Урок русского языка в 3 классе по программе Школа 21 века по теме.Обобщение знаний о правописании безударных падежных окончаний имён существительных всех трёх склонений. 
Муниципальное  общеобразовательное  учреждение
«Средняя  общеобразовательная  школа  № 12»
Проект
открытого  урока
по  русскому  языку  
в  3  классе
Тема: обобщение  знаний  о  правописании  безударных  падежных   
            окончаний имён  существительных  всех  трёх  склонений.
Цели:  обобщить  знания  учащихся  в  правописании  безударных    
             падежных  окончаний  имён  существительных;
             формировать  навыки  грамотного  письма;
             развивать  орфографическую  зоркость; 
             развивать  внимание,  наблюдательность.
                                                                                                               И.В.Меньшова,
                                                                                    учитель  начальных  классов
                                                              высшей  квалификационной  категории.   
                                                         2014 год.
ХОД  УРОКА:
1.ОРГАНИЗАЦИЯ  КЛАССА.
2.ОРФОГРАФИЧЕСКАЯ  РАЗМИНКА. 
«Найди  лишнее  слово».
- Прочитайте  слова,  посмотрите  внимательно,  исключите  лишние  слова  по  какому – либо  признаку.  Обоснуйте  свой  ответ.
           Степь,  человек,  школа,  объехал,  тетради,  какао.
Справка:степь – лишнее  слово, т.к.  это  существительное  3 скл.;
человек – лишнее  слово,  т.к.  это  существительное  м. р., все  
                  остальные  ж.р.;
школа – лишнее  слово, т.к.  это  существительное  1 скл.;
объехал – лишнее  слово, т.к.  это  глагол,  остальные  слова  
                  существительные;
тетради – лишнее  слово,  т.к.  это  существительное  мн.ч.,  все
                  остальные – ед.ч.;
какао – лишнее  слово, т.к.  это  несклоняемое  существительное,  
                  все  остальные  - склоняемые.
- Молодцы,  вы  были  внимательны.
3.МИНУТКА  ЧИСТОПИСАНИЯ:
1) – Внимательно  посмотрите  на  данные  слова.
доктор рёв        зов     ураган          
- К  словам  подберите  синонимы,  оканчивающиеся на  букву  ч                  врач            плач           клич             смерч
- Во  всех  словах  на  конце  буква  ч.
- Значит,  сегодня  на  минутке  чистописания  мы  будем  писать  эту  букву.  Дайте  характеристику  этой  буквы. ( согл., всегда  мягкий,  непарный, 
глухой  непарный)
 - Мы  напишем  её  с  буквами,  которые  являются  непроверяемым  безударным  гласным  в  данных  словах,  какие  это  буквы  (о - а).
(доктор – ураган).
- Какие  ещё  орфограммы  можно  назвать  в  данных  словах?
     (парные  согласные  на  конце  слов:  рёв,  зов,  назовите  проверочные  слова)
- А  ещё  какие  орфограммы  вы  видите?
    (ь  на  конце  существительных  после  шипящих)
- ь  в  словах  врач,  плач,  клич,  не  пишется  т.к.  это  существительные  м.р..
- А  когда  пишется  ь ?  Приведите  примеры.
2) Письмо  букв  чао,  оач,  аоч,  ачо,  оча,  меняйте  порядок  букв.
4.СЛОВАРНАЯ   РАБОТА.  ИГРА:  «ЭСТАФЕТА».
   (на  доске  3  столбика  словарных  слов)
- Каждый  ученик  своего  ряда  выходит  и  исправляет  ошибки  в  словах.
        биседа                          малина                        пшиница        ракета                           писок                            привет
        вогон                             болото                         митро        кастрюля                      патом                           шафёр
        очень                             учитиль                       восток
       учиник                           костёр                         сдесь       тарелка                           конешнобелет- Слова,  в  которых  были  допущены  ошибки записать  в  тетрадь.
5. СОСТАВЛЕНИЕ  И  РАЗБОР  ПРЕДЛОЖЕНИЯ.
           Застенчиво,  у,  толпятся,  опушк…,  осинки,  тонконогие.
          (У  опушки  застенчиво  толпятся  тонконогие  осинки.)
  Разбор  предложения  самостоятельно.  Затем  проверить.
6.ФИЗМИНУТКА.  ИГРА  «ТОП – ХЛОП»   ( игра  на  развитие  внимания)
(учитель  произносит  фразы-понятия - правильные и неправильные. Если выражение верное, дети хлопают, если не правильное - топают.)Летом всегда идет снег.  Мороженое  делают  из  молока.  Картошку едят сырую.  Ворона – перелетная птица.  Солнце – это  планета.  Москва   столица  России.
7.ОБОБЩЕНИЕ  ЗНАНИЙ.
- Сейчас  давайте  вспомним  падежные  окончания  имён  существительных
                 1 скл. – Р.п. –и,  Д.п., П.п. – е;     2 скл. – П.п. –е;      3 скл. – и.
На  доске  слова:   на  крыше    избушки,   на  ветке  сирени,   в  радости  и  
                                  печали,  в  театре  на  спектакле,  из  жизни  девочки,  
                                  на  обложке  книги,  по  дороге  к  роще.
8.ДИКТАНТ. «ПРОВЕРЬ  СЕБЯ».
В  апреле  в  воздухе  заметно  потеплело.  Утренний  иней  быстро  исчез  с  крыши  сторожки.  На  пригорке  обсохла  земля.  Скоро  в  роще  зацветут  ландыши.
-Проверка. (один  ученик  объясняет  написание  всех  слов). Оценка.
9.САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ  РАБОТА  НА  КАРТОЧКАХ.
    Задание:  спишите  текст  исправляя  ошибки. 1 –вариант.
         Раним  утром  старик  вышел  (из)старожке.  За  одну  ноч  всё  в   природи  изменилось.  Низкие  облака  чуть  ли  не  цеплялись  за  верхушки  елий.  В  воздухи  кружилась  живая  сетка  из  мяхких снижинок.
Задание:  запишите  текст,  исправляя  ошибки.  2 – вариант.
        Мы  подошли  к  аллеи старова  парка.   В  зилёной  травки  стрекочет  кузнечик.  Весело  щебечет  маленькая  птичка.   Она  радуется  сонцу,  свободи.  Харашо (по)сидеть  в  беседки.
10.ПОДВЕДЕНИЕ  ИТОГА  УРОКА.
- Посмотрите  внимательно  на  эти  таблицы,  подумайте,  выберите,  как  вы  считаете  удачный  был  для  вас  наш  урок.