Образовательный материал



МОУ Лицей г.Уварово
Лучшая школа Тамбовщины-2006
д.1, 4-й мкрн., г. Уварово Тамбовской обл., 393460, тел. (07558) 4-70-93, 2-14-15, 2-13-31,
E-mail: luvr@tamb.ru www.luvr.tamb.ru
Обладатель гранта ПНПО 2006









Доклад

на городском методическом объединении учителей начальных классов

«Технология развития навыка беглого чтения учащихся
начальных классов»


Учитель начальных классов
Никитина И.Б.

г. Уварово 2008 г.
«Чтение – вот лучшее умение». Наверное, нет необходимости объяснять глубокий смысл этой пословицы. От умения детей читать бегло, выразительно, понимать содержание прочитанного, анализировать поступки героев, делать соответствующие выводы зависят их успехи в учении на протяжении всех школьных лет.
Чтение – это главное умение человека в жизни, без которого он не может постичь окружающий мир. И этому столь необходимому умению ребенка учит учитель начальной школы. Как сделать, чтобы это учение не превратилось в горькую пытку?
Ответ нужно искать на путях рассмотрения, прежде всего психологической структуры навыка чтения. Интерес к чтению – это оборотная, познавательно-эмоциональная сторона его технико-смысловой составляющей, он прямо и непосредственно зависит от степени сформированности последней. Сформировать интерес к чтению – значит, прежде всего, обеспечить хорошую сформированность самого умения читать.
Как известно, в процессе чтения принято выделять две взаимосвязанные стороны – техническую, т.е. скорость, правильность и качество озвучивания букв, и смысловую, т.е. понимание содержания прочитанного. С точки зрения когнитивной психологии можно предположить, что полноценный процесс чтения обеспечивается совместной работой отдельных когнитивных структур, одни из которых – когнитивно-двигательные – осуществляют зрительную и слухоречедвигательную регуляцию процесса чтения, а другие – вербально-смысловые – обеспечивают понимание прочитанного. Применительно к акту чтения существенное значение приобретает современное представление ряда психологов о многоуровневой организации когнитивных структур. В соответствии с ним выделяемые стороны акта чтения (скорость и понимание) могут рассматриваться как функции вышележащих уровней соответствующих когнитивных структур. На базовых же, нижележащих, уровнях когнитивно-двигательной структуры, участвующих в акте чтения, протекают процессы, связанные с речедвигательной его стороной, и когнитивные процессы, образующие непосредственно-чувственную его основу, которые обеспечивают восприятие и распознавание воспринимаемого буквенного материала и как результат – скорость и правильность чтения. Недостатки процесса чтения могут быть обусловлены дефектностью формирования любого уровня обеспечивающих его психологических когнитивных структур.
Психолог А.П. Нечаев высказал важную мысль, что преждевременное обучение чтению неподготовленного к этому ребенку может оказаться для него вредным, вызвав не только отвращение к чтению и самому процессу обучения, но и подорвав веру ребенка в собственные силы. Поэтому А.П. Нечаев считал необходимым, прежде чем обучать детей чтению, выяснить, достаточно ли развиты у них вовлекаемые в процесс чтения психические процессы. В случае же низкого общего развития детей необходимо выполнять с ними на занятиях по разным предметам систему упражнений, стимулирующую их психологическое развитие.
Рекомендуемые А.П. Нечаевым упражнения позволяют заложить психологическую основу сложнейшего умения – умения читать:
- наблюдения за природой создают благоприятные условия для развития восприятия детей, в том числе его объема, что в будущем при овладении чтением позволит ученику «схватывать» целиком читаемое слово независимо от количества составляющих его букв и обеспечит достаточные скоростные характеристики процесса чтения;
- развитие тонкости наблюдения за изменением отдельных свойств, признаков различных предметов и явлений означает совершенствование процессов зрительного и слухового анализа, которые являются необходимыми для дифференцирования букв, различающихся малозаметными деталями (и, ц), и слов, отличающихся одной - двумя буквами (ворона - ворота);
- высказывание предположений, например, об изменениях, которые произойдут в природе в будущем в связи со сменой времени года, о возможных качествах и свойствах тех или иных полезных ископаемых, особенностях поведения животных и птиц в разное время, развивает у детей антиципацию, т.е. умение представить себе предмет или явление до того, как они будут реально восприняты, что важно для прогнозирования смыслового содержания читаемого текста;
- рассказывание сказок, показывание разных картин и предметов не только обогащает детей знаниями; название их словами позволяет вырабатывать ассоциации между чувственно воспринимаемым объектом и его словесным обозначением «объект - слово», наполняя, таким образом, словесную звуковую оболочку конкретным чувственным содержанием. Это позволит при чтении актуализировать стоящие за абстрактными буквенными знаками конкретное чувственное содержание и сделает процесс чтения информационно насыщенным; оценивая пережитые события, дети учатся критически к ним относиться и, следовательно, смогут критически оценивать содержание прочитанного текста;
- срисовывание с натуры во время занятий рисованием, сопровождающее его словесное обозначение отдельных деталей воспринимаемых объектов, приводит к развитию расчлененности восприятия, благодаря чему ребенок становится способным замечать даже весьма незначительные детали или малейшие изменения во внешнем виде воспринимаемых объектов, происходит превращение, таким образом, восприятия в анализирующее наблюдение. А это – одна из базовых составляющих процесса чтения. Рисование по памяти развивает воображение детей, что крайне необходимо для мысленного представления читаемого содержания;
- благодаря подвижным играм, требующим быстрого изменения направления внимания, у детей целенаправленно формируется такие важные для учения, в том числе и для чтения, свойства внимания, как распределение и переключение.
Итак, для овладения детьми чтением решающее значение надо придавать формированию психологической основы навыка чтения. Для этого выполняются задания на:
различение слов, далеких и близких по смыслу, на развитие зрительной способности выделять из фона заданные фигуры, на обобщение (назвать одним словом), классификацию (разделить слова на группы), конкретизацию понятий (к заданному более общему понятию подобрать частные понятия), на развитие внимания, воображения, памяти, наблюдательности и др. В результате таких упражнений улучшится психологическое развитие школьника, а это положительно сказывается на технической и смысловой сторонах навыка чтения.
Итогом всей работы учителя по обучению чтению является техника чтения. Именно по тому, сколько слов в минуту читает ученик, судят о его успехах в чтении.
И.Т. Федоренко пришел к выводу, что скорость чтения существенно влияет на качество запоминания материала. Скорость чтения зависит от объема слуховых и зрительных восприятий ребенка. Объем слуховых восприятий – это количество слов, запоминаемых школьниками с одного прочтения вслух. Объем зрительных восприятий – понятие более сложное. Известно, что глаза двигаются по строке во время чтения не плавно, а скачкообразно. Текст воспринимается в момент остановки взгляда – происходит фиксация букв, слов, предложений, а иногда и целого абзаца – это зависит от угла зрения. Чем чаще фиксация, тем уже угол зрения, тем меньше воспринимаемый объем текста.
Скорость чтения зависит и от количества регрессий, т.е. обратного движения глаз – чем их больше, тем ниже темп. У школьников нужно вырабатывать навык антиципации.
Зрительное восприятие – это упражнения, направленные на выработку правильности чтения, на воспитание внимания к зрительному образу слова, на совершенствование способа и темпа чтения.
Для развития техники чтения у детей используются следующие упражнения:
1. Способ перестановки букв (гирт – тигр), в дальнейшем подобную работу можно проводить на небольших текстах (Ратеяб лоишп тиволь убры. – Ребята пошли ловить рыбу.).
2. Текст, где все слова написаны слитно.
3. Ежеурочные пятиминутки «жужжащего» чтения. Эффективность обусловлена частотой тренировок. Лучше дать небольшой по объему текст, где ученик ясно видит начало и конец своей работы. Вполне возможно, что он успеет прочесть до конца, а учитель еще не дает команду закончить чтение. Тогда он начинает повторное чтение, ведь «повторенье – мать ученья», а он сейчас как раз и учится читать.
4. Трехкратное чтение текста. Скорость чтения у детей различна. Поэтому не следует задавать одинаковый по объему отрывок, лучше ориентироваться на один и тот же промежуток времени. Технология работы:
- первый раз текст читает учитель;
- второй раз ученики читают в течение 1 минуты, каждый из учеников отмечает, до какого места успел прочитать;
- третий раз читают вновь, и каждый отмечает, сколько слов прочел.
5. Зрительные диктанты по системе И.Т. Федоренко. Технология работы: на доске пишут 6 предложений и закрывают листом бумаги. Потом лист сдвигают вниз так, чтобы было видно первое предложение, и учащиеся в течение 4-7 секунд читают его про себя, стараясь запомнить. По истечении времени учитель убирает предложение и предлагает записать его в тетрадях. После этого следует экспозиция второго предложения и т.д. Зрительные диктанты должны писаться ежедневно.
6. Чтение в темпе скороговорки. Технология работы:
- при чтении в темпе скороговорки не следует уделять внимание выразительности чтения, но следует повысить требования к четкости прочтения окончаний слов;
- отрывок текста следует читать скороговоркой в течение нескольких минут, читать четко, проговаривая окончания.
7. Чтение хором.
8. Чтение «цепочкой» (по одному слову, предложению, абзацу).
9. Динамическое чтение. На доске записан столбик из 5-7 слов с постепенным увеличением количества букв в словах.
10. Бинарное чтение. Один текст читают два ученика одновременно.
11. «Буксир»:
а) учитель читает вслух, изменяя скорость чтения. Ученики читают вслух стараясь успеть за учителем;
б) учитель читает вслух, дети про себя. Учитель останавливается, ученики показывают слово, где остановился учитель.
12. «Ловушка». Учитель в ходе чтения произносит неправильное слово, ученики должны это заметить, прервать чтение и прочитать слово правильно.
13. «Прыжки». Чтение через слово.
14. «Голова и хвост». Учитель начинает читать предложение, дети быстро его находят и дочитывают все вместе.
15. «Середина». Учитель читает середину предложения, ученики находят его в тексте и читают это предложение полностью.
16. «Прятки». Нахождение в тексте слова с определенным признаком (начинается на букву а, состоит из двух слогов, с ударением в конце слова и др.).
17. Круговое чтение. Небольшой текст читают по одному слову друг за другом несколько раз.
18. «Кто быстрее?». На доске написано предложение, на столе рассыпаны тексты. По сигналу ученики ищут в текстах данное предложение.
19. «Фотоглаз». На доске столбик слов, которые ученики читают определенное время. Слова закрываются, дети по памяти называют прочитанные слова.

20. «Угадай»:
а) антиципация слов, предложений, пословиц;
б) чтение текста через решетку. Технология работы: решетка накладывается горизонтально на читаемую часть страницы и постепенно сдвигается вниз. При наложении решетки на текст перпендикулярные перепонки перекрывают некоторые участки текста (буквы, буквосочетания, слова). Школьники, воспринимая видимые в окошках элементы текста, должны мысленно восполнять перекрытые перепонками участки строки, восстанавливая смысл. Если логические связи содержания в отдельных местах теряются, можно сдвигать решетку влево или вправо, чтобы увеличить поле видимого участка текста.
21. «Найди меня». На доске или на листах написаны строчки букв (4-5 рядов), между буквами «спрятаны» целые слова. Их нужно найти.
22. «Счет слов». На максимальной скорости дети читают текст и одновременно считают слова. Перед чтением ученикам задается вопрос, на который они должны ответить после окончания работы.
23. «Сканирование». За 20-30 секунд ученики «пробегают» глазами текст в поисках важной информации.
Для работы над техникой чтения лучше одно упражнение использовать несколько уроков подряд, кроме тех, которые должны выполняться ежедневно.
Психологи утверждают, что на успеваемость ученика влияет более 200 факторов. Естественно, что все их учесть просто невозможно. Но даже если из 200 отобрать только 40 и исследовать их воздействие на успеваемость ученика, то окажется, что фактором номер один является все-таки умение бегло читать.
Так что чтение действительно – самое главное учение.




ЂЂГd’љiЏrnЊIr‰ w†ЂЂmsvSux9wy z{ ~~ЂЂG™a4•f ђl‹rѓ{ЂЂF’n3Џq Њt‡x‚~ЂЂ/§L  U™^
Њjѓy15