Мастер-класс на тему Первый шаг в мир биологии

Урок мастер-класс. Первый шаг в биологию.

"Восторг от созерцания природы выше, чем от искусства".
П.И.Чайковский.

Учитель: Добрый день уважаемые коллеги! Я рада встрече с Вами и надеюсь на вашу помощь и сотрудничество. Протягивая Вам свои ладошки, я приглашаю к совместной работе, если вы принимаете мое предложение, то откройте навстречу мне свои ладони, а если нет - отверните их от меня.
(Прием обратной связи "Ладошки"). Презентация.
Спасибо за поддержку, начинаем.
Природа Как часто мы слышим это слово, оно рождает у нас различные ассоциации и образы. Я предлагаю Вам, в течение двух минут, на этих листках, отобразить свое видение природы.
(Прием " Ассоциации", выполняется на фоне легкой музыки голосов природы).
А теперь я попрошу всем показать работы. (Демонстрация работ)
Неудивительно, что нет ни одного одинакового рисунка, ведь мир природы многолик и неповторим. Для кого-то - это волшебный мир цветка, для другого - таинственный лес, а у третьих - наша уникальная планета.
А чем неповторима наша планета? (Ответы - только на нашей планете есть жизнь).
Учитель: Я предлагаю Вам посмотреть в зеркало. Кого Вы в нём увидели?
(Приём "Зеркало").
Верно, вы увидели в нём человека, как неотъемлемую часть Природы. И, безусловно, мы не можем не знать мир, частью которого мы являемся, чтобы установить с ним гармоничные отношения. Поэтому с давних времён человек изучает и постигает тайны этого загадочного и неповторимого мира. А сколько волшебных творений нам подарила Природа! Вот только некоторые из них:
-самое большое сооружение, построенное живыми организмами - Большой барьерный риф в Квинсленде, на северо-восточном побережье Австралии. Он простирается на 2027 км, при ширине до 72 км.
-самый большой цветок- раффлезия Арнольди, диаметр цветка около метра, растёт на островах Суматра, Ява и Калимантан.
-самое большое животное - синий кит, размер 33метра, масса 140 т, сердце весит 600-700 кг
-самым быстрым наземным млекопитающим является гепард, догоняя добычу, он может развить скорость до 120 км/час
-самое толстое дерево-баобаб. При высоте-20м и обхвате ствола-20м, в дереве может скапливаться до 120 тыс. л воды.
-самая длинная змея - анаконда, был зарегистрирован экземпляр длиной 11м 43 см
(Приём "Самый-самый").
Список этот можно продолжать и продолжать. Как и в любой науке у неё есть свои объекты изучения. Найдите из предложенных мной объектов лишний и объясните, почему вы так считаете: рисунки
Камень - гриб-вода-облако
Гладиолус-клён - пшеница-крокодил
Бактерии - вода-воздух-снег
Иголка - книга-мимоза-шкаф.
(Приём "Четвёртый - лишний").
Что же у нас получилось? Мы собрали всех представителей царств живой природы, которые и являются объектами изучения биологии.
Биология раскрывает перед нами много тайн и загадок и чтобы познать их мы должны быть очень наблюдательными.
"Отправимся в путь без сомнений и муки,
Чтоб тайны освоить великой науки.
Её изучали до вас очень многие,
Но все, же она молода, как всегда,
Красавица в мире наук - биология
Наука о жизни!
Вперёд же друзья!"
Учитель: При изучении этой замечательной науки в начале своей педагогической деятельности я столкнулась с такой проблемой, как повторение и закрепление изученного материала. Просто задавать вопросы мне не хотелось. И увлеклась разными видами диктантов: зоологический, графический, с помощью рисунков и т.д. Здесь собран пакет разных видов диктантов. Сейчас мне не составит труда придумать тесты, диктанты, проверить знания учащихся.
Например: в 6 классе мы много рисуем. И поэтому чаще всего проверка – в виде рисунков. На каждом уроке ученики отвечают письменно, а потом и устно закрепляем полученные знания по этим же рисункам, но уже более подробно раскрывая тему.
В 7 классе чаще –зоологические и графические диктанты, много сравнительных таблиц. Каждую новую тему изучаем в сравнении с предыдущим и составляем таблицы. Например: птицы изучаем в сравнении с пресмыкающимися, поэтому при повторении всегда необходимо детям помнить и пресмыкающиеся и птицы. А на последнем уроке по теме «Птицы» должны помнить всех Хордовых, начиная с рыб. На первый взгляд кажется трудным, но многократное повторение, что-то оставляет в умах детей.
Учитель: каждый из нас хочет, чтобы ученики любили его предмет, постарались понять и принять его, показать хорошие результаты. Нам важны конечные результаты. Но увыНаследственность – дело тонкое. Но мы с вами руки не опускаем, стараемся. И хочется закончить нашу встречу притчей о четырёх свечах:
Рефлексия.
На память о нашей сегодняшней встрече вы оставите мне плод вашего совместного труда - биологический коллаж.
Ставя точку нашей встрече, на правах ведущего, дополнить наш коллаж, я хотела бы моим видением современной биологии, которое я выразила так:
Биология? Биология! Биология
Биология? (таит ещё много тайн и загадок).
Биология! (Удивительны и восхитительны творения Природы).
Я предлагаю сравнить два цветка, которые я держу в руках - живой цветок и искусственный. Что вызывает у Вас большее восхищение? (Ответы участников).
Безусловно, живой цветок.
Биология: (Путь этой науки долог и неостановим)
Я искренне благодарю вас за нашу совместную работу и очень хочу подарить этот цветок самому активному участнику встречи. Кто он? Подскажите мне. (Дарит цветок самому активному участнику урока).
Я думаю, что используемые сегодня на уроке методические приёмы помогут Вам в работе.
Успехов Вам и творчества!
15