Рабочая программа по литературе 6 класс под редакцией Коровина В.Я., Журавлёва В.П
Пояснительная записка
Рабочая программа по литературе для 6 класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и «Рабочей программы общеобразовательных учреждений «Литература» В.Я. Коровина, В.П.Журавлёва, М. Просвещение 2012 год.
Согласно государственному образовательному стандарту, изучение предмета «Литература» направлено на достижение следующих целей:
формирование духовно развитой личности, обладающей гуманистическим мировоззрением, национальным самосознанием и общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма;
развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся, необходимых для успешной социализации и самореализации личности;
постижение учащимися вершинных произведений отечественной и мировой литературы, их чтение и анализ, основанный на понимании образной природы искусства слова, опирающийся на принципы единства художественной формы и содержания, связи искусства с жизнью, историзма;
поэтапное, последовательное формирование умений читать, комментировать, анализировать и интерпретировать художественный текст;
овладение важнейшими общеучебными умениями и универсальными учебными действиями (формулировать цели деятельности, планировать её, осуществлять библиографический поиск, находить и обрабатывать необходимую информацию из различных источников, включая Интернет и др.);
использование опыта общения с произведениями художественной литературы в повседневной жизни и учебной деятельности, речевом самосовершенствовании.
УМК состоит прежде всего из учебника «Литература. 5 кл. Учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений. Комплект из 2-х частей/ Авт.-сост. В.Я. Коровина, В.П. Журавлёв, В.И. Коровин, М: Просвещение, 2012.
Формы контроля: письменные работы, тестирование, выразительное чтение, чтение наизусть, творческие задания, викторины, разноуровневые задания и вопросы, мини-сочинения, произведения собственного сочинения.
Место и роль учебного курса «Литература»
Федеральный базисный учебный образовательный план для образовательных учреждений Российской Федерации предусматривает обязательное изучение литературы на этапе основного общего образования в 6 классе 104 часа (3 часа в неделю), учебных недель 35
2. Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностные результаты:
- воспитание патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
- формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации у обучению и познанию;
- формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики;
- формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира;
- освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах;
- участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций;
- формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
- формирование основ экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;
- осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценностей семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи.
Метапредметные результаты:
- умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности;
- умение осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
- умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата;
- умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения
- владение основами самоконтроля, самооценки, принятие решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
-умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, устанавливать причинно- следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение и делать выводы;
- умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
- умение осознанно использовать речевые средства для выражения своих чувств, мыслей и потребностей планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;
- формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий.
Предметные результаты:
- понимание ключевых проблем изученных произведений русского фольклора и фольклора других народов, древнерусской литературы, литературы 18 века, русских писателей 19-20 века, литературы народов России и зарубежной литературы;
- понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление в них нравственных ценностей и их современного звучания;
- умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения; характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;
- определение в произведении элементов сюжета, изобразительно - выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно-художественного содержания произведения; владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения;
- формирование собственного отношения к произведениям литературы, их оценка;
- понимание авторской позиции и своё отношение к ней;
- восприятие на слух литтературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие;
- умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста, отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту, создавать устные монологические высказывания разного типа, вести диалог;
- написание изложений и сочинений на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений; классные и домашние творческие работы; рефераты на литературные и общекультурные темы;
- понимание образной природы литературы как явления словесного искусства; эстетическое восприятие произведений литературы; формирование эстетического вкуса;
- понимание русского слова в его эстетической функции, роли изобразительно-выразительных языковых средств в создании художественных образов литературных произведений.
Личностные универсальные учебные действия
Ученик научится:
- Понимать литературу как одну из национально-культурных ценностей русского народа.
- Уважительно относиться к родной литературе, испытывать гордость за неё.
- Оценивать свои и чужие поступки.
- Проявлять внимание, удивление, желание больше узнать.
Ученик получит возможность научиться:
- Понимать определяющую роль родной литературы в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности.
- Анализировать и характеризовать эмоциональные состояния и чувства окружающих, строить свои взаимоотношения с их учетом.
Регулятивные универсальные учебные действия
Ученик научится:
- Планированию пути достижения цели.
- Установлению целевых приоритетов.
- Оценивать уровень владения тем или иным учебным действием (отвечать на вопрос «что я не знаю и не умею?»).
Ученик получит возможность научиться:
- Учитывать условия выполнения учебной задачи.
- Выделять альтернативные способы достижения цели.
- Осуществлять итоговый контроль деятельности («что сделано») и пооперационный контроль («как выполнена каждая операция, входящая в состав учебного действия»).
Коммуникативные универсальные учебные действия
Ученик научится:
- Устанавливать и вырабатывать разные точки зрения.
- Аргументировать свою точку зрения.
- Задавать вопросы.
- Осуществлять контроль.
- Составлять план текста.
Ученик получит возможность научиться:
- Продуктивно разрешать конфликты на основе учёта интересов и позиций всех участников, поиска и оценки альтернативных способов разрешения конфликтов; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.
- Брать на себя инициативу в организации совместного действия (деловое лидерство).
Познавательные универсальные учебные действия
Ученик научится:
- пользоваться знаками, символами, таблицами, схемами, приведенными в учебной литературе; строить сообщение в устной форме;
- находить в материалах учебника ответ на заданный вопрос;
- ориентироваться на возможное разнообразие способов решения учебной задачи;
- анализировать изучаемые объекты с выделением существенных и несущественных признаков;
- анализировать объекты с выделением существенных и несущественных признаков (в коллективной организации деятельности);
- осуществлять синтез как составление целого из частей;
- проводить сравнение, классификацию изученных объектов по самостоятельно выделенным основаниям (критериям) при указании количества групп;
- устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;
- проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом.
Ученик получит возможность научиться:
- выделять информацию из сообщений разных видов в соответствии с учебной задачей;
- осуществлять запись (фиксацию) указанной учителем информации об изучаемом языковом факте;
- проводить сравнение, сериацию и классификацию изученных объектов по самостоятельно выделенным основаниям (критериям) при указании и без указания количества групп;
- обобщать (выводить общее для целого ряда единичных объектов).
Предметные результаты обучения
Ученик научится:
- видеть черты русского национального характера в героях русских былин;
- учитывая жанрово-родовые признаки произведений устного народного творчества, выбирать фольклорные произведения для самостоятельного чтения;
- выразительно читать былины, соблюдая соответствующий интонационный рисунок устного рассказывания;
- пересказывать былины, чётко выделяя сюжетные линии, не пропуская значимых композиционных элементов, используя в своей речи характерные для былин художественные приёмы;
- осознанно воспринимать художественное произведение в единстве формы и содержания; адекватно понимать художественный текст и давать его смысловой анализ;
- воспринимать художественный текст как произведение искусства, послание автора читателю, современнику и потомку;
- определять для себя актуальную и перспективную цели чтения художественной литературы; выбирать произведения для самостоятельного чтения;
- анализировать и истолковывать произведения разной жанровой природы, аргументировано формулируя своё отношение к прочитанному;
- создавать собственный текст аналитического и интерпретирующего характера в различных форматах;
- сопоставлять произведение словесного искусства и его воплощение в других искусствах;
Ученик получит возможность научиться:
- рассказывать о самостоятельно прочитанной былине, обосновывая свой выбор;
- сочинять былину и/или придумывать сюжетные линии;
- сравнивая произведения героического эпоса разных народов (былину и сагу, былину и сказание), определять черты национального характера;
- выбирать произведения устного народного творчества разных народов для самостоятельного чтения, руководствуясь конкретными целевыми установками;
- устанавливать связи между фольклорными произведениями разных народов на уровне тематики, проблематики, образов (по принципу сходства и различия).
- выбирать путь анализа произведения, адекватный жанрово-родовой природе художественного текста;
- сопоставлять «чужие» тексты интерпретирующего характера, аргументировано оценивать их;
- оценивать интерпретацию художественного текста, созданную средствами других искусств;
3. Содержание учебного предмета
№п/п
Раздел
Кол-во часов
Примечание
Контрольные работы
Тесты
Развитие речи
1
Введение.
1
2
Устное народное творчество.
4
1
3
Из древнерусской литературы.
2
4
Из русской литературы XVIII века.
1
5
Из русской литературы XIX века.
50
2
3
1
6
Родная природа в лирике поэтов XIX века.
4
1
7
Из русской литературы XX века.
26
2
8
Литература народов России
2
9
Зарубежная литература.
11
1
10
Обобщение изученного
3
ИТОГО:
104
3
4
4
4. Тематическое планирование
№
п/п
Тема урока
Кол-во
часов
Дата проведения
Примечание
Введение – 1 час
1
Художественное произведение. Содержание и форма.
1
Устное народное творчество – 4 часа
2
Обрядовый фольклор. Обрядовые песни
1
3
Пословицы, поговорки как малый жанр фольклора.
1
4
Загадки
1
5
Тест по теме «Устное народное творчество»
1
Древнерусская литература – 2 часа
6
Анализ теста «Повесть временных лет».
1
7
«Сказание о белгородском киселе».
1
Литература XVIII века- 1 час
8
И. И. Дмитриев. Слово о баснописце. «Муха». Развитие понятия об аллегории.
Русская литература XIX века – 54 часа
9
И. А. Крылов. «Листы и корни», «Ларчик».
1
10
И. А. Крылов. «Осел и Соловей».
1
11
Тест по басням И.А.Крылова
1
12
Анализ теста. А. С. Пушкин. Стихотворение «Узник»
1
13
Тема и поэтическая идея стихотворения А. С. Пушкина «Зимнее утро».
1
14
А. С. Пушкин. Тема дружбы в стихотворении «И. И. Пущину».
1
15
Лирика Пушкина
1
16
А. С. Пушкин.
«Барышня-крестьянка»
1
17
Образ автора-повествователя в повести «Барышня-крестьянка».
1
18
Р.р Сочинение по повести А.С.Пушкина «Барышня-крестьянка»
1
19
Анализ сочинений . Изображение русского барства в повести А.С.Пушкина «Дубровский»
1
20
Дубровский –старший и Троекуров в повести А.С.Пушкина «Дубровский»
1
21
Протест Владимира Дубровского против произвола и деспотизма в повести А.С.Пушкина «Дубровский».
1
22
Бунт крестьян в повести А.С.Пушкина «Дубровский
1
23
Осуждение пороков общества в повести А.С.Пушкина «Дубровский»
1
24
Защита чести, независимости личности в повести А.С.Пушкина «Дубровский»
1
25
Романтическая история любви Владимира Дубровского и Маши Троекуровой.
1
26
Авторское отношение к героям повести «Дубровский»
1
27
Обобщение по теме «Дубровский».
1
28
Контрольная работа №1 по повести А. С. Пушкина «Дубровский».
1
29
Анализ контрольной работы. Биография М.Ю.Лермонтова
1
30
Чувство одиночества и тоски в стихотворении М.Ю.Лермонтова «Тучи».
1
31
М.Ю.Лермонтов «Листок», «На севере диком»
1
32
М.Ю.Лермонтов «Утес», «Три пальмы»
1
33
Тест по стихотворениям М.Ю.Лермонтова
1
34
Анализ теста. И.С.Тургенев. Литературный портрет писателя.
1
35
Сочувствие к крестьянским детям в рассказе И. С. Тургенева «Бежин луг».
1
36
Портреты и рассказы мальчиков в рассказе И. С. Тургенева «Бежин луг».
1
37
Роль картин природы в рассказе «Бежин луг».
1
38
«Словесные и живописные портреты русских крестьян» (по рассказам из цикла «Записки охотника»).
1
39
Ф. И. Тютчев. Литературный портрет писателя.
1
40
Природа в стихотворениях Ф. И. Тютчева «Неохотно и несмело...», «Листья».
1
41
Ф.И.Тютчев «С поляны коршун поднялся...».
1
42
А. А. Фет «Ель рукавом мне тропинку завесила...», . «Еще майская ночь», «Учись у них – у дуба, у березы»
1
43
Краски и звуки в пейзажной лирике А.А.Фета
1
44
Н. А. Некрасов. Стихотворение «Железная дорога». Картины подневольного труда.
1
45
Народ –созидатель в стихотворении Н.А.Некрасова «Железная дорога».
1
46
Мечта поэта о прекрасной поре в жизни народа в стихотворении Н.А.Некрасова «Железная дорога»
1
47
Своеобразие языка и композиции в стихотворении Н.А.Некрасова «Железная дорога»
1
48
Сочетание реалистических и фантастических картин в стихотворении Н.А.Некрасова «Железная дорога»
1
49
Контрольная работа №2 по произведениям поэтов XIX века.
1
50
Анализ контрольной работы. Н.С. Лесков. Литературный портер писателя.
1
51
Гордость Н.С.Лескова за народ в сказе «Левша».
1
52
Особенности языка повести Н.С. Лескова «Левша».
1
53
Комический эффект, создаваемый народной этимологией, игрой слов в сказе Н.С.Лескова «Левша»
1
54
Сказовая форма повествования.
1
55
Тест по сказу Н.С.Лескова «Левша»
1
56
Анализ теста. А.П. Чехов. Литературный портер писателя.
1
57
Речь героев рассказа Чехова «Толстый и тонкий». Юмористическая ситуация.
1
58
Разоблачение лицемерия в рассказе Чехова «Толстый и тонкий».
1
Родная природа в лирике поэтов XIX века – 4 часа
59
Я. Полонский «По горам две хмурых тучи», «Посмотри – какая мгла»
1
60
Е.А. Баратынский. «Весна, весна!
Как воздух чист...», «Чудный град порой сольется...»..
1
61
А.К. Толстой. «Где гнутся над омутом лозы...».
1
62
Р.р. Сочиняем стихотворение
1
Русская литература XXвека – 26 часов
63
М.М.Пришвин. Сказка-быль «Кладовая солнца»
1
64
Тема трудолюбия в сказке-были «Кладовая солнца»
1
65
Тема дружбы и согласия в сказке-были М.М.Пришвина «Кладовая солнца»
1
66
Образ природы в сказке-были М.М. Пришвина «Кладовая солнца».
1
67
А.П.Платонов. Литературный портрет писателя.
1
68
А.П.Платонов. «Неизвестный цветок».
1
69
Жестокая реальность и романтическая мечта в повести А.С.Грина «Алые паруса»
1
70
Душевная чистота главных героев в повести А.С.Грина «Алые паруса»
1
71
Отношение автора к героям повести «Алые паруса»
1
72
К. М. Симонов «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины...»
1
73
Д.С. Самойлов. «Сороковые».
1
74
Картины жизни и быта сибирской деревни в послевоенные годы в рассказе В. П. Астафьева «Конь с розовой гривой».
1
75
Яркость и самобытность героев рассказа. Юмор в рассказе.
1
76
Р.р. Сочинение по рассказу В.П.Астафьева «Конь с розовой гривой»
1
77
Отражение трудностей военного времени в повести В.Г.Распутина «Уроки французского»
1
78
Анализ сочинений. Роль учителя Лидии Михайловны в жизни мальчика.
1
79
Нравственные проблемы рассказа В.Г. Распутина «Уроки французского».
1
80
А. Блок «Летний вечер», «О, как безумно за окном...»
1
81
С. А. Есенин «Мелколесье. Степь и дали...», «Пороша».
1
82
Н. М. Рубцов. Слово о поэте. «Звезда полей», «Листья осенние», «В горнице».
1
83
Р.р. сочиняем стихотворение
1
84
В. М. Шукшин «Чудик» и «Критик».
1
85
В.М. Шукшина. Рассказ «Срезал».
1
86
Ф. Искандер «Тринадцатый подвиг Геракла».
1
87
Юмор как одно из ценных качеств человека в рассказе Ф. Искандера «Тринадцатый подвиг Геракла»
1
88
Герой-повествователь в рассказе Ф. Искандера «Тринадцатый подвиг Геракла»
1
Литература народов России – 2 часа
89
Г.Тукай «Родная деревня», «Книга».Любовь к малой родине и своему народу.
1
90
К. Кулиев «Когда на меня навалилась беда...», «Каким бы ни был малым мой народ...».
1
Зарубежная литература - 11 часов
91
Мифы Древней Греции. Подвиги Геракла: «Скотный двор царя Авгия»
1
92
Мифы Древней Греции. Подвиги Геракла: «Яблоки Гесперид».
1
93
Геродот. «Легенда об Арионе».
1
94
А. С. Пушкин «Арион». Отличие от мифа.
1
95
Гомер. Слово о Гомере. «Илиада» и «Одиссея» как героические эпические поэмы.
1
96
Контрольная работа №3 по итогам года
1
97
Анализ контрольной работы. М. Сервантес Сааведра «Дон Кихот». Проблема истинных и ложных идеалов.
1
98
Ф. Шиллер. Баллада «Перчатка». Романтизм и реализм в произведении.
1
99
П. Мериме. Новелла «Маттео Фальконе».
1
100
А. де Сент-Экзюпери. «Маленький принц»
1
101
А. де Сент-Экзюпери. «Маленький принц» как философская сказка-притча.
1
Обобщение изученного – 3 часа
102
Подготовка к проекту
1
103
Защита проектов
1
104
Задания для летнего чтения
1
Заголовок 1‡ђЗаголовок 215