Обучение сжатому изложению (на примере сказки В. Катаева «Пень»)

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА
Тема урока: Приёмы сжатия текста. Обучение сжатому изложению.
Цель урока: познакомить с основными приёмами компрессии текста, формировать умение сокращать исходный текст, применяя приёмы сжатия, совершенствовать навыки работы с текстом.
Задачи:- образовательные (формирование познавательных УУД):
формировать умение анализировать языковые явления и делать самостоятельные выводы, умение адекватно воспринимать авторский замысел, вычленять главное, умение находить и уместно использовать языковые средства обобщенной передачи содержания
- воспитательные (формирование коммуникативных и личностных УУД):
умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, строить продуктивное взаимодействие с партнёром, воспитывать ответственность и аккуратность, расширять кругозор обучающихся, воспитывать толерантность
- развивающие (формирование регулятивных УУД)
умение самостоятельно извлекать главную информацию; совершенствовать умение ставить цель и планировать свою деятельность на уроке, развивать умения и навыки критического мышления, формировать коммуникативную компетенцию учащихся; выбирать способы решения задач в зависимости от конкретных условий; рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.
Тип урока Урок развития речи.
Формы работы учащихся: Фронтальная, парная, индивидуальная.
Необходимое оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, раздаточный материал (технологическая карта), презентация "Способы сжатия текста".
Структура и ход урока















Технологическая карта урока русского языка в 5 классе.
Этапы урока
Задачи этапа
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
УУД

1. Организационный момент
Создать благоприятный психологический настрой на работу
Приветствие, проверка подготовленности к учебному занятию, организация внимания детей, инструктаж по работе с технологической картой
Включаются в деловой ритм урока.




Личностные: самоопределение.
Регулятивные: прогнозирование своей деятельности.
Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии. Подготовка к восприятию нового.
Актуализация опорных знаний и способов действий. Создание проблемной ситуации
Слово учителя:
- Рассказать о каком-то случае, событии в вашей жизни можно подробно, со всеми деталями, а можно и кратко, т. е. самое главное, без подробностей и каких-либо моментов уточнения. Например, о том, как вы всей семьей отдыхали в воскресный день можно написать сочинение на несколько страниц. А можно сообщить кратко: «Воскресенье вся наша семья провела на даче». Умение кратко и лаконично говорить очень важно в современной жизни.
- В каких ситуациях может это потребоваться?
- Что значит: пересказать текст подробно, сжато?
- Но как же превратить исходный текст в сжатый? Какими способами это можно осуществить?
Активный диалог с учителем:
- Это, например, необходимо во время публичных выступлений, при подготовке обзора книг, объявлении программы телепередач, в ситуациях, когда нужно срочно передать только важное. Для подготовки ответа по предмету, при работе с теоретическим материалом учебника, любым текстом.
- Подробно - значит пересказать со всеми деталями, подробностями. Сжато - передать только главную информацию.
Предположения обучающихся относительно способов сокращения исходного текста.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстником.
Познавательные: логические- анализ объектов с целью выделения признаков.

3. Формулирование темы урока. Целеполагание и мотивация
Обеспечение мотивации учения детьми, принятие ими целей урока.
- На основании вышесказанного сформулируйте тему урока и запишите её в технологическую карту.
- Попробуйте определить, какие учебные задачи мы будем решать сегодня на уроке.
(Тема и цели урока появляются на слайдах по мере их формулирования детьми)
Формулируют тему и цели урока.

Цель урока:
1) Познакомиться с основными способами сжатия исходного текста
2) Научиться сокращать исходный текст, применяя способы сжатия
Спланируйте свою деятельность. Какую предварительную работу следует произвести с текстом, чтобы родилось удачное сжатое изложение? Какие умения вам пригодятся?
Регулятивные: целеполагание.
Коммуникативные: постановка вопросов, умение точно выражать свои мысли
Познавательные: самостоятельное выделение - формулирование познавательной цели; логические - формулирование проблемы.

4.

Организует практическую работу учащихся с технологической картой. Комментирует, направляет работу обучающихся.
(Информация на слайде появляется после ответов ребят)
Прослушайте и прочитайте текст.
Определите тему текста. Сформулируйте и запишите основную мысль. Для этого подчеркните в тексте ключевые слова и словосочетания, которые помогают понять главную мысль.
Работа обучающихся с текстом:
А) Выполнение заданий, направленных на понимание текста:
- Выполнение задания 1 Технологической карты (индивидуально) с последующей коллективной проверкой
- Участие в обсуждении проблемных вопросов по тексту
- Самооценивание по заданию 1
Тема текста: осуждение горделивости пня.
Основная мысль не выражена автором прямо:
заносчивость, зазнайство, высокомерие достойны осуждения.
??? Словарная работа: гордость, горделивость.


5. Усвоение новых знаний и способов усвоения
Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания детьми изученной темы
Организовать работу обучающихся по изучению нового материала и способов его усвоения.
- Поработайте в парах. Изучите основные приёмы сжатия текста. Что предполагает каждый из приёмов?
Самостоятельное ознакомление со способами компрессии текста (приложение 2)




Познавательные: самостоятельное извлечение информации

6. Физкультурная пауза (после выполнения обучающимися 1 задания)
Сохранение здоровья обучающихся во время урока
Сменить деятельность, обеспечить эмоциональную разгрузку обучающихся.
Обучающиеся сменили вид деятельности, эмоционально и физически отдохнули.


7. Этап применения знаний и способов действий
Установление правильности и осознанности изучения темы.
Выявление пробелов первичного осмысления изученного материала, коррекция выявленных пробелов, обеспечение закрепления в памяти детей знаний и способов действий, которые им необходимы для самостоятельной работы по новому материалу.
Объединившись в пары, определите, сколько частей можно выделить в тексте. Определите микротемы и запишите их в таблицу. Их число может не совпадать с количеством абзацев в исходном тексте.

Используя памятку, приемы сжатия текста, сократите содержание каждой микротемы. Запишите получившийся текст.
Выполнение задания 2 Технологической карты
(парная работа)

- Выявление основных микротем текста с последующей самопроверкой (микротемы на слайде)
- Самооценивание по заданию 2.

В) Выполнение заданий 3, 4 Технологической карты (парная работа), направленных на применение приёмов сжатия текста
Г) Презентация результатов парной работы по компрессии текста
- Заслушивается сжатый текст.
Регулятивные: контроль, коррекция.
Познавательные: рефлексия способов и условий действия, умение извлекать главную информацию
Коммуникативные: сотрудничество в паре; контроль, коррекция, оценка действий партнера; умение слушать и аргументировать свою позицию, развитие языковой компетенции (развивать монологическую и диалогическую речь учащихся)

8. Подведение итогов урока. Рефлексия
Дать качественную оценку работы класса и отдельных обучаемых. Инициировать рефлексию детей по поводу успешности выполнения поставленных в начале урока задач.
- Какие учебные задачи ставили в начале урока? Удалось ли их решить?
- Определите уровень успешности, на котором вы овладели учебным материалом.
Ответы ребят. Заполнение обучающимися карты самооценки.

Регулятивные: оценка-осознание уровня и качества усвоения; контроль.
Познавательные: рефлексия.


9. Домашнее задание
Обеспечение понимания детьми цели, содержания и способов выполнения домашнего задания.
Отредактировать сжатый на уроке текст












13 PAGE \* MERGEFORMAT 14315




15