Техники представления информации в визуальной форме (Тренинговое занятие )
Тренинговое занятие«Развитие критического мышления учащихся посредством использования графических техник представления информации в визуальной форме»
(Техники представления информации в визуальной форме)
Писанская Г.Б. учитель нач.классов СОШ№8 г.Аксу№ п/п Этапы Время
1. Создание психологического настроя – упражнение «Улыбка». Создание групп по 5 - 6 человек в каждой с помощью собирания надписи (разноцветные листы с названием схемы разрезаны) 3 мин
2. Объяснение сути представления информации в визуальной форме, назначения (теоретическая часть). 4 мин
3. Распределение обязанностей: спикер, часовой, секретарь, искатель выгод, генератор идей, исполнитель.
Работа в группах.
Группа №1 – Схема «Входа-Выхода»
Назначение
Определить, какие результаты требуются на выходе данного процесса.
Определить процесс, необходимый для получения этих результатов.
Определить, что должно быть на входе, для того чтобы в результате процесса было получено то, что требуется на выходе.
Правила
При построении схемы "входа - выхода" следует начинать с определения желаемых результатов, т.е. с выходов.
Процесс, осуществляемый с целью получения этих результатов, должен бытькратко описан в прямоугольном контуре "Процесс с целью получения..»Потребность, вызвавшая необходимость получить данные продукты
и услуги, должна быть указана в качестве первого компонента на входе.
Все ресурсы, требующиеся для получения желаемых результатов на выходе,должны быть указаны в качестве компонентов на входе.
Должны быть указаны все побочные продукты - как желательные, так и нежелательные.
На схеме отображается то, что может помочь в осуществлении процесса, ноне используется до конца в данном процессе, как, например, капитальноеоборудование или аналогичные "средства производства".
Группа №2 – «Фишбоун» (рыбная кость)
Основой для схемы является рыбий скелет. В голове скелета – проблема, которая рассматривается в планируемом проекте. На самом скелете есть верхние и нижние косточки. На верхних косточках отмечаются причины возникновения проблемы, на нижних выписываются факты, подтверждающие наличие Группа №3 – «Ментальная карта»
МК строится на основе ключевых слов и фраз, расположенных в центре карты и на ее ветвях. По мере удаления от центра происходит все большая конкретизация проблемы. Можно использовать, чтобы
• «застенографировать» те мысли и идеи, которые проносятся в голове, когда человек размышляет над какой-либо задачей;
• оформить информацию так, что мозг легко ее воспримет, ибо информация записана на «языке мозга».
Группа №4 – «Круги Эйлера»
геометрическая наглядная иллюстрация объемов понятий и отношений между ними с помощью кругов, процессов и явлений.
Группа №5 – «Кластер»
Способ графической организации материала, позволяющий сделать наглядными те мыслительные процессы, которые происходят при погружении в ту или иную тему. Кластер является отражением нелинейной формы мышления. Иногда такой способ называют «наглядным мозговым штурмом».
Кластер («гроздь») – выделение смысловых единиц текста и графическое их оформление в определенном порядке в виде грозди. Кластеры могут стать ведущим приемом и на стадии вызова, рефлексии, так и стратегией урока в целом.
Члены каждой группы изучают, обсуждают свой материал, создают на малых постерах модели схем к теме «Природа». 1 мин
7 мин
4. Защита проектов каждой группой. Регламент 2 минуты 10 мин
5. Проведение оценивания постеров по критериям через прием «Рыночная палата»:
- полнота содержания материала;
- красочность оформления;
- моделирование текста (как можно меньше текста). 1 мин
6. Подведение итогов тренинга:
- Графические методы записи знаний и систем моделирования использовальзуются в методиках обучения, мозгового штурма, запоминания, визуального мышления для решения проблем, возникающих в процессе деятельности;
- Модель, реализуемая в наглядной конструкции, соединяет в себе визуально-пространственное («картинное») и абстрактно-символическое («знаковое») представление;
- Графическая конструкция определяет новую стратегию взаимодействия с информацией, которую можно систематизировать и конкретизировать
- Исследовательская беседа и развитие диалогического общения– работа в группах – анализ и структурирование текстов, создание постера. 1 мин
7. Проведение оценивания тренинга приемом «Стикер». 1 мин
30 мин