Урок русского языка в 9 классе по теме Бессоюзное сложное предложение со значением причины, пояснения, изъяснения, их значение, строение, знаки препинания в них.
Предмет русский язык
Класс 9
Раздел. Сложноподчинённое предложение.
Тема урока. БСП со значением причины, пояснения, изъяснения, их значение, строение, знаки препинания в них.
Место урока в разделе. № 4
Цель. Образовательные: систематизация знаний по теме «Бессоюзное сложное предложение»; формировать умение определять смысловые отношения между частями БСП, правильно ставить знаки препинания; развивать умение классифицировать БСП с учетом интонации и смысловых отношений между частями; учить понимать текстообразующую роль БСП;
Развивающие: развитие коммуникативной компетентности, совершенствование навыков самостоятельной работы, активизировать мышление школьников, умение самостоятельно формулировать выводы, развивать речь. Развитие умения правильно оформлять свои работы. Развитие творческих способностей на основе практической работы. Воспитательные: развитие чувства взаимопонимания и взаимопомощи в процессе совместной работы и выполнения самостоятельных заданий; развитие навыка работы в группе, паре, развивать мотивацию изучения русского языка, используя разнообразные приёмы деятельности, сообщая интересные сведения.
Ожидаемый результат
учащиеся должны научиться отличать БСП от других СП;
устанавливать смысловую связь между частями БСП;
знать средства связи и правильно расставлять знаки препинания в БСП;
строить схемы БСП и самостоятельно конструировать БСП.
Этап (время) Деятельность учителя Деятельность ученика Модули Ресурсы
1. Орг. Момент.
2 мин.
«Фруктовый салат». На фруктах написаны имена ребят и приклеены к парте. Ребёнок находит своё место и садится. Жеребьёвка «Новые подходы в обучении» фрукты
2. Актуализация знаний. 3 мин.
Вызов.
2 мин.
Формулирование целей урока.
3 мин. Раздать карточки с предложениями в каждую группу каждой паре.
Прочитать предложения, вставить знаки препинания. Определить вид придаточных.
1. Любите книгу, так как она поможет вам выбрать правильную дорогу в жизни.
2. Было решено, что на сборы выезжаем завтра.
3. Я подошёл к окну и увидел, что снегопад был в полном великолепии.
После озвучивания на экран вывожу правильные ответы.
Прочитайте данные пары предложений. Какому знаку препинания соответствуют эти значения в бессоюзном сложном предложении.
1. Любите книгу, так как она поможет вам выбрать правильную дорогу в жизни. – Любите книгу: она поможет вам выбрать правильную дорогу в жизни.
2. Было решено, что на сборы выезжаем завтра. – Было решено: на сборы выезжаем завтра.
3. Я подошёл к окну и увидел, что снегопад был в полном великолепии. – Я подошёл к окну и увидел: снегопад был в полном великолепии.
Сформулируйте тему урока.
Давайте сформулируем цели и задачи урока.
На экране цели: определять смысловые отношения между частями БСП, правильно ставить знаки препинания Вставляют пропущенные знаки препинания.
В самой группе меняются листочками.
Проверка выведена на экран.
(Взаимопроверка, выставление оценок). За каждую запятую по 1 баллу каждую схему по 1 баллу.
Предлагают свои варианты. Диалоговое обучение.
РКМ Тетради
РР
РР
3. Осмысление. 32 мин.
Изучение нового материала 15 мин.
Упражнение.1
15 мин.
Используя материал на стр. 188 и 190, обсудите в группе и составьте «БСП со значением причины, пояснения, изъяснения и СПП» 15 мин.
Изучение нового материала при помощи стратегии «Инсерт». Обсуждение в группе
1 группа и 2 группа диаграмма Вена.
3 группа Таблица «Отличие БСП со значением причины, пояснения, изъяснения от СПП»
4 группа Изучить особенности БСП со значением причины, пояснения, изъяснения и составить алгоритм постановки знака препинания в БСП .
5 группа
Изучить особенности БСП со значением причины, пояснения, изъяснения и составить алгоритм постановки знака препинания в БСП .
Работают над заданиями.
Руководитель группы заносит в листы оценивания результаты работы каждого (+) РКМ
Диалоговой обучение.
Талантливые и одарённые. Листы А3
Учебник,
Маркеры.
Напишите мини-сочинение на тему «Зима», используя БСП со значением причины, пояснения, изъяснения.
Если останется время, то
Выполнение упр. 419 по 2 (3) предложения В тетради индивидуально.
Разбор по одному предложению (тип предложения, средства связи, схема)
Проверить самопроверка с оповещением результатов спикеру. Озвучивают устно с объяснением постановки знака.
Индивидуальная работа с самопроверкой по РР. Занесение результатов в листы оценивания. Учёт возрастных особенностей. Учебник, тетрадь, РР
4. Рефлексия.
(цель – обратная связь) 3 мин. Фруктовый сад 2 мин.
На фруктах «Сегодня уроке..»
Записывают своё мнение на фруктах и клеят на дерево. Стикеры, фруктовое дерево.
5. Домашнее задание. УПР.420 стр. 188-190 правило. № Фамилия Имя 1 задание 2 задание 3 задание 4
задание Итого Оценка учителя.
3 предложения Изучение
Мини-сочинение 419 Запятая
1 б. Тип придат.
1 б. Читал Предлагал идеи Оформлял Защищал работу За каждое предложение по 1 б + 2 б за БСП. Знаки
препинания
1 б. Вид
БСП
1 б. 1 2 3 4 5 6 № Фамилия Имя 1 задание 2 задание 3 задание 4
задание Итого Оценка учителя.
3 предложения Изучение
Мини-сочинение 419 Запятая
1 б. Тип придат.
1 б. Читал Предлагал идеи Оформлял Защищал работу За каждое предложение по 1 б + 2 б за БСП. Знаки
препинания
1 б. Вид
БСП
1 б. 1 2 3 4 5 6 Прочитать предложения, вставить знаки препинания. Определить вид придаточных.
1. Любите книгу так как она поможет вам выбрать правильную дорогу в жизни.
2. Было решено что на сборы выезжаем завтра.
3. Я подошёл к окну и увидел что снегопад был в полном великолепии.
Прочитать предложения, вставить знаки препинания. Определить вид придаточных.
1. Любите книгу так как она поможет вам выбрать правильную дорогу в жизни.
2. Было решено что на сборы выезжаем завтра.
3. Я подошёл к окну и увидел что снегопад был в полном великолепии.
Прочитать предложения, вставить знаки препинания. Определить вид придаточных.
1. Любите книгу так как она поможет вам выбрать правильную дорогу в жизни.
2. Было решено что на сборы выезжаем завтра.
3. Я подошёл к окну и увидел что снегопад был в полном великолепии.
1 группа Составить сравнительную таблицу
«Отличие БСП со значением причины, пояснения, изъяснения от СПП с придаточными причины и с придаточными изъяснительными».
Сходство Различие
СПП БСП 2 группа. Составить Диаграмму ВЕНА Выделив общее и различия в БСП со значением причины, пояснения, изъяснения от СПП с придаточными причины и с придаточными изъяснительными»
3 группа. Составить кластер на тему «Знаки препинания в БСП со значением причины, пояснения, изъяснения».
4 группа. Изучить особенности БСП со значением причины, пояснения, изъяснения и составить алгоритм постановки знака препинания в БСП .
5 группа. Изучить особенности БСП со значением причины, пояснения, изъяснения и составить алгоритм постановки знака препинания в БСП .