рабочая программа по факультативному курсу «Ключи к тайнам Клио»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 72»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Серегиной Марии Николаевны,
учителя истории,
по факультативному курсу «Ключи к тайнам Клио»
11 классов
Екатеринбург
2014
Пояснительная записка
Рабочая программа дополнительных занятий с одарёнными учащимися разработана на основе программы факультативного курса «Ключи к тайнам Клио» Н.И. Дорожкиной (Элективные курсы по истории: 8-11 классы. – М.: ВАКО, 2010.- 224 с. – (Мастерская историка)).
В основе программы лежит знакомство учащихся с вспомогательными историческими дисциплинами (ВИД). Каждая из ВИД имеет свои приемы и объект исследования, но предназначение у них одно: помогать в изучении исторических источников как главной единицы науки «История». Кроме того, все дисциплины, входящие в группу ВИД, тесно взаимосвязаны, а значит, дают обширный материал для выводов в области социально-экономической, политической и культурной деятельности человечества.
В предлагаемый курс включены наиболее интересные и доступные пониманию учащихся дисциплины, позволяющие им самостоятельно проводить исторические исследования и осваивать предмет «история». В процессе изучения школьники знакомятся с археологией, палеографией, хронологией, нумизматикой и геральдикой.
Направленность курса - ознакомительно-развивающая, он ориентирован на удовлетворение любознательности учащихся, расширение их кругозора. Данный курс рассматривает ВИД с нескольких позиций: во-первых, как часть исторической науки, во-вторых, как вспомогательный элемент для изучения исторического прошлого, в-третьих, как способ ориентации учащихся на профессиональную деятельность. Курс рассчитан на 35 часов.
Цель курса: познакомить учащихся с основными методами исторического исследования и многообразием вспомогательных исторических дисциплин, дать представление об историческом источнике, показать роль исторических источников в познании прошлого.
Задачи курса:
обучить учащихся базовым принципам работы с историческими источниками;
научить их на основе исторических источников осмысливать исторические процессы, события и явления;
развить критическое, самостоятельное мышление учащихся при анализе исторических источников;
развить творческое мышление учащихся, повысить их познавательный уровень, интерес к культурному и научному наследию прошлого, его сохранению и приумножению;
подготовить учеников к получению в дальнейшем профессионального образования в рамках социально-гуманитарного профиля;
продолжить воспитание подрастающего поколения в духе патриотизма, уважения к родной стране, ее истории.
Распределение нагрузки
№ п/п
Наименование раздела
Кол-во ч
1.
Тема 1. Исторические источники как средство познания исторического прошлого
3
2.
Тема 2. Критика и интерпретация исторического источника
1
3.
Тема 3. Многообразие вспомогательных исторических дисциплин
2
4.
Тема 4. Историческая хронология и система счисления времени
4
5.
Тема 5. Кладовая земли раскрывает свои тайны
3
6.
Тема 6. В мире древних и старинных рукописей
3
7.
Тема 7. Монеты рассказывают
3
8.
Тема 8. «С гербом, где вписан знатный род»
4
9.
Тема 9. Нелегкой тропой исторического исследования
2
10.
Тема 10. Стражи прошлого: архив, библиотека, музей - и их значение для исторического познания
10
Итого:
35 ч
Требования к уровню подготовки учащихся.
В результате изучения курса учащиеся должны:
владеть терминами по теме курса;
уметь самостоятельно проводить поиск информации;
владеть навыками работы с научно-популярной и справочной литературой по тематике курса;
уметь анализировать информацию, представленную в различных знаковых системах.
Календарно-тематическое планирование
№ занятия
Наименование раздела и тем
Количество часов
Дата
прохождения
Примечание
по
плану
факти
чески
Тема 1. Исторические источники как средство познания исторического прошлого
3 ч
1
Роль истории в жизни людей
2
Понятие исторических источников
3
Классификация исторических источников
4
Тема 2. Критика и интерпретация исторического источника
1 ч
5-6
Тема 3. Многообразие вспомогательных исторических дисциплин
2 ч
Тема 4. Историческая хронология и система счисления времени
4 ч
7
Хронология. Единицы счета времени
8
Типы календарей
9
·Эры и их виды
10
Русская система счета времени
Тема 5. Кладовая земли раскрывает свои тайны
3 ч
11
Археология как наука. Археологические памятники
12
Методы работы археологов
13
История великих географических открытий
Тема 6. В мире древних и старинных рукописей
3 ч
14
Палеография – вспомогательная историческая дисциплина
15
Происхождение русской письменности. Графика письма Древней Руси и России
№ занятия
Наименование раздела и тем
Количество часов
Дата
прохождения
Примечание
по
плану
фактически
16
Материал и орудия письма
Тема 7. Монеты рассказывают
3 ч
17
Нумизматика как наука
18
Происхождение монет и денежных знаков
19
Возникновение и развитие русской денежной системы
Тема 8. «С гербом, где вписан знатный род»
4 ч
20
Геральдика. Происхождение гербов
21
Теоретическая геральдика
22
Государственные и городские гербы
23
Фамильные гербы
Тема 9. Нелегкой тропой исторического исследования
2 ч
24-25
Великие историки прошлого
Тема 10. Стражи прошлого: архив, библиотека, музей - и их значение для исторического познания
10 ч
26-27
Стражи прошлого: архив, библиотека, музей - и их значение для исторического познания
28-29
Экскурсия в архив Старооскольского краеведческого музея
30-31
Посещение библиотеки
32-33
Экскурсия в музей
34-35
Составление творческого отчета о посещении архива, библиотеки и музея.
Содержание учебного курса
Исторические источники как средство познания исторического прошлого. Роль истории в жизни людей. Понятие и классификация исторических источников.
Критика и интерпретация исторического источника. Поиск и выявление источников. Основные методы и принципы научной критики. Внешняя и внутренняя критика источника.
Многообразие вспомогательных исторических дисциплин. ВИД. Объекты исследования. Особенности приемов исследования. Роль и место ВИД в исторической науке.
Историческая хронология и система счисления времени. Хронология. Единицы счета времени. Типы календарей. Юлианский и григорианский календарь. Эры и их виды. Русская система счета времени.
Кладовая земли раскрывает свои тайны. Археология как наука. Археологический памятник. Методы работы археологов. Культурный слой. История великих географических открытий.
В мире древних и старинных рукописей. Что изучает палеография. Этапы развития письменности. Происхождение русской письменности. Графика письма Древней Руси и России. Материал и орудия письма. Украшение рукописей.
Монеты рассказывают. Монеты как оригинальный и важный исторический источник. Происхождение монет и денежных знаков. Возникновение и развитие русской денежной системы
«С гербом, где вписан знатный род». Происхождение гербов. Теоретическая геральдика. Государственные и городские гербы. Фамильные гербы.
Нелегкой тропой исторического исследования. Великие историки прошлого.
Стражи прошлого: архив, библиотека, музей - и их значение для исторического познания. Архив. Библиотека. Музейная педагогика.
Учебно-методические средства обучения
Буланин Д. Специальные исторические дисциплины. Учеб. пособие / С.В. Белецкий, И.В. Воронцова, 3.В. Дмитриева и др. - СПб.:, 2003.- 634 с.
Дорожкина Н.И. Элективные курсы по истории: 8-11 классы. – М.: ВАКО, 2010.- 224 с.
Лакиер А.Б. Русская геральдика.- М.: Книга, 1990.- 432 с.
Леонтьева Г. А., Шорин П. А., Кобрин В. Б. Вспомогательные исторические дисциплины Учеб. для студ. высш. учеб. заведений/ Под ред. Г. А. Леонтьевой. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. -368 с.
Новиков В.С. Русский государственный орел: М.: Т-во Московский писатель; 1991.- 108 с.
Основы российской геральдики: учебное пособие.- Белгород, 1997.- 74 с., ил.
Серов Б.Н. Поурочные разработки по курсу «Государственная символика»: Гимн. Герб. Флаг. – М.: ВАКО, 2005. – 192 с.
Соболева Н.А. Российская государственная символика: история и современность. – М.: Гуманит. Изд. центр ВЛАДОС, 2003. – 208 с., ил.
13PAGE 15
13PAGE 14215
15