Из опыта работы Триз-педагогика в начальной школе
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Комсомольская средняя общеобразовательная школа»
Там на неведомых дорожках:
ТРИЗ-педагогика
в начальной школе
Из опыта работы
Петровой Елены Владимировны,
учителя начальных классов
Там на неведомых дорожках: ТРИЗ – педагогика в начальной школе
(использование методов и приёмов ТРИЗ для развития творчески мыслящей личности)
«Ум человеческий имеет три ключа, все открывающих: знание, мысль, воображение, - всё в этом»
В. Гюго
Наиболее четко и коротко идеал системы образования XXI века можно сформулировать следующим образом: «В основе преподавания будет лежать обучение мышлению». Важнейший момент в этом учебном процессе - переход к осознанному овладению мыслительными приемами и операциями.
АКТУАЛЬНОСТЬ
Одним из средств формирования универсальных учебных действий (УУД) у младших школьников можно использовать приёмы технологии ТРИЗ (теория решения изобретательских задач).
Особенность ТРИЗ-педагогики заключается в том, что она предлагает алгоритмические методы формирования осознанного, управляемого, целенаправленного и эффективного процесса мыследеятельности, то есть работает на повышение культуры мышления. На уроках с использованием ТРИЗ знания, умения и навыки не транслируются от учителя к детям, а формируются в результате самостоятельной работы с информацией.
СУЩНОСТЬ
Если ТРИЗ не захочет освоить педагог, ее не получит и ребенок. Изучив внимательно концепцию ТРИЗ-педагогики Тамберга Ю.Г., я пришла к выводу о том, что моя миссия в педагогике как учителя и классного руководителя (а в начальной школе эти две роли неотделимы друг от друга) и миссия ТРИЗ – педагогики во многих направлениях совпадают:
Миссия ТРИЗ-педагогики
МОЯ педагогическая миссия
Воспитать таких людей, которые будут в состоянии реализовать национальную идею России.
Воспитывать в каждом ребенке чувства уважения к общечеловеческим ценностям.
Помочь человеку полностью самореализоваться и прожить свою жизнь по максимуму.
Создавать у детей мотивацию и условия для самосовершенствования, учить детей правилам продуктивной работы.
Воспитать в людях активную позицию в жизни, непримиримость к нарушению норм нравственности.
Учить детей ставить перед собой Достойную цель и помогать им её осуществить (важно не только достижение цели, но и то, по какому пути они пойдут).
Научить людей быть счастливыми.
Учить детей общаться, без умения общаться человек не может быть счастливым и успешным.
Главная цель моей педагогической работы заключается в развитии творчески мыслящей личности.
Для достижения этой цели в системе своей работы мною были поставлены следующие задачи:
развивать:
гибкость, подвижность, системность и дидактичность мышления;
поисковую активность, стремление к новизне;
творческое воображение;
учить:
анализу объектов: происхождение, функция, противоречие, системные связи, прогнозирование;
логически правильной, аргументированной речи;
формировать навык содержательной оценки и самооценки;
воспитывать нравственную личность, через реализацию программы развития классного коллектива «Дом, в котором я живу», совместно составленную с родителями и учениками.
Работу строю на основных принципах ТРИЗ-педагогики:
1. Принцип свободы выбора - в любом действии стараюсь предоставить ученику право выбора (и, соответственно, ответственности за него).2. Принцип открытости - использую в обучении открытые задачи; даю не только знания, но и показываю их границы.3. Принцип деятельности - организовываю освоение знаний, умений и навыков преимущественно в форме деятельности.4. Принцип обратной связи - регулярно контролирую процесс обучения с помощью развитой системы приемов обратной связи.5. Принцип идеальности - максимально использую возможности, знания, интересы самих учащихся с целью повышения результативности и уменьшения затрат в процессе образования.
При конструировании уроков с применением ТРИЗ учитываю сущность, целеполагание и значение каждого метода и приёма:
Этапы урока
Цель этапа
Методы и приёмы ТРИЗ
Задачи методов и приёмов ТРИЗ
Стадия вызова
побудить интерес ученика к изучаемой теме, к активной учебной деятельности
«Да-нетка»
развитие умения задавать вопросы
«Системный лифт»
развитие умения выстраивать системные связи
«Метод проб и ошибок»
развитие поисковой активности
Задача человека престижной профессии
стремления к новизне,
учит прогнозированию
Превращение человека в любой объект.
формирует навык содержательной оценки и самооценки
«Оживший рисунок»
развитие воображения, творческого
потенциала учащихся
Стадия осмысления
получение и осмысление новых знаний и соотнесения их с уже имеющимися
«Раскадровка»
развитие умения выстраивать логические цепочки
«Морфологический ящик / копилка»
развитие поисковой активности, конструирования
«Мозговой штурм»
развитие поисковой активности, нахождение идеально конечного результата (ИКР)
«Метод Маленьких Человечков»
учит моделировать предметы, изучая их свойства
«Системный оператор»
учит анализу объектов: происхождение, функция, противоречие, системные связи, прогнозирование
Рефлексия
j°целостное осмысление, присвоение и обобщение полученной информации, выработка собственного отношения к изучаемому, анализ всего процесса изучения материала, новый вызов
«Элемент - имя признака - значение признака»
развитие системности мышления
«И тут появился изобретатель»
развитие творческого воображения, вызов стремления к новизне
«Хорошо - плохо»
развитие умения нахождения противоречий и гибкости мышления
«Создай паспорт»
для систематизации, обобщения полученных знаний
«Увеличение – уменьшение»
учит логически правильной, аргументированной речи
Ответ по «шаблону»
«Наоборот»
создает условия для понимания основного диалектического понятия «противоречие»
«Примерить» условия задачи на себя
формирование навыка содержательной оценки и самооценки
Универсальность методов и приёмов ТРИЗ заключается в том, что их можно использовать как на разных этапах урока, так и на отдельно взятых школьных предметах. ([ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ])
МОТИВАЦИЯ
Выбор мною методов и приёмов ТРИЗ как ведущих обусловлен рядом причин:
во-первых, ТРИЗ - педагогика хорошо вписывается и дополняет своими методиками решения задач любую систему обучения, и традиционную и развивающую. Более того, ТРИЗ - педагогика делает традиционную педагогику развивающей. Учить надо сразу хорошо, ибо переучивать и доучивать сложнее, чем учить заново;
во-вторых, ТРИЗ позволяет не терять силы и время на ошибочные пробы, а идти точным курсом преодоления противоречий и достижения идеального конечного результата (ИКР);
в-третьих, процесс поисковой, изобретательской деятельности представляет собой основное содержание обучения;
в-четвёртых, знание методик решения задач, дает уверенность детям в своих силах, дает понимание практической ценности школьных наук, а со временем, сам процесс решения творческих задач (творчество) - начинает доставлять радость.
РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ
«Зерно невидимо в земле, а только из него вырастает огромное дерево. Так же незаметна мысль, а только из мысли вырастают величайшие события жизни человеческой». Толстой Л. Н.
Пусть события нашей жизни ещё не величайшие, но дают уже первые всходы:
( хорошая школьная мотивация + адекватная и высокая самооценка = 100% успеваемость и стабильное качество обучения ([ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ])
( увеличение количества учащихся, принимающих участие в интеллектуальных и творческих конкурсах ([ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]);
( повышение уровня конкурсов от школьного до муниципального и регионального ([ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]);
( повышение результативности участников конкурсов ([ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]);
( у большинства учеников сформировалась необходимость в дополнительном поиске знаний и умений: если в первом классе центры дополнительного образования для детей посещали 77 % детей, то сейчас – 288 % ([ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ])
( у многих моих учеников сформировалось умение добиваться поставленной цели, быть успешными ([ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ])
( творческие успехи приносит радость ученикам, мне и родителям [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
( собрала и систематизировала материалы по применению методов и приёмов ТРИЗ на отдельных предметах в начальных классах, чем с удовольствием могу поделиться со своими коллегами ([ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ])
ВЫВОДЫ
Большое место в тризовском обучении занимает самостоятельная творческая деятельность учащихся, направленная на получение нового результата. Продуктивная деятельность учащихся младших классов не столько направлена на решение технических учебных задач, сколько на решение и изобретение того, что реальнее и ближе к ним: изобрести загадку, высказать оригинальную гипотезу, сочинить сказку, метафору, пословицу, «да-нетку»; изобрести подвижную игру, придумать новое свойство объекта и его практическое применение, предложить вариант устранения возникшей проблемы в классе, придумать и изготовить новую игрушку и т.д.
С внедрением стандартов второго поколения у меня появится возможность проведения отдельных курсов по развитию творческого воображения (РТВ).
Уверена, знание методов поиска правильных решений, умение ставить пред собой достойную цель и стремления её добиваться, помогут моим ученикам достичь ещё более высоких результатов, стать успешными как на средней и старшей ступени обучения, так и в жизни в целом.
Приложения/2 Уровень обученности.docПриложения/3 Интеллектуальный паспорт.docПриложения/4 Посещение ЦДОД.xlsПриложения/6 Мои педагогические традиции.docПриложения/Моя ТРИЗовская копилка/Моя методическая копилка.docњђЗаголовок 1њђЗаголовок 215