Рабочая программа по литературе 5 класс под редакцией Коровина В.Я., Журавлёва В.П
Пояснительная записка.
Настоящая программа по литературе для V класса создана на основе программы общеобразовательных учреждений «Литература» под редакцией В.Я. Коровиной, 7-е издание, М.: Просвещение,2012год. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения литературы, которые определены стандартом.
Рабочая программа учебного предмета «Литература» составлена на основе следующих документов: Федеральный государственный общеобразовательный стандарт основного общего образования РФ от 17 декабря 2010 г. № 1897; Программы общеобразовательных учреждений «Литература», рекомендованные Министерством образования РФ , 5-е издание - М.: «Просвещение», 2010 г. и авторской программы под редакцией В.Я. Коровиной, 2011 г.
Цели и задачи рабочей программы:
Цель изучения литературы в школе – приобщение учащихся к искусству слова, богатству русской классической и зарубежной литературы. Основа литературного образования – чтение и изучение художественных произведений, знакомство с биографическими сведениями о мастерах слова и историко-культурными фактами, необходимыми для понимания включенных в программу произведений.
воспитание духовно-развитой личности, осознающей свою принадлежность к родной культуре, обладающей гуманистическим мировоззрением, общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма; воспитание любви к русской литературе и культуре, уважения к литературам и культурам других народов; обогащение духовного мира школьников, их жизненного и эстетического опыта;
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, устной и письменной речи учащихся; формирование читательской культуры, представления о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественной литературы, эстетического вкуса на основе освоения художественных текстов;
освоение знаний о русской литературе, ее духовно-нравственном и эстетическом значении; о выдающихся произведениях русских писателей, их жизни и творчестве, об отдельных произведениях зарубежной классики;
овладение умениями творческого чтения и анализа художественных произведений с привлечением необходимых сведений по теории и истории литературы; умением выявлять в них конкретно-историческое и общечеловеческое содержание, правильно пользоваться русским языком.
УМК состоит прежде всего из учебника «Литература. 5 кл. Учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений. Комплект из 2-х частей/ Авт.-сост. В.Я. Коровина, В.П. Журавлёв, В.И. Коровин, М: Просвещение, 2012.
Формы контроля: письменные работы, тестирование, выразительное чтение, чтение наизусть, творческие задания, викторины, разноуровневые задания и вопросы, мини-сочинения, произведения собственного сочинения.
Место и роль учебного курса «Литература»
Федеральный базисный учебный образовательный план для образовательных учреждений Российской Федерации предусматривает обязательное изучение литературы на этапе основного общего образования в 5 классе 104 часа (3 часа в неделю), учебных недель 35
2. Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностными результатами выпускников основной школы, формируемыми при изучении предмета «Литература», являются:
совершенствование духовно-нравственных качеств личности, воспитание чувства любви к многонациональному Отечеству, уважительного отношения к русской литературе, к культурам других народов;
использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации (словари, энциклопедии, интернет-ресурсы и др.).
Метапредметные результаты изучения предмета «Литература» в основной школе проявляются в:
умении понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы;
умении самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее, определять сферу своих интересов;
умении работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности.
Предметные результаты выпускников основной школы состоят в следующем:
1) в познавательной сфере:
понимание ключевых проблем изученных произведений русского фольклора и фольклора других народов, древнерусской литературы, литературы XVIII в., русских писателей XIXXX вв., литературы народов России и зарубежной литературы;
понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания;
умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения, характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;
определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно-художественного содержания произведения (элементы филологического анализа);
владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения;
2) в ценностно-ориентационной сфере:
приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры, сопоставление их с духовно-нравственными ценностями других народов;
формулирование собственного отношения к произведениям русской литературы, их оценка;
собственная интерпретация (в отдельных случаях) изученных литературных произведений;
понимание авторской позиции и свое отношение к ней;
3) в коммуникативной сфере:
восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие;
умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста; отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту; создавать устные монологические высказывания разного типа; уметь вести диалог;
написание изложений и сочинений на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений, классные и домашние творческие работы, рефераты на литературные и общекультурные темы;
4) в эстетической сфере:
понимание образной природы литературы как явления словесного искусства; эстетическое восприятие произведений литературы; формирование эстетического вкуса;
понимание русского слова в его эстетической функции, роли изобразительно-выразительных языковых средств в создании художественных образов литературных произведений.
Ученик научится:
правильно, бегло и выразительно читать вслух художественные и учебные тексты, в том числе и наизусть;
устно рецензировать выразительное чтение одноклассников, чтение актёров;
осуществлять устный пересказ подробный, выборочный, сжатый (или краткий) от другого лица, художественный (с максимальным использованием художественных особенностей текста) небольшого отрывка, главы повести, рассказа, сказки;
составлять план характеристики героев, составлять устные и письменные характеристики литературного героя или героев (в том числе групповую, сравнительную) в объеме курса литературы, изучаемого школьниками в 5классе;
давать нравственную оценку героям рассказа, повести, сказки;
составлять сообщение о поэте, писателе, баснописце и устно рассказывать о нём;
определять значения незнакомых слов с помощью словарей и справочной литературы;
эстетически воспринимать произведения изобразительного искусства, книжной графики, созвучные изучаемым произведениям;
устно иллюстрировать художественное произведение;
создавать, представлять и защищать собственные иллюстрации;
находить цитатные примеры, иллюстрирующие литературоведческие понятия, изучаемые в курсе литературы 5 класса.
Ученик получит возможность научиться:
выявлять черты фольклорной традиции в литературной сказке, рассказе, повести;
характеризовать сюжет произведения, его тематику, проблематику, идейно-эмоционального содержание;
выявлять этапы развития сюжета;
выявлять элементы композиции повести, рассказа;
составлять план анализа эпизода и анализировать его по плану;
анализировать различные формы выражения авторской позиции;
сопоставлять реальные и фантастические эпизоды;
составлять план (в том числе цитатный) литературного произведения, план устного и письменного ответа на проблемный вопрос, план письменного высказывания;
составлять устный и письменный ответ на проблемный вопрос;
3. Содержание учебного предмета
№ п\п
Название раздела
Кол-во часов
Примечание
Контрольные работы
Развитие речи
Внеклассное чтение
1.
Введение
1
2.
Устное народное творчество
10
3.
Древнерусская литература
2
4.
Из литературы XVIII века
1
5.
Литература XIX века
40
1
2
4
6.
Русские поэты XIX века о Родине
3
7.
Русская литература XX века
24
1
1
8.
Поэты о Великой Отечественной войне (1941 - 1945)
4
9.
Писатели и поэты XX века о Родине
4
10.
Писатели улыбаются
3
1
11.
Зарубежная литература
8
1
12.
Обобщение изученного
4
1
Общее количество часов:
104
2
3
7
Тематическое планирование
№ п/п
Тема урока
Кол-во часов
Дата проведения
Примечание
Введение – 1 час
1.
Книга и ее роль в духовной жизни человека и общества
1
Устное народное творчество - 10 часов
2.
Русский фольклор. Малые жанры фольклора.
1
3.
Детский фольклор
1
4.
Сказка как особый жанр фольклора
1
5.
«Царевна-лягушка» - встреча с волшебной сказкой
1
6.
Народная мораль в характерах и поступках героев.
1
7.
Иван-царевич – победитель житейских невзгод. Животные-помощники.
1
8.
Изобразительный характер формул волшебной сказки.
1
9.
«Иван – крестьянский сын и чудо-юдо».
1
10.
Особенности сюжета сказки. Нравственное превосходство главного героя.
1
11.
Сказка о животных «Журавль и цапля». Бытовая сказка «Солдатская шинель»
1
Древнерусская литература - 2 часа
12.
Возникновение древнерусской литературы. «Повесть временных лет».
1
13.
«Подвиг отрока-киевлянина и хитрость воеводы Претича».
1
Литература 18 века - 1 час
14.
М.В.Ломоносов «Случились вместе два Астронома в пиру»
1
Литература 19 века - 40 часов
15.
Русские басни. Басня как литературный жанр
1
16.
И.А.Крылов. Слово о баснописце. Басня «Волк на псарне»
1
17.
И.А.Крылов. Басни «Ворона и Лисица», «Свинья под дубом»
1
18.
Р.р. Сочиняем басню
1
19.
Вн. чт. Басенный мир Ивана Андреевича Крылова
1
20.
В.А.Жуковский – сказочник. Сказка «Спящая царевна»
1
21.
Сходные и различные черты сказки Жуковского и народной сказки.
1
22.
Баллада В.А.Жуковского «Кубок»
1
23.
Роберт Льюис Стивенсон. Баллада «Вересковый мед»
1
24.
А.С.Пушкин. Слово о поэте. Стихотворение «Няне». «У лукоморья»
1
25.
А.С.Пушкин. «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях». Борьба добрых и злых сил
1
26.
Стихотворная и прозаическая речь. Ритм, рифма, строфа.
1
27.
Помощники царевны. Народная мораль, нравственность
1
28.
Королевич Елисей. Победа добра над злом.
1
29.
Вн. чт. Сказки А.С.Пушкина. Поэма «Руслан и Людмила»
1
30.
Антоний Погорельский. Страницы биографии. Сказка «Черная курица, или Подземные жители»
1
31.
Фантастическое и достоверно-реальное в сказке Нравоучительное содержание
1
32.
М.Ю.Лермонтов. Слово о поэте. Стихотворение «Бородино»
1
33.
Образ простого солдата – защитника Родины в стихотворении «Бородино» М.Ю. Лермонтова
1
34.
Н.В.Гоголь. Слово о поэте. Сюжет повести «Заколдованное место»
1
35.
Реальное и фантастическое в сюжете повести
1
36.
Н.В.Гоголь «Вечера на хуторе близ Диканьки»
1
37.
Вн. чт. Н.В.Гоголь «Вечера на хуторе близ Диканьки»
1
38.
«Есть женщины в русских селеньях» - отрывок из поэмы «Мороз, Красный нос» Некрасова
1
39.
Мир детства в стихотворении «Крестьянские дети» Некрасова
1
40.
И.С.Тургенев. Слово о писателе. История создания рассказа «Муму».
1
41.
История отношений Герасима и Татьяны. Герасим и его окружение.
1
42.
Герасим и Муму. Счастливый год. И.С. Тургенев «Муму»
1
43.
Осада каморки Герасима. Прощание с Муму. И.С. Тургенев «Муму»
1
44.
Р.р. Духовные и нравственные качества Герасима
1
45.
Контрольная работа № 1 по произведениям 1-ой половины 19 века
1
46.
Анализ контрольной работы. Стихотворения А.А. Фета
1
47.
Анализ сочинений. А.А.Фет. Слово о поэте. Стихотворение «Весенний дождь»
1
48.
Л.Н.Толстой рассказ-быль «Кавказский пленник». Сюжет рассказа.
1
49.
Жилин и Костылин – два разных характера, две разные судьбы. Л.Н.Толстой «Кавказский пленник».
1
50.
Странная дружба Жилина и Дины. Л.Н.Толстой «Кавказский пленник».
1
51.
Краткость и выразительность языка рассказа Л.Н. Толстого «Кавказский пленник»
1
52.
Л.Н.Толстой «Кавказский пленник» Тест
1
53.
А.П.Чехов. Слово о писателе. «Хирургия»
1
54.
Вн. чт. Юмор и сатира в творчестве А.П.Чехова
1
Русские поэты 19 века о Родине - 3 часа.
55.
Образы природы в русской поэзии. Образ весны. Ф.И.Тютчев, А.Н.Плещеев.
1
56
Образ лета. И.С.Никитин, Ф.И.Тютчев
57.
Образы русской природы в поэзии. Рифма, ритм. Анализ стихотворения
1
Русская литература 20 века - 24 часа
58.
И.А.Бунин: страницы биографии. Рассказ «Косцы»
1
59.
В.Г.Короленко. Слово о писателе. «В дурном обществе»
1
60.
Сюжет и композиция повести «В дурном обществе» В.Г. Короленко
1
61.
Путь Васи к правде и добру «В дурном обществе» В.Г. Короленко
1
62.
Глава «Кукла» - кульминация повести В.Г. Короленко
1
63.
Р.р. Путь Васи к правде и добру. Обучение работе над сочинением
1
64.
С.А.Есенин. Слово о поэте. Образ родного дома в стихах Есенина
1
65.
Стихотворение «С добрым утром» С.А. Есенина
1
66.
П.П.Бажов. Рассказ о жизни и творчестве писателя. «Медной горы Хозяйка»
1
67.
Язык сказа. Реальность и фантастика в сказе П.П. Бажова «Медной горы Хозяйка»
1
68.
Вн. чт. «Малахитовая шкатулка». Сказы П.П.Бажова
1
69.
К.Г.Паустовский: страницы биографии. Сказка «Теплый хлеб». Герои сказки
1
70.
Нравственные уроки сказки «Теплый хлеб». К.Г. Паустовского
1
71.
Умение видеть необычное в обычном. К.Г.Паустовского «Теплый хлеб»
1
72.
К.Г.Паустовский. Рассказ «Заячьи лапы»
1
73.
С.Я.Маршак. Слово о писателе. Пьеса-сказка С.Я.Маршака «Двенадцать месяцев»
1
74.
Положительные и отрицательные герои. Художественные особенности пьесы-сказки
1
75.
Роды и жанры литературы. Герои пьесы-сказки.
1
76.
А.П.Платонов. Слово о писателе.
1
77
Маленький мечтатель Андрея Платонова в рассказе «Никита»
1
78.
Жизнь как борьба добра и зла. Тема человеческого труда в рассказе Платонова «Никита».
1
79.
В.П.Астафьев: детство писателя. «Васюткино озеро» Сюжет рассказа, его герои
1
80.
Человек и природа в рассказе В.П.Астафьева «Васюткино озеро»
1
81.
« Тайга, наша кормилица, хлипких не любит». В.П.Астафьев «Васюткино озеро»
1
Поэты о Великой Отечественной войне (1941 - 1945)- 4 часа
82.
А.Т.Твардовский «Рассказ танкиста»
1
83
Поэтическая летопись Великой Отечественной войны. А.Т.Твардовский «Рассказ танкиста»
1
84
К.М.Симонов. «Майор привез мальчишку на лафете».
1
85.
h Великая Отечественная война в жизни моей семьи
1
Писатели и поэты 20 века о Родине - 4 часа
86.
Стихотворения И.А.Бунина. «Помню – долгий зимний вечер»
1
87.
Картина В.М.Васнецова «Аленушка». А.А.Прокофьев «Аленушка»
1
88.
Д.Б.Кедрин «Аленушка» «Стойбище осеннего тумана..»
89.
Н.М.Рубцов. «Родная деревня». Дон-Аминадо. «Города и годы»
1
Писатели улыбаются - 3 часа
90.
Саша Черный «Кавказский пленник
1
91
Саша Чёрный «Игорь –Робинзон»
1
92.
Вн. чт. Стихотворения-шутки. Ю.Ч. Ким. «Рыба-кит».
1
Зарубежная литература - 8 часов
93.
Даниэль Дефо. Слово о писателе. «Робинзон Крузо»
1
94.
Даниэль Дефо «Робинзон Крузо»
1
95.
Х.К.Андерсен и его сказочный мир. Сказка «Снежная королева»
1
96.
Два мира сказки «Снежная королева» Х.К. Андерсена
1
97.
Вн. чт. Писатели-сказочники и их герои
1
98.
Марк Твен. Слово о писателе. «Приключения Тома Сойера».
1
99.
Том Сойер и его друзья. Марк Твен «Приключения Тома Сойера»
1
100.
Джек Лондон. Трудная, но интересная жизнь «Сказание о Кише»
1
Обобщение изученного – 4 часа
101
Контрольная работа № 2 по курсу литературы 20 века
1
102.
Анализ контрольной работы. Подготовка к проектам.
1
103.
Проекты «Любимые писатели»
1
104.
Подведение итогов года. Рекомендации на лето.
1
Заголовок 1Заголовок 215