальцами и каблуками
9. Battement developpe с двойным ударом пятки опорной ноги
10. Grand battement jetes.
Танцевальные упражнения и комбинации на середине зала.
Элементы русского танца.
1. «Маятник» в прямом положении
2. «Подбивка»
- на месте
- с двумя переступаниями3. «Моталочка»
4. «Веревочка»
- простая и двойная с «ковырялочкой»
5. Хлопушки и присядки.
6. Вращения по диагонали.
Молдавский танец.
1. Позиции и положения рук:
- в парах
- в массоывх танцах
2. Ходы и движения на месте:
- легкий бег
- шаги с подскоками
- бег с одной ноги
- «переплетающаяся дорожка»
- характерные шаги вперед через каблук
- боковой ход на одну ногу, другая поднимается под колено
- мелкие переступания на полупальцах на месте, вокруг себя и с продвижением в сторону
- прыжок с поджатыми ногами
- тройной перескок и остановка
- тройной перескок с одним ударом
- круговые движения ногой
Венгерский танец.
Положение рук и ног.
Переступания из стороны в сторон
- одинарные- двойные
- с поворотом на 180*
3. «Ключ» - удар каблуками
- одинарный
- двойной
4. Заключение (усложненный «ключ»)
- одинарный
- двойной
5. Шаг в сторону с двумя переступаниями (pas balance)
6. Перебор – три переступания на месте с открыванием ноги на 35*
7. Вращение soutenu
8. Винтообразный поворот
9. Парное вращение перекрестным ходом
10.Pas de bourree11.Хлопки и хлопушки
- с «ключом», с отскоками в сторону
Работа над этюдами.
1. Молдавский танец
2. Венгерский танец
Четвертый год обучения.
Экзерсис у станка.
1. Demi-plies и grand-plies с наклоном корпуса от станка и к станку через положение en face.2. Battement tendu с мазком полупальцев по полу
3. Battement tendu jetes с ударом пятки опорной ноги (сквозные броски)
4. Rond de jambe en lair со скачками на опорной ноге (2,3 скачка)
5. Battement fondu с подъемом на полупальцы.6. Flic-Flac со скачком на опорной ноге
7. Упражнение на выстукивание
- прямая дробь
8. Battement developpe с проскоком
9. Grand battement jetes с увеличенным размахом.Польский танец.
Положение рук в общем танце, в паре.
2. Основные движения:
- па марше
- па гала
- балансе- Ключ
- тройной притоп
- «глубцы»
- цвал- кшэсаны
Итальянский танец.
Положение рук, ног, головы и корпуса.
2. Движения рук с бубном
3. Основные движения:
- подскоки с высоким подниманием колена
- скольжение ноги на носок вперед и назад
- маленькие броски вперед
а) с шагом
б) с подскоком
- pas balance
- pas echappe, с поворотом
- ballonnee вперед
- выбрасывание ноги с каблука на носок
4. Боковой галоп
5. Перескоки с двух ног на одну
- с выносом ноги вперед на носок
- с подъемом в сторону
6. Вращения
- на подскоках
Работа над этюдами.
1.Польский танец «Краковяк»
2.Итальянский танец «Тарантелла»
Список литературы:
В.Ф.Матвеев «Русский народный танец» теория и методика преподавания
Москва«Планета музыки» 2013г.
Г.П.Гусев «Методика преподавания народного танца»
Москва «Валдос» 2004г.
Т.Ткаченко « Народный танец» Госиздат «Искусство» Москва 1954г.
Т.Ткаченко «Народные Танцы» Москва «Искусство» 1975г.
Е.Васильева «Танец» Москва «Искусство»1968г.