Статья с описанием опыта на тему Формирование регулятивных универсальных учебных действий на уроках математики в начальной школе
Формирование регулятивных универсальных действий на уроках математики в начальной школе.
Копылова Людмила Ивановна, учитель начальных классов
МБОУ СОШ с УИОП № 65 города Кирова
Аннотация.
В соответствии с требованиями к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования ФГОС НОО предполагает формирование у учащихся универсальных учебных действий. Данная работа посвящена формированию регулятивных универсальных учебных действий на уроках математики. В работе описаны приемы работы, способствующие формированию и развитию этих действий.
В настоящее время перед школой остро встала и остаётся актуальной проблема самостоятельного успешного усвоения учащимися новых знаний, умений и компетенций, включая умение учиться. Большие возможности для этого предоставляет освоение универсальных учебных действий (УУД), разработанных на основе системно - деятельностного подхода (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, П.Я. Гальперин, Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов, А.Г. Асмолов).
Важное место в формировании умения учиться занимают регулятивные универсальные учебные действия, обеспечивающие организацию, регуляцию и коррекцию учебной деятельности. К ним относятся следующие учебные действия:
целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно;
планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий
прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения; его временных характеристик;
контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений от него;
коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план, и способ действия в случае расхождения ожидаемого результата действия и его реального продукта;
оценка – выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, оценивание качества и уровня усвоения;
саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии; способность к волевому усилию – выбору в ситуации мотивационного конфликта и к преодолению препятствий.
Передо мной, учителем, встала проблема отбора методических приёмов формирования регулятивных универсальных учебных действий. Ребенок усваивает какой-либо материал в форме учебной деятельности, когда у него есть внутренняя потребность и мотивация такого усвоения. И поэтому на уроках стараюсь научить учащихся самих ставить цель, составлять план для достижения этой цели. Исходя из цели и плана, ученики должны предположить, каких результатов они могут достигнуть.
На уроках математики использую следующие приёмы формирования действий целеполагания и планирования.
Цель урока связана с его темой, поэтому на первых уроках первого класса ввожу понятие «темы урока», дав доступное детям этого возраста определение: «У каждого урока есть тема. Тема – это то, о чём мы будем говорить на уроке». Первоначально тему урока называю сама, добиваясь понимания темы обучающимися:
-Тема урока математики «Задача».
-О чём будем говорить на уроке?
Ответ на последний вопрос обеспечивает понимание цели урока. Далее сообщаю о том, что тема урока написана в учебнике, предлагаю найти соответствующую страницу и прочитать или показать тему вверху страницы. Учащиеся учатся определять тему урока, рассматривая содержание страницы учебника.
В дальнейшем работа усложняется, при которой требуется большая степень самостоятельности и уровня мыслительной деятельности.
Так, например, при изучении темы урока «Умножение круглых чисел» 3 класс провожу следующее:
-Как одним словом назвать все эти записи? Назовите, что это?
43 204 28 105 303 32.
-На какие группы можно разбить эти выражения?
-Что общего у выражений в первом столбике, во втором?
-Какая тема для вас новая?
-Сформулируйте тему урока? А наша цель? Чему будем учиться?
Целеполагание как осмысление предложенной цели важно для организации учебной деятельности. Чтобы цель урока стала принадлежностью каждого, задаю детям следующие вопросы:
-С какой целью будем выполнять это задание?
-Где или для чего могут пригодиться полученные сведения?
-Зачем нужно знать тот или иной вычислительный прием?
Перечислю приёмы организации принятия цели, выделенные кандидатом педагогических наук, доцентом З. А. Кокаревой:
– опора на личный жизненный опыт обучающихся;
– использование занимательного игрового материала;
– создание проблемной ситуации в процессе целеполагания;
– выбор цели из предложенных учителем формулировок, обоснование выбора цели;
– моделирование цели урока, введение понятия «учебная задача»;
– постановка цели в том числе и на длительный период времени с помощью карты знаний, маршрута движения.
Планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий.
Для формирования УУД планирования собственной учебной деятельности эффективны следующие приёмы:
-обсуждение готового плана решения учебной задачи;
-работа с деформированным планом решения учебной задачи;
-использование плана с недостающими или избыточными пунктами;
-составление своего плана решения учебной задачи.
План может быть выглядеть в печатном виде, в виде рисунков и схем.
1. План в печатном виде:
Устный счет
Графический диктант
Работа с геометрическими фигурами
Нахождение площади фигур сложной конфигурации
Физкультминутка
Решение задач
Тест
Подведение итогов
Домашнее задание
2.План в виде рисунка:
устный счёт чистописание работа с геометрическим
материалом
физкультминутка решение примеров решение задач
3.План в виде схемы:
При решении текстовых задач важно осознание учеником предстоящей деятельности с точки зрения ее учебного смысла. Ученик должен задуматься не только о значении, о цели, что он делает, но и понять, как он это делает. Поэтому решения задач позволяют развивать такое регулятивное действие, как умение планировать предстоящую деятельность. В этом мне помогает такой приём как алгоритм.
В своей работе использую развернутый алгоритм решения задачи с переходом в умственное действие (по Г.Я.Гальперину)
1.Прочитай задачу и представь себе то, о чём в ней говорится.
Читаю задачу
В задаче говорится
Мне известно
Надо узнать
2. Запиши задачу кратко или выполни чертёж. Читаю по частям, составляю краткую запись, схему, чертёж.
3. Поясни, что показывает каждое число, повтори вопрос задачи. Рассказываю по краткой записи, по чертежу, по схеме.
4. Подумай, можно ли сразу ответить на вопрос задачи. Если нет, то подумай - почему.
5. Составь план решения (цепочку). Составляю план решения задачи
6. Выполни решение. Решаю
7.Проверь решение и ответь на вопрос задачи. Прикидываю результат и отвечаю на вопрос
8. Запиши решение и ответ. Пишу решение и ответ
9. Составь обратную задачу. Составляю обратную задачу
Прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик. Ребята учатся высказывать своё предположение (версию) на основе работы с определёнными заданиями. Вот некоторые виды работ, которые использую чаще всего на уроках математики:
1) Игра «Моя задача» (дается несколько видов задач, и ученику нужно выбрать и решить одну задачу, в решении которой уверен)
2) При работе над задачей звучит вопрос:
-Каким будет ответ в задаче, больше или меньше искомого числа.
3) Решить уравнение, которые уже умеете решать
х + 38=100 5х + 3х=72 2х + 15= 115 – 8х
Не менее важные компоненты учебной деятельности – контроль и оценка. Согласно мнению Д.Б. Эльконина, под контролем следует понимать прежде всего контроль за правильностью и полнотой выполнения операций, входящих в состав действий.
Формирование оценочной самостоятельности начинаю с 1 класса, когда идет работа с эталонами, под которыми понимается точный образец (эталон) написания цифр, знаков.
После объяснения показа и практической тренировки учащимся даю задание:
- Пропишите цифру, соблюдая параметры эталона (наклон, высота, ширина).
Ученики должны соблюдать уже несколько критериев, входящих в эталон, т.е. работа проводится на достаточно высоком уровне трудности. После того, как ученики самостоятельно прописали строку, даю задание:
- Подчеркнуть цифры, которые совпадают с эталоном по одному или нескольким критериям, и вынести количество подчеркнутых цифр на поля.
Во время проверки выполняю аналогичную работу, т.е. подчеркиваю буквы (элементы) соответствующие эталону, исправляю ошибки учащегося и выношу на поля свое число верно написанных букв (элементов).
При дальнейшем обучении эталоны принимают более серьезный характер. Они предназначены не только для того, чтобы проверить правильность требуемого действия, но и в случае ошибки - выявить ее причину и исправить ее.
С действием контроля и самооценки ученики встречаются буквально с первых уроков. Сначала предлагаю определить, с каким настроением они заканчивают урок, день. Для этого в конце урока предлагаю выбрать рисунок с соответствующим настроением на лице и постараться найти причину, вызвавшую такое настроение. Далее его задача усложняется. Ученик должен оценить свои учебные умения. На данном этапе работы использую следующие приемы оценочной деятельности:
- «Волшебные линеечки», на которых ребёнок сам оценивает свою работу. После решения любой учебной задачи предлагаю ученику на полях начертить шкалу (или черчу ее заранее) и оценить себя по тем или иным критериям с помощью специального значка «х» : А – аккуратность, П – правильность, С – старание, Т – трудность. Если я согласна с мнением ученика, то обвожу крестик в красный кружок. Если не согласна, ставлю на шкале свою отметку выше или ниже. Затем в беседе с учащимся выясняются причины расхождения оценок.
- «Лесенка успеха». Нижняя – не понял, средняя ступенька – требуется небольшая помощь, верхняя ступенька – хорошо усвоил материал, может работу выполнить
самостоятельно.
- «Светофор». Красный – нужна помощь! Зелёный – я умею сам. Жёлтый – умею, но не уверен ещё.
- «Смайлики». Весёлый – я доволен собой (справился с заданием), простой – мне было трудно, но я справился, грустный – мне нужна помощь (трудно, задания сложные).
Уже во 2 классе в конце урока уместно использовать рефлексивную таблицу, где ученик ставит условные знаки (« + », « ? ») или заканчивает предложение:- Поставьте знаки «+», «?» или продолжите предложение.
Новая тема мне понятна
Я хорошо понял алгоритм
Я знаю, как пользоваться алгоритмом
Я сумею найти
В самостоятельной работе у меня всё получилось
Я понял алгоритм, но в самостоятельной работе допустил ошибки.
Мне необходимо дома
Я доволен своей работой на уроке
На уроке я научился
Коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия. Объясняют выбор наиболее подходящих вариантов решения. Это могут быть:
- задачи с лишними данными;
-задачи с недостающими данными
-задачи, в которых нужно изменить данные;
-задачи, в которых нужно изменить вопрос.
Саморегуляция основана на самооценке школьника, формированием в ходе учебной деятельности рефлексивного отношения к себе, нравственно этическим оцениванием ребёнком своих поступков на основе усвоения системы нравственных норм. На уроке учащиеся дают эмоциональную оценку своей деятельности . Это осуществляется с помощью рефлексии:
1) «Остров настроения»: карточки с названиями островов: грусть, печаль, радость, непонимание, уверенность. 2)«Лучик солнца». Самый длинный лучик – я уверен в своих знаниях. Средний лучик - я сомневаюсь в своих знаниях. Самый короткий лучик – мне очень трудно .
3) Ступеньки: на какую ступеньку поднялся.
4) Барометр настроения: Счастье Скука Уверенность Усталость
Для развития самоконтроля и самооценки регулярно задаю вопросы:
- Над чем еще надо поработать?
- Какие задания тебе понравились?
- Какие задания оказались трудными?
- Достиг ли ты поставленную в начале урока цель?
-Удалось ли получить результат?
-Как ты оцениваешь свою работу?
Предлагаю разработанную систему заданий к уроку математики при изучении темы « Слагаемое. Слагаемое. Сумма» 1 класс, направленную на формирование регулятивных универсальных учебных действий (приложение 1).
Отслеживая результаты мониторинга, вижу положительную динамику в формировании регулятивных УУД.
Результаты работы следующие:
1.Учащиеся самостоятельно анализируют и контролируют свою работу на уроке, составляют план работы, исходя из задач урока.
2.Учащиеся могут внести необходимые дополнения и коррективы в план, способ действия.
2.Самостоятельно определяют цели и задачи урока или конкретного этапа урока.
3. Большинство учащихся умеют выражать свою внутреннюю позицию, отношения к поступкам и действиям.
4.Адекватно реагируют на трудности, понимают причину своего неуспеха и стараются найти способы выхода из этой ситуации.
5.В диалоге с учителем учатся вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и своих одноклассников.
Литература:
Федеральные государственные стандарты начального общего образования второго поколения. Пояснительная записка. – М.: Просвещение, 2011.
Асмолова А.Г. Универсальные учебные действия в основной школе: от действия к мысли /под ред.– М.: Просвещение, 2010. – 159с.
Анисимова Е.В. Формирование универсальных учебных действий на уроках в начальной школе // Интернет-журнал "Эйдос". - 2012. -№5.
«Проектирование урока с позиции формирования универсальных учебных действий»: http://www.ug.ru/method_article/260
Приложение 1
Система заданий к уроку математики по теме
« Слагаемое. Слагаемое. Сумма» 1 класс.
Задания
Регулятивные УУД
- Прочитайте пример разными способами. Следите за ответом товарища, чтобы способ чтения не повторялся.
3 + 5
- Как вы думаете, все ли способы назвали?
- Попробуйте найти новый способ чтения этого примера.
- Почему не смогли?
- Кто догадался, чему будем учиться на уроке?
Определять и формулировать цель задания, обнаруживать и формулировать возникшие при этом затруднения, выделить проблему урока.
Работа с правилом.
При сложении числа имеют названия.
3 + 5 = 8
слагаемое слагаемое сумма
При этом сам пример 5 + 3 тоже называется суммой.
- Прочитай пример, используя новые слова.
2 + 6 4 + 5 3 + 7
----------------------------------------------------- - --- Как вы думаете, какое задание вам предложено выполнить? Зачем?
Образец: 4 + 1 = 5
слагаемое
1
2
5
4
6
8
4
слагаемое
6
3
5
3
2
2
4
сумма
- Как будете вычислять сумму?
Определять и формулировать цель задания, осознавать результат учебных действий, проговаривать последовательность производимых действий, объяснять способы нахождения результатов, используя математическую терминологию, работать по готовому образцу.
Аня и Ваня решили примеры на сложение.
1 + 6 = 7 4 + 3 =8
2 + 3 = 5 6 + 2 = 8
5 + 5 = 10 8 + 2 = 10
- Кто решил примеры с ошибками?
- Какие ошибки допущены?
- Почему?
- Исправьте ошибки.
Отличать верно выполненное задание от неверного,
исправлять ошибки, поняв, в чём причина,
оценивать результаты деятельности (чужой, своей).
- Вставьте пропущенные слагаемые, чтобы получились верные равенства и неравенства.
4 + = 8 + 5 = 9
3 +... > 7 + 6 < 10
- Что сделаете сначала?
- Что надо сделать потом?
- Какой вывод мы сделаем?
- Какое число вставили?
- Прочитайте верные равенства. Докажите, что вы правы.
-Прочитайте верные неравенства. Докажите, что вы правы.
Удерживать цель деятельности до получения ее
результата, планировать решение учебной задачи. Выстраивать последовательность необходимых операций (алгоритм действий), осуществлять итоговый контроль деятельности, оценивать значимость приводимых доказательств и рассуждений.
- Подчеркните пример, в котором получилось наименьшее значение суммы.
4 + 3
3 + 5
2 + 3 + 5
6 + 2
Удерживать цель деятельности до получения ее результата, планировать решение учебной задачи: выстраивать последовательность необходимых операций (алгоритм действий), осуществлять итоговый контроль деятельности.
- Найдите закономерность, по которой составлены примеры:
5 + 2 = 1 + 3 = 8 + 1 =
5 + 3 = 2 + 3 = 7 + 2 =
5 + 4 = 3 + 3 = 6 + 3 =
- Как изменяется первое слагаемое?
- Как изменяется второе слагаемое?
- Что происходит с суммой?
- Продолжите запись примеров в этих столбиках.
- Какие примеры вы записали? Докажите, что вы правы.
Удерживать цель деятельности до получения ее результата, осознавать результат учебных действий, оценивать значимость приводимых доказательств и рассуждений.
Работа над составлением задачи.
- Составьте задачу с числами 3 и 6 так,
чтобы её можно было решить действием сложением.
- Давайте составим план вашей дальнейшей работы.
- Какой 1 шаг?
- Составим условие задачи.
- Какой 2 шаг?
- Ставим вопрос задачи.
- Какой следующий шаг?
- Составим и запишем решение задачи.
- Что сделаете дальше?
- Запишем ответ задачи.
- Последний шаг в вашей работе?
- Проверим, как выполнено задание.
- Выполните задание по составленному плану.
Планировать решение учебной задачи: выстраивать последовательность необходимых операций (алгоритм действий), осуществлять итоговый контроль деятельности («что сделано») и
пооперационный контроль («как выполнена каждая операция, входящая в состав учебного действия»).
Работа над задачей.
«Лена вырезала из бумаги 6 звёздочек, а Оля звёздочек.
Сколько звёздочек вырезали Лена и Оля?»
- Дополните задачу таким числом, чтобы ответ задачи был больше числа 8.
- Решите задачу.
- Проверьте, правильно ли выполнили задание?
- Кто иначе записал решение задачи? Почему?
Удерживать цель деятельности до получения ее результата, планировать решение учебной задачи, выстраивать последовательность необходимых операций (алгоритм действий), осуществлять итоговый контроль деятельности оценивать значимость приводимых доказательств и рассуждений.
Тест.
1.) Выбери слова, которые называют числа при сложении:
Задача, слагаемое, минус, плюс, сумма, равно, пример.
2.) Какие выражения обозначают нахождение значение суммы, выпиши их.
7 + 3=10 3 + 2= 2 +3 1 - 0 =1
8 - 4=4 4 = 4 5 > 3
3.) Выбери пример, в котором второе слагаемое меньше первого на 2.
10 - 8 = 2 4 + 2 = 6 3 - 1 = 2
3 + 1 = 4 10 – 8 = 2 8 < 9
Удерживать цель деятельности до получения ее результата, осознавать результат учебных действий, осуществлять итоговый контроль деятельности.
Учимся оценивать свое эмоциональное
состояние.
- Выбери высказывание:
1) Урок прошёл удачно.
2) Я активно работал, без ошибок выполнил все задания.
3) Я очень доволен собой.
4) Сегодня на уроке не все задания оказались лёгкими.
5)Мне было трудно, но я справился.
6)Задания были трудными. Мне нужна помощь.
Давать эмоциональную оценку своей деятельности.
Рисунок 1Рисунок 6Рисунок 11Рисунок 12Рисунок 17Рисунок 18Рисунок 19Рисунок 2015