Конспект урока по окружающему миру 2 класс на тему: Водоемы нашего края.
Тема: «Водоемы нашего края».
Тип урока: комбинированный.
Цель: сформировать у учащихся представление о водоемах нашего края, о значении водоемов и их охране.
Задачи:
Образовательные: дать понятие учащихся о водоемах нашего края, о значении и их охране.
Воспитательные: воспитывать у учащихся экологическую культуру через учебный материал.
Развивающие: развивать умение анализировать учебный материал через работу с текстом.
Оборудование: карта Ярославской области, рисунки растений и животных реки.
Оформление доски:
Названия рек и озер:
ВОДОЕМЫ
ЕСТЕСТВЕННЫЕ
ИСКУСТВЕННЫЕ
Река, озеро, море, Канал,
водохранилище, пруд.
Океан, ручей.
Семнадцатое марта.
Классная работа.
Водоемы нашего края.
Животные и растения рек:
Ход урока:
Деятельность учителя:
Деятельность ученика:
Организационный момент:
представление:
Здравствуйте, ребята. Меня зовут Елена Ильясовна. Сегодня я проведу у вас урок природоведения.
2) проверка готовности к уроку:
У вас на столе должны лежать: учебник, тетрадь, тетрадь на печатной основе, дневник, пенал.
3) постановка темы урока:
Сегодня мы познакомимся с водоемами нашего края, их значением и охраной, но сначала повторим материал предыдущего урока.
Слушают стоя.
Садятся.
Проверяют готовность.
Целеполагание.
Проверка домашнего задания практического характера.
( У каждого ученика индивидуальный тест для работы).
Ваши знания по теме «Луг - природное сообщество» мы проверим при помощи самостоятельной тестовой работы. На своем листке в верхнем правом углу подпишите свою фамилию и имя.
Тест включает 5 вопросов. В каждом вопросе три варианта ответов и лишь один из них правильный.
Вы должны внимательно читать вопрос и предложенные варианты ответов, выбрать тот, который вы считаете правильным, и обвести букву.
(ПРИЛОЖЕНИЕ №1)
После выполнения работы поднимите руку, чтобы я знала, что вы закончили.
Подписывают свои работы.
3.Изучение нового материала.
На нашем сегодняшнем уроке речь пойдет о водоемах нашего края.
Водоемы – это хранилища воды, которая необходима всему живому. А для тех растений и животных, которые живут в водоемах, это – единственный дом.
Водоемы бывают естественные и искусственные. К естественным водоемам относятся ручей, река, озеро, море. Люди их не создавали. Искусственные водоемы – это водохранилище, пруд, канал. Они созданы людьми.
Сейчас откроем тетрадь на печатной основе на стр.49, задание 1.
Я вам буду называть водоем, а вы его должны вписать в колонку в естественные или в искусственные водоемы.
Водохранилище, море, ручей, пруд, река, канал, озеро, океан.
ВОДОЕМЫ
ЕСТЕСТВЕННЫЕ
ИСКУСТВЕННЫЕ
Река, озеро, море, Канал,
водохранилище, пруд.
Океан, ручей.
Речная сеть Ярославской области развита достаточно хорошо. В Ярославской области насчитывается около 80 озер, из них более 30 имеют S более 6 гектаров. К особому типу следует отнести искусственные озера, созданные трудом человека. Таковым является Рыбинское море.
Рыбинское море - так называют Рыбинское водохранилище, потому что площадь водоема и уровень штормов там можно смело приравнять к морю. Рыбинское водохранилище – один из самых крупных искусственных водоемов нашей страны, Европы и мира. До середины пятидесятых годов прошлого века оно было величайшим по площади искусственным водоемом мира.
Возникло в юго-восточной части Молого-Шекснинской низменности на месте существовавшего здесь в ледниковый период озера. В этом районе реки Шексна и Молога протекали по слабогривистой заболоченной равнине озерно-речного происхождения. На территории низины существовала густая сеть рек и озер (более 80), которые однако не обеспечивали необходимого дренажа территории. Низменность и равнинность рельефа приводили к тому, что во время высокой полой воды реки Молога и Шексна настолько разливаясь соединялись вместе, образуя как бы единый водоем. Территория Молого-Шекснинской низины была более чем наполовину покрыта лесами и сфагновыми болотами. Но значительная часть земель была освоена под сельское хозяйство.История же Рыбинского моря не столь романтична, как его пейзажи. В старые добрые времена стоял среди русского княжества большой город Молога, где проводились крупнейшие русские ярмарки. Вокруг лежали красивые леса, поля и реки Молого-Шекснинского междуречья, многочисленные сёла и деревни, монастыри и храмы. Ныне Молога покоится на дне Рыбинского моря.
Самым крупным озером естественного происхождения является озеро Неро, на берегу которого расположен старинный русский город Ростов Великий. Озеро ледникового происхождения с глубинами до 36 метров. Однако, в настоящее время, дно озера покрыто толстым слоем донного ила. Поэтому, глубина везде практически одинаковая и не превышает двух метров. С южной стороны в озеро впадает река Сара. В устье этой реки находятся зимовальные ямы с глубинами до семи метров. Течение довольно быстрое.
Второе по величине озеро – Плещеево. Оно расположено на юге Ярославской области, рядом с городом Переславль-Залесский. Площадь 50 км.2 Вытекает только из р.Векса. Берега высокие .
Вода прозрачная и чистая, водная растительность развита слаба. Впадает около 10 речек и ручьев, вытекает одна Векса. Водится щука, налим, лещ, окунь и ряпушка Рельеф воронкообразна Донные отложения - ил, ракушечник. Вода умеренно мягкая
.
Озеро Неро занимает южную часть Ростовской низины. По очертанию береговой линии Неро имеет грушевидную форму. Оно вытянуто с юго-запада на северо-восток. Наиболее узкой является его северная часть. Берега озера Неро низкие, заболоченные. Нередко прибрежная часть представлена множеством небольших низких островов.
Озеро Неро принимает в себя реку Сару и еще около 20 небольших речек. Вытекает из озера одна река Векса, которая после слияния с р. Устье образует реку Которосль, впадающую в р. Волгу в пределах города Ярославля.
Вследствие мелководья обильно покрыто растительностью. Тростник, камыш, водные растения. В летнее время - подводные луга через которые трудно проезжать и на лодке. Вода слабопроточная. Богатство - отложения органического сапропеля. Водится: лещ, плотва, щука
А кто скажет: какая река протекает через Ярославль?
В России много больших и красивых рек, таких как - ИРТЫШ, ЛЕНА, АНГАРА, ОБЬ. Одной из самих больших в Европе и красивых русских рек является река Волга, - 16-я по длине в мире.
И сейчас мы с вами попытаемся ее описать по плану, который находиться у вас в учебнике на стр.138.
Итак, какой первый пункт нашего плана?
Волга
Название
Какой название?
Второй пункт?
Что такое исток?
А может кто-нибудь знает откуда начинается река Волга?
Дальше, что у нас в плане?
Так, какое течение у нашей реки Волги?
4 пункт плана?
Что такое приток?
Большинство рек являются притоками других более больших рек. ОКА - правый приток Волги, КАМА - левый приток реки Волги. Более мелкие реки при впадении в более крупные образуют бассейн главной реки, благодаря которому реки полноводные. Бассейн реки Волги равен 1360 тыс. кв. км.
5.пункт плана, какой?
В Каспийское море.
А как река изменяется в разные времена года?
7. Растения и животные реки.
Растительный мир.
По берегам рек встречаются прибрежноводные растения, но в самой реке растительность очень бедна. Водные растения улучшают кислородный режим водоема.
Встречаются ядовитые растения: омежник водный, вех ядовитый, поручейник широколистный.
Фауна водных и прибрежных птиц разнообразна: утка – кряква, нырковая утка, хохлатая чернеть, лысуха, озерные и сизые чайки.
Поймы рек, берега населяет водяная полевка, зеленые озерные и прудовые лягушки, 40 видов рыб: щука, карась, уклейка, по лесным речкам с крутыми перекатами, полностью не замерзающими на зиму, обитают европейская норка и выдра.
8. Использование реки человеком.
Как же мы используем реку Волгу?
Так какой вывод мы можем сделать?
Составим небольшую схему: по значению водоемов в природе и в жизни людей
Вы эту схему можете выполнять в тетради на печатной основе задание 5.
И последний пункт плана:
А что можно делать для ее охраны?
А сейчас выполним в тетради задание 6.
Что там требуется выполнить?
1. Предприятия сбрасывают в реки яды и химикаты - от этого гибнет рыба
Предприятия сбрасывают в реки яды и химикаты - гибнет рыба
2.Мусор, выбрасываемый в водоем, загрязняет его и убивает обитателей. Птицы могут запутаться в веревках и погибнуть.
Мусор, выбрасываемый в водоем -загрязняет его и убивает обитателей. Птицы могут запутаться в веревках и погибнуть
3. Фермеры вносят в почву удобрения, чтобы получить большой урожай. Часть химикатов смывается дождем в водоемы или просачивается сквозь почву в воду. Удобрения способствуют росту водных растений. Чем больше в пруду гниющих растений, тем меньше кислорода, необходимого для дыхания животных. Удобрения ускоряют рост водорослей, вода «зацветает» и растениям, живущим на дне, не хватает света.
Фермеры вносят в почву удобрения- Часть химикатов смывается дождем в водоемы или просачивается сквозь почву в воду.
Когда сжигают топливо, в воздух выделяются окислы серы и азота. От них дожди становятся кислотными, и рыба в пресном водоеме погибает.
Мойка машины – гибнет рыба.
4.Физкультминутка.
Буратино потянулся. Раз – нагнулся. Два – нагнулся.
Руки в стороны развел, ключик, видно, не нашел.
Чтобы ключик нам достать, нужно на носочки встать.
5.Итог урока.
1. Какие бывают водоемы?
2.Что относится к естественным водоемам?
3. Назовите искусственные водоемы.
4. Какое значение имеют водоемы и в жизни людей?
5.Придумайте и изобразите знак для защиты водоема.
6.Домашнее задание.
Прочитайте и перескажите текст на стр.139,140.
И ответить на устно на вопросы стр.141
Волга.
Где находится исток реки.
Исток – место откуда вытекает, где начинается водный источник, река.
Волга берет свое начало в пределах Тверской области.
Какое течение: быстрое или медленное?
Быстрое.
Притоки
Приток – это река, впадающая в другую реку.
Куда впадает река?
Основное питание реки Волги составляют талые вешние воды. Дожди, выпадающие главным образом летом, и грунтовые воды, за счет которых река живет зимой, играют в ее питании меньшую роль.
Велико значение водоемов в жизни людей. Они украшают землю, радуют нас своей красотой. Люди здесь отдыхают: купаются, загорают. По воде на судах путешествуют и перевозят грузы. Из водоемов берут воду, без которой не могут обойтись ни в быту, ни на производстве.
Значение водоемов в природе очень велико.
Как люди влияют на реку и что делают для ее охраны?
1.Предприятия сбрасывают в реки и химикаты. От этого гибнет рыба.
2. Когда сжигают топливо, например, каменный уголь, в воздух выделяются окислы серы и азота. От них дожди становятся кислотными, и рыба в пресном водоеме погибает.
Навоз смывается дождями в воду и отравляет рыбу.
Мусор, выбрасываемый в водоем, загрязняет его и убивает обитателей. Птицы могут запутаться в веревках и погибнуть.
5. Отходы предприятий плавают на поверхности, заслоняя растениям свет, необходимый им для развития. Отходы оседают на дно реки, где обитают животные.
6. Фермеры вносят в почву удобрения, чтобы получить большой урожай. Часть химикатов смывается дождем в водоемы или просачивается сквозь почву в воду. Удобрения способствуют росту водных растений. Чем больше в пруду гниющих растений, тем меньше кислорода, необходимого для дыхания животных. Удобрения ускоряют рост водорослей, вода «зацветает» и растениям, живущим на дне, не хватает света.
Школьники могут оказать большую помощь взрослым в охране водоемов: следить за чистотой воды, расчищать родники и ручьи, оберегать растения и животных.
Написать какие экологические проблемы выражены этими знаками.
Искусственные и естественные.
Ручей, река, озеро, море.
Водохранилища, пруд, канал.
Велико значение водоемов в жизни людей. Они украшают землю, радуют нас своей красотой. Люди здесь отдыхают: купаются, загорают. По воде на судах путешествуют и перевозят грузы. Из водоемов берут воду, без которой не могут обойтись ни в быту, ни на производстве.
15