Статья Деятельностный подход на уроках в начальных классах как необходимое условие формирования УУД при реализации ФГОС.
Деятельностный подход на уроках
в начальных классах как необходимое
условие формирования УУД
при реализации ФГОС.
Климова Л.М.,
учитель высшей категории
МБОУ «СОШ№7» г.Гая
Включение в деятельность как основа успешного формирования универсальных учебных действий у младших школьников.
Одна из основных целей, которые я ставлю перед собой, преподавая в начальной школе – научить детей учиться. Умение учиться в свою очередь сводится к овладению общеучебными умениями, среди которых следует выделить:
- умение организовать собственную учебную деятельность (подготовка рабочего места, планирование учебной деятельности, умение принимать учебные задачи, сформулированные учителем, самостоятельно формулировать учебные цели и задачи);
- умение воспринимать и понимать информацию, поступающую из разных источников (слушать, читать, наблюдать);
- умение логически перерабатывать информацию (анализировать, сравнивать, делать выводы, обобщать, классифицировать, обосновывать свои суждения);
- умение диагностировать и корректировать собственную учебную деятельность (оценивать и при необходимости изменять свои учебные действия).
На мой взгляд, развитие именно этих умений позволяет осуществить переход от школы простой осведомленности, частных умений и конкретных навыков («школы памяти») к школе мышления, действия и развития способностей («школе саморазвития»), достигнуть более высоких результатов в усвоении детьми предметных знаний, умений и навыков.
Я стремлюсь создать для своих учеников такие условия, чтобы сохранить и поддержать индивидуальность каждого, чтобы знания о предмете они получали посредством экспериментирования с ним. На уроках мои дети активны, любознательны, эмоциональны, доверчивы. Познание для них - это удовольствие, радость. При новой форме организации учебного процесса учащиеся первого класса могут научиться ставить учебные задачи, выбирать способы их решения, контролировать и оценивать себя и своих товарищей. Усвоение учебного материала происходит в форме учебной деятельности.
Учебная деятельность – особая форма активности личности, направленная на преодоление собственной некомпетентности, на саморазвитие и самосовершенствование.
Если проанализировать это определение учебной деятельности, становится понятна позиция педагога по отношению к ученику. Учитель – не информатор, не постановщик учебных задач, не контролер, не стоящий над учеником, а участник учебного процесса, который побуждает к постановке учебных задач и самостоятельному поиску способов решения этих задач, т. е. субъект, который создает условия для включения учащихся в учебную деятельность.
Какие же технологии позволяют правильно организовать учебный процесс?
Прежде всего - это технологии личностно ориентированного обучения, которые позволяют учителю сделать главным предметом своей деятельности процесс развития индивидуальности каждого ребенка. В центре внимания стоит личность ученика, его интересы и способности. Для организации личностно ориентированного учебного взаимодействия я применяю следующие приемы и методы:
- приемы актуализации субъектного опыта учащихся;
- методы диалога;
- приемы создания коллективного и индивидуального выбора;
- игровые методы;
- рефлексивные приемы и методы.
Деятельностный подход в обучении обеспечивает творческое усвоение детьми знаний. В этом случае знания, умения и навыки школьники приобретают самостоятельно при решении учебных задач и рассмотрении проблемных вопросов. Общее знание усваивается учащимися посредством действенного анализа материала, мысль ребенка движется от общего к частному.
Известно, что компонентами любой деятельности, в том числе и учебной, являются: мотивационный, целевой, исполнительский и контрольно-оценочный.
Рассмотрим, как организовать учебный процесс с точки зрения формирования учебной деятельности.
Ребенок усваивает какой-либо материал в форме учебной деятельности, когда у него есть внутренняя потребность и мотивация такого усвоения. Ведь мыслить человек начинает тогда, когда у него появляется потребность что-либо понять. И начинается мышление с проблемы или вопроса, удивления или недоумения.
Проблемная ситуация создается с учетом реальных противоречий, значимых для детей. Только в этом случае она является мощным источником мотивации их познавательной деятельности, активизирует и направляет их мышление. Значит, прежде всего, на каждом уроке необходимо создавать условия для формирования у учащихся положительной мотивации, чтобы ученик понял, чего он не знает, и, самое главное, захотел это узнать. На этом этапе я использую следующие приемы работы при общей доброжелательной атмосфере урока:
1) ставлю проблемный вопрос;
2) создаю проблемную ситуацию:
- предъявление противоречивых фактов («Римские цифры»),
- столкновение разных мнений учащихся вопросом или практическим заданием («Правописание безударных гласных в корне слова»),
- ошибочное суждение педагога («Величины»),
- невыполнимое практическое задание («Табличное сложение»);
3) веду подводящий диалог (система посильных ученикам вопросов и заданий, которые подводят их к осознанию темы урока):
- репродуктивные задания (вспомни, выполни, повтори),
- мыслительные задания (сравни, разбей на группы, выдели «лишнее»);
4) сообщаю тему с мотивирующим приемом:
- использование стихов, сказок, загадок, исторического материала,
- прием «актуальность» («Числа от 1 до 20»);
5) анализирую жизненные ситуации;
6) создаю ситуацию спора, дискуссии, выбора;
7) организую игру.
В ходе такой организации работы учащиеся обращаются к своему личному опыту или опыту одноклассников и в результате формулируют тему урока, приходя к выводу: «Мне не хватает знаний, и я хочу это знать».
Второе условие организации учебной деятельности – это постановка перед школьниками учебной задачи, т. е. предоставление такого материала, с которым дети могут производить преобразования. В этом случае у школьника сформируется готовность и способность принимать, осмысливать, удерживать в течение работы,
преобразовывать, дополнять, а также самостоятельно ставить перед собой учебные задачи (целевой компонент учебной деятельности). На этом этапе создаю условия для формулировки учащимися цели урока и постановки учебных задач:
1) веду побуждающий диалог:
- Какие есть предположения?
- Какие вопросы можно задать?
- Какие вопросы вы хотели бы задать?;
2) организую фронтальный опрос с целью контроля за осмыслением учащимися учебных задач;
3) применяю приемы, помогающие учащимся удерживать учебные задачи в течение всего урока (фиксирую предположения учащихся ).
Учащиеся, участвуя в диалоге, дискуссии, высказывая свою точку зрения, свое отношение к материалу, самостоятельно формулируют цель урока и учебные задачи, ставя перед собой вопрос: «Что мне надо узнать?».
После того, как сформулирована цель урока и поставлены учебные задачи, перехожу к организации поиска их решения, создавая условия для самостоятельного выбора учащимися способов решения учебных задач.
Исполнительский компонент учебной деятельности связан со способами и приемами решения поставленных задач. Он обращен к технике и культуре учебного труда, направлен на предметное содержание вопроса. На этом этапе я:
1) побуждаю к поиску собственного плана решения;
2) учу выбирать более эффективный путь решения;
3) организую процесс решения учебных задач ( фронтально, индивидуально, в парах
сменного или постоянного состава, в группах сменного или постоянного состава );
4) стимулирую учащихся к исследовательской деятельности;
5) побуждаю учащихся к высказыванию собственных затруднений и организую деятельность по выявлению их причин;
6) консультирую;
7) ненавязчиво контролирую;
8) создаю «ситуацию успеха».
При такой организации этого этапа урока ученик самостоятельно или с помощью учителя выбирает способ решения учебных задач, отвечая на вопрос: «Как я буду узнавать?». Учащиеся участвуют в предположении и обсуждении способов деятельности, формулируют гипотезы, планируют работу, задают вопросы учителю, одноклассникам, осуществляют решение учебных задач, работая фронтально, в парах, в группах, индивидуально, осуществляют процессуальный самоконтроль, обращаясь к учебнику, модели, таблице, консультируясь с учителем.
Завершающий компонент учебной деятельности - контрольно – оценочный. Контроль обеспечивает школьнику правильное выполнение учебных действий. Оценка позволяет ему определить усвоен или не усвоен (и в какой степени) общий способ решения данной учебной задачи. На этом этапе организую первичное закрепление знаний (работа с учебником, выбор задания по теме, выполнение разноуровневых заданий) и создаю условия для рефлексивной деятельности учащихся:
1) обучаю анализу полученного результата с точки зрения требования задач:
- выполнение заданий по инструкции с ограничениями или с нарушенным порядком действий,
- памятки, алгоритмы, схемы, рабочие закладки;
2) помогаю учащимся оценивать свои действия и действия товарищей.
На этом этапе урока учащиеся применяют полученные знания в практической деятельности, отвечая на вопрос: «Что я узнал?»; осуществляют само- и взаимо-контроль (по образцу, без предъявления эталона с другими, с собой в прошлом); демонстрируют результат рефлексивной деятельности, отвечая на вопрос: «На каком уровне я узнал?»
Необходимо отметить, что я, учитель начальных классов не могу говорить о том, что у моего выпускника полностью сформированы все компоненты учебной деятельности. Но уверена, что при такой организации учебного процесса у моих учеников закладывается прочная основа для успешного ее формирования в основной школе. Ведь у моего выпускника есть внутренняя потребность и мотивация к усвоению нового, он умеет учиться в условиях коллектива, он верит в свои силы, ему интересно, комфортно и хорошо в школе.