Рабочая программа учителя-логопеда для детей с общим недоразвитием речи (5-7 лет)
Рабочая программа учителя-логопеда в старшей и подготовительной группах для детей с ОНР.
В рабочей программе определены коррекционные задачи, основные направления работы, условия и средства формирования фонетико-фонематической, лексико-грамматической сторон, связной речи и обучение грамоте детей старшего дошкольного возраста с ОНР. Рабочая программа разработана с учетом целей и задач основной образовательной программы дошкольного образования, потребностей и возможностей воспитанников ДОУ.
I. Целевой раздел
1. 1.Пояснительная записка.
Модернизация образования предусматривает комплексное, всестороннее обновление всех звеньев образовательной системы в соответствии с требованиями к обучению. Эти изменения касаются вопросов организации образовательной деятельности, технологий и содержания. Одной из ведущих линий модернизации образования является достижение нового современного качества дошкольного образования. Это вызывает необходимость разработки современных коррекционно-образовательных технологий, обновления содержания работы групп для детей с общим недоразвитием речи (ОНР) в дошкольных образовательных учреждениях комбинированного вида. На сегодняшний день актуальна проблема сочетаемости коррекционной и общеразвивающей программы с целью построения комплексной коррекционно-развивающей модели, в которой определено взаимодействие всех участников образовательного процесса в достижении целей и задач образовательной программы детского сада. Решение данной проблемы возможно через разработку рабочей программы, интегрирующей содержание комплексной и коррекционных программ. Настоящая программа носит коррекционно-развивающий характер. Она предназначена для обучения и воспитания детей 5-7 лет с общим недоразвитием речи, принятых в дошкольное учреждение на два года. Теоретической и методологической основой программы являются: положение Л.С.Выготского о ведущей роли обучения и воспитания в психическом развитии ребенка; учение Р.Е.Левиной о трех уровнях речевого развития детей и психолого-педагогическом подходе в системе специального обучения; исследования закономерностей развития детской речи в условиях ее нарушения, проведенные Т.Б.Филичевой и Г.В.Чиркиной.
Основной базой рабочей программы являются:
Образовательная программа детского сада;
Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под ред. Н.Е. Вераксы;
Программа Т.В. Филичевой и Г.В. Чиркиной «Подготовка к школе детей с ОНР в условиях специального детского сада».
Нормативно-правовая база
Программа разработана в соответствии с:
- Федеральным законом от 29 декабря 2012г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» принятым Государственной Думой 21 декабря 2012 года. Одобрен Советом Федерации 26 декабря 2012 года;
- «Санитарно-эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций». Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 г. №26 г. Москва «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13;
- Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам дошкольного образования. Утверждён приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2013 г. № 1014, зарегистрирован в Минюсте России 26 сентября 2013г., рег. № 30038;
- «Федеральными государственными образовательными стандартами дошкольного образования». Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155 г. Москва. Зарегистрирован в Минюсте РФ 14 ноября 2013 г., регистрационный № 30384.
Содержание программы определено с учетом дидактических принципов, которые для детей с осложненным ОНР приобретают особую значимость: от простого к сложному, систематичность, доступность и повторяемость материала.
1.2. Цель программы.
Обеспечение системы средств и условий для устранения речевых недостатков у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи и осуществления своевременного и полноценного личностного развития, обеспечения эмоционального благополучия посредством интеграции содержания образования и организации взаимодействия субъектов образовательного процесса. Предупреждение возможных трудностей в усвоении программы массовой школы, обусловленных недоразвитием речевой системы старших дошкольников.
1.3. Основные задачи коррекционного обучения.
Устранение дефектов звукопроизношения (воспитание артикуляционных навыков, звукопроизношения, слоговой структуры) и развитие фонематического слуха (способность осуществлять операции различения и узнавания фонем, составляющих звуковую оболочку слова).
Развитие навыков звукового анализа (специальные умственные действия по дифференциации фонем и установлению звуковой структуры слова)
Уточнение, расширение и обогащение лексического запаса старших дошкольников с ОНР.
Формирование грамматического строя речи.
Развитие связной речи старших дошкольников.
Развитие коммуникативности, успешности в общении.
Настоящая программа позволит наиболее рационально организовать работу группы для детей с ОНР, сэкономить время воспитателя и логопеда на подготовку к занятиям, обеспечить единство их требований в формировании полноценной речевой деятельности, создать предпосылки для дальнейшего обучения.
1.4.Речевой статус детей с ОНР (характеристики детей с разными уровнями речевого развития по Р.Е.Левиной и Т.Б.Филичевой)
Уровни речевого развития не представляют собой «застывших» образований; в каждом уровне можно найти элементы предыдущего и последующих уровней; в реальной практике нередко встречаются переходные состояния, в которых элементы более продвинутого уровня сочетаются с ещё не изжитыми нарушениями.
Характеристика детей с I уровнем развития речи.
А) отсутствие общеупотребительной речи. Б) стойкое и длительное по времени отсутствие речевого подражания, инертность в овладении ребенком новыми для него словами. В) вербальными средствами коммуникации являются отдельные звуки и их сочетания звуко-комплексы и звукоподражания, обрывки лепетных слов. Г) при воспроизведении слов преимущественно сохраняется их корневая часть, грубо нарушается звуко-слоговая структура. Д) многоцелевое использование ограниченных вербальных средств родного языка, активно использование паралингвистических средств общения: жестов, мимики, интонации. Е) неустойчивость в произношении звуков, их диффузность. Ж) употребление, как правило, двусложных слов, только в исходной форме, так как словоизменение детям еще не доступно. Характеристика детей со II уровнем развития речи. А) начатки общеупотребительной речи, наличие двух-, трех-, а иногда даже четырехсловной фразы. Б) нарушение способов согласования и управления слов во фразе. В) появление в самостоятельной речи простых предлогов или их лепетных вариантов, отсутствие сложных предлогов. Г) недостаточность словообразовательных операций разной степени сложности, грубые ошибки в понимании и употреблении приставочных глаголов, относительных и притяжательных прилагательных, существительных со значением действующего лица. Д) существенные затруднения в усвоении обобщающих и отвлеченных понятий, системы антонимов и синонимов. Е) сохраняется многозначное употребление слов, разнообразные семантические замены. Характерным является использование слов в узком значении. Ж) ограниченность словарного запаса проявляется в незнании многих слов, обозначающих части тела, части предмета, посуду, транспорт, детенышей животных и т. п. Заметны трудности в понимании и использовании в речи слов, обозначающих признаки предметов, форму, цвет, материал. З) Связная речь сводится к простому перечислению событий, действий или предметов. И) звуковая сторона речи детей в полном объеме не сформирована и значительно отстает от возрастной нормы: наблюдаются множественные нарушения в произношении 1620 звуков. К) высказывания дошкольников малопонятны из-за выраженных нарушений слоговой структуры слов и их звуконаполняемости
Характеристика детей с III уровнем развития речи.
А) характерно наличие развернутой фразовой речи с выраженными элементами недоразвития лексики, грамматики и фонетики. Структура простых предложений может быть нарушена за счет пропуска или перестановки главных и второстепенных членов. Б) существенные затруднения в употреблении некоторых простых и большинства сложных предлогов, в согласовании существительных с прилагательными и числительными в косвенных падежах. В) недостаточная словообразовательная деятельность: употребление лишь простых уменьшительно-ласкательных форм существительных, отдельных притяжательных и относительных прилагательных, названий некоторых профессий, приставочных глаголов Трудности адекватного объяснения значений слов. Стойкие и грубые нарушения при попытках образовать слова, выходящие за рамки повседневной речевой практики. Г) неточное понимание и употребление обобщающих понятий, слов с абстрактным и переносным значением, незнание названий частей: тела человека (локоть, переносица, ноздри, веки), животных (копыта, вымя, грива, бивни), наименований профессий (машинист, балерина, плотник, столяр) и действий, связанных с ними (водит, исполняет, пилит, рубит, строгает), неточность употребления слов для обозначения животных, птиц, рыб, насекомых. Д) тенденция к множественным лексическим заменам по различным типам: смешения по признакам внешнего сходства, замещения по значению функциональной нагрузки, видо-родовые смешения, замены в рамках одного ассоциативного поля Е) специфическое своеобразие связной речи, трудности программирования содержания развернутых высказываний и их языкового оформления, нарушение связности и последовательности рассказа, смысловые пропуски существенных элементов сюжетной линии, заметная фрагментарность изложения, нарушение временных и причинно-следственных связей в тексте, бедность и однообразие используемых языковых средств. Ж) трудности в воспроизведении слов разной слоговой структуры и звуконаполняемости. З) звуковая сторона речи характеризуется неточностью артикуляции некоторых звуков, нечеткостью дифференциации их на слух. Недостаточность фонематического восприятия: проблемы с выделением первого и последнего согласного, гласного звука в середине и конце слова, с подбором картинок или слов с заданным звуком, с определением наличия и места звука в слове.
Характеристика детей с IV уровнем развития речи (НВ ОНР):
А) остаточные явления недоразвития лексико-грамматических и фонетико-фонематических компонентов языковой системы. Б) затруднения в воспроизведении слов сложного слогового состава и их звуконаполняемости. В) несколько вялая артикуляция звуков, недостаточная выразительность речи и нечеткая дикция, «смазанность» речи. Г) незавершенность формирования звуко-слоговой структуры, смешение звуков, низкий уровень дифференцированного восприятия фонем. Д) отдельные нарушения смысловой стороны речи - неточное понимание редко встречающихся слов, слабый подбор синонимических и антонимических пар. Е) специфические словообразовательные ошибки: в притяжательных прилагательных, в сложных словах, в приставочных глаголах.... Ж) неточно понимание и употребление пословиц, слов и фраз с переносным значением. З) Ошибки в употреблении существительных родительного и винительного падежей множественного, нарушения в согласовании порядковых числительных и прилагательных с существительными мужского и женского рода, единственного и множественного числа. И) сложности в конструировании предложений с придаточными: пропуски или замены союзов. К) В связной речи затруднения в передаче логической последовательности, «застревание» на второстепенных деталях сюжета наряду с пропуском его главных событий, повтор отдельных эпизодов по нескольку раз, использование преимущественно коротких малоинформативных предложений.
II.Содержательный раздел
2.1 Особенности организации обучения и воспитания детей старшего дошкольного возраста с ОНР.
Эффективность коррекционно - воспитательной работы определяется чёткой организацией детей в период их пребывания в детском саду, правильным распределением нагрузки в течение дня, координацией и преемственностью в работе всех субъектов коррекционного процесса: логопеда, родителя и воспитателя. Определение приоритетных направлений и установление преемственных связей в коррекционной деятельности участников образовательного процесса с учетом структуры дефекта детей с ОНР. Распределение занятий по развитию речи, проводимых в течение недели в соответствии с требованиями к максимальной образовательной нагрузке на ребёнка в ДОУ, определёнными СанПиНами № 2.4.1.2660-13.
2.2 Формы и средства организации образовательной деятельности.
Учитель-логопед:
-фронтальные (подгрупповые) коррекционные занятия,
-индивидуальные коррекционные занятия.
Воспитатель:
- фронтальные, подгрупповые занятия по развитию речи с применением дидактических игр и упражнений на развитие всех компонентов речи;
- экскурсии, наблюдения, экспериментальная деятельность;
- беседы, ознакомление с произведениями художественной литературы.
Музыкальный руководитель:
музыкально-ритмические игры;
упражнения на развитие слухового восприятия, двигательной памяти;
этюды на развитие выразительности мимики, жеста;
игры-драматизации.
Специалист по ФИЗО:
игры и упражнения на развитие общей, мелкой моторики;
упражнения на формирование правильного физиологического дыхания и фонационного выдоха;
подвижные, спортивные игры с речевым сопровождением на закрепление навыков правильного произношения звуков;
игры на развитие пространственной ориентации.
Родители:
игры и упражнения на развитие артикуляционной моторики ребенка;
контроль за выполнением заданий и произношением ребенка;
выполнение рекомендаций учителя-логопеда.
В программе выделены следующие разделы.
Старшая группа(дети от5 до 6 лет)
Работа над лексико-грамматической стороной и связной речью.
Формирование фонетической стороны речи и развитие фонематического слуха.
Подготовительная группа (дети от 6 до 7 лет).
Работа над лексико-грамматической стороной и связной речью.
Совершенствование навыков звукового анализа и обучение грамоте.
При отборе программного материала учитывается структура дефекта детей с ОНР.
На подгрупповых занятиях изучаются те звуки, которые правильно произносятся всеми детьми или уже скорректированные на индивидуальных занятиях звуки. После уточнения, расширения и обогащения словарного запаса и отработки грамматических категорий проводится работа по развитию связной речи – на базе пройденного речевого материала. Индивидуальные занятия направлены на формирование артикуляционных укладов нарушенных звуков, их постановку, автоматизацию и развитие фонематического слуха и восприятия, уточнение и расширение словарного запаса, отработку лексико-грамматических категорий. Последовательность устранения выявленных дефектов звукопроизношения определяется индивидуально, в соответствии с речевыми особенностями каждого ребенка и индивидуальным перспективным планом. Постановка звуков осуществляется при максимальном использовании всех анализаторов. Внимание детей обращается на основные элементы артикуляции звуков в период первоначальной постановки, которая является лишь одним из этапов изучения нового звука. Частные приемы коррекции определяются и детализируются в зависимости от состояния строения и функции артикуляционного аппарата. При закреплении артикуляции последовательность позиции звука от наиболее благоприятной для произнесения к наименее благоприятной, от легкой к трудной устанавливается логопедом с учетом особенностей артикуляционной базы родного языка.
Учитывается следующее:
для первоначальной постановки отбираются звуки, принадлежащие к различным фонетическим группам;
звуки, смешиваемые в речи детей, поэтапно отрабатываются отсроченно во времени;
окончательное закрепление изученных звуков достигается в процессе дифференциации всех близких звуков.
Материал для закрепления правильного произношения звуков подбирается таким образом, чтобы он одновременно способствовал расширению и уточнению словаря, грамматически правильной речи, умению правильно строить предложения и способствовал развитию связной речи.
2.3 Система общедидактических и специфических принципов в работе с детьми с речевыми нарушениями.
Успешность коррекционно-развивающей деятельности обеспечивается реализацией следующих принципов:
Системность коррекционных, профилактических и развивающих задач.
Соблюдение означенного принципа не позволяет ограничиваться решением лишь актуальных на сегодняшний день трудностей и требует учета ближайшего прогноза развития ребенка и создания благоприятных условий для наиболее полной реализации его потенциальных возможностей. Иными словами, задачи коррекционной программы должны быть сформулированы как система задач трех уровней:
коррекционного (исправление отклонений, нарушений развития, разрешение трудностей);
профилактического;
развивающего (оптимизация, стимулирование и обогащение содержания развития).
Единство диагностики и коррекции.
Этот принцип отражает целостность процесса оказания коррекционной психолого-педагогической помощи ребенку. Он предполагает обязательное комплексное диагностическое обследование ребенка и на основе его результатов определение целей и задач индивидуальной коррекционно-развивающей программы. При этом осуществляется постоянный контроль за развитием лексико-грамматического строя, связного высказывания ребенка, за его деятельностью, поведением, динамикой его эмоциональных состояний, чувств и переживаний, что позволяет внести необходимые коррективы в обучающие программы.
Приоритетность коррекции каузального типа.
В зависимости от цели и направленности можно выделить два типа коррекции: симптоматическую и каузальную. Симптоматическая коррекция направлена на преодоление внешних проявлений трудностей развития. Каузальная – предполагает устранение причин, лежащих в основе трудностей воспитания и развития. При несомненной значимости обоих типов коррекции приоритетной следует считать каузальную.
Деятельностный принцип коррекции.
Данный принцип означает, что генеральным способом коррекционно-развивающего воздействия является организация активной деятельности ребенка и создание оптимальных условий для ориентировки ребенка в конкретной ситуации.
Учет возрастно-психологических и индивидуальных особенностей ребенка.
Согласно этому принципу следует учитывать соответствие хода развития ребенка, психического и личностного, нормативному, памятуя в то же время об уникальности, неповторимости, своеобразии каждой личности.
Комплексность методов психологического воздействия.
Этот принцип позволяет говорить о необходимости использования как в обучении, так и воспитании детей с ОНР всего многообразия методов, приемов, средств. К их числу можно отнести и те, что получили в теории и практике коррекции в последние годы наибольшее распространение и признание. Это методы игровой коррекции: методы арт-, сказко-, игротерапии; методы модификации поведения (поведенческий тренинг).
Активное привлечение ближайшего социального окружения к работе с ребенком.
Перенос нового позитивного опыта, полученного ребенком на коррекционных занятиях, в реальную жизненную практику возможен лишь при условии готовности ближайших партнеров ребенка принять и реализовать новые способы общения и взаимодействия с ним, поддержать ребенка в его саморазвитии и самоутверждении. Перечисленные принципы позволяют наметить стратегию и направления коррекционно-развивающей деятельности и прогнозировать степень ее успешности. Важным условием результативности организации обучающей и развивающей деятельности непосредственно на занятиях будет являться насколько последовательно реализуются дидактические принципы:
- Развитие динамичности восприятия.
В ходе коррекционно-развивающих занятий этот принцип успешно реализуется через задания с постепенно нарастающей трудностью; через включение упражнений, при выполнении которых внимание ребенка обращается на разные признаки, свойства и состояния изучаемого предмета; через разнообразие типов выполняемых заданий и смену видов деятельности детей.
- Продуктивность обработки информации.
Смысл этого принципа состоит в том, чтобы обеспечить обучающемуся полноценное усвоение учебной информации на основе переноса предлагаемых педагогом способов обработки информации. Тем самым развивается механизм самостоятельного поиска, выбора и принятия решения, т.е. способность самостоятельного и адекватного реагирования на определенные условия.
- Развитие и коррекция высших психических функций.
Реализация этого принципа возможна через выполнение заданий с опорой на несколько анализаторов и включение в занятие специальных упражнений по коррекции высших психических функций. Системе таких упражнений в условиях коррекции речевых дефектов детей придается особое значение.
- Обеспечение мотивации к учению.
Этот принцип предполагает обеспечение постоянного интереса ребенка к тому, что ему предлагают выполнить в виде учебного задания.
- Концентрический.
В коррекционно-развивающей работе целесообразно применять концентрическую систему изучения материала, где каждый последующий концентр включает в себя постепенно усложняющуюся совокупность всех подсистем языка (лексической, синтаксической, морфологической). Необходимость учета обозначенных принципов очевидна, поскольку они дают возможность обеспечить целостность, последовательность и преемственность задач и содержания обучающей и развивающей деятельности. Кроме того, их учет позволяет обеспечить комплексный подход к устранению у ребенка общего недоразвития речи, поскольку таким образом объединяются усилия педагогов разного профиля – логопеда, воспитателя, музыкального руководителя, инструктора по физической культуре и др.
8. Модель взаимодействия субъектов коррекционно-образовательного процесса в группе для детей с общим недоразвитием речи.
Педагогический коллектив ДОУ представлен воспитателями, младшим воспитателем, инструктором по физической культуре, музыкальным руководителем, педагогом-психологом, методистом, заведующей и другими специалистами.
В целом логопедическая работа с детьми дошкольного возраста подчиняется общей логике развертывания коррекционно-образовательного процесса и, следовательно, может быть представлена в виде алгоритма с разбивкой на ряд этапов, которые для достижения конечного результата – устранения недостатков в речевом развитии дошкольников – реализуются в строго определенной последовательности.
Алгоритм логопедической работы в группе для детей с ОНР.
Этапы
Основное содержание
Результат
Организационный
Исходная психолого-педагогическая и логопедическая диагностика детей с нарушениями речи.
Формирование информационной готовности педагогов ДОУ и родителей к проведению эффективной коррекционно-педагогической работы с детьми.
Составление индивидуальных коррекционно-речевых программ помощи ребенку с нарушениями речи в ДОУ и семье.
Составление программ групповой(подгрупповой) работы с детьми, имеющими сходные структуру речевого нарушения и/или уровень речевого развития.
Составление программ взаимодействия специалистов ДОУ и родителей ребенка с нарушениями речи.
Основной
Решение задач, заложенных в индивидуальных и групповых (подгрупповых) коррекционных программах.
Психолого-педагогический и логопедический мониторинг.
Согласование, уточнение (при необходимости – корректировка) меры и характера коррекционно-педагогического влияния участников коррекционно-образовательного процесса.
Достижение определенного позитивного эффекта в устранении у детей отклонений в речевом развитии.
Заключительный
Оценка качества и устойчивости результат
·ов коррекционно-речевой работы ребенком (группой детей).
Определение дальнейших образовательных (коррекционно-образовательных перспектив выпускников группы для детей с нарушениями речи.
Решение о прекращении логопедической работы с ребенком (группой), изменение ее характера или корректировка индивидуальных и групповых(подгрупповых) программ и продолжение логопедической работы.
Преемственность в планировании занятий логопеда и воспитателя.
Большой проблемой в реализации основных направлений содержательной работы с детьми с ОНР является осуществление конкретного взаимодействия воспитателя и логопеда, обеспечение единства их требований при выполнении основных задач программного обучения. Без этой взаимосвязи невозможно добиться необходимой коррекционной направленности образовательно-воспитательного процесса и построения «индивидуального образовательного маршрута», преодоления речевой недостаточности и трудностей социальной адаптации детей.
Основными задачами совместной коррекционной работы логопеда и воспитателя являются.
Практическое усвоение лексических и грамматических средств языка.
Формирование правильного произношения.
Подготовка к обучению грамоте, овладение элементами грамоты.
Развитие навыка связной речи.
Вместе с тем функции воспитателя и логопеда должны быть достаточно четко определены и разграничены.
План работы по взаимодействию с воспитателями и специалистами
I ПЕРИОД
1. Обсуждение плана коррекционной работы на 2015-16 учебный год в старшей и подготовительной логопедических группах
2. Родительское собрание.
3. Оформление родительского уголка, подбор материала для консультаций.
4. Психолого-педагогическая диагностика детей группы.
5. Подбор речевого материала к осеннему утреннику, к праздникам, посвященным Дню пожилого человека, Дню матери и семьи.
Учитель-логопед
воспитатели
музыкальный руководитель воспитатель татарского языка старшая медсестра старший воспитатель.
Учитель-логопед, воспитатели
Учитель-логопед, воспитатели
Учитель-логопед , воспитатели
Учитель – логопед, воспитатели
II ПЕРИОД
1. Родительское собрание.
2. Оформление рубрики «Консультация для родителей» согласно тематическому плану работы с родителями.
3. Подбор речевого материала к новогоднему празднику, Дню защитника Отечества, досугам-развлечениям.
4. Подбор музыкального оформления к динамическим паузам.
Учитель-логопед, воспитатели
Учитель-логопед
Учитель-логопед, воспитатели музыкальный руководитель,
воспитатель татарского языка
Учитель-логопед, музыкальный руководитель
III ПЕРИОД
1. Оформление рубрики «Консультация для родителей» согласно тематическому плану работы с родителями.
2. Подбор речевого материала к весенним утренникам и досугам-развлечениям.
3. Психолого-педагогическая диагностика детей группы.
4. Подведение итогов.
5. Дни открытых дверей.
6. Родительское собрание.
Учитель-логопед, воспитатели,
старшая медсестра
Учитель-логопед, воспитатели, музыкальный руководитель,
воспитатель татарского языка
Учитель-логопед, воспитатели
Учитель-логопед, воспитатели
Учитель-логопед, воспитатели
Учитель-логопед, воспитатели
\
ПЛАН РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ
№
Формы и
методы работы
Направление, тематика, содержание деятельности
Ответственный
сроки
1
Ознакомительные беседы
Установление доверительных отношений между семьей и сотрудниками ДОУ, создание полноценных условий для эмоционально-психического здоровья детей
Сотрудники ДОУ
По мере поступления детей
2
Индивидуальные беседы
Совместное нахождение способов и методов психолого-педагогической помощи ребенку
Воспитатели, учитель-логопед
В течение года (по необходимости)
3
Родительские собрания
1.«Специфические особенности группы с общим недоразвитием речи»
2.«Это мы знаем и умеем!»
подводятся итоги за первое полугодие, раскрываются основные пути дальнейшего коррекционного обучения. Дается характеристика речевого и общего развития, рассказывается об успехах детей и их трудностях, которые возникли в процессе коррекционных занятий и на которые следует близким обратить внимание;
3.«Что удалось?»
Подведение итогов обучения за год, даются рекомендации по закреплению пройденного материала
Учитель-логопед
Октябрь
Январь
Май
4
Родительские пятиминутки
Знакомство родителей с основными приемами обучения, подбором материала, а также с требованиями, предъявляемыми к детям во время занятий
Учитель-логопед
Еженедельно (вторая половина дня)
5
Ежемесячные бюллетени
Поздравления, объявления, просьбы, информация, полезные советы
Воспитатели, специалисты
Ежемесячно
6
Консультации (стенд, папка-передвижка)
1.«Самомассаж рук»
2.«Биоэнергопластика»
3.«Дидактические логопедические игры в семье»
4.«Требования к выполнению артикуляционной гимнастики»
5.«Как заниматься по заданию логопеда в логопедических тетрадях»
6.«Работа над речевым развитием дома»
7.«Особенности речевого развития детей младщего и среднего возраста»
8.«Фонематический слух – основа правильной речи»
9.«Пальцы помогают говорить»
10«Профилактика нарушений чтения и письма»
Учитель-логопед
Октябрь
Октябрь
Ноябрь
Ноябрь
Декабрь
Январь
Февраль
Март
Апрель
Май
Система составления сетки фронтальных занятий в подготовительной группе для детей с ОНР определяет содержание и максимальную нагрузку в организованных формах обучения (занятиях), с учетом индивидуальных особенностей детей.
Каждое занятие учебного плана решает как коррекционно-развивающие, так и воспитательно-образовательные задачи. Они определяются с учетом специфики различных видов деятельности, возрастных и индивидуально-типологических особенностей детей с ОНР. Соотношение этих задач, преобладание коррекционно-развивающего или воспитательно-образовательного компонента изменяется в зависимости от сроков пребывания детей в условиях компенсирующей группы и выраженности недостатков развития речи.
Деятельностно-коммуникативная составляющая образованности:
проявлять способность выразить в слове, изображении, жесте свои эмоциональные переживания и суждения в соответствии с речевыми, моральными и эстетическими нормами;
уметь соотносить свои поступки с нравственными нормами, утверждаемыми средой ближайшего окружения;
уметь руководствоваться основными правилами самоорганизации, обеспечивающими успешную познавательную деятельность ребенка;
уметь составить небольшой рассказ на родном языке о себе, своей семье, природе, о диких и домашних животных.
Ценностно-ориентационная составляющая образованности:
ощущение эмоционального комфорта при общении с близкими родственниками, сверстниками, воспитателем в дошкольном учреждении;
вера в достижении успехов при познании окружающего мира и формировании навыков доброжелательного общения с разными людьми;
способность к проявлению чуткости, сочувствия, тактичности;
уважение индивидуальных особенностей человека, традиций, обычаев его национальной культуры;
отношение к окружающим людям в соответствии с уровнем проявления ими основных нравственных, эстетических норм;
потребность в новых знаниях, расширение собственного опыта за счет повышения уровня самостоятельности в повседневной бытовой деятельности, самообслуживании, познании окружающего мира;
ощущение готовности к обучению в школе;
положительный настрой на организованную учебную деятельность в школе.
Рабочая программа не является статичной по своему характеру. Темы занятий могут видоизменяться в зависимости от возможностей и потребностей воспитанников.
9. Планируемые результаты.
В итоге логопедической работы дети должны научиться:
понимать обращённую речь в соответствии с параметрами возрастной нормы;
фонетически правильно оформлять звуковую сторону речи;
правильно передавать слоговую структуру слов, используемых в самостоятельной речи;
пользоваться в самостоятельной речи простыми распространёнными и сложными предложениями, владеть навыками объединения их в рассказ;
владеть элементарными навыками пересказа;
владеть навыками диалогической речи;
владеть навыками словообразования: продуцировать названия существительных от глаголов, прилагательных от существительных и глаголов, уменьшительно-ласкательных и увеличительных форм существительных и др.;
грамматически правильно оформлять самостоятельную речь в соответствии с нормами языка. Падежные, родовидовые окончания слов должны проговариваться чётко; простые и почти все сложные предлогит употребляться адекватно;
использовать в спонтанном общении слова различных лексико-грамматических категорий(существительных, глаголов, наречий, прилагательных, местоимений и т. д.);
владеть элементами грамоты: навыками чтения и печатания некоторых букв, слогов, слов и коротких предложений в пределах программы.
В дальнейшем осуществляется совершенствование всех компонентов языковой системы.
2.4. Перечень литературных источников
Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Коррекция произношения звуков К,К*, Г,Г*, Х,Х*. Индивидуальная работа с детьми дошкольного и младшего школьного возраста. - М.: «ГНОМ-ПРЕСС», 1999.(электронный источник)
Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Фронтальные логопедические занятия в старшей группе для детей с ОНР /М.: «ГНОМ-ПРЕС», 1999.
Кузнецова Е.В., Тихонова И.А. Развитие и коррекция речи детей 5-6 лет. Конспекты занятий. Москва, ТЦ Сфера, 2005 год.
Кузнецова Е.В., Тихонова И.А. Ступеньки к школе. Обучение грамоте детей с нарушениями речи. Конспекты занятий.-М., ТЦ Сфера, 2001.
Четвертушкина Н.С. Слоговая структура слова: система коррекционных упражнений для детей 5-7 лет. Практическое пособие для логопедов, воспитателей и родителей. - М.: «Издательство Гном и Д», 2001.
Веракса Н.Е., Комарова Т.С., Васильева М.А. «От рождения до школы» Основная общеобразовательная программа дошкольного образования. Издательство Мозаика Синтез, 2014.(электронный источник)
Филичева Т.Б. Коррекционное обучение и воспитание детей 5-летнего возраста с общим недоразвитием речи / Т.Б.Филичева, Г.В.Чиркина. – М., 1991.
Филичева Т. Б. Программа коррекционного обучения и воспитания детей с общим недоразвитием речи 6-го года жизни / Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина. – М.: АПН РСФСР, 1989.(электронный источник)
Логопедия: Учебник для студентов дефектол. фак. пед. высш. учеб. Л69 заведений/ Под ред. Л.С. Волковой – 5-е из; перераб. и доп. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2004.
Акименко В.М. Обучение детей грамоте в классах предшкольной подготовки/ В.М. Акименко. – Ростов н/Д: Феникс, 2013.
Печатные пособия
Наборы предметных и сюжетных картинок в соответствии с тематикой (в том числе в цифровой форме)
Репродукции картин и художественные фотографии с тематикой (в том числе в цифровой форме)
Дидактические игры на коррекцию звукопроизношения, развития фонематических процессов, словаря и лексико-грамматических категорий.
Приложение №1
Перспективный календарно-тематический план
коррекционной работы старшей логопедической группе
І период
Месяц
№ недели, дата
Лексическая тема
Формирование фонетической стороны речи
Формирование лексико-грамматического строя речи
Цвет и форма
Формирование связной речи
СЕНТЯБРЬ
III неделя 14-18.09.15
Части тела и лица
Живое-неживое. Слово-предмет
Договаривание предложений.
IV неделя 21-25.09.15
Игрушки
Слово-предмет. Ориентировка в пространстве. Пространственные предлоги.
Красный
Составление рассказа «Как мы играли по демонстрируемым действиям»(2, зан №2)
ОКТЯБРЬ
I неделя 28-02.10.15
Фрукты
Образование относительных прилагательных. Определение последовательности
(«Курочка ряба»)
Жёлтый
Составление описательного рассказа о фруктах с опорой на схему (2, зан. №5)
II неделя 05-09.10.15
Овощи
Слова-признаки. Определение последовательности («Репка»)
Зелёный
Пересказ описательного рассказа об овощах с опорой на схему (2, зан.№2)
ОКТЯБРЬ
III неделя 12-16.10.15
Осень. Деревья
Слова-признаки. Мн. число сущ-ных. Уменьшительно-ласкательные формы сущ. Установление последовательности («Теремок»)
Оранжевый
Пересказ рассказа Н.Сладкова «Осень на пороге» (2, зан.№3)
IV неделя 19-23.10.15
Перелётные птицы
Неречевые звуки
Слова-действия. Установление последовательности («Колобок»)
Синий
Пересказ адаптированного рассказа Л.Воронковой «Лебеди» по сюжет. Картинам. (2, зан.№8)
V неделя 26.10-30.10
Дом
Речевые звуки
Определение положения предмета
Голубой
Пересказ сказки «Три поросёнка» с использованием сюжетных картинок
НОЯБРЬ
Iнеделя 2-6.11.15
Домашние животные
Речевые и неречевые звуки
Согласование существительных с прилагательными
Фиолетовый
Пересказ рассказа Л.Толстого «Котенок» (2, зан. №29)
II неделя 9-13.11.15
Домашние животные и птицы
Речевые звуки
Гласные звуки
Слова-действия. Согласование существительных с числительными
Круг
Составление описательного рассказа о птице с опорой на схему.
III неделя 16-20.11.15
Поздняя осень. Дикие животные готовятся к зиме
Звук А
Притяжательные прилагательные
Овал
Пересказ русской народной сказки с опорой на картинки «Рукавичка»
II период
ДЕКАБРЬ
I неделя 23-27.11.15
Зима
Звук У
Падежные окончания существительных
Прямоугольник
Составление рассказа
«Зима» по опорным словам и картинкам
(2.2, с.13, зан. 4)
II неделя 30-4.12.15
Одежда, обувь, головные уборы
Звук О
Слова-действия. Дифференциация предлогов В – НА
Треугольник
Составление рассказа «Как солнышко ботинок нашло» по серии сюжетных картинок
(2, зан №10)
Д ЕКАБРЬ
III неделя 7-11.12.15
Зимующие птицы
Звук И
Приставочные глаголы. Образование сложных сущ-ых. Согласование сущ-ых с местоимениями МОЙ, МОЯ. Дифференциация предлогов
Квадрат
Составление описательного рассказа о птице с опорой на схему (2, зан №16)
14-18.12.15
Зимние забавы
Звук Ы
Слова-антонимы
Ромб
Составление рассказа «Новый год на пороге» по серии сюжетных картин с продолжением сюжета
(2, зан.№15)
21-25.12.15
ЯНВАРЬ
II неделя
11-15.01.16
Мебель
Звук Э. Гласные звуки
Деление слов на слоги. Употребление предлогов. Предлог МЕЖДУ
Пересказ сказки «Три медведя» с использованием сюжетных картинок и элементов драматизации(2,зан. №13)
III неделя
18-22.01.16
Посуда
Гласные звуки
Деление слов на слоги.
Пересказ рассказа Е.Пермяка «Как Маша стала большой
(2, зан.№27)
IV неделя 25.01-29.02.16
Продукты
Дифференциация звуков по мягкости-твердости Звуки М – М '
Творительный падеж существительных
Пересказ-инсценировка сказки «Колосок» с использованием серии сюжетных картин
(2, зан.№25)
ФЕВРАЛЬ
I неделя 01-05.02.16
Профессии
Звуки Н – Н '
Дательный падеж существительных
Закрепление геометрических фигур
Составление описательных рассказов о профессиях по схеме (2, зан.№24
II неделя
8-12.02.16
ФЕВРАЛЬ
III неделя 15-19.02.16
Защитники отечества
Звуки Х – Х '
Слова-антонимы. Возвратные глаголы. Родительный падеж существительных
Пересказ рассказа Л.Кассиля «Сестра» (2, зан. №21)
IV неделя 22.02-26.02.16
Моя семья
Звуки П – П '
Образование притяжательных прилагательных. Закрепление предлогов
Составление рассказа по плану о своей семьё
III период
МАРТ
I неделя 29-04.03.16
Мамин день – 8 Марта
Звуки Б – Б '
Слова-признаки.
Дательный падеж существительных
Составление рассказа о маме по собственному рисунку
( 2, зан №23)
II неделя 7-11.03.16
III неделя 14-18.03.16
Весна
Звуки К – К '
Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами. Винительный падеж существительных
Составление рассказха «Заяц и морковка» по серии сюжетных картин» (2, зан. №22)
IV неделя 21-25.03.16
Весна. Перелётные птицы
Звуки Г – Г '
Родительный падеж сущ. Единственного и множественного числа. Слова-антонимы
Составление рассказа «Скворечник»
(2.3,с. 10, зан. 3)
АПРЕЛЬ
I неделя 28-01.04.16
Животные весной
Звуки Т –Т '
Притяжательные прилагательные
Составление описательного рассказа о животном с опорой на схему.
II неделя 04-08.04.16
Животные жарких стран
Звуки Д – Д '
Сложные слова. Притяжательные прилагательные
Составление описательного рассказа о животном с опорой на схему.
АПРЕЛЬ
III неделя 11-15.04.16
Транспорт
Звуки В – В '
Употребление приставочных глаголов. Предлог В
Составление рассказа по сюжетной картинке.
IV неделя 18-22.04.16
Транспорт. Правила дорожного движения
Звуки Ф – Ф '
Образование прилагательных от существительных. Употребление предлогов
Составление рассказа по сюжетной картинке.
V неделя 25.04-29.05.16
Мой город. Моя республика
Звук С – С '
Закрепление употребления предлогов.
Предлоги С, СО
Составление рассказа по сюжетной картинке.
МАЙ
I неделя
2-6.05.16
День Победы
Звуки З – З '
Предлог ЗА, ИЗ.
Составление рассказа «Граница Родины – на замке» по серии сюжетных картин (2, зан №30)
II неделя 9-13.05.16
Насекомые
Звук Ц
Множественное число существительных. Падежные окончания существительных
Составление описательного рас-сказа о насекомых с исполь-зованием схемы (2, зан.№32)
III неделя 16-29.05.16
Лето
Закрепление звуков речи
Падежные окончания существительных. Слова-признаки. Глаголы множественного числа. Деление слов на слоги
Составление рассказа «Лето красное пришло» по сюжетной картине (2, зан.№33)
IV неделя 23-27.05.16
Времена года
Закрепление звуков речи
Деление слов на слоги. Падежные окончания существительных
Драматизация. Развитие диалогической речи.
Приложение № 2
Перспективный календарно-тематический план коррекционной работы в подготовительной логопедической группе
І период
Месяц
№ недели, дата
Лексическая тема
Звуки и буквы
Звуковой анализ и синтез
Формирование лексико-грамматического строя речи
Формирование связной речи
СЕНТЯБРЬ
І – ІІ недели сентября – обследование детей.
І – ІІ недели
2-13.09.13
Детский сад
Игрушки
Адаптационный период после лета.
ІІІ неделя 16-20.09.13
Части тела и лица. Человек.
(Кон.с.4)
Речевые и неречевые звуки
Понятие «Звук»
Единственное и множественное число существительных
Разучивание артикуляционной и пальчиковой гимнастики
ІV неделя
23-27.09.13
Фрукты
(Кон.)
Звук и буква А
Понятие «Гласные звуки»
Прилагательные
(цвет, вкус, форма)
Составление описательного рассказа по схеме
СЕНТЯБРЬ
V неделя 30-4.10.13
Овощи (Озн. с окр)
Звук и буква У
Определение места звука в слове
Словообразование
Предлог У
Пересказ текста по вопросам
ОКТЯБРЬ
І неделя 7-11.10.13
Осень. Грибы
Звук и буква И
Характеристика звуков
Образование существительных с уменьшительно-ласкательным значением
Составление предложений по сюжетным картинкам.
ІІ неделя
14-18.10.13
Золотая осень. (Кон.с29). Деревья
Звуки и буквы И, Ы
Анализ:
АУ, АУА,
АУИ, ИАЫ
Множественное число существительных. Образование относительных прилагательных
Описание листьев по вопросам
ІІІ неделя
21-25.10.13
Осень. Хлеб
Звук и буква О
Определение места звука в слове
Деление слов на слоги. Предлог О
Пересказ текста с помощью договаривания предложений
ІV неделя
28-1.11.13
Осень. Перелётные птицы
Звук и буква Э. Закрепление гласных звуков
Анализ:
АУА, ИУЫ,
АЭУ, ОАЫ
Образование существительных суффиксальным способом. Падежные окончания существительных
Беседа по стихотворению Барузина и сюжетная картина
НОЯБРЬ
І неделя
4-8.11.13
Россия – родина моя
Гласные и согласные звуки
Дифференциация звуков по твердости-мягкости
Дательный падеж существительных
Составление рассказа по вопросам
ІІ неделя
11-15.11.13
Домашние птицы
Звуки Н – Н'
Буква Н
Анализ:
НА, ОН
Маленькое слово НА. Предложно-падежные существительные
Стихи и загадки
ІІІ неделя
18-22.11.13
Домашние животные
Звуки М – М '
Буква М
Анализ:
МАК, МАМА
Слова-действия.
Родственные слова
Составление рассказа по плану
НОЯБРЬ
ІV неделя
25-29.11.13
Поздняя осень. Дикие животные готовятся к зиме
Звуки Х – Х'
Буква Х
Анализ:
МОХ
Родственные слова
Составление рассказа по схеме
II период
ДЕКАБРЬ
І неделя
2-6.12.13
Зима. Одежда, обувь, головные уборы (К.с.9)
Звуки П - П'
Буква П
Анализ:
ПУХ, МОХ, УХО
Согласование сущ. с прилаг. Притяжательные местоимения. Предлог ПО
Составление рассказа по схеме
ІІ неделя
9-13.12.13
Зимующие птицы (К.с.18,55)
«Зима»
Звуки Б – Б '
Буква Б
Диф. П – Б
П' – Б '
Анализ:
БИМ, БОМ, БЫК, БАК, БОК
Употребление причастий
Составление описательного рассказа по схеме
ІІІ неделя
16-20.12.13
Животные жарких стран. Логосказки
Звуки К - К'
Буква К
Анализ:
КОМ
Образование притяжательных прилагательных (Ткач.с.63)
Предлог К
Пересказ
ІV неделя
Новый год.
Зимние забавы
Звуки Г – Г '
Буква Г
Диф. Г – К
Г ' – К'
Анализ:
ГНОМ
Падежные окончания существительных
Разучивание стихов, загадок
V неделя 23-27.12.13
ЯНВАРЬ
ІІ неделя
9-10.01.14
Театр
ІІІ неделя
13-17.01.14
Музыкальные инструменты
Звуки Т – Т '
Буква Т
Анализ:
ТОК, КОТ
Предложно-падежные существительные. Предлог ОТ
Инсценировка сказок
ЯНВАРЬ
ІV неделя
20-24.01.14
Транспорт. Правила дорожного движения
Звуки Д – Д '
Буква Д
Диф. Д – Т
Д' - Т'
Анализ:
ВОДА, ВАТА
Предлоги ПОД, НАД
Родственные слова
Составление описательного рассказа по схеме
V неделя
27-31.01.14
Профессии. Материалы. Инструменты.
Звуки В - В'
Буква В
Анализ:
ВАТА
Предлог В.
Родственные слова
Составление описательного рассказа по схеме
ФЕВРАЛЬ
І неделя
3-7.02.14
Профессии. Строительство. Дом
Звуки Ф - Ф'
Буква Ф
Диф. В – В
В'- Ф'
Анализ:
ВАТА, ФАТА
Образование существительных суффиксальным способом.
-ЩИК
Составление сравнительного рассказа
ІІ неделя 10-14.02.14
Посуда. Продукты питания
Звуки С - С'
Буква С
Анализ:
СОН, НОС
Предлоги: С. СО
Пересказ по цепочке
ІV неделя 17-21.02.14
Защитники Отечества (Кон.)
Звуки З - З'
Буква З
Диф. З – С
З ' – С '
Анализ:
ВАЗА
Падежные окончания сущ.
Предлоги:
ЗА, ИЗ, ИЗ-ЗА, ИЗ-ПОД
Разучивание пословиц о Родине, о подвигах, о славе
III период
МАРТ
І неделя
24-28.02.14
Семья
Звук и буква Ц
Диф. Ц - С
Анализ:
ЦЫП
Согласование прилагательных с существительными в роде и числе
Составление рассказа «Моя семья»
ІІ неделя 3-7.03.14
Весна. Женский день
8 Марта
Звук и буква Ш
Диф. С - Ш
Анализ:
ШАПКА. ШИШКА
Совершенный и несовершенный виды глаголов
Разучивание стихов и песен. Составление рассказа «Моя мама»
МАРТ
ІІІ неделя
10-11.03.14
Весна в природе
Звук и буква Ж
Диф. Ж – Ш
Анализ:
ЖУК, ЖАБА
Несовершенный вид
глаголов
Составление рассказа по схеме
ІV неделя 17-21.03.14
Мебель
Звук и буква Ч
Диф. Ч - Т'
Аналз:
ЧАШКА, ЧАЩА, ЧАСЫ
Окончания существительных в родительном падеже
Составление описательного рассказа
V неделя
24-28.03.14
Электроприборы
Звук и буква Щ
Диф. С - Щ
Анализ:
ЩИТ, ЩУКА
Падежные окончания существительных
Составление сравнительного рассказа
АПРЕЛЬ
І неделя
31-4.04.14
Весна.
Возвращение птиц
Звуки Л - Л'
Буква Л
Анализ:
ВОЛК, ЛАК
Спряжение глаголов
Составление описательного рассказа. Составление загадок
ІІ неделя
7-11.04.14
Космос
Звуки Р - Р'
Буква Р
Диф. Л – Р
Л' - Р'
Анализ:
РАК, РОЗА
Родственные слова. Окончания существительных
Разучивание стихотворений
ІІІ неделя
14-18.04.14
Животные весной
Звук i
Буква Й
Анализ:
МАЙКА
Согласование местоимений с существительными
Составление рассказа по схеме
ІV неделя
21-25.04.14
Насекомые
Буквы Е, Ё
Анализ:
ЕНОТ, ЁЖИК
Согласование числительных с существительными
Составление описательного рассказа
МАЙ
І неделя
28-2.05.14
Мой город.
Моя республика
Буквы Ю, Я
Анализ:
ЮЛА, КЛЮЧ, ЯКОРЬ
Синонимы, антонимы
Пересказ по теме
МАЙ
ІІ неделя
5-9.05.14
День победы
Буквы Ь, Ъ
Анализ: ПЕНЬ, ДЕНЬКИ
Прошлое время глагола. Слова-признаки
Пересказ
ІІІ неделя
12-16.05.14
Школа. Школьные принадлежности
Звуки и буквы
Анализ:
ШКОЛА
Будущее время глагола
Разучивание загадок, пословиц, поговорок
ІV неделя
19-23.05.14
Времена года.
Лето
Звуки и буквы
Анализ:
ЛЕТО, ОСЕНЬ, ЗИМА, ВЕСНА
Антонимы, синонимы
Составление описательного рассказа
V неделя 26-30.05.14
13PAGE 15
13PAGE 142815
Заголовок 2ЙђЗаголовок 3Заголовок 415