Конкурсное задание Методический семинар — Пояснительная записка: Духовно- нравственное воспитание на уроках музыки

Конкурсное задание «МЕТОДИЧЕСКИЙ СЕМИНАР»

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Развитие духовно - нравственной культуры учащихся
на уроках музыки

Музыкальное воспитание - это
не воспитание музыканта, прежде
всего воспитание человека.
Сухомлинский В.А.

«Любите и изучайте великое искусство музыки. Оно откроет вам целый мир высоких чувств. Оно сделает вас духовно богаче, чище, совершеннее. Благодаря музыке, вы найдёте в себе новые, неведомые вам прежде силы. Вы увидите жизнь в новых тонах и красках», - так писал один из крупнейших композиторов современности Д.Д. Шостакович.
Становление творческой индивидуальности в школьном возрасте является важным условием дальнейшего полноценного развития личности. Человек, обладающий постоянным и осознанным интересом к творчеству, умением реализовать свои творческие возможности, более успешно адаптируется к изменяющимся условиям и требованиям жизни, легче создает свой индивидуальный стиль деятельности, более способен к самосовершенствованию, самовоспитанию. Воспитание творческой всесторонне развитой личности – современная задача школы, семьи и общества в целом.
Важную роль в системе духовно-нравственного, эстетического воспитания школьника, я считаю, занимает особый предмет – музыка. Музыкальные занятия направлены на развитие у учащихся различных способностей: умения чувствовать, понимать, любить и ценить искусство, уметь им наслаждаться.
Образовательная Программа по музыке в общеобразовательной школе предусматривает изучение произведений различных направлений музыки. Важное место в музыкальном образовании школьников занимает изучение творчества великих классиков. Изучая разные направления музыки, мы не должны забывать о том, что духовно-нравственное начало в развитии детей должно преобладать над накоплением ими всевозможной информации. Поэтому методической темой своей педагогической деятельности я выбрала «Развитие духовно-нравственной культуры учащихся на уроках музыки».
О духовном возрождении России сегодня много говорят. И моя задача, как учителя музыки, состоит в том, чтобы воспитывать в детях духовность и нравственность, раскрывая высокий духовный смысл музыкального искусства, несущего в себе веру, добро, любовь, научить смотреть и видеть, слушать и слышать.
Музыка не может прямо “перенести” нравственность в душу человека, она способна лишь непосредственно разбудить дремлющие в нём нравственные силы, возбуждая человеческие эмоции. Переживая содержание музыки, ученик становится более отзывчивым на различные эмоции-смыслы, и этот тренинг позволяет ему тоньше чувствовать чужую боль, чужие проблемы.
Поэтому нравственное воспитание на моих уроках музыки состоит в том, чтобы привить умение сопереживать чужому человеку через музыку, развить способность переживать чужие радости и горести, выработать свое отношение к жизни на основе общечеловеческих духовных ценностей. При этом ученик должен “заглянуть” в себя, сравнить свои чувства и переживания с переживаниями, заложенными в произведении, понять, может ли он пережить чужую боль и страдание.
Особое значение приобретает учебная деятельность, обеспечивающая не только усвоение знаний, но и овладение способами учебной работы, умением самостоятельно строить свою деятельность, искать и находить более рациональные способы решения той или иной проблемы, переносить их в условия, не заданные непосредственно обучением.
Учитель музыки, я убеждена, должен представлять себе свою роль в духовно-нравственном развитии ребенка, понимать воспитательные и познавательные возможности музыки, видеть пути наиболее эффективного ее использования.
Самым главным принципом в своей работе считаю развитие и раскрытие творческого потенциала ученика, умение передать им свои знания, разбудить в них добрые, искренние чувства, воспитывать и обучать, исходя из их запросов и интересов. В своей работе стараюсь придерживаться золотого правила нравственности: «Обучай воспитывая, воспитывай обучая». Поэтому целью моей педагогической деятельности является научить школьников ориентироваться в мире музыки, привить им вкус и приобщить к духовным ценностям посредством музыки. Задачи:
формирование у школьников нравственных чувств (совести, долга, веры, ответственности, гражданственности, патриотизма, чувства причастности к своему народу, к его истории, культуре);
формирование у школьников нравственного облика (терпения, милосердия, кротости);
формирование у школьников нравственной позиции (способности различению добра от зла, проявлению самоотверженной любви, бережного отношения к прошлому народа, готовности к преодолению жизненных испытаний);
формирование у школьников нравственного поведения (готовности служения людям и Отечеству, проявления духовной рассудительности, толерантности, доброй воли);
формирование умения чувствовать, понимать, любить и ценить искусство.
Вызывая определенные чувства, музыка без навязчивости воспитывает определенные взгляды, вкусы, поэтому, когда на уроке музыки перед учащимися раскрывается красота народных песен, например, их разнообразие, поэтичность, у учащихся пробуждается интерес к культуре своего народа. Моя задача, как и задача любого педагога – пробудить интерес детей к учебной деятельности, добиться проявления учащимися активности в изучении как программного, так и дополнительного материала. Уроки музыки должны дать те знания и навыки, которые помогут и по окончании школы музыкально развиваться, воспринимать и оценивать разнообразные явления музыкальной жизни.
В своей работе использую такие современные типы уроков как: урок изучения нового материала, урок совершенствования знаний, умений и вокально-хоровых навыков, урок обобщения и систематизации знаний, комбинированный урок, уроки контроля и коррекции знаний, урок – праздник, урок – концерт, урок-обряд, урок-путешествие.
Немаловажную роль в приобретении учащимися глубоких и прочных знаний играет организация учебной деятельности школьников на уроках, использование современных педагогических технологий. Активно я использую на своих уроках ИКТ.
Использование информационных технологий в образовательном процессе дает учителю большие возможности при проведении урока, делает урок более увлекательным, запоминающимся, наглядным, позволяет по-новому использовать на уроках музыки текстовую, звуковую и видеоинформационную часть, обогащает методические возможности урока музыки, придает ему современный уровень. На уроке музыки использование информационных технологий решает ряд важнейших задач, прежде всего-это повышение интереса к музыке и к учебно-познавательной деятельности на уроке, способствует усвоению учебного материала, активизации познавательной деятельности, реализации творческого потенциала учащихся.
В технологии продуктивно - творческой деятельности предусматривается качественно новый подход к подбору содержания музыкально-художественного материала. Основное новообразование  в принципе подбора музыкальных произведений заключается  в технологическом подходе «от прошлого - к настоящему, от настоящего - к будущему». Основными методами обучения продуктивно-творческой деятельности являются методы музыкальной импровизации, интеграции различных видов искусств,  интерпретации собственного исполнения  музыкального произведения.
Особое  внимание уделяется методу музыкальной импровизации как первооснове продуктивно-творческой деятельности. Этот метод основан на взаимодействии художественно-образного и конструктивного мышления. Образное и конструктивное начала в музыкальном творчестве нерасторжимы и обогащают друг друга. При этом задействованным оказывается одно из важнейших качеств детской психики - фантазия, которая является базовым компонентом художественного творчества.
Очень важными и необходимыми в наше время стали здоровьесберегающие технологии. Здоровье ребенка, его физическое и психическое развитие, социально-психологическая адаптация в значительной степени определяются условиями его жизни и, прежде всего, условиями жизни в школе. Цель здоровьесберегающих образовательных технологий обучения - обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни. И музыкальная терапия может стать эффективным методом сохранения здоровья школьников.
Может ли учитель музыки с помощью здоровье сберегающих технологий сохранять и укреплять здоровье учащихся? По существу, каждый учитель музыки, осознает он это или нет, является стихийным психотерапевтом, изменяющим при помощи музыкального искусства настроение и мироощущение своих учеников.
Огромные возможности для поддержания душевного здоровья детей имеет музыкотерапия или оздоровление музыкой. Музыкотерапия является интереснейшим и перспективным направлением, которое используется во многих странах в лечебных целях. Экспериментально доказано, что музыка может успокоить, но может привести в крайне возбужденное состояние, может укрепляться иммунная система, что приводит к снижению заболеваемости, улучшается обмен веществ, активнее идут восстановительные процессы, и человек выздоравливает. Звучание музыки на уроке дает ребенку возможность успокоиться, снять раздражительность, нервное напряжение. Многие произведения школьной программы входят в список полезной классической музыки, составленный на основе данных нейрофизиологических исследований о влиянии различных музыкальных характеристик на мозг ребёнка.
Логоритмическая гимнастика - это форма активного отдыха, наиболее благоприятная для снятия напряжения после долгого сидения. Кратковременные физические упражнения под музыку, вызывая возбуждение других отделов мозга, усиливают кровообращение и создают благоприятные условия отдыха для ранее возбужденных отделов. После такого короткого активного отдыха внимание детей повышается, а восприятие учебного материала улучшается.
Фольклорная арттерапия. Русский песенный фольклор - это естественная система арттерапии, включающая в себя излечение звуком, музыкой, движением, драмой, рисунком, цветом и несущая скрытые инструкции по сохранению целостности человеческой личности. В фольклоре действительно есть врачующее начало. Традиционные детские песни развивают у детей не только музыкальный слух и память, но и легкие, дыхание, голосовой аппарат. Характерная для русских танцев релаксация рук, особенно кистей, позволяет производить сбросы накопившихся зажимов. При нетрадиционных формах урока (урок- обряд, урок-концерт, урок-праздник, урок-путешествие) значительную роль играет терапия русским костюмом и его цветовыми сочетаниями, характером узора.
В процессе использования технологий на уроке музыки дети узнают, постигают, осваивают закономерности языка, учатся осознавать и воспроизводить музыку. Все это расширяет кругозор учащихся, раздвигает горизонты исполнительской деятельности, дает возможность значительно повысить уровень исполнительских навыков, развивать музыкальные способности детей. Все технологии помогают формировать навыки активного восприятия музыки, обогащают музыкальный опыт детей, прививают им знания, что в целом является важной предпосылкой обогащения музыкальной культуры школьников.
Музыкальное воспитание имеет большое значение для формирования полноценного духовного развития будущего человека. Возрождение традиций народной художественной культуры сегодня – это путь духовно-нравственного исцеления и обновления нашего общества.
Воспитание духовно-нравственных качеств у детей требует выхода за пределы школьного урока. Работу по воспитанию нравственности я продолжаю на кружке, где организовала вокальный ансамбль «Задоринки», с которым у нас уже есть первые результаты: призовое место в заочном туре муниципального этапа республиканского конкурса народной песни «Живи, народная душа!», 1 место в заочном Всероссийском конкурсе «Во поле березонька стояла», 1 место в заочном Всероссийском конкурсе «Песенка-чудесенка». Мы с детьми изучаем культурное наследие как русского так и татарского, мордовского народов, их традиции, обычаи, разучиваем народные песни, частушки и проводим фольклорные праздники.
Фольклор, вобравший в себя народную мудрость, в интересной и занимательной форме передаёт подрастающему поколению эстетические, нравственные, трудовые идеалы. В народных песнях присутствует образ родной земли. На таких песнях развивается чувство прекрасного, любовь и бережное отношение к родному краю. Русский фольклор глубоко патриотичен. В песнях прославляются труженики, защитники Родины. Эти песни воспитывают в детях храбрость, гордость за Родину, восхищение героическими поступками. Знакомство с традициями и историей народной музыки обуславливает творческий, познавательный, духовно-нравственный и увлекательный характер процесса музыкального развития детей и его результативность. У детей вырабатывается потребность собираться вместе, чтобы попеть. Песня входит в их духовную жизнь, придавая яркую эмоциональную окраску их мыслям, пробуждает чувство любви к Родине, к красоте окружающего мира.
Главная моя цель не в воспитании отдельных талантов, а в том, чтобы все ученики любили музыку, чтобы для всех она стала духовной потребностью. То, что упущено в детстве, никогда не возместить в годы юности и тем более в зрелом возрасте. Это правило касается всех сфер духовной жизни ребенка и особенно эстетического воспитания. Чуткость, восприимчивость к красоте в детские годы несравненно глубже, чем в более поздние периоды развития личности. Одной из главных моих задач является воспитание потребности в красивом, которая во многом определяет весь строй духовной жизни ребенка, его взаимоотношения в коллективе. Потребность в прекрасном утверждает моральную красоту, рождая непримиримость и нетерпимость ко всему пошлому, уродливому. "Держа в руках скрипку, человек не способен совершить плохого",- гласит старинная украинская мудрость, приписываемая замечательному мыслителю Григорию Сковороде. Зло и подлинная красота несовместимы. Моя задача состоит в том, чтобы, образно говоря, дать в руки каждому ребенку скрипку, чтобы каждый чувствовал, как рождается музыка. В наши дни, когда технические средства записи и распространения музыки приобрели столь универсальный характер, эта воспитательная задача приобретает особый смысл. Не допустить, чтобы молодое поколение стало только потребителем красоты - это проблема не только эстетического, но и нравственного воспитания.
Я в поиске новых, эффективных методов работы. Сочетание традиционных и новых приемов, форм и средств обучения позволяет создавать рабочую атмосферу на уроках и во внеурочное время, развивает творческие, музыкальные способности школьников. Думаю, что впереди у меня и моих учеников удивительные праздники, концерты и уроки. Мечтаю, чтобы они стали интересной страницей в школьной жизни. Я считаю, что во имя этого стоит работать, и тогда мне тоже, говоря словами поэта, « откроется тайная дверца К душам тех, кого смог полюбить!»




15