Здоровьесберегающее пространство начальной школы как условие реализации ФГОС НОО
ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЕ ПРОСТРАНСТВО НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ КАК УСЛОВИЕ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС НОО
Введение стандарта второго поколения во многом изменила школьную жизнь ребенка. Речь идет о новых формах организации обучения, новых образовательных технологиях, новой открытой информационно-образовательной среде, далеко выходящей за границы школы.
Проблема здоровья подрастающего поколения – одна из важнейших в обществе на сегодня. В связи с этим педагогический коллектив пытается определить роль школы в поддержании, сохранении и укреплении здоровья детей, тем более, что именно в период нахождения ребенка в школе продолжает формироваться его образ жизни.
Здоровье человека – проблема достаточна актуальная для всех времен и народов, а в настоящее время она становится первостепенной. Школа – это не только учреждение, куда на протяжении многих лет ребёнок ходит учиться. Это ещё и особый мир детства, в котором ребёнок проживает значительную часть своей жизни, где он не только учится, но и радуется, принимает различные решения, выражает свои чувства, формирует своё мнение, отношение к кому – либо или чему – либо.
Состояние здоровья подрастающего поколения – важнейший показатель благополучия общества и государства, отражающий не только настоящую ситуацию, но и дающий точный прогноз на будущее.
Представление о здоровье как триединстве здоровья физического (соматического), психического и духовно – нравственного отражает невозможность сохранить и укрепить здоровье, заботясь только о физическом или только духовном благополучии, необходимость комплексного подхода. «Чтобы быть здоровым, нужны собственные усилия – постоянные, и значит заменить их ничем нельзя» (Н.Амосов). Лекарства не помогут, если сам человек нарушает нормы здорового образа жизни.
Каждое образовательное учреждение призвано обеспечить не только учебный процесс, но равно содействовать нормальному развитию обучающихся и охране их здоровья. Реформа содержания образования и модернизация образовательной системы подразумевают обязательное внедрение здоровьесберегающих технологий в учебный процесс. Высокая общественная потребность в технологиях, укрепляющих и сохраняющих здоровье участников образовательного процесса, обусловлена, прежде всего, тем, что уровень здоровья детских коллективов в 90-х годах резко снизился по сравнению с 60-70-ми годами. Ухудшение здоровья детей и подростков связано, прежде всего, с экологическим и социально-экономическим кризисом в стране. Вместе с тем, на здоровье школьника оказывает влияние и комплекс так называемых внутри школьных факторов, включающих планировку, благоустройство и оборудование учебных помещений, их освещенность и микроклимат, общую вместимость учебного заведения, эстетическое оформление интерьера школы, в котором гармонично переплетены здоровьесберегающие аспекты и местный колорит. Важная роль принадлежит организации учебного процесса, учебной нагрузке. Приведение этих условий в соответствии с санитарными нормами и правилами абсолютно необходимо. Однако педагогический аспект решения этой проблемы не может ограничиваться только созданием экологической комфортности образовательной среды.
Воспитание уважительного отношения к своему здоровью необходимо начинать с самого раннего детства. По мнению медиков, 75% всех болезней человека заложено в детские годы. За последние десятилетия в несколько раз возросла заболеваемость во многих формах инфекционной и хронической патологии. Снижение уровня и качества жизни приводит к распространению вредных привычек у младших школьников. Свою долю ответственности за сложившуюся ситуацию несёт и система образования. Период взросления, приходящийся на пребывание ребёнка в школе, оказался одним из периодов, в течение которого происходит ухудшение состояния детей, притом, что именно эти годы проходят под постоянным контролем со стороны специалистов - педагогов. Задача обучения состоит в том, что дети обязательно должны достигнуть определённого результата. Неоправданные ожидания педагогов, родителей, детей приводит к нервным потрясениям, росту психической нагрузки, стрессам. А это, в свою очередь, приводит к тому, что учащихся пропадает желание учиться, активно и интересно жить. Они уходят в себя, бегут от проблем, которые накапливаются по мере развития собственной бездеятельности; становятся злыми и агрессивными. Возникают проблемы не только со здоровьем (болит голова, живот), но появляются трудности в учении. А можно ли хорошо учится, если организм ослаблен болезнью и леностью? Это проблемы концентрации внимания, памяти, запоминания учебного материала, боязнь ответа у доски, малоактивный образ жизни. У современных младших школьников, по оценкам отечественных и зарубежных специалистов, отличается замедление развития по сравнению с данными 10-20- летней давности. Может ли профессионально подготовленный педагог бесстрастно относиться к неблагополучному и прогрессивно ухудшающемуся состоянию здоровья своих учеников? Отвечая на этот вопрос, педагоги предлагают «здоровьесберегающие технологии», цель которых - это достижение того или иного результата в обучении, воспитании, развитии.
Проблема здоровьесбережения стала заботой учителей начальных классов. Учитель начальных классов может и должен на каждом уроке уделять особое внимание сбережению здоровья детей. Каждый учитель должен помнить о том, что важный момент – это настрой, психологическая установка на работу. Урок всегда надо начинать со слов: «Улыбнёмся друг другу, дети. Сядьте удобно, закройте глаза». Каждый раз надо придумывать новые варианты «установочных фраз».
Под здоровьесберегающей технологией понимают систему, создающую максимальные условия для сохранения, укрепления и развития духовного, эмоционального, интеллектуального, личностного и физического здоровья всех субъектов образования (учащихся, педагогов и др.). В эту систему входит:
1) Обстановка и гигиенические условия в классе должны соответствовать норме;
2) Однообразность урока способствует утомлению школьников. Частая смена одной деятельности другой потребует у учащихся дополнительных адаптационных условий. Средняя продолжительность и частота чередования различных видов деятельности - 7 -10 минут.
3) Количество видов преподавания должно быть не менее трёх. Чередование видов преподавания не позже чем 10 - 15 минут.
4) На урок следует выбирать такие методы, которые бы способствовали активизации инициативы и творческого самовыражения самих учащихся;
5) На уроке должны присутствовать оздоровительные моменты: минутки отдыха, физкультминутки, дыхательная гимнастика, гимнастика для пальцев и глаз. Норма - на 15 - 20 минуте урока по 1 минутке из 3-х лёгких упражнений;
6) Наличие в содержательной части урока вопросов, связанных со здоровьем и здоровым образом жизни; демонстрация, прослеживание этих связей; формирование отношения к человеку и его здоровью как к ценности и т.д.;
7) Оценка, похвала, поддержка, соревнование - внешняя мотивация. Стремление больше узнать, интерес к изучаемому материалу, радость от активности - стимуляция внутренней мотивации.
8) На состояние здоровья оказывает большое влияние эмоциональные разрядки: шутка, улыбка, музыкальная минутка, небольшое стихотворение.
9) Плотность урока, т. е. количество времени, затраченного школьниками на учебную работу.
10) Момент наступления утомления учащихся и снижение их учебной активности. Определяется в ходе наблюдения по возрастанию двигательных и пассивных отвлечений у детей в процессе учебной работы;
14) Темп и особенности окончания урока - спокойное завершение урока: учащиеся имеют возможность задать учителю вопросы, учитель может спокойно прокомментировать задание на дом.
Учителя школы очень грамотно, профессионально характеризуют индивидуальность каждого ребенка, а кроме того, могут снабдить этой информацией родителей. И сами родители принимают участие в такой диагностике, получая задания понаблюдать за ребенком. Зачастую родители “открывают” своих детей с помощью учителей.
Работа по укреплению и сохранению здоровья учащихся невозможна без привлечения родителей, так как хорошая связь между школой и родителями является фундаментальным условием в личностно-ориентированном образовании. Все чаще родители становятся участниками классных часов, проводят тематические беседы по здоровому образу жизни, родители-медработники активно участвуют в обсуждении вопроса о сезонной витаминизации учащихся, которая стала бы профилактической мерой в предупреждении различных заболеваний.
Одна из важнейших задач, возложенная на родителей, — контроль за соблюдением режима дня школьника и сбалансированного питания. Там, где эти задачи решаются успешно, в семье растет здоровый, физически крепкий ребенок с хорошей эмоционально-волевой сферой, социально защищенный.
Оздоровительные мероприятия необходимо проводить не только в ходе учебного процесса, но и во внеурочное время. С этой целью внеурочная деятельность осуществляется по шести направлениям.
Нельзя не обратить внимание и на то, что с введением ФГОС в школьном плане появилось три урока физической культуры.
Итак, подведём итог. Здоровье учащихся - одна из острых проблем современной жизни. Проблема многогранна и требует усилий многих специалистов, в том числе и учителей начальных классов. Каждому учителю следует основные факторы, влияющие на развивающийся организм, на формирование здорового образа жизни. Здоровые дети - это благополучие общества. Без здорового подрастающего поколения у нации нет будущего. По данным статистики в последние годы происходит резкое ухудшение здоровье детей. Только здоровый ребёнок может успешно учиться, продуктивно проводить свой досуг, стать в полной мере творцом своей судьбы. Поэтому необходимо сохранять и укреплять здоровье школьников, защищать ребёнка в условиях школьного коллектива, а также пропагандировать здоровый образ жизни, содействовать утверждению в жизни школьников идей добра и красоты, физического и духовного совершенствования