Рабочая программа элективного предмета по русскому языку «Готовься к ЕГЭ» для 10 класса
«Рассмотрено» «Согласовано» «Утверждено»
Заместитель по УВР: Директор школы:
Руководитель МО: ___________(Ложатников И.Е.) _____(Ложатникова В.Г
_________________(Фещенко М.А.)
Протокол№___от____ Дата:_____________ Приказ№__ от__
Рабочая программа
элективного предмета по русскому языку
«Готовься к ЕГЭ»
для 10 класса
на 2015 – 2016 учебный год
Программу разработала
Фещенко Мария Александровна
учитель русского языка и литературы
Польниковской СО
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по русскому языку для 10 класса создана на основании следующих нормативно- правовых документов:
1. Федерального компонента государственного стандарта начального общего, основного общего и среднего полного образования
(Приказ МО РФ от 05.03.2004 №1089)
2. Закона об образовании РФ.
3. Программы общеобразовательных учреждений «Русский язык 10-11 классы».
Авторы: А.И.Власенков, Л.М.Рыбченкова, -М.: «Просвещение», 2013.
4. Базисного учебного плана Брянской области (приказ №776 от 26 марта 2015 года)
5. Учебного плана МБОУ «Польниковская средняя общеобразовательная школа» и годового календарного
графика на 2015-2016 уч.год.
Рабочая программа ориентирована на использование учебника
«Русский язык. 10-11 классы».Учебник для общеобразовательных учреждений.
Авторы: Власенков А. И., Рыбченкова Л. М. – М.: Просвещение, 2009.
Программа рассчитана на 68 часа (2 часа в неделю) ), а исходя из годового календарного планы школы -70 часов
( 35 учебных недели)
Пояснительная записка
Рабочая программа по элективному предмету для 10 класса создана на основании следующих нормативно- правовых документов:
.Федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования по русскому языку Закона об образовании в РФ от 29.12.2012г.№273 ФЗ.
Приказа Минобрнауки России от 17.12.2010г. №1897 «Об утверждении
федерального государственного образовательного стандарта основного
общего образования».
Приказа Минобрнауки России от 29.12.2014г. №1644 «О внесении
изменений в приказ Минобрнауки от 17.12.2010г. №1897 «Об
утверждении федерального государственного образовательного стандарта
основного общего образования».
Приказа департамента образования и науки Брянской области от 26 марта
2015 года №776 «о базисном учебном плане общеобразовательных
организаций Брянской области на 2015-2016 учебных год».
Программы общеобразовательных учреждений «Русский язык 10-11 классы».
Авторы: А.И.Власенков, Л.М.Рыбченкова, -М.: «Просвещение», 2013.
Учебного плана МБОУ «Польниковской средней общеобразовательной
школы» на 2015-2016 учебный год и годового графика работы школы на
2015- 2016 учебный год.
Данная программа рассчитана на 17 часов
Рабочая программа ориентирована на использование учебника «Русский язык. 5 класс». Учебник для общеобразовательных организаций. В 2-х ч. Авторы учебника: Л.М.Рыбченкова, О.М.Александрова, А.В.Глазков, А.Г.Лисицын (Линия УМК
«Рыбченкова Л.М. (5-9 классы)»).-М.: «Просвещение», 2016, рекомендовано Министерством образования и науки Российской Федерации.
( приказ МОРФ 05.03.2004года№1089)
2.Закон об образовании
3.Примерная программа среднего полного общего образования по русскому языку
4.Базисный учебный план Брянской области (приказ №776 от 26 марта 2014 )
5.Учебный план МБОУ « Польниковская СОШ » и годовой календарный график на 2015-2016 учебный год Статус документа
Рабочая программа по русскому языку ориентирована на учащихся
5 класса и разработана на основе следующих документов:
Закона об образовании в РФ от 29.12.2012г.№273 ФЗ.
Приказа Минобрнауки России от 17.12.2010г. №1897 «Об утверждении
федерального государственного образовательного стандарта основного
общего образования».
Приказа Минобрнауки России от 29.12.2014г. №1644 «О внесении
изменений в приказ Минобрнауки от 17.12.2010г. №1897 «Об
утверждении федерального государственного образовательного стандарта
основного общего образования».
Приказа департамента образования и науки Брянской области от 26 марта
2015 года №776 «о базисном учебном плане общеобразовательных
организаций Брянской области на 2015-2016 учебных год».
Авторской рабочей программы по русский языку. Авторы: Л.М.Рыбченкова, О.М.Александрова. - М.: «Просвещение», 2012г. ( Рабочие программы. Предметная линия учебников Л.М.Рыбченковой, О.М.Александровой, О.В.Загоровской и других 5-9 классы)
Учебного плана МБОУ «Польниковской средней общеобразовательной
школы» на 2015-2016 учебный год и годового графика работы школы на
2015- 2016 учебный год.
Рабочая программа ориентирована на использование учебника «Русский язык. 5 класс». Учебник для общеобразовательных организаций. В 2-х ч. Авторы учебника: Л.М.Рыбченкова, О.М.Александрова, А.В.Глазков, А.Г.Лисицын (Линия УМК
«Рыбченкова Л.М. (5-9 классы)»).-М.: «Просвещение», 2016, рекомендовано Министерством образования и науки Российской Федерации.
Закона об образовании в РФ от 29.12.2012г.№273 ФЗ.
Приказа Минобрнауки России от 17.12.2010г. №1897 «Об утверждении
федерального государственного образовательного стандарта основного
общего образования».
Приказа Минобрнауки России от 29.12.2014г. №1644 «О внесении
изменений в приказ Минобрнауки от 17.12.2010г. №1897 «Об
утверждении федерального государственного образовательного стандарта
основного общего образования».
Приказа департамента образования и науки Брянской области от 26 марта
2015 года №776 «о базисном учебном плане общеобразовательных
организаций Брянской области на 2015-2016 учебных год».
Авторской рабочей программы по русский языку. Авторы: Л.М.Рыбченкова, О.М.Александрова. - М.: «Просвещение», 2012г. ( Рабочие программы. Предметная линия учебников Л.М.Рыбченковой, О.М.Александровой, О.В.Загоровской и других 5-9 классы)
Учебного плана МБОУ «Польниковской средней общеобразовательной
школы» на 2015-2016 учебный год и годового графика работы школы на
2015- 2016 учебный год.
Рабочая программа ориентирована на использование учебника «Русский язык. 5 класс». Учебник для общеобразовательных организаций. В 2-х ч. Авторы учебника: Л.М.Рыбченкова, О.М.Александрова, А.В.Глазков, А.Г.Лисицын (Линия УМК
«Рыбченкова Л.М. (5-9 классы)»).-М.: «Просвещение», 2016, рекомендовано Министерством образования и науки Российской Федерации.
Согласно учебному плану программа рассчитана на 34 часа( 1 час в неделю), а исходя из годового календарного плана школы -35 часов
(35 учебных недели)
Программа курса рассчитана на учащихся 10 класса и направлена на подготовку к выпускным экзаменам.
Данный курс помогает осознать учащимся, что общение – это серьезный вид речевой деятельности. Что в речевой деятельности (когда говорим или пишем) мы всегда выбираем из ряда возможных то оптимальное языковое средство, которое и позволяет точно и ясно передать мысль. Что понимание речи – это тоже активная работа, требующая мобилизации многочисленных знаний и сведений, и лишь благодаря этому некий набор звуков превращается в осмысленное высказывание.
Кроме этого, элективный курс поможет ребенку понять, что, общаясь, он должен соблюдать многие условности и обычаи, принятые его народом, и будет побуждать ребенка проявить в речи свое творчество, свою индивидуальность.
Цель курса – научить осознавать роль языка в процессе создания и восприятия речевых образований, подготовка к ЕГЭ.
Задачи курса:
Научить осознавать то, что обеспечивает полноценное общение
Научить задумываться над ролью отдельных языковых средств, которые помогают передать и уловить тончайшие оттенки смысла.
Обобщить изученный материал (правила орфоэпии, орфографии, пунктуации).
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№
урока
Тема урока
Кол-во часов
Вид занятия
Дата
план
Дата
факт
Речевой этикет
1
Введение. Нужны ли правила речевого поведения?
1
Комбинированный
2
Умеем ли пользоваться формулами вежливости?
1
Семинар
3
Как обратиться к собеседнику?
1
Практикум
4
О чем расскажут мимика и жесты?
1
Комбинированный
Устная речь
5
Нужны ли орфоэпические правила? Орфоэпические нормы.
1
Комбинированный
6
Основные правила орфоэпии. Знакомство с заданием №4 в ЕГЭ по русскому языку.
1
Лекция
7
Предупреждение речевых ошибок. Задание
№ 5.
1
Практикум
8
Помогает ли интонация выражать смысл речи? Логическое ударение. Пауза. Мелодика речи.
1
Комбинированный
9
Лексические нормы. Точность речи. Лексическое значение слова. Паронимы. Задание
№ 6.
1
Лекция
10
Предупреждение грамматических ошибок . Задание №7.
1
Практикум
Письменная речь
11
Для чего нужны орфографические правила? Принципы русской орфографии.
1
12
Правописание корней. Задание №8.
1
Практикум
13
Правописание приставок. Правописание на стыке приставки и корня. Задание 9.
1
Семинар
14
Правописание приставок. Выполнение заданий типа 9.
1
Практикум
15
Тренировочно- диагностическая работа по проверке грамотности речи. Задания 1-9.
1
Тестирование
16
Анализ тренировочно-диагностической работы
1
17-18
Правописание суффиксов различных частей речи
(кроме –Н- и –НН-). Задание 10.
2
Комбинированный
19-20
Правописание личных окончаний глаголов, суффиксов причастий настоящего времени и гласных перед суффиксами причастий прошедшего времени. Задание 11.
2
Комбинированный
21-22
Предупреждение ошибок при написании НЕ и НИ. Задание 12.
2
Комбинированный
23-24
Слитное, дефисное и раздельное написание омонимичных слов и сочетаний слов. Задание 13.
2
Комбинированный
25
Использование алгоритмов при написании –Н- и –НН- в суффиксах разных частей речи. Задание 14.
1
Комбинированный
26-27
Знаки разделения при сочинительных союзах в простом и сложном предложениях. Задание А15.
2
Комбинированный
28
Знаки препинания при обособлении членов предложения. Задание 16.
1
Комбинированный
29
Предложения со словами и конструкциями, грамматически не связанными с членами предложения. Задание 17.
1
Комбинированный
30
Знаки препинания в сложных предложениях с союзной и бессоюзной связью
1
Семинар
31
Знаки препинания в сложных предложениях с союзной и бессоюзной связью. Задания 18-19
1
Практикум
32-33
Повторение: орфоэпические, лексические, морфологические нормы, синтаксические нормы правильной речи
1
Практикум
34
Итоговая зачетная работа по тестовым заданиям 4-19
1
Тестирование
35
Подведение итогов работы за год
1
Семинар
Итого:
35
содержание УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА
(35 часов)
Речевой этикет
Общие правила и законы речевого общения, формы вежливости, роль жестов и мимики. Этот материал формирует представление об исторической изменчивости речевого этикета, о стилистическом разнообразии средств общения, об их уместности в разных сферах общения и в разных возрастных и социальных группах. Школьники узнают о разнообразных формах речевого этикета, закрепившихся в языках разных народов мира.
Устная речь
Роль литературного произношения в передаче смысла, историческое становление норм произношения, вариативность, зависимость значений слов и форм ударения. В данном разделе показывается, что искажения в произношении и ударении, так же, как и употребление диалектных форм, могут привести к искажению смысла и непониманию. Анализ орфоэпических норм сопровождается выявлением связанных с ними орфографических трудностей, тем самым смысл, произношение и написание предстают во взаимной зависимости. Учащиеся смогут выяснить, как с помощью интонации придать высказыванию различные смысловые оттенки смысла, познакомятся с ролью пауз, логического ударения, мелодики в смысловой, грамматической и эмоциональной организации речи.
Письменная речь
Реализуется идея комплексного подхода к смыслу, написанию и произношению. Здесь рассматриваются черты, присущие именно письменной речи, большое внимание уделено систематизации и обобщению орфографических и пунктуационных знаний и соответствующих им навыков. Дается представление о разделах орфографии и пунктуации, раскрываются принципы написания и систематизируются знаки препинания по выполняемой им функции.
Требования к УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ
В результате изучения русского языка ученик должен
знать/понимать:
· функции языка; основные сведения о лингвистике как науке, роли старославянского языка в развитии русского языка, формах существования русского национального языка, литературном языке и его признаках;
· системное устройство языка, взаимосвязь его уровней и единиц;
· понятие языковой нормы, ее функций, современные тенденции в развитии норм русского литературного языка;
· компоненты речевой ситуации; основные условия эффективности речевого общения;
· основные аспекты культуры речи; требования, предъявляемые к устным и письменным текстам различных жанров в учебно-научной, обиходно-бытовой, социально-культурной и деловой сферах общения;
уметь:
передавать содержание прочитанного близко к тексту, сжато, выборочно, с изменением последовательности содержания, с выделением элементов, отражающих идейный смысл произведения, с выражением собственных суждений о прочитанном, - в устной и письменной формах;
владеть орфографической, пунктуационной, речевой грамотностью в объёме, достаточном для свободного пользования русским языком в учебных и иных целях в устной и письменной формах;
производить фонетический, лексический, словообразовательный, морфологический, синтаксический, речеведческий разбор;
проводить различные виды анализа языковых единиц; языковых явлений и фактов, допускающих неоднозначную интерпретацию;
разграничивать варианты норм, преднамеренные и непреднамеренные нарушения языковой нормы;
проводить лингвистический анализ учебно-научных, деловых, публицистических, разговорных и художественных текстов;
оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;
составлять реферат по нескольким источникам, выступать с ним, отвечать на вопросы по теме реферата, защищать развиваемые в нём положения;
участвовать в диспуте, дискуссии;
иметь представление о социальной сущности языка, его функциях и структуре, о языковой норме и происходящих в русском языке изменениях, о его взаимосвязи с другими языками;
использовать разные виды чтения (ознакомительно-изучающее, ознакомительно-реферативное и др.) в зависимости от коммуникативной задачи;
извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, справочной литературы, средств массовой информации, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях;
владеть основными приемами информационной переработки устного и письменного текста;
создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в социально-культурной, учебно-научной (на материале изучаемых учебных дисциплин), деловой сферах общения; редактировать собственный текст;
применять в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка; использовать в собственной речевой практике синонимические ресурсы русского языка;
применять в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка;
соблюдать нормы речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения, в том числе при обсуждении дискуссионных проблем;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
· для осознания русского языка как духовной, нравственной и культурной ценности народа; приобщения к ценностям национальной и мировой культуры;
· углубления лингвистических знаний, расширения кругозора в области филологических наук и получения высшего филологического образования;
· совершенствования коммуникативных способностей; развития готовности к речевому взаимодействию, межличностному и межкультурному общению, сотрудничеству;
· увеличения продуктивного, рецептивного и потенциального словаря; расширения круга используемых языковых и речевых средств; совершенствования способности к самооценке через наблюдение за собственной речью;
· развития интеллектуальных и творческих способностей, навыков самостоятельной деятельности, использования языка для самореализации, самовыражения в различных областях человеческой деятельности;
· удовлетворения познавательных интересов в области гуманитарных наук;
· самообразования и активного участия в производственной, культурной и общественной жизни государства.
ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ
КИМы ЕГЭ 20014-20015 п/р.Цыбулько, -М.: «Национальное образование».
Иванова В.Ф. Трудные вопросы орфографии.- М., 2009
Сенина Н.А., Нарушевич А.Г. «Русский язык. Сочинение на ЕГЭ», Ростов-на-Дону, «Легион», 2011.
Никерова А.И. Предупреждение пунктуационных ошибок учащихся.- М., 2008.
Пахнова Т.М. Готовимся к письменным и устным экзаменам по русскому языку.- Москва: Вербум, 2009.
6. Дейкина А.Д. Обучение и воспитание на уроках русского языка.- М.,2009..
7.Греков В.Ф.,Крючков С.Е., Чешко Л.А,Учебник «Русский язык 10-11 классы»-М.: «Просвещение» 2011.
Перечень учебно-методического обеспечения
1. Учебник
«Русский язык. 10-11 классы».Учебник для общеобразовательных учреждений.
Авторы: Власенков А. И., Рыбченкова Л. М. – М.: Просвещение, 2009. Учебник
2. Учебник