ОП.04 Эстетика: Рабочая программа учебной дисциплины по специальности 43.02.02 Парикмахерское искусство

Государственное бюджетное образовательное учреждение
Республики Хакасия среднего профессионального образования
«Хакасский колледж профессиональных технологий, экономики и сервиса»
(ГБОУ РХ СПО ХКПТЭС)



















рабочая ПРОГРАММа УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОП.04 Эстетика





























2014
РАССМОТРЕНА
ПЦК спец. 43.02.02
пр. №___ от «___»___________ 2014г.
Председатель ________ С.Б. Деревянчук
СОСТАВЛЕНА
в соответствии с ФГОС СПО по специальности
43.02.02 Парикмахерское искусство
Заместитель директора по УР
____________________ Е.В.Криницына














Якуценис Е.Н.
ОП.04 Эстетика: Рабочая программа учебной дисциплины по специальности 43.02.02 Парикмахерское искусство. – Абакан: ГБОУ РХ СПО ХКПТЭС, 2014.
























УТВЕРЖДЕНА:
Методическим советом
пр №____от «___»___________20 г.

СОДЕРЖАНИЕ

ПАСПОРТ рабочая ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ЭСТЕТИКА

5

результаты освоения ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ЭСТЕТИКА

6

СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

7

условия реализации рабочей программы учебной дисциплины

19

Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины

20


















паспорт рабочей ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ЭСТЕТИКА


1.1. Область применения программы
Рабочая программа учебной дисциплины является частью примерной основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальностям 43.02.02 Парикмахерское искусство.

1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:
Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту по специальностям 43.02.02 Парикмахерское искусство дисциплина «Эстетика» относится к общепрофессиональной дисциплине профессионального цикла. (ОП.04.)

1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
Применять знания по эстетике при усвоении профессиональных модулей и профессиональной деятельности.

В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
историю эстетики;
место эстетики в системе современного научного знания, ее взаимоотношение с философией, историей, психологией;
основные категории эстетики;
сущность и эстетические основы художественной деятельности, основные этапы художественного творчества;
понятие «прикладная эстетика», характеристику ее видов;
эстетику внешнего образа человека.

1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 81 часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 54часов;
самостоятельной работы обучающегося 27 часов.

результаты освоения ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ Эстетика

Результатом освоения учебной дисциплины является овладение обучающимися общими (ОК) и профессиональными компетенциями, включающими в себя способность:
Код
Наименование результата обучения

ОК 1.
Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2.
Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 6.
Работать в коллективе и команде, обеспечивать ее сплочение, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

ОК 7.
Ставить цели, мотивировать деятельность подчиненных, организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за результат выполнения заданий.

ОК 8.
Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

ОК 10.
Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).

ПК 2.1.
Анализировать индивидуальные пластические антропологические особенности потребителя.

ПК 2.2.
Разрабатывать образное содержание прически с учетом индивидуальных особенностей потребителя (цветотип, особенности пропорций и телосложения).

ПК 2.3.
Выполнять прически различного назначения (повседневные, вечерние, для торжественных случаев) и степени сложности с учетом актуальных тенденций моды.

ПК 3.1.
Внедрять новые технологии и тенденции моды.

ПК 3.2.
Планировать и проводить технологические семинары, участвовать в конкурсах и семинарах профессионального мастерства различного уровня.

ПК 3.3.
Самостоятельно осуществлять взаимодействие со специалистами и организациями с целью продвижения своих услуг.

ПК 4.1.
Создавать образное единство облика модели, разрабатывать и выполнять художественные образы для подиума, журнала.



3. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)
81

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
54

в том числе:


лабораторные занятия
-

практические занятия


контрольные работы


курсовая работа (проект) (если предусмотрено)
-

Самостоятельная работа обучающегося (всего)
27

в том числе:


самостоятельная работа над курсовой работой (проектом) (если предусмотрено)
-

Подготовка сообщений, выполнение творческих работ

27

Итоговая аттестация в форме зачёта


3.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «Эстетика»


Наименование разделов и тем
Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся
Объем часов
Уровень усвоения

1
2
3
4

Введение

Содержание учебного материала

2

1


Предмет, специфика, содержание и задачи курса
Эстетики как учебной дисциплины. Эстетическое освоение действительности.



Раздел 1. Эстетика как наука

2/2


Тема 1.1.Эстетика как наука.
Содержание учебного материала

2

1


Понятие «эстетика»
Особенности эстетического познания.
Функции и сферы эстетики.




Лабораторные работы
0



Практические занятия
0



Семинарские занятия
0



Контрольные работы
0



Самостоятельная работа студентов:
Определить и доказать междисциплинарный характер эстетики
2
2

Раздел 2. История эстетической мысли.

16/14/14


Тема 2.1. Эстетическое мировосприятие мифологических культур
Содержание учебного материала

2
1

2



Эстетическое значение палеонтологической магии.
Неолитическая эстетика формообразования.
Эстетическое содержание мифологического сознания.
Эстетическое сознание древнейших цивилизаций.




Лабораторные работы
0



Практические занятия
0



Семинарские занятия:
0



Контрольные работы
0



Самостоятельная работа студентов:
0


Тема 2.2. Эстетика Античной культуры.
Содержание учебного материала
2
1

2



Художественная культура Древней Греции.
Формирование философской эстетики. Учение о числовой гармонии.
Прекрасное в античной эстетике. Калокагатия.
Миметическая концепция искусства. Катарсис.
Эллинистическая эстетика.




Лабораторные работы
0



Практические занятия
0



Семинарские занятия:
Художественная культура Древней Греции.
Формирование философской эстетики. Учение о числовой гармонии.
Прекрасное в античной эстетике. Калокагатия.
Миметическая концепция искусства. Катарсис.
Эллинистическая эстетика.

2
3


Контрольные работы
0



Самостоятельная работа студентов:
Составить хронологию развития понятия «эстетика» в античности.

2

2

Тема 2.3. Универсализм средневекового эстетического сознания.
Содержание учебного материала

2

1

2



Раннехристианская эстетика.
Византийская эстетика – эстетика аскетизма
Православная эстетика иконы.
Западноевропейская средневековая эстетика – божественная красота.
Романский тип эстетического мировосприятия.
Готический тип эстетического мировосприятия.
Рыцарский идеал красоты. Самоценность чувств.
Карнавальный натурализм.




Лабораторные работы
0



Практические занятия
0



Семинарские занятия:
Раннехристианская эстетика.
Византийская эстетика – эстетика аскетизма
Православная эстетика иконы.
Западноевропейская средневековая эстетика – божественная красота.
Романский тип эстетического мировосприятия.
Готический тип эстетического мировосприятия.
Рыцарский идеал красоты. Самоценность чувств.
Карнавальный натурализм.

2


2



Контрольные работы
2



Самостоятельная работа студентов
Подготовить доклады к семинару.
2


Тема 2.4. Возрождение как художественная эпоха.
Содержание учебного материала

2

2




Изобразительное искусство Ренессанса.
Гуманистическая эстетика.
Гуманисты Ренессанса о природе красоты.
Эстетика стиля и жанра.
Маньеризм.
Эстетическая система барокко.




Лабораторные работы
0



Практические занятия
0



Семинарские занятия:.
0



Контрольные работы
0



Самостоятельная работа студентов:
Составить структурно-логическую схему «Особенности эстетики стиля и жанра».
2
2

Тема 2.5. Эстетические направления XVIII – начала XIXв.
Содержание учебного материала


2

1

2


Эстетика классицизма
Эстетика Просвещения
Эстетика сентиментализма и романтизма.
Немецкая классическая эстетика.




Лабораторные работы
0



Практические занятия
0



Семинарские занятия
Эстетика классицизма
Эстетика Просвещения
Эстетика сентиментализма и романтизма.
Немецкая классическая эстетика

2

2
2


Контрольные работы
0



Самостоятельная работа студентов:
Подготовить доклады к семинару.

2


Тема 2.6. Эстетические идеи и концепции в европейской культуре XIX в.
Содержание учебного материала

2

1
2


Эстетические идеи и концепции немецких философов
Эстетическая мысль Франции XIX в.
Английская эстетическая мысль XIX в.
Эстетика позитивизма и натурализма.
Эстетическая концепция Маркса.




Лабораторные работы
0



Практические занятия
0



Семинарские занятия:
0



Контрольные работы
0



Самостоятельная работа студентов:
Подготовка к дискуссии по теме «Эстетические идеи и концепции в европейской культуре XIX в.»
2


Тема.2.7. Эстетические теории XX века
Содержание учебного материала

2

2






Эстетика интуитивизма.
Эстетика прагматизма.
Эстетическая основа фрейдизма.
Эстетическая концепция экзистенциализма.
Структурализм и постструктурализм.




Лабораторные работы
0



Практические занятия
0



Семинарские занятия
Эстетика интуитивизма.
Эстетика прагматизма.
Эстетическая основа фрейдизма.
Эстетическая концепция экзистенциализма.
Структурализм и постструктурализм.

2



2




Контрольные работы
0



Самостоятельная работа студентов:
Подготовить доклады к семинару.

2


Тема 2.8. История русской эстетики.
Содержание учебного материала

2

1


Русская средневековая эстетика.
Русская эстетика XVIII – начала XIXв.
Эстетические основы русской художественной культуры первой половины XIXв.
Эстетические основы русской художественной культуры конца XIXв – начала ХХ в.
Русская религиозная эстетика.
Советский этап развития эстетической мысли.




Лабораторные работы
0



Практические занятия
0



Семинарские занятия:
Русская средневековая эстетика.
Русская эстетика XVIII – начала XIXв.
Эстетические основы русской художественной культуры первой половины XIXв.
Эстетические основы русской художественной культуры конца XIXв – начала ХХ в.
Русская религиозная эстетика.
Советский этап развития эстетической мысли.

2

2


Контрольные работы
0



Самостоятельная работа студентов
Подготовить доклады к семинару.
2
2

Раздел 3. Эстетические категории.

8/4


Тема 3.1 Понятие эстетического.
Содержание учебного материала

2

2


Эстетическая деятельность
Эстетическое сознание.
Эстетические потребности.
Эстетические чувства.
Эстетический идеал.
Эстетический вкус.
Целостность эстетического сознания




Лабораторные работы
0



Практические занятия
0



Семинарские занятия
0



Контрольные работы
0



Самостоятельная работа студентов:
Проанализировать категорию эстетического и привести примеры.

2

2

Тема 3.2 Прекрасное и безобразное как эстетические категории.
Содержание учебного материала

2

1

2


Категории прекрасного и безобразного в истории эстетики
Красота как гармония.
Прекрасное и безобразное как полезное.
Событие прекрасного и безобразного.




Лабораторные работы
0



Практические занятия
0



Семинарские занятия
Категории прекрасного и безобразного в истории эстетики
Красота как гармония.
Прекрасное и безобразное как полезное.
Событие прекрасного и безобразного.

2

2


Контрольные работы
0



Самостоятельная работа студентов
0


Тема 3.3 Комическое и трагическое как эстетические категории.









Содержание учебного материала

2


1
2


Категории комического и трагического в истории эстетики.
Трагическое:
Аристотель и его последователи о трагическом.
Трагический конфликт.
Эстетический закон трагических произведений.
Комическое:
Классическая эстетика о комическом.
Категория комического.
Виды комического: смешное, забавное, юмористическое, сатирическое, гротескное, фарсовое.
Историзм комедийного анализа жизни




Лабораторные работы
0



Практические занятия
0



Семинарские занятия




Контрольные работы
2



Самостоятельная работа студентов
Проанализировать художественные произведения разных исторических эпох, и найти примеры комического и трагического в них.
2
2

Тема 3.4. Возвышенное и низменное как эстетические категории.

Содержание учебного материала

2

2


Возвышенное и низменное как эстетическая категория.
Возвышенное и низменное в классической эстетике.
Возвышенное и низменное в природе, обществе и искусстве.




Лабораторные работы
0



Практические занятия
0



Семинарские занятия
0



Контрольные работы
0



Самостоятельная работа студентов:
0


Раздел 4. Прикладная эстетика.

6/2


Тема 4.1. Эстетика природы.
Содержание учебного материала

2

2


Понятие «прикладная эстетика» и ее виды.
Человек и эстетика природы.
Уровни естественной красоты.
Общение с природой и художественное творчество.
Эстетика природы: садово-парковое искусство, флористика, экибана.
Эстетика ландшафта.
Экологическая эстетика.




Лабораторные работы
0



Практические занятия
0



Семинарские занятия
0



Контрольные работы
0



Самостоятельная работа студентов
0


Тема 4.2. Эстетические начала трудовой деятельности.
Содержание учебного материала

4

2


Труд и красота, искусство.
Производственная эстетика.
Дизайн как эстетическое творчество: одежда, интерьер, мебель, посуда, бытовые приборы, транспорт, оборудование и материалы.
Эстетические образы социальной жизни: этикетные формы общения; ритуалы и церемонии; оформление праздников и массовых зрелищ; интерьеры общественных помещений и мест отдыха; эстетика еды; индустрия развлечении; эстетика спорта.
Эстетические способы социализации человека: косметика, знаковые вещи, имидж и имиджмейкеры.




Лабораторные работы
0



Практические занятия
0



Семинарские занятия
0



Контрольные работы
0



Самостоятельная работа студентов:
Проанализировать категорию «дизайн» как специфический вид эстетической деятельности и привести примеры.

2


Раздел 5. Искусство.

12/4


Тема 5.1. Искусство как эстетический феномен
Содержание учебного материала


2


2


Искусство в античном мире.
Свободное и служебное искусство.
Эстетическая природа и понятие искусства.
Творческий характер искусства.
Специфика объекта искусства.
Предмет искусства.




Лабораторные работы
0



Практические занятия
0



Семинарские занятия
0



Контрольные работы
0



Самостоятельная работа студентов:
0


Тема 5.2. Художественный образ.
Содержание учебного материала


2


1

2


Природа художественного образа.
Художественный образ и мимесис.
«Антиобразные» теории искусства.
Личностный характер художественного образа.
Целостность художественного образа.
Уровни художественного образа.
Образ, знак, символ. Аллегория и гипербола.




Лабораторные работы
0



Практические занятия
0



Семинарские занятия
0



Контрольные работы
0



Самостоятельная работа студентов:
Проанализировать категории «символ», «знак» определить их значения для создания художественного образа и привести примеры.

2

2

Тема 5.3. Процесс художественного образа.
Содержание учебного материала

2


1
2


Рациональное и эмоциональное в творчестве.
Фантазия и творчество.
Ассоциация и вдохновение в искусстве.
Автор, художественный талант, гений.




Лабораторные работы
0



Практические занятия
0



Семинарские занятия
0



Контрольные работы
0



Самостоятельная работа студентов:
0


Тема 5.4.Художественный метод и стиль
Содержание учебного материала

2




1

2


Определение художественного метода, как способа образного мышления.
Природа и факторы художественного метода: действительность, опыт и менталитет автора, накопленный художественно-мыслительный материал (традиции, каноны).
Художественные методы в разных видах искусства. Реализация художественного метода посредством стиля.
Многозначность понятия «стиль». Стиль - наблюдаемый знак эстетического единства художественной культуры. Стиль как общность образной системы, средство художественной выразительности и творческих приемов.
Стиль эпохи. Индивидуальный стиль художника, стиль произведения.
Стили в видах искусства и их основные особенности. Стили, формируемые архитектурой: романский, готика, барокко, рококо, классицизм.
Стили, определяемые живописью и другими видами искусства: романтизм, реализм, критический реализм, импрессионизм, авангардизм.
Модернизм как стиль творчества и художественное движение. Его направления: примитивизм, кубизм, символизм, футуризм, абстракционизм, импрессионизм, сюрреализм, конструктивизм, дадаизм и др. Постмодернизм.




Лабораторные работы
0



Практические занятия
0



Семинарские занятия
0



Контрольные работы
0



Самостоятельная работа студентов:
0


Тема 5.5. Произведение искусства и его эстетическое восприятие.
Содержание учебного материала

2

1

2


Понятие «произведение искусства», его целостность, бытие и специфика содержания.
Тема, материал, язык и художественная форма произведения.
Форма и содержание произведения, его духовность.
Художественная критика и критический анализ.
Уровни эстетического восприятия и его содержание.




Лабораторные работы
0



Практические занятия
0



Семинарские занятия
0



Контрольные работы
0



Самостоятельная работа студентов:
0


Тема 5.6. Система видов искусства.
Содержание учебного материала

2


1

2



Принципы разделения и классификации искусств.
Синтетические искусства. Виды и формы синтеза искусств: пластические искусства, театральное, цирковое, эстрадное искусства.
Технические искусства, их особенности. Кино как сочетание разных видов искусства. Специфика телевизионного искусства.
Архитектура как способ художественно-бытийной организации жизненной среды человека. Архитектурные стили и их особенности. Храмовое и светское зодчество России. Современное градостроительство.
Сущность изобразительного искусства и его виды: скульптура, живопись и графика. Отечественное изобразительное искусство. Направления и стили в современной живописи.




Лабораторные работы
0



Практические занятия
0



Семинарские занятия
0



Контрольные работы
0



Самостоятельная работа студентов:
Раскрыть особенности отдельного вида искусства, подготовить доклад
2
2

Раздел 6. Искусство, общество, культура.

8/1


Тема 6.1. Искусство и творчество.
Содержание учебного материала

2


1

2


Социальные функции искусства
Художественная культура общества.
Элитарное и массовое в искусстве.
Национальное в искусстве.




Лабораторные работы
0



Практические занятия
0



Семинарские занятия
0



Контрольные работы
0



Самостоятельная работа студентов:
0


Тема 6.2. Искусство и другие формы искусства.
Содержание учебного материала

2

1
2



Искусство и философия.
Искусство и наука: история, психология.
Искусство и этика.
Искусство и религия.




Лабораторные работы
0



Практические занятия
0



Семинарские занятия
0



Контрольные работы
0



Самостоятельная работа студентов:
Проанализировать взаимосвязь искусства и других форм культуры, привести примеры.
1
2

Контроль за выполнением ВСР

2
3

ЗАЧЕТ

2
3

Всего

81/54/27



Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)
3.–продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач) 4. условия реализации программы дисциплины
4.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета эстетики
Оборудование учебного кабинета: посадочные места по количеству обучающихся;
рабочее место преподавателя.
Инструктивно-нормативная документация: государственные требования к содержанию и уровню подготовки студентов по дисциплине, инструкции по охране труда и противопожарной безопасности.
Учебно-программная документация: примерная учебная программа, рабочая учебная программа, календарно-тематический план.
Методические материалы: учебно-методические комплексы, учебно-методические рекомендации для студентов по выполнению самостоятельной работы, контрольно-измерительные материалы, мультимедийные презентации по темам курса, CD-диски с учебным материалом, документальные фильмы по дисциплине.
Технические средства обучения: компьютерное и мультимедийное оборудование, видео- и аудиовизуальные средства обучения
4.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
Золкин А.Л. Эстетика: учебник для студентов вузов, обучающихся по гуманитарно-социальным специальностям. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2009
Никитина И.П. Эстетика: Учебное пособие. М.: Высшая школа, 2008
Бычков В.В. Эстетика: Учебник. М.: Гардарики, 2002

Дополнительные источники:
Кривцун О.А. Эстетика: Учебник. М.: Аспект Пресс, 1998
Куренкова Р.А. Эстетика: Учебное пособие. М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003
Справочные и информационные издания
Адреса ресурсов Интернет

Национальная философская энциклопедия http://terme.ru/
Библиотека сайта http://www.philosophy.ru
Электронная библиотека по философии: http://filosof.historic.ru
Электронная философская библиотека Ихтика http://ihtik.lib.ru/index.html
Русский гуманитарный Интернет-университет http://www.i-u.ru/biblio/
Философская библиотека Средневековья http://antology.rchgi.spb.ru/index.html
Библиотека Гумер http://www.gumer.info/

5. Контроль и оценка результатов освоения УЧЕБНОЙ Дисциплины

Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется ведущим преподавателем, приглашенным преподавателем, в процессе проведения семинарских занятий, тестирования, дидактических игр, а также выполнения обучающимися письменных, индивидуальных заданий, исследований.

Результаты обучения
(освоенные умения, усвоенные знания)
Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

Умения:
Применять знания по эстетике при усвоении профессиональных модулей и профессиональной деятельности.

Устный опрос;
Активность на занятиях (экспертное суждение, дополнения к ответам сокурсников и т.п.);
Тестирование
Проверка результатов самостоятельной работы обучающихся
Экспертиза качества выполнения творческого задания
Устный контроль (блиц-опрос)
Взаимоэкспертиза заданий малых групп, в ходе дидактической игры и экспертная оценка преподавателя
Проверка результатов самостоятельной работы обучающихся
проверка качества выполнения внеаудиторной самостоятельной работы (сообщение), терминологический диктант.
Зачет с использованием контрольных материалов в виде набора тестовых заданий



Знания:
историю эстетики;
место эстетики в системе современного научного знания, ее взаимоотношение с философией, историей, психологией;
основные категории эстетики;
сущность и эстетические основы художественной деятельности, основные этапы художественного творчества;
понятие «прикладная эстетика», характеристику ее видов;
эстетику внешнего образа человека.












13 PAGE \* MERGEFORMAT 14715



13PAGE 15






Заголовок 1їђ Заголовок 2 Заголовок 6їђ Заголовок 715