Доклад по методике преподавания математики Формирование оценочных действий учащихся на уроках математики
Формирование оценочной деятельности учащихся
на уроках математики
Федеральный государственный образовательный стандарт содержит чёткие требования к системе оценки достижения планируемых результатов (пункт 4.1.8). В соответствии с ним: предлагается принципиально переосмыслить, а по сути, изменить традиционную оценочно-отметочную шкалу.
Широко используемая в школьной практике методика оценивания по пятибалльной шкале хоть проста и привычна, но имеет ряд существенных недостатков:
• отсутствуют четкие критерии оценки достижения планируемых результатов обучения, понятные учащимся и родителям;
• педагог чаще выставляет отметку, ориентируясь на средний уровень знаний класса в целом, а не на достижение каждым учеником единых критериев;
• отметки, выставляемые учащимся, не дают представления об усвоении конкретных элементов знаний, умений, навыков по отдельным разделам учебной программы, что не позволяет определить индивидуальную траекторию обучения каждого ученика;
• отсутствует оперативная связь между учеником и учителем в процессе обучения, что не способствует высокой мотивации учащихся к обучению.
В современной школе пятибалльная система оценивания не позволяет проследить объективность отметок, учащийся часто не может объяснить ни себе, ни тем более родителям, за что конкретно он получил ту или иную отметку.
Эта проблема позволяет сделать вывод, что «Систему оценивания необходимо усовершенствовать, сделать многофункциональной». Система оценивания должна:
давать возможность определить, насколько успешно ученик освоил учебный материал или сформировал практический навык;
показывать динамику успехов учащихся в различных сферах познавательной деятельности;
иметь в основе механизм поощряющий, мотивирующий на успех, способствующий развитию самооценки учащихся.
В настоящее время пятибалльная система оценивания больше построена по принципу «вычитания»: решение учеником учебной задачи сравнивается с неким образцом «идеального решения», ищутся ошибки − несовпадение с образцом, чтобы понизить отметку. Подобный подход, ориентирует на поиск неудач и отрицательно сказывается на мотивации ученика, его личностной самооценке.
Вместо этого предлагается переосмыслить шкалу по принципу «прибавления» и «уровневого подхода» - решение учеником даже простой учебной задачи, части задачи оценивать как безусловных успех, но на элементарном уровне, за которым следует более высокий уровень, к которому ученик может стремиться.
Критериальное оценивание – процесс, основанный на сравнении учебных достижений обучающихся с четко определенными, заранее известными всем участникам образовательного процесса критериями, соответствующими целям и содержанию образования, способствующими формированию учебно-познавательной компетенции учащихся.
Учитель составляет критерии, по которым будет оцениваться работа обучающегося, и назначает определенное количество баллов за верно выполненный шаг, предлагает шкалу перевода баллов в оценку. Необходимо знакомить обучающихся с критериями оценивания работы заранее. Таким образом:
обучаемый становится настоящим субъектом своего обучения;
снижается его школьная тревожность;
учитель становится консультантом.
Основой для разработки четких критериев усвоения учебного материала являются государственные общеобразовательные стандарты обучения. На их основании составляются описания достижений учащихся для оценивания по каждому критерию.
Применение системы критериального оценивания на уроках математики имеет большое практическое значение и определяется следующими преимуществами:
- работа учащегося проверяется по критериям оценивания, которые известны им заранее;
- оценки учащимся выставляются только за то, что они изучали, так как критерии оценивания представляют конкретное выражение учебных целей;
- учащемуся известен четкий алгоритм выведения оценки, по которому он сам может определить уровень успешности своего обучения и информировать родителей.
Критериальная система оценивания позволяет:
- учителю делать акценты на успехах ученика, отмечая зоны роста, выделяя то, чему еще предстоит научиться; предоставляет возможность вовлечь учащихся в объективное оценивание своих работ и работ одноклассников;
- ученику стать активным не только в процессе обучения, но и в оценивании результатов своего обучения, учит нести ответственность за свое обучение; пошаговая работа с заданием формирует познавательные и логические действия.
В результате такой работы у учащихся формируются оценочные регулятивные действия, адекватная самооценка и потребность в выполнении коррекционных действий.
Приложение
Несколько примеров из моей практики
7 класс
С -30 Умножение многочлена на многочлен
Задание 1
Выполнить действия:
а) (у+4)∙(у-2);
б) (3х-5)∙(2х+9);
в) (а+1)∙(а²-а+3).
№ Критерии оценивания выполнения задания Баллы
1. Записано условие задания 1
2. Скобки раскрыты без ошибок 2
3. Выделены подчеркиванием подобные слагаемые 1
4. Правильно приведены подобные слагаемые 2
5. Ответ записан в виде многочлена стандартного вида 2
Итого баллов за задание 8
Задание 2
Решить задачу, выделяя три этапа математического моделирования.
Квадрат данного числа на 7 меньше удвоенного произведения двух соседних с ним чисел. Найти эти числа.
№ Критерии оценивания выполнения задания Баллы
1. Пояснение к составлению математической модели (уравнения) задачи 9
Определено, указано и обозначено данное число 2
Определено и записано первое соседнее с данным число 1
Определено и записано второе соседнее с данным число 1
Записан квадрат данного числа 1
Записано удвоенное произведение чисел, соседних с данным 1
Определена связь между данным и соседними с ним числами 2
Определён вид математической модели 1
2. Верно составлено уравнение 2
3. Решение уравнения 8
Произведение многочленов найдено путём их перемножения 1
Произведение многочленов найдено с применением ФСУ 2
Правильно выполнено умножение двучлена на число 1
При переносе слагаемых из одной части уравнения в другую знаки слагаемых изменены на противоположные 1
Правильно приведены подобные слагаемые 1
Двучлен разложен на множители при помощи ФСУ 2
Найдены корни получившихся линейных уравнений 1
4. Ответ 5
Определено, что в задаче два варианта ответа 1
Найдены все числа первого варианта ответа 1
Найдены все числа второго варианта ответа 1
Выписан только один вариант ответа задачи 0
Выписаны оба варианта ответа задачи 2
5. Работа выполнена аккуратно, разборчивым почерком 3
Итого баллов за задание
27
Итого баллов за работу - 35
Шкала перевода баллов в оценку:
0-16 баллов - «2»
17-24 баллов - «3»
25-31 баллов - «4»
32-35 баллов - «5»
9 класс
Задача
Расстояние от города до посёлка равно 120 км. Из города в посёлок выехал автобус. Через час после этого вслед за ним выехал автомобиль, скорость которого на 10 км/ч больше скорости автобуса. Найдите скорость автобуса (в км/ч), если известно, что в пути он сделал остановку на 24 минуты, а в посёлок автомобиль и автобус прибыли одновременно.
№ Критерии оценивания выполнения задания Баллы
1. Составлено пояснение к задаче: подробное 2
краткое 1
2. Верно составлено уравнение 3
3. Верно решено уравнение 2
4. Дан верный ответ на вопрос задачи 1
5. Выделены все этапы математического моделирования 1
6. Работа выполнена аккуратно, разборчивым почерком 1
Итого баллов за задание 9
Примерные критерий оценивания задачи по геометрии 8 класс.
Найти сторону и площадь ромба, если его диагонали равны 10см и 24см.
№ Критерии оценивания выполнения задания Баллы
1 Наличие чертежа к задаче 3
Требования к чертежу: чертёж (рисунок) к задаче выполнен аккуратно с помощью чертёжных инструментов 1
площадь чертежа занимает примерно 1/6 часть страницы 1
все данные задачи отображены на чертеже (рисунке): имеются обозначения всех элементов 1
2 Оформление условия к задаче 4
Условие задачи (дано) записано с использованием соответствующей символики 1-3
Определено и записано при помощи символики требование задачи (что найти/доказать) 1
3 Оформление решения задачи 8
Все шаги решения имеют пояснения (подкреплены соответствующими аргументами: аксиомой, теоремой, свойством) 1-5
Все шаги решения/доказательства записаны в логической последовательности 1-3
4 Ответ 1
Дан верный ответ на вопрос задачи / указано место окончания доказательства 1
Итого баллов за работу 15
Шкала перевода баллов в оценку:
0-7 баллов -«2»
8-10 баллов - «3»
11-13 баллов - «4»
14-15 баллов - «5»