Доклад ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭФФЕКТИВНЫХ СОВРЕМЕННЫХ МЕТОДОВ И ПРИЕМОВ ТЕХНОЛОГИИ В УСЛОВИЯХ ОБНОВЛЕННОГО СОДЕРЖАНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ В МАЛОКОМПЛЕКТНОЙ ШКОЛЕ
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭФФЕКТИВНЫХ СОВРЕМЕННЫХ МЕТОДОВ И ПРИЕМОВ ТЕХНОЛОГИИ В УСЛОВИЯХ ОБНОВЛЕННОГО СОДЕРЖАНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ В МАЛОКОМПЛЕКТНОЙ ШКОЛЕ
Кумарова Айжан Кенжебековна,
учитель русского языка и литературы
КГУ «Основная школа имени Маяковского»
Мышление развивается в проблемной ситуации,
когда ребёнок сам «собирает» понятия о предмете.
Л. Выготский
Не так важно, чему учат в школе, а важно, как учат.
Макс Планк
Малокомплектные школы сегодня стали преобладающим видом школ в сельской местности, наполняемость каждого класса составляет обычно менее 10 человек, а в отдельных школах эта цифра еще меньше. Постоянное уменьшение числа учащихся в сельских школах приводит к тому, что малочисленные классы объединяются в разновозрастные классы-комплекты. Малые школьные классы порождают большие педагогические проблемы. Одна из них - это отсутствие чётких методических рекомендаций по построению и проведению современных уроков в данных условиях. Кроме того, формирование личности сельского ребёнка протекает в условиях замкнутой социальной общности.
В сельской школе любого учителя удерживает любовь к детям, которые в маленьких селах многим обделены. Есть только школа - единственный центр культуры. И от учителя зависит, будут ли будущие граждане смотреть на мир широко раскрытыми глазами.
Труд учителя в малокомплектной школе требует творчества, одержимости, доброты и сердечности, профессионализма и комплексности. Работать учителем в малокомплектной школе, несомненно, трудно и сложно, чем в обычной школе. Учитель малокомплектной школы работает в сложнейших условиях: ему приходится вести занятия одновременно с детьми разного возраста, разной подготовленности по учебным программам разных классов.
Учебный процесс в малокомплектной школе имеет ряд важнейших особенностей, которые обусловлены тем, что уроки в них проводит один учитель одновременно с двумя классами в одном помещении. Одновременные занятия с несколькими классами требуют от учителя малокомплектной школы более тщательной подготовки, правильной организации учебной работы, рационального составления расписания уроков, а также умелого проявления педагогического такта.
И вот уже более 3 лет я работаю в малокомплектной школе. Преподаю русский язык и литературу в 1-9 классах. В нашей школе в среднем звене один класс-комплект –7-8 класс. Работать в классах-комплектах сложно, по той причине, что готовиться приходится не к одному уроку, а сразу к двум. Долгое время я искала хоть какую - нибудь методику преподавания в двух классах сразу, но увы, не находила. Учиться и находить решения проблемы преподавания приходилось на своих пробах и ошибках.
Приходилось сталкиваться с трудностями и нужно было находить новые, более эффективные средства организации педагогического процесса, оптимально используя для этого все возможности, связанные со спецификой учебно-воспитательной работы в малокомплектной школе. Передо мной встала организационная и методическая задача: учитывая достоинства малочисленности классов, найти способы решения вышеуказанных проблем. Чтобы решить эту задачу, всегда занималась только поиском технологий, приемов, методов.
В этом году я посетила курсы по обновлению содержания образования (ОСО). Обновленная образовательная программа реализуется на основе конструктивистского подхода к преподаванию и учению, сущность которого заключается в поощрении учащихся вести диалог, как с учителем, так и друг с другом. Для организации учебного процесса в малокомплектной школе использую оптимальные педагогические технологии (уровневое, дифференцированное обучение, коллективный способ обучения, укрупнение дидактических единиц, информационно-коммуникативные технологии, развивающее обучение, модульное обучение, критическое мышление через чтение и письмо и др.).
Используя в работе технологию развития критического мышления, наиболее приемлемыми для себя я считаю такие приемы, как метод Джигсо, приемы «Толстые и тонкие вопросы», «Двухчастный дневник», «Бортовой журнал», «Гроздья кластера», «Ромашка Блума», «Шесть шляп мышления» Эдварда де Боно и другие
На уроках я использую все методы и приёмы обучения, характерные для работы в отдельном классе. Хотя большее предпочтение отдаю наглядному методу, широко использую раздаточный материал: карточки с заданиями, тесты. Чтобы повысить качество обучения, необходимо постоянно разнообразить методы и приёмы учебного процесса. Например, в технологии критического мышления есть такой приём как «Корзина идей». Так, например, при изучении частей речи, я пишу на доске заранее тему, а учащимся предлагаю на листочках записать всё, что они знают об этой части речи, потому что данные части речи им знакомы с начальных классов. Я в это время работаю с другим классом, а ученики, выполнив работу, обмениваются информацией с соседом по парте, а затем мы проверяем вместе. Этот приём хорошо использовать и на уроках закрепления, и на повторительно - обобщающих уроках. Очень часто я использую на уроке следующие приёмы технологии критического мышления: « Пометки на полях» и после этого вида работы – таблицу «Знаю, узнал, хочу узнать», опять же эти приёмы работы можно использовать при изучении частей речи, а можно и при изучении какого – либо раздела, когда материал не нов для детей, но ещё и остаются пробелы в знаниях. Например, по литературе в 6 классе при изучении биографии Пушкина, я предлагаю учащимся самостоятельно прочитать статью и на полях напротив абзацев карандашом расставить знаки: галочкой отмечается информация уже известная ученику, плюсом отмечается новая информация, минусом – информация, не совпадающая с представлениями ученика, знаком вопрос, отмечается то, что непонятно ученику и требует дополнительных сведений. Этот приём требует активного и внимательного чтения текста, потому что потом детям предлагается составить маркировочную таблицу «ЗУХ», её колонки нужно заполнить своими словами: что было известно, что узнали, что хотите узнать.
Также я использую элементы игровой технологии: ребусы, кроссворды ( чаще всего по литературе) - я даю задание или разгадать кроссворд или самим составить, учу детей писать стихи по опорным словам, на определённую тему. Учащиеся выполняют эту работу самостоятельно, следовательно, я могу работать с другим классом. Практикую составление конспектов, выполнение заданий по карточкам, заполнение таблиц, тестирование, самостоятельное списывание, составление тезисных планов.
Так как накопляемость в классах МКШ очень маленькая (3-4 ученика), нет возможности проводить такие работы, как работа в группах, я использую другие методы обучения. Например, как работу в парах.
На своих уроках русского языка я уже внедряю политику трехъязычия. В 1 классе (их у меня пять) дети прекрасно владеют государственным языком, частично знают русский язык, а английский язык начинают изучать. Урок я провожу на двух языках, изучением и произношением букв, выполнением устных заданий. При выполнении заданий в основном я использую открытые вопросы, предусматривающие неоднозначные ответы, коммуникативные задания.
Во 2-4 классах на уроках русского языка провожу прием взаимопроверки. Дети обмениваются тетрадями друг с другом, с тем, чтобы проверить самостоятельно выполненную работу.
В 3-4 классах на уроках применяю исследовательское обучение: учащиеся сами ищут ответы на вопросы. Им очень нравится искать ответы из других источников, что вызывает интерес к чтению. В 4 классе по теме «Давайте беречь природу» детям в конце урока даю задание составить синквейн на тему «Природа».
Также на уроках литературы в 5-6 классах я использую прослушивание аудио-текстов, после чего проводится обсуждение и выполняются письменные задания.
На уроке литературы при опросе домашнего задания в классах-комплектах я часто использую такие приемы как «Авторское кресло» и «Театр одного актера». Проверка работ сначала в паре, затем работа доделывается.
Таким образом, создание педагогических условий для эффективного осуществления процесса обучения учащихся сельских МКШ обеспечит формирование самостоятельных, творческих личностей.
Преодолевая трудности и используя положительные стороны при одновременной работе с несколькими классами, учителя малокомплектных школ успешно разрешают учебно-воспитательные задачи, стоящие перед школой.
Наши учащиеся в малокомплектных школах получают полноценные знания, так как после окончания малокомплектных школ они продолжают обучение в других школах района, области, вливаясь в другой коллектив. А также продолжают дальнейшее обучение в техникумах, вузах.
ЛИТЕРАТУРА
1. Закон об образовании Республики Казахстан
2. Подласый И.П. Педагогика начальной школы.
3. Руководство для учителя (Второе издание) АОО «Назарбаев Интеллектуальные школы», 2015 г.
4. Легостаева Л.А. Личность и профессиональная подготовка учителя малокомплектной школы.
5. Раздаточный материал для учителя (Второе издание) АОО «Назарбаев Интеллектуальные школы», 2015 г.