Выступление на августовской конференции учителей 
Деятельностный подход в обучении математике – средство достижения нового качества образования
                                                       Серова О.В., учитель математики МОУ Ореховской СОШ
   Современный человек живет в условиях постоянного обновления знаний, получая ежедневно большой объем информации. Телевидение, интернет, печатная продукция, предлагая огромный объем информации, требуют новых способов ее освоения. Уже в начальной школе ученик учится искать, фиксировать, понимать, преобразовывать, применять, представлять оценивать достоверность получаемой информации. В процессе работы с различной информацией учащиеся осознают необходимость учиться в течение всей жизни, потому что именно потребность в постоянном саморазвитии может обеспечить успешную социализацию в информационном обществе. 
Умение учиться всю жизнь особенно актуально для школьника и обеспечивается целенаправленным формированием у него универсальных учебных действий. Необходимость целенаправленного формирования универсальных учебных действий нормативно закреплена в федеральном государственном образовательном стандарте общего образования. В связи с этим учитель, начинающий реализовывать Стандарт, должен внести значительные изменения в свою деятельность. 
Поэтому целью своей профессиональной деятельности считаю:
овладение учащимися конкретными математическими знаниями, необходимыми для применения в практической деятельности, для изучения смежных дисциплин, для продолжения образования 
интеллектуальное развитие учащихся, формировать качества мышления, характерных для математической деятельности и необходимых для продуктивной жизни в обществе
научить учащихся ставить цели и определять пути их достижения
формировать представление о математике как части общечеловеческой культуры.
В основе Стандарта нового поколения лежит системно - деятельностный подход.
Основная идея системно-деятельностного подхода состоит в том, что новые знания не даются в готовом виде.  Создаем условия для вовлечения каждого учащегося в активную мыслительную деятельность на уроке и вне его через осуществление системно-деятельностного подхода в обучении, что обеспечивает не только повышение качества знаний по предмету, но и развитие мотивационной сферы, активизацию познавательной деятельности учащихся.
Ребята учатся понимать, сравнивать различные точки зрения и аргументировать свою точку зрения. Использование этих средств обучения в системе педагогической деятельности позволяет учащимся совершенствовать навыки самостоятельной работы и переходить к самостоятельности в изучении отдельных вопросов, а затем и тем. Это проявляется в умении поставить цель, спроектировать свои действия, отобрать содержание и средства достижения цели, контролировать полученные результаты. Имея методологические знания, ребята учатся применять приобретённые способы деятельности, комбинировать их и создавать новые.       Организуя работу учащихся над проектами и их защиту, учитель включает ребят в самостоятельные познавательные исследования, используя принцип научности. Причем, обучающиеся самостоятельно добывают знания с использованием не только текстовых источников информации, но и интернет-ресурсов, обучающих мультимедийных дисков.                    Учащиеся создают собственные презентации, которые освещают проектный способ постижения учебного материала. 
В прошлом учебном году в нашей школе осуществлялось обучение 10 класса по ФГОС, который предусматривает проектную деятельность . Результатом нашей работы стали несколько проектов:
Совместный проект «Тайны великих математиков»
Индивидуальные проекты:
Решение уравнений с модулем;
Теория вероятности;
История создания математики;
Числовая последовательность;
Комплексные числа;
Целое уравнение и его корни;
Тригонометрия в окружающем нас мире и жизни человека.
    Каждый учащийся подготовил паспорт своей проектной работы, презентацию и буклет.
      Математику нельзя изучать, наблюдая, как это делает сосед. В традиционной форме обучения большинство учащихся большую часть урока так и остаются наблюдателями. А вот работая в парах или группах, общаясь с соседом, проговаривая ему выученные формулировки, имея возможность научить кого-то тому, что знаешь сам, и получить, в случае необходимости, консультацию или разъяснение, ученики формируют и позитивное отношение к предмету, и навыки выполнения различных заданий. Качество знаний учащихся повышается, процесс обучения становится более успешным. А ведь вся наша школьная жизнь состоит из маленьких шажков на пути к успеху.
Результативность опыта
Планирование уроков математики на деятельностной основе дает возможность
-добиваться высоких и устойчивых результатов обучения: все мои ученики успешно осваивают программный материал,    58   % учатся на «4» и «5»;
-позволяет повысить качество  подготовки выпускников к ЕГЭ и ОГЭ: подавляющее большинство выпускников подтверждают итоговые оценки на ЕГЭ и ОГЭ;
- мои ученики успешно участвуют в школьных предметных олимпиадах, ежегодно принимают участие в международной математической игре «Кенгуру», по результатам участия в которой трое учеников заняли призовые места в нашем регионе;
            -выстраивать отношения сотрудничества: умение работать в команде, согласовывать совместную деятельность, умение самостоятельно организовывать учебную деятельность, оценивать свою деятельность, организовывать и осуществлять проектную деятельность, в прошлом учебном году  группа учащихся 10 класса в рамках школьной научно –исследовательской  конференции представили исследовательский межпредметный проект «Тайны великих математиков», который получил  высокую оценку; 
- формировать у учащихся навыки решения практических задач в повседневной и профессиональной деятельности, мои выпускники успешно адаптируются в современном мире : получают профессии, востребованные в нашем  районе и области, занимаются предпринимательской деятельностью.                
     Согласно системно - деятельностному подходу, обучающиеся овладевают умением 
формулировать и анализировать факты, работать с различными источниками, выдвигать 
гипотезы, осуществлять доказательства правильности гипотез, формулировать выводы, 
отстаивать свою позицию при обсуждении учебной деятельности, что формирует нравственные качества личности. 
     Базовыми понятиями данного подхода являются: воспитание и развитие качеств личности, 
соответствующих требованиям современности. Достижение результата возможно через 
включение в деятельность. 
     В результате этой деятельности обучающийся должен почувствовать себя успешным: «Я 
это могу, я это умею»!
      Системно - деятельностный подход направлен на развитие каждого ученика, на формирование его индивидуальных способностей, он позволяет значительно упрочнить знания и увеличить темп изучения материала без перегрузки обучающихся.
     Японская пословица гласит: «Налови мне рыбы — и я буду сыт сегодня; а научи меня ловить рыбу — так я буду сыт до конца жизни».