РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА «Мир окислительно-восстановительных реакций»
УТВЕРЖДАЮ:
Директор МБОУ СОШ № 42 ____________________
Дзагурова Ф.О
«____» ________2014 г.
СОГЛАСОВАНО:
Зам. директора по УВР
____________________
Бзыкова И.Т.
«____» ________2014 г.
РАССМОТРЕНО
на заседании МО
протокол № _______
«____» ________2014 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА
«Мир окислительно-восстановительных реакций»
Классы: 9-ые
Составила учитель химии: Цхурбаева Н.А.
Количество часов – 17ч (1 час в неделю,1-е полугодие)
Рабочая программа составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта среднего общего образования по химии.
Владикавказ
2014/15 учебный год
«Мир окислительно-восстановительных реакций»
Пояснительная записка.
Почему именно окислительно-восстановительные реакции? Практически все химические процессы в природе, а также те, которые осуществляются человеком в его практической деятельности, представляют окислительно-восстановительные реакции. С ними связаны процессы обмена веществ, брожение, горение, коррозия металлов, электролиз и многие другие.
Понятие окислительно-восстановительных реакций формируется на нескольких уровнях. При изучении темы «Кислород. Оксиды. Горение» учащиеся знакомятся с понятием «окисление». Далее, в теме « Окислительно-восстановительные реакции» в курсе 8 класса даются конкретные формулировки: «окислитель », «восстановитель»
Однако ОВР изучают в обязательном курсе химии недостаточно полно: не рассматривается их классификация, составление уравнений методом электронно-ионного баланса, количественные характеристики окислительно-восстановительных процессов; мало внимание уделяется влиянию среды на характер протекания этих реакций, окислительно-восстановительным свойствам соединений серы(IV) и серы (II),серной кислоты, марганца, хрома, пероксида водорода. Только в теме «Азотная кислота» рассматриваются уравнения реакции взаимодействия с металлами именно с электронным балансом, так как учащиеся испытывают определённые трудности в постановке коэффициентов. Тема «Окислительно-восстановительные реакции» традиционно важна, и в то же время ее изучение вызывает у учащихся определенные трудности.
Поэтому данный курс- это возможность отработать не только теоретический материал, но и получить практические навыки в составлении уравнений реакций. Здесь более подробно разбираются понятия: степень окисления, электроотрицательность, рассматриваются условия, которые влияют на прохождение реакций.
.
Цели:
Закрепить, систематизировать и углубить знания учащихся о сущности окислительно-восстановительных процессов, их роли в природе и практическом значении; о важнейших окислителях и восстановителях, о влиянии среды на характер протекания ОВР;
Дать классификацию ОВР, знать количественные характеристики данных процессов, структуру гальванического элемента;
Научить составлять уравнения ОВР с использованием метода электронно-ионного баланса (полуреакций), развить навыки в использовании метода электронного баланса для решения различных типов задач повышенного уровня трудности, в которых идет речь об ОВР.
Для успешной реализации данного элективного курса необходимо, чтобы учащиеся владели важнейшими вычислительными навыками, алгоритмами решения типовых химических задач. Программа курса рассчитана на 17 часов
Программа курса
Введение (2 часов )
Знакомство с целями и задачами курса, его структурой. Значение ОВР. Теория (1ч).
Важнейшие восстановители и окислители (1 ч).
Тема №1. Классификация ОВР (6 часов)
Межмолекулярное окисление-восстановление (1 ч)
внутримолекулярное окисление-восстановление (1 ч)
диспропорционирование (самоокисление-самовосстановление) (1ч)
сопропорционировние ( 1ч )
упражнения по определению типа ОВР (2ч)
Тема №2. Окислительно - восстановительные свойства соединений (7 часов)
Окислительно - восстановительные свойства соединений марганца в различных средах (2ч)
Окислительно- восстановительные свойства соединений серы(1ч)
Окислительно-восстановительные свойства азотной кислоты(1ч)
Окислительно - восстановительные свойства соединений хрома в различных средах (2ч)
Окислительно - восстановительные свойства пероксида водорода(1ч)
Алгоритм составления уравнений ОВР методом электронного баланса, упражнения (2 ч).
Учебно-тематический план
№ занятия
ДАТА
Тема занятия
Теоретическая часть
Форма проведения
Введение (5 часов)
1
2
Знакомство с целями и задачами курса, его структурой. Значение ОВР. Теория ОВР
Важнейшие восстановители и окислители
Лекция
Лекция
Тема №1. Классификация ОВР (6 часов)
3
4
5
6
7-8
Межмолекулярное окисление-восстановление
Внутримолекулярное окисление-восстановление
Диспропорционирование (самоокисление-самовосстановление)
Сопропорционирование
Упражнения по определению типа ОВР
Групповая работа
Групповая работа
Групповая работа
Групповая работа
Групповая работа
Групповая работа
Тема №2. Окислительно - восстановительные свойства соединений (7 часов )
9-10
11
12
13-14
15
16-17
Окислительно - восстановительные свойства соединений марганца в различных средах (кислая)
ная)
.
Окислительно - восстановительные свойства соединений серы
Окислительно - восстановительные свойства азотной кислоты
Окислительно - восстановительные свойства соединений хрома в различных средах
Окислительно-восстановительные свойства пероксида водорода
Алгоритм составления ОВР методом электронного баланса
Семинар
Групповая работа
Групповая работа
Групповая работа
Групповая работа
Групповая работа
Семинар
Литература
1. Хомченко Г.П. Химия для поступающих в вузы. М.: Высшая школа, 1993, с. 166-190.
2. Шустов С.Б. Шустова Л.В. Окислительно-восстановительные процессы в живой природе. Химия в школе, 1995, №2 с.37-40.
3. Д.Д. Дзудцова «Окислительно-восстановительные реакции», М.Дрофа, 2003
4. А.И.Рублевский «Химия элементов»,Минск, ООО «Юнипресс», 2002
15