Развитие умений устной речи на иностранном языке



Мурзалиева Тамара Ахнаповна
учитель английского языка МБОУ «Средняя школа № 33
с углубленным изучением английского языка» г. Нижнекамска РТ


Развитие умений устной речи на иностранном языке

Основной целью обучения иностранному языку является формирование ком-муникативной компетенции. Коммуникативное обучение иностранным языкам представляет собой преподавание, организованное на основе заданий коммуни-кативного характера. Это значит, что обучение должно быть организовано так, чтобы по своим основным качествам оно должно быть подобно процесу общения. Участие в общении предполагает овладение устной речью на иностранном языке т. е. создание навыка говорения.
При следовании принципу коммуникативной направленности вся система рабо-ты учителя подчинена созданию у ученика мотивации в говорении. Словом, в ос-нове обучения устной речи должно быть общение, необходимость в общении, во-зможность общения, практика общения.
На уроках инностранного языка обучению обобщению способствуют методичес-кие приемы, которые имеют педагогический эффект в условиях:
- если учитель умеет чётко формулировать задания; умело использовать средства обучения;
- если учитель умеет создать благоприятные условия для речевой деятельности: когда учащимся хочется слушать иноязычную речь и им интересно; когда им хо-чется говорить и они не боятся сделать ошибку; когда учащиеся имеют возмож-ность высказывать свои мысли; когда учащихся воодушевляют на высказывание, вселяют в них уверенность в том, что они могут справиться с заданием;
- если учитель верит в свои возможности научить учащихся пониманию иноя-зычной речи и умению вести несложную беседу и вселяет эту веру в своих учащихся.
Важным моментом является создание такой речевой ситуации, которая сти-мулировала бы у школьников интерес к заданию и желание выполнить его.
На своих уроках, я ориентируюсь не только на усвоение определенной суммы знаний, а учу адаптироваться к ситуации, развивать критическое мышление, уметь высказать свою точку зрения, свое мнение на решение волнующей моих школьников проблемы: экологической проблемы, проблемы отцов и детей, взаимоотношений в семье, проблемы молодежи, образования. Следовательно, становится актуальной проблема мотивации высказывания. В этой связи возникает необходимость её обеспечения путем постановок перед учащимися таких заданий, которые вызвали бы у них стремление согласиться с предлагаемой точкой зрения или опровергнуть её, выразить свое мнение, а не просто «отмолчаться» или односложно ответить на вопрос учителя.
Таким образом, для достижения высокой эффективности урока и обеспечения мотивации учеников я тщательно продумываю приемы, стимулирующие учащи-хся к общению. Для достижения мотивации высказывания я использую различ-ные приемы получения кратких и развернутых высказываний:
- гипотетические вопросы: If man had no weapons would war be possible?, Is life what you make of it? - побуждают учащихся делать предположения;
- личностно – ориентированные вопросы: What do you suggest he should?, What would you do if you were?, Would it be better to? - побуждают учащихся выражать свое мнение или проявлять собственную реакцию;
- общие вопросы: Is this good or evil? Why? - помогают учащимся соотносить обсуждаемую проблему с более широким понятием или явлением;
- провокационные утверждения обеспечивают полное вовлечение учащихся в обсуждение темы. Они побуждают их высказать свою точку зрения по тому или иному вопросу, аргументировать её, не соглашаться с «провокацией» и имеют большое значение для развития речи учащихся на уроках английского языка. Они способствуют развитию мышления, умению излагать и доказывать собственную точку зрения, грамотно вести дискуссию. На таких уроках я ставлю задачу научить ребят общаться. А что такое общение? Это не только умение правильно говорить и грамотно построить свою речь, но и умение слушать и слышать, переживать и сопереживать. Проблемные задания могут быть самыми разными, например:
An ideal family – fact or fiction?
Modern novelists write mostly
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
· А вот пример организации дискуссии на основе изучения темы Friendship’
1. Say how you choose your friends. What things influence you in your choice?
Give your reasons.
Physical education;
Money;
Fashion;
Intelligence;
Personality;
Education.

1. Whi
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·old friend and if it's really boring to keep the same friends for ever?
7. What makes friends different from family?
Часто учащимся нечего сказать по теме или проблеме или не хватает языковых или речевых средств.
Для решения данной проблемы необходимо создавать достаточный уровень опор содержательного, языкового и речевого плана. Следующие рекомендации могут оказать практическую помощь:
- уроки развития навыков говорения должны опираться на сформированные лексические и грамматические навыки в рамках изучаемой темы;
- помимо ЛЕ и грамматических структур ученикам необходимо знать и уметь использовать различные формы связи речи, её логического выстраивания с по-мощью речевых клише, союзов, вводных структур, реплик реагирования и др. Граммотный подбор текстов для чтения и аудирования может обеспечить не только восполнение определённых пробелов информационного плана, но и необ-ходимый набор языковых и речевых средств по обсуждаемой проблеме. Развитие навыков говорения на основе текста называется в отечественной методике мето-дом обучения устной речи «сверху вниз». Речь идет о формировании монологи-ческих умений на основе различных этапов работы с текстом. Данный путь име-ет целый ряд преимуществ.
При работе с любым текстом (печатным/ звуковым/ видеэ) можно выделить три основные этапа работы: дотекстовый, текстовый и послетекстовый.
Очевидно, что послетекстовый этап будет присутствовать лишь в том случае, когда текст используется не столько как средство формирования умений читать, сколько для развития продуктивных умений в устной или письменной речи, а проще говоря умений говорить и писать на иностранном языке.
Рассмотрим подробнее цели и задачи каждого из этапов, а также и те упражнения и задания, которые могут предлагаться для решения этих задач.

I. Дотекстовый этап (этап антиципации) Цели:
Определить (сформулировать) речевую задачу для первого прочтения;

· создать необходимый уровень мотивации у учащихся;
но возможности сократить уровень языковых и речевых трудностей.
Упражнения и задания
1. Работа с заголовком.
По заголовку можно попросить учащихся определить:
тематику текста,
перечень поднимаемых в нём проблем,
ключевые слова и выражения и т.д.
2. Использование ассоциаций, связанных с именем автора.

· К какому жанру можно предположительно отнести этот текст?
Кто, по-вашему, будет главным героем, его профессия, национальность и т.д.
Где и в какое время может происходить действие?

Формулирование предположений о тематике текста на основе имеющихся иллюстраций.
Ознакомление с новой лексикой и определение тематики/ проблематики текста на основе языковой догадки.
Например: предъявляются новые слова. Задача определить основную идею текста.
Просмотреть текст (первый абзац) и определить, о чём этот текст.
Прочесть вопросы (утверждения) по тексту и определить его тематику и проблематику.
Попытаться ответить на предложенные вопросы до чтения текста.
П. Текстовый этап Цели:
проконтролировать степень сформированности различных языковых навыков и речевых умений;
продолжить формирование соответствующих навыков и умений.
Упражнения и задания
I. Найди/выбери/прочти/соедини/вставь:

· ответы на предложенные вопросы;
подтверждение правильности/ ложности утверждений;

подходящий заголовок к каждому из абзацев;
подходящее по смыслу предложение, пропущенное в тексте;

предложения соследующимисловами/грамматическимявлениями/идиоматическими выражениями;
глаголы/прилагательные/эпитеты и другие тропы, используе мые автором при описании...;
описание внешности/места, события/отношения кого-то к чему-то и т.д.

Уже на дотекстовом этапе учащиеся составляют мини-монологи, предвосхищая содержание текста, комментируя его заголовок и т.д. Задания после прочтения текста предполагают более продолжительные высказывания. Здесь же происходит установление логико-смысловых связей, анализ использованных средств выразительности, речевых приемов, способов аргументации. Вспомним лишь некоторые из заданий:
Ответить на вопросы на понимание содержания и смысла про читанного текста.
Согласиться с утверждениями или опровергнуть их.

· Выбрать глаголы/ прилагательные/ идиоматические выражения, другие тропы с помощью которых автор описывает/ выражает свое отношение к людям, событиям, природе.
- Доказать, что...
Выбрать основную идею текста.
Охарактеризовать её.
Кратко изложить содержание текста, составить аннотацию к тексту, дать рецензию на текст.
аботы в старших классах соответствующее место должно быть отведено творческим упражнениям, развивающим мыслительную и творческую активность учащихся.
Предлагаю некоторые виды таких упражнений, которые можно использовать при работе над текстом и устными темами:
1. Составление плана пересказа текста и рассказ по плану. Это упражнение можно использовать при работе над фабульными текстами. При составлении планов учитель даёт 10-15 минут на подготовку. Три-четыре ученика зачитывают свои планы, которые затем обсуждаются классом, и выбирается лучший вариант.
2. Текст делится на несколько логически законченных частей. Каждую часть учитель записывает или печатает на отдельном листе бумаги и раздает учащимся. Первым отвечает ученик, который приготовил начало текста. Во время рассказа учащиеся должны догадаться, кому следует продолжить рассказ своего товарища. По окончании рассказа учитель может предложить любому ученику пересказать, то, что он услышал.
3. Воспроизведите одну из сцен, но не точно по рассказу, а как вы её себе представляете (драматизация с некоторой личной оценкой).
4. Расскажите о том, что могло произойти до описанных событий, как прошли детские годы героини (героя), каким могло быть её (его) окружение.
5. Продолжите рассказ. Каким вы представляете себе будущее героя (героини).
6.Учитель начинает рассказ, предлагая учащимся закончить его, придумать вариант концовки.
7. Продумайте и драматизируйте возможную концовку текста или те факты, кото-рые могли предшествовать событиям, изложенным в тексте.
8. Передайте основную идею произведения. После опроса учитель просит двух-трёх наиболее сильных учащихся высказать своё мнение по поводу того, какие из выступлений они считают лучшими и почему.
9. Проведите суд над литературными героями.
10. Рассказ по аналогии с прочитанным.
11.Составьте рассказ на тему: «Что было бы, если бы...»
12. Ответ на проблемные вопросы учителя в связи с текстом.
При ответе на вопросы учащиеся должны не только использовать материал текста, но и высказать своё отношение к событиям и фактам. Любой из проблем-ных вопросов может служить материалом для дискуссии. Для успешного прове-дения дискуссии надо выбрать такую тему, которая близка учащимся и интересу-ет их. Можно провести дискуссию о фильме или пьесе, которую вместе смотре-ли или понравившейся книге. Работу над картиной, рисунком, репродукцией мож-но расширить. Учащиеся могут не только описать то, что они видят, но и расска-зать, например, нравится им картина или нет, как они относятся к изображённым персонажам, какие событии предшествовали данному моменту, как по их мне-нию, будут развиваться события далее. Можно предложить школьникам выска-заться от имени гер
·оев, изображённых художником.
Обсуждение реальных жизненных ситуаций привлекает учащихся, вызывает живой интерес и желание поделиться своими идеями.
Другой эффективный метод, который учитель может успешно использовать для вовлечения учащихся в коммуникацию, – это ролевые игры.
Использование ролевых игр дает широкие возможности для активизациии учебного процесса. Известно, что ролевая игра представляет собой условное воспроизведение ее участниками реальной практической деятельности людей, создает условия реального общения. Эффективность обучения здесь обусловлена в первую очередь взрывом мотиваций, повышением интереса к предмету.
Игра активизирует стремление ребят к контакту друг с другом и учителем, создает условие равенства в речевом партнерстве, разрушает традиционный барьер между учителем и учеником. Игра дает возможность робким, неуверенным в себе учащимся говорить и тем самым преодолевать барьер неуверенности. В обычной дискуссии ученики-лидеры, как правило, захватывают инициативу, а робкие предпочитают отмалчиваться. В ролевой игре каждый получает роль и должен быть активным партнером в речевом общении.
Практически все учебное время в ролевой шре отведено на речевую практику, при этом не только говорящий, но и слушающий максимально акгивен, так как он должен понять и запомнить реплику партнера, соотнести ее с ситуацией, определить, насколько она релевантна ситуации и задачи общения, и правильно отреагировать на реплику.
Один из авторов статей, посвященных использовшшю ролевых игр в учебном процессе (Littlewood W.), так определяет следующие основные правила ролевой игры:
- обучающемуся предлагается поставить себя в ситуацию, которая может возникнуть вне аудитории в реальной жизни. Это может быть все что угодно: от встречи знакомого на улице до гораздо более сложной ситуации, например деловых переговоров, конференций и т.п.;
- обучающемуся необходимо адаптироваться к определенной роли в подобной ситуации. В одних случаях он может играть самого себя, в других ему придется взять на себя воображаемую роль;
- участникам ролевой игры необходимо вести себя так, как если бы происходило в реальной жизни; их поведение должно соответствовать испол-няемой ими роли;
- участники игры должны концентрировать свое внимание на коммуникативном использовании единиц языка, а не на обычной практике закрепления их в речи.
Ролевая игра может использоваться как на начальном этапе обучения ИЯ, так и на продвинутом. Формы ролевой игры и особенности организации учебно-речевого общения школьников в ролевой игре с учащимися младшего, среднего и старшего школьного возраста неодинаковы. Оптимальной формой игрового общения на уроках ИЯ на начальном и среднем этапах обучения считается сюжетно-ролевая игра. Для разработки сюжетно-ролевых игр выделяются соответствующие сферы речевого общения: в школе, на уроке, в столовой, у врача, в спортзале, дома, за обеденным столом, у телевизора, в магазине и т.д.
В условиях постепенного перехода подростков к старшему школьному воз-расту повышается значение игровых ситуаций, расширяющих представление уче-ников об окружающем мире, опережающих имеющийся у них жизненный опыт, подготавливающий участников игры к их будущей социальной роли. Адекватной формой игрового общения этого школьного возраста становится имитационная ролевая игра.
Имитационные игры являются не только средством подготовки учащихся к речевому общению, но и приемом, расширяющим возможности познавательной деятельности школьников. С учащимися 7-9 классов можно использовать имитационные игры познавательного содержания. Участникам имитационной игры предлагается найти дополнительные научные факты, подобрать иллюстрации, подумать над формой и содержанием своих реплик. Эта работа приближена по способу организации к обсуждению проблемы на уроке иностранного языка, но отличается тем, что общение школьников осуществляется в соответствии с распределенными между ними ролями и игровым сюжетом. На этом этапе проводятся игровые дискуссии. Участие в шровой дискуссии рассматривается как важное средство подготовки школьников к творческому и самостоятельному обсуждению проблемы, независимому от сюжета и роли обмену мыслями и суждениями, активному и инициативному иноязычному общению.
С учетом выявленных профессиональных интересов школьников организуются имитационные деловые игры. В таких играх участвуют будущие менеджеры, инженеры, врачи, имиджмейкеры, работники сферы обслуживания, журналисты и продюсеры. Одной из форм может быть игровое задание с текстом, содержа-щим профессиональную информацию на изучаемом языке. Учащиеся дома знако-мятся с содержанием текста и выполняют определенное игровое задание. Так, бу-дущим инженерам и изобретателям можно предложить познакомится с описани-ем нового изобретения, а также внести рационализаторские предложения. На уроке организуется заседание «технического совета», на котором принимается решение о том, какой вариант выполнения задания можно считать наиболее пра-вильным и удачным. Аналогично организуются заседания «медицинского конси-лиума», «художественного совета», «редакционной коллегии газеты».
Успешно была проведена ролевая игра, организованная во время выборов президента английского школьного клуба. Учащиеся двух 10 классов выдвинули на пост президента своих кандидатов, назначили их первых помощников, возглавивших всю предвыборную кампанию. Первым этапом предвыборной кампании стало представление личности кандидата. Помощникам было предложено выступить с короткой речью, сообщить биографические данные и описать жизненный путь будущего президента. После представления перед избирателями появились и сами кандидаты. Они выступили с речью, в которой изложили предвыборную платформу. Они, конечно, не скупились на обещания. Оценивались оригинальность и чувство юмора.
Сторонники кандидатов провели агитационную работу. Каждому давалось по две-три фразы, а некоторые обошлись рекламными щитами с короткими, но яркими изречениями в пользу кандидата. Итак, в предвыборную борьбу включились все члены обеих партий. Следующим этапом кампании была встреча кандидатов с избирателями и журналистами. От умений кандидатов отвечать на доброжелательные, а порой и каверзные вопросы и с честью выходить из сложных ситуаций зависело распределение голосов на выборах. Наконец кандидаты встретились очно, лицом к лицу, начали задавать друг другу вопросы и отвечать на них. Было задано по три вопроса. Предвыборный марафон закончился, и каждый участник игры, за исключением двух кандидатов, проголосовали тайно, затем урны вскрылись, и победителя поздравили с победой.
Другой способ, стимулирующий речевую деятельность ученика, делаюшую его главным действующим лицом является метод проекта, который я активно использую в своей работе.
Работа над проектом - это творческий процесс, развивающий активное самостоя-тельное мышление ребёнка, обучающий его не просто запоминать информацию, а применять знания на практике. В основе проекта лежит какая-либо проблема. Для её решения учащимся требуется не только глубокое знания языка, но и умение ис-пользовать сведения из разных областей, анализировать и делать выводы, прогно-зировать результаты и видеть разные варианты решения проблемы. Более того, проектная работа развивает у учащихся чувство ответственности, умение общать-ся и выступать публично.
В своей практике я использую различные типы проектов: исследовательские, творческие, ролево-игровые, информационные. Некоторые из них носят кратко-срочный характер, другие - средней продолжительности (1-2 месяца). Темы могут быть самыми разнообразными. Приоритет отдаётся личным интересам учащихся, что позволяет более творчески использовать языковые средства и знания об окру-жающем мире. Проектная работа может выполняться индивидуально, а также в паре или группе.
Необходимо, чтобы дети видели результаты своего труда. Все проектные работы помещаются на стенд в кабинете, а лучшие работы демонстрируются и защищаю-тся на научно-практических конференциях школы и города. Показать методику проектной работы я хочу на примере выполнения проекта по теме "Экологичес-кие проблемы г. Нижнекамска", который был выполнен учащимися 9Б класса сре-дней школы №33 г. Нижнекамска.
На первом этапе проекта мы определили направления для работы. Учащиеся предложили:
1. Провести социологическое исследование среди жителей города по вопросам: довольны ли вы экологической обстановкой в городе? Какие экологические проблемы города вас волнуют?
2. Взять интервью у работников экологического центра об экологических пробле-мах города.
3. Изучить публикации в местных газетах с целью выяснения данной проблемы и её разработанности в СМИ.
4. Систематически просматривать выпуски новостей местного телевидения и фиксировать информацию по изучаемой теме.
5. Выяснить причины возникновения экологических проблем.
6. Предложить пути решения.
7. Сделать видеофильм об экологических проблемах города.
На втором этапе были распределены обязанности по мини группам. Важно, чтобы учитель не навязывал вид работы, а учащиеся сами выбирали его.
На третьем этапе происходит сбор и обмен информацией, выбор наиболее важного. Учителю необходимо отслеживать деятельность каждого ученика. Эту работу учащихся я не оцениваю баллами, а использую разнообразные формы по-ощрения, такие как "Замечательно", "Продолжайте" или "Нужно подумать", "Об-судите ещё" и т.п.
В ходе работы над проектом была найдена интересная информация. Оказа-лось, что г. Нижнекамск вошёл в список 48 самых грязных городов России. Сред-негодовые концентрации вредных веществ в воздухе по четырём примесям пре-высили предельно допустимые нормы в несколько раз. Говоря о путях улучшения экологической обстановки города , учащиеся предложили внедрить экологичес-кую программу, позволяющую в режиме реального времени видеть полную кар-тину состояния окружающей среды: на каждом заводе, в каждом микрорайоне го-рода фисировать любой выброс. Какова же была радость и удивление детей, когда через месяц выяснилось, что местная власть приняла решение запустить такую экологическую программу стоимостью 100 млн. рублей.
Четвертый этап работы над проектом - его защита. Я стараюсь научить выступать публично, предлагаю школьникам использовать речевые клише для презентации.
И последний этап работы - это оценивание проекта. При защите проекта оцен-ка ставится за успех в коллективном труде, учитывается последовательность, свя-зность, грамотность и стиль изложения, наличие вступления и заключения. В экс-пертную группу данного проекта были включены учащиеся старших классов и учителя английского языка. Рецензенты освежили свои знания по теме, вникли в суть излагаемого проекта, делали рецензии тактично, не обижая авторов и не под-черкивая свою эрудицию. По окончании рассказа учитель может предложить лю-бому ученику пересказать, то, что он услышал.
Опыт работы показывает, что, уделяя внимание развитию навыков коммуника-тивного общения, мы в значительной степени поднимаем мотивацию обучения у щкольников, так как они видят реальные плоды своего труда, а именно: умение общаться, адекватно реагировать в интерактивном режиме.














































Развитие умений устной речи на инностранном языке




Выступление Мурзалиевой Тамары Ахнаповны
на заседании методического объединения
учителей английского языка МБОУ «Средняя школа № 33
с углубленным изучением английского языка» г. Нижнекамска РТ
15