Конспект урока истории на тему Дворцовые перевороты
Технологическая карта урока
Предмет: история России класс 7
Учитель: Шинякова Галина Александровна, учитель истории и обществознания МБОУ «Алексеевская СОШ Корочанского района»
УМК: Данилов А.А., Косулина Л.Г.. История России. Конец XVI –XVIII век 7 класс:. учебник для общеобразовательныхорганизаций. – 2-е изд. – М.: «Просвещение», 2014.-272с..
Тема урока: «Дворцовые перевороты»
Класс: 7
Тип урока урок формирования новых знаний с элементами проблемной деятельности
Методы, приемы работы частично поисковый
Оснащение урока учебник, компьютер, презентация, дополнительный материал
Планируемые результаты:
Предметные: систематизировать материал об эпохе дворцовых переворотов; объяснять значение понятий дворцовый переворот, Верховный тайный совет, временщики, « кондиции», престолонаследник; осознать роль главы государства в судьбе страны, народа.
Метапредметные: уметь аргументировано отстаивать свою точку зрения; принимать участие в обсуждении проблемных вопросов, сформулированных учителем и учениками во время урока; способствовать формированию культуры межличностного общения.
Личностные: высказывать свою точку зрения о характере правителей в эпоху дворцовых переворотов; задуматься о том, какие правители вызывали наибольшую симпатию, а какие неприятие.
Предмет
история
Класс
7класс
Тема урока
Место урока по теме
Дворцовые перевороты
Первый и второй урок по теме «Россия в 1725-1762 гг.»
Тип урока
Формы, приемы, методы
Изучение нового материала
Фронтальная, работа в паре. Урок – практикум, составление хронологической таблицы, продуктивные методы
Цель урока
Задачи урока
Выявить причины дворцовых переворотов, дать краткую характеристику императорам XVIII века; показать, что главной движущей силой дворцовых переворотов становится гвардия.
1.Познакомить учащихся с понятиями: дворцовый переворот, Верховный Тайный совет, временщики, конституционная монархия, фаворитизм, кондиции.
2. Выявить причины и сущность дворцовых переворотов и показать роль гвардии в их осуществлении.
3. Раскрыть феномен фаворитизма.
4. Проследить смену монархов на российском престоле в 1725–1762г 5. Сформировать личное представление о правителях эпохи дворцовых переворотов.
Предполагаемый результат
Знать
Уметь
-причины и сущность дворцовых переворотов;
-монархов эпохи дворцовых переворотов.
- устанавливать причинно-следственные связи меду указом 1722г. Петра Первого и началом дворцовых переворотов;
-анализировать источники и выявлять особенности эпохи;
-давать характеристику императорам эпохи дворцовых переворотов;
Компетенции/УУД
Педагогические технологии
Оборудование
учебно-познавательная, информационная, коммуникативная
метод проблемного обучения, обучения в сотрудничестве
мультимедийное оборудование, карточки с заданиями, портреты правителей эпохи дворцовых переворотов
ХОД УРОКА
Цель этапа
Деятельность учителя
Деятельность ученика
Компетенции/
аспекты компетенции/
УУД
Оценивание/
формы контроля
Результат
I этап: организационный 1 мин.
Мотивация к учебной деятельности
включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне.
Здравствуйте, ребята!
Приветствие учителя
1)Регулятивные:
- волевая саморегуляция;
2)Личностные:
-смыслообразование (Я должен посмотреть)
Включение в учебный процесс
II этап: актуализация знаний 5 мин.
Организация подготовки и мотивации к изучению материала, необходимого для «открытия нового знания»;
выявление затруднения в деятельности каждого обучающегося.
Задает вопросы классу:
1)Что вы знаете о деле царевича Алексея?
2)Каково содержание указа 1722 года о порядке наследования престола?
Учитель предлагает прослушать документ:«Зловещим местом был град Санкт-Петербург, столица новоявленной миру Российской империи, в январе 1725 года В жалких лачугах поселилось тяжкое ожидание. Во дворце, надежно окруженном гвардейскими полками, умирал первый император Всероссийский, Отец Отечества, царь Петр Великий, которого, впрочем, и современники, и потомки нередко именовали «Окаянным».Кучками теснятся во дворце сенаторы, генералы, всех Коллегий чины, гвардейские и морские офицеры. Не решаются присесть, бросая друг на друга подозрительные взгляды. Что день грядущий готовит, кто сядет на престол, где завтра окажешься – в опале или милости? Лихорадочно проигрываются в уме варианты и комбинации. Что и говорить, нелегкое это дело – быть царедворцем Здесь и близкие царя. Опухшее от слез лицо императрицы Екатерины Алексеевны, потерявшей сон и покой. От нее не отходит светлейший князь Александр Данилович Меньшиков. Шепчет на ухо, уговаривает, убеждает: «Тебе царствовать, боле некому!»Лицо Петра сводит судорога, начинается новый приступ. От криков больного, слышных во всем дворце, придворные жмутся, втираются в стены, как будто становясь даже меньше ростом. Боли отпускают царя, он требует бумагу. Некогда могучая рука из последних сил выводит еле различимые слова: «Все отдать» Перо выпадает из разжавшихся, ныне бессильных пальцев. Царь едва слышно произнес несколько слов, присутствующие разобрали: зовет любимую дочь Анну. Ее долго ищут, она бежит по коридорам к отцу, но Петр уже потерял сознание. На следующий день, 28 января 1725г., так и не оставив наследника престола, умер преобразователь России, император Петр I».
Учитель предлагает учащимся ответить на вопросы:
1)В чем необычность ситуации описанной в документе?
2)Как вел себя Меншиков А.? Почему?
3)Предположите, какая судьба ждала наше государство, не имевшее правителя?
4)А были в истории России такие периоды раньше?
Приложение 1
1)Познавательные:
- извлечение необходимой информации из текстов,
- подведение под понятие,
2)Коммуникативные:
- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками,
- аргументация своего мнения и позиции
Фиксация имеющихся предметных учебные знаний (умений), известных способов деятельности
III этап: постановка темы, цели и задач урока 3 мин.
Создание проблемной ситуации, в результате которого обучающиеся самостоятельно выдвинут цели урока в виде вопросов или гипотез.
Учитель предлагает учащимся прочитать документ и ответить на вопросы к нему:
«В первые 16–17 лет, прошедших со смерти Петра Великого, судьбу русского престола нельзя было назвать благополучной: на нем сменилось пять монархов; Россия пережила несколько дворцовых переворотов; у власти стояли иногда люди, чуждые стране, по своим эгоистическим склонностям не достойные власти. Причины, обусловившие эту эпоху переворотов и временщиков, коренились, с одной стороны, в состоянии царской семьи, а с другой – в особенностях той среды, которая управляла делами».
С. Ф. Платонов
Вопросы:
1) О каком историческом периоде идет речь?
2) Предположите, о чем мы сегодня будем говорить? Какова тема нашего урока?
3)Определите цели урока?
План работы:
1.Причины и сущность дворцовых переворотов.
2.Претенденты на российский престол.
3.Смена правлений.
Выдвигают варианты формулировок темы, цели, задач участвуют в их обсуждении.
Предполагаемые ответы:
1)Дворцовые перевороты
2) о дворцовых переворотах
3)
Учащиеся начинают заполнять рабочий лист урока
Приложение 2
Учебно-познавательная
1)Коммуникативные:
- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками,
Появление темы, цели урока
Умение сотрудничать, вступать в дискуссию, анализировать, доказывать, отстаивать свое мнение.
Умение ставить цели, планировать свою работу.
IV этап: первичное усвоение новых знаний 21 мин.
Учитель предлагает материал для изучения и систему вопросов. Новое знание обучающиеся получают в результате самостоятельного исследования.
Вопрос № 1
Причины и сущность дворцовых переворотов.
Период с 1725 по 1762 год в истории России называют «эпохой дворцовых переворотов». За 37 лет на российском престоле сменилось 6 правителей.
Задание: определите хронологические рамки «эпохи дворцовых переворотов».
Задание: на доске написан ряд слов сложите из них определение понятия «дворцовый переворот». Слова: власть, смена,дворянство, гвардейские полки.
Показывает слайд для того, чтобы дети сравнили свои записи в тетради с текстом слайда.
Задание: Запишите причины дворцовых переворотов, используя текст историка С. Ф. Платонова и материал учебника (§20–21 п. 1 с.164)
Словарная работа:
Кто такая гвардия?
Кого называли фаворитами?
Что такое привилегии?
Вопрос № 2
Претенденты на российский престол.
Задание : Кто же мог претендовать на российский престол? Почему?
Претенденты :
1)жена – Екатерина;
2)внук – Петр;
3)дочери – Анна и Елизавета;
4)родня по линии старшего брата Ивана Алексеевича.
Вопрос № 3
Хочется начать знакомство с дворцовыми переворотами стихами
«Тут кротко или строго
Царило много лиц.
Царей не очень много
А более цариц ».
А.К.Толстой
Учащимся было дано опережающее задание – подготовить выступление о действующих лицах эпохи дворцовых переворотов. В рамках своего выступления рассказать о своём герое (укажите черты, присущие ему как личности и как политическому деятелю, прокомментируйте внутреннюю и внешнюю политику). Время вашего выступления не должно превышать 3 минут.
Задание: в ходе прослушивания выступлений, учащиеся начинают заполнять таблицу «Эпоха дворцовых переворотов».
Император
Годы правления
Фаворит
Задание: Подчеркните одной чертой имена монархов, занявших престол законным путем, двумя чертами – путем переворота.
Что общего между правителями в эту эпоху?
Кто из правителей был «чужд» России и по своим эгоистическим склонностям не достоин власти?
Почему период после смерти Федора Ивановича назывался Смутой, а период после смерти Петра I – дворцовыми переворотами?
Ответ : 1725-1762гг.
Выполняют задание в тетради. Сравнивают свои записи с текстом слайда.
Дворцовые перевороты - смена власти, совершавшаяся узким кругом дворян и гвардейскими полками.
Анализируют проблемную ситуацию, организуют поиск решения, выдвигают и проверяют гипотезы, варианты и способы.
Предполагаемый ответ:
Причины дворцовых переворотов:
1)Усиление роли гвардии в государственных делах страны.
2)Указ Петра I о престолонаследии.
3)Появление дворянских группировок, борющихся за власть.
Записывают в тетрадь понятия:
Гвардия – отборная, привилегированная часть войска.
Фаворит - придворный, пользующийся особой благосклонностью монарха, получающий от него различные привилегии и оказывающий влияние на внутреннюю и внешнюю политику.
Привилегии – исключительные права, которых нет у других людей.
Предположения детей.
Сравнивают свои ответы с информацией на слайде.
Выступления учащихся
(по 3мин.)
Заполняют таблицу
«Эпоха дворцовых переворотов».
Правитель
Годы правления
Фаворит
Екатерина I
1725-1727г
Александр Меньшиков
Петр II.
1727-1730г
Долгорукие
Анна Ивановна
1730-1740г
Э.И.Бирон
6°Иван Антонович (VI)
1740-1741г
Анна Леопольдовна
Елизавета Петровна
1741-1761г
А.Г.Разумовский
П.И.Шувалов
М.И.Воронцов.
Петр III
1761-1762г
Екатерина II
1762-1794г
А.Г.Орлов, Потемкин
Предполагаемый ответ: правителями были дальние и близкие родственники Петра. Их поддерживали гвардия, дворянство, расширение и укрепление привилегий дворянства.
Все они царской крови и могли претендовать на престол.
Учебно-познавательная
1)Регулятивные:
- целеполагание как постановка учебной задачи,
- планирование,
- прогнозирование.
2)Познавательные:
- умение структурировать знания, постановка и формулирование проблемы, умение осознанно и произвольно строить речевые высказывания,
3)Общеучебные:
- моделирование, выбор наиболее эффективных способов решения задач.
4)Коммуникативные:
- аргументация своего мнения и позиции,
- выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью.
КОЗ составление хронологической таблицы «Северная война»
Формирование навыков поисковой деятельности.
Развитие учебно-познавательной мотивации.
Коммуникативная.
Формирование умений учебного сотрудничества, коллективного обсуждения проблем, предположений.
Способность анализировать и действовать с позиции содержания предмета.
V этап: первичная проверка понимания 3 мин.
Организация усвоения детьми нового способа действий при решении задач с их проговариванием во внешней речи.
Составить «тонкие» и «толстые» вопросы по новой теме.
Работа в паре
Учебно-познавательная, коммуникативная
1)Коммуникативные:
- планирование учебного сотрудничества,
- аргументация своего мнения и позиции,
- выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью,
- учет разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций.
Работа в паре
Самостоятельно работает по алгоритму, ориентирован на получение конкретного результата, излагает, объясняет учебный материал, составляет критерии и шкалы оценивания
VI этап: первичное закрепление 5 мин.
Включение нового знания в систему знаний;
повторение и закрепление ранее изученного.
организация самостоятельного выполнения каждым обучающимся заданий на новый способ действий;
организация самопроверки обучающимися своих решений по эталону;
создание ситуации успеха для каждого;
Предоставление возможности выявления причин ошибок и их исправления.
Решение заданий в группах:
1)О каком правителе идёт речь?
1. В.О. Ключевский писал о ней «Наиболее законная из всех приемников и преемниц Петра I, но поднятая на престол мятежными гвардейскими штыками, она унаследовала энергию своего великого отца. (Елизавета)
2. По мнению историка В.О. Ключевского, «Это царствование – одна из мрачных страниц нашей истории, и наиболее тёмное пятно на ней - сама императрица.немцы посыпались в Россию, точно сор из дырявого мешка, облепили двор, обсели престол, забились на самые доходные места в управлении» (Анна Ивановна)
3.А.С. Мыльников – современный исследователь. «Несколько месяцев пребывания у власти с наибольшей полнотой выявили противоречивость характера .., его не только слабые и вызывающие сожаление, но и сильные привлекательные стороны. Почти все современники отмечали такие черты характера императора, как жажда деятельности, неутомимость, доброта и доверчивость.Но наряду с этим они же писали о его вспыльчивости, гневливости, поспешности, отсутствии политической гибкости».
(Петр III)
4. В.И. Буганов –советский историк. «Судьба бывшей портомои сложилась удачно, даже ярко – для женщины «подлого» происхождения. Как правительница она ничем себя не проявила; да и трудно было от неё этого ожидать. Самое важное в её жизни и судьбе - близость к великому человеку. Преобразователю России». (Екатерина I)
5. Е.В. Анисимов – современный историк. «Вообще, юный царь производил тяжелое впечатление на окружающих: гордый и капризный, он вырос человеком недобрым и скрытным. Отличался насмешливым, желчным умом и только одного человека ещё как то слушался – свою старшую сестру Наталью. Но осенью 1728 года она умерла, и управы на царя-охотника уже не стало никакой». ( Петр II).
6. С.Н. Синегубов – современный исследователь. «Она оказалась во главе Российского государства по воле случая, что как нельзя лучше характеризует «эпоху дворцовых переворотов».
(Анна Леопольдовна)
2) «Идентификация» вам нужно за 1 минуту соотнести имена правителей эпохи «Дворцовых переворотов» и их портреты.
Рисунок 1 Рисунок2 [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ] Рисунок 3
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ] Рисунок 4 [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ] Рисунок 5 [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ] Рисунок 6 Рисунок 7
Пётр I, Екатерина I, Пётр II, Анна Иоанновна, Иван Антонович, Елизавета Петровна, Пётр III
3) Приведите в соответствие:
Екатерина I 1741-1761г.г.
Петр II 1730-1740г.г
Анна Ивановна 1725-1727г.г.
Иван Антонович 1727-1730г.г.
Елизавета Петровна 1740-1741г.г.
ПетрIII 1762-1796г.г.
Екатерина II 1761-1762г.г.
Использует приобретенные знания в практической деятельности, решает творческие задачи.
Ориентируется в информации.
Группы проверяют друг у друга правильность выполнения заданий.
Приложение 3
Приложение 4
Предполагаемый ответ:
рисунок 1 – Пётр II
рисунок 2 – Пётр III
рисунок 3 – Пётр I
рисунок 4 – Елизавета Петровна
рисунок 5 – Екатерина I
рисунок 6 – Анна Иоанновна
рисунок 7 – Иван Антонович
Приложение 5
Ответ:
Екатерина I 1725-1727гг.
Петр II 1727-1730гг.
Анна Ивановна 1730-1740гг.
Иван Антонович 1740-1741гг.
Елизавета Петровна 1741-1761гг.
ПетрIII 1761-1762гг.
Екатерина II 1762-1796гг.
Учебно-познавательная, информационная, коммуникативная
1)Коммуникативные:
- аргументация своего мнения и позиции,
- выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью,
- координирование в сотрудничестве разных позиций.
2)Познавательные:
- поиск и выделение необходимой информации,
- смысловое чтение,
Предметная.
Умение ориентироваться в содержании предмета.
Информационная.
Умение использовать информацию из разных источников, вычленять необходимую для решения учебной задачи.
Коммуникативная.
Освоение способов совместной деятельности.
Формирование навыков речевой деятельности.
Социальная.
Уточнение собственных возможностей и ограничений.
VII этап: контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция 3 мин.
Организовать действие по обобщению:
анализ признаков объекта;
выделение главных признаков;
объединение словом или предложением;
оформление вывода о понятии, явлении, предмета через таблицу, схему, план.
Действия по контролю и оценке знаний, умений, навыков.
Коллективно-распределенная деятельность.
Проективная деятельность.
Работа с дополнительной литературой.
Тест (раздаточный материал)
Выявление границ применимости нового знания и выполнение заданий, в которых новый способ действий предусматривается как промежуточный шаг.
Взаимопроверка по критериям.
Приложение 6
Коммуникативная,учебно-познавательная
1)Регулятивные:
- прогнозирование,
- контроль
- коррекция,
- оценка.
Работа в парах, самостоятельная работа по карточкам.
Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция
Умение систематизировать, обобщать изученное.
Соединять части в целое.
Высказывать суждения по результатам сравнения.
Формирование собственных представлений о предмете изучения. Реализация личностного потенциала. Правила и культура взаимодействия.
Анализирует достижение цели, описывает способ достижения ее. Анализирует личностное изменение в процессе учения.
VIII этап: рефлексия 4 мин.
осознание обучающимися своей учебной деятельности;
самооценка результатов своей деятельности и всего класса.
Посмотрим на экран и подведем итоги урока, закончив предложение:
Удалось ли достичь цели?
Я встретился с трудностью при
У меня хорошо получилось
Как я усвоил материал?
Домашнее задание:
1. Прочитать §20–212. Выучить новые термины.3. Написать мини-сочинение «Мне симпатичен (на) или (не) симпатичен (на)».
4.Составить синквейн
Анализирует деятельность по достижению цели
Лист самооценки ученика(цы)
Приложение 7
Учебно-познавательная
1)Личностные:
- самооценка на основе критерия успешности,
- адекватное понимание причин успеха / неуспеха в учебной деятельности,
2)Регулятивные:
- осознание того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению.
Рефлексия с использованием клеше
Рефлексия способности организовывать собственную деятельность. Прогнозирование.
Список литературы:
1. Династия Романовых.Издательство «Альфа - Колор», 2006.
2.История России конец XVI – XVIII век 7 класс: учеб.для общеобразоват.организаций / Данилов А.А., Косулина Л.Г. - М.: «Просвещение», 2014.- 272с.
3.История России. Разноуровневые задания. 7 класс / Сост. Э.В.Уткина.-М.: ВАКО, 2014.- 96с. (Дидактические матенриалы).
4.Ключевский В.О. Исторические портреты. М., 1991.
5.Комплексная тетрадь для контроля знаний. История России. 7 класс / Автор-сост. И.В.Быкова, А.И.Ивонина.- М.: АРКТИ, РАНОК, 2014.- 40с.
6.Платонов С.Ф. Лекции по русской истории. М., 1993.
7.Серов Б.Н., Гаркуша Л.М. Поурочные разработки по истории России с конца XVI до конца XVIII века. М., Вако, 2014, с.115.8.Симонова Е.В. Поурочные разработки по истории России. М., Экзамен, 2014, с. 211.
9.Ситников В.П,. Шалаева Г.П, Ситникова Е.В. Кто есть кто в истории России. Детская энциклопедия
10.Соловьёв С.А. Чтения и рассказы по истории России. М., 1989.
11.Тайна январской ночи А. Толстиков //Предупреждение №1, 2003, с. 7. 12.Хронос: всемирная история в интернете.
13.«Я познаю мир», М., «АСТ-Слово», 2010.
Рисунок 3пётр 3Рисунок 5Императрица Елизавета ПетровнаРисунок 6Императрица Екатерина IРисунок 7Анна Ивановна15