Технологическая карта урока литературы по рассказу Л. Петрушевской Котенок господа Бога

ФИО учителя: Андиева Александра Анатольевна
Место работы: МБОУ «СОШ №21»
Должность: учитель русского языка и литературы
Предмет: литература (внеклассное чтение)
Класс: 5 «б» класс
Тема: «Твори добро» (по рассказу Л.С. Петрушевской «Котенок
Господа Бога»)
Тип урока: получение новых знаний: знакомство с художественным произведением.
Метапредметная связь: русский язык
Форма урока: коллективная, индивидуальная

Цели урока:

1.Дидактическая
- познакомить учащихся с рассказом Л.С. Петрушевской «Котенок Господа Бога»;
- формировать навык учащихся более вдумчиво работать с текстом, выделяя ключевые понятия и выявляя их основные признаки;
- закрепить умения учащихся по работе над глубоким анализом произведения.
2. Воспитательная
В ходе решения дидактических целей создать условия для воспитания:
- чувства ответственности и сострадания;
- гуманного отношения к животным;
- любви к людям и окружающей природе;
- толерантности.
3. Развивающая
В ходе решения дидактических целей создать условия для развития:
- критического мышления;
- познавательной активности;
- наблюдательности;
- коммуникативной культуры (умение слушать и слышать).

Планируемые результаты:

Познавательные УУД:
1) формируем умение на основе анализа объектов делать выводы;
2) формируем умение находить ответы на вопросы в тексте, формулировать их самостоятельно, делать выводы.
Коммуникативные УУД:
1)формируем умение слушать и понимать других;
2)формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;
3) формируем умение оформлять свои мысли в устной форме;
Регулятивные УУД:
1) формируем умение высказывать своё предположение на основе работы по содержанию рассказа; прогнозировать дальнейшее развитие событий в произведении;
2) формируем умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;
3) формируем умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Личностные УУД:
1) формируем умение высказывать свое отношение к героям рассказа и их поступкам, выражать свои эмоции;
2) формируем мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;
3) формируем умение оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

Методические приёмы: чтение с остановками, обращение к личному опыту, прогнозирование по заголовку, пятиминутное эссе

Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, презентация, раздаточный материал (текст)






Этап урока
Деятельность учителя
Деятельность учеников
Формируемые УУД


Организационный момент
Приветствие.
Проверка готовности к уроку.
Эмоциональный настрой на урок.
Приветствие

Эмоциональный настрой на урок

Вводная беседа
Ребята, я хотела бы начать наш сегодняшний урок с небольшой притчи (краткого иносказательного поучительного рассказа): Слайд №2

Когда-то давно старый индеец рассказал своему внуку одну жизненную истину.
- Внутри каждого человека идет борьба, очень похожая на борьбу двух волков. Один волк представляет зло – зависть, ревность, грубость, эгоизм,  ложь.
Другой волк представляет добро – мир, любовь, надежду, любезность, истину, доброту, верность.
 Маленький индеец, тронутый до глубины души словами деда, на несколько мгновений задумался, а потом спросил:
- А какой волк в конце побеждает?
Лицо старого индейца тронула едва заметная улыбка, и он ответил:
 - Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь.
- Как вы поняли основную мысль этой притчи? 








-Записываем основную мысль притчи – «Всё зависит от человека. Каким он захочет стать, таким и станет. Будет делать зло - станет злым, будет нести людям добро – добрым».


Ребят, а вы можете, исходя из вышесказанного предположить, о чем пойдет речь на сегодняшнем уроке? СЛАЙД

А к чему призывает нас этот поучительный рассказ?

Тема урока: «Твори Добро» (по рассказу Л.С. Петрушевской «Котенок Господа Бога»)

Запись темы урока на доске



























Основная мысль в том, что все зависит от нас самих. Нужно чаще совершать добрые и благородные поступки. Тогда в нашей душе победит добро. Все зависит от человека. Каким он захочет стать, таким и станет. Будет делать зло – станет злым, творить добро – добрым. 









О добре и зле.



К добру, к совершению хороших поступков.
1) Регулятивные:
Извлечение необходимой информации и ее использование,
конструирование предполагаемого текста по названию.
2) Коммуникативные:
- планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками.




































Изучение нового материала

А кто может предположить, какова будет цель нашего урока?


Сегодня мы с вами, ребята, познакомимся с рассказом Л.С. Петрушевской «Котенок Господа Бога»

Как вы думаете о чем он?
Почему у него такое интересное название?

Верны ли ваши предположения, мы скоро узнаем.
Помогают в определении цели урока. Формулируют: будем говорить о борьбе, противостоянии добра и зла.





Высказывают предположения.
1) Регулятивные:
- целеполагание как постановка учебной задачи,
- планирование,
- прогнозирование.
2) Познавательные:
- умение структурировать знания, постановка и формулировка проблемы, умение осознанно и произвольно строить речевые высказывания

Работа с текстом
(Чтение с остановками)












Приступим к чтению рассказа и познакомимся с его героями:
1
В одной деревне заболела бабушка, заскучала и собралась на тот свет. Она ждала своего сына, но он все не ехал. На письмо не ответил, вот бабушка и приготовилась помирать. Поставила возле себя бидончик с чистой водой, положила кусок хлеба под подушку и легла читать молитвы.
В эту деревню приехал мальчик с мамой.
Их бабушка чувствовала себя хорошо, «функционировала». У неё был сад-огород, держала скотину, но она не любила, когда её внук рвал в огороде ягоды и огурцы. Из всего этого она собиралась приготовить запасы на зиму.
Однажды гулял этот выгнанный внук по деревне и заметил котенка, маленького, головастого и пузатого, серого и пушистого.

Так кто же является героями рассказа?

Найдите в этом отрывке описание котенка.
СЛАЙД №5




Таким ли вы представляли себе котенка Господа Бога?
Что же связывает этого котенка с Богом?


Ну тогда нам следует снова обратиться к тексту, чтобы узнать, что же особенного есть в этом животном. Обратимся ко 2 эпизоду.





















Ребята, удалось нам найти ответы на вопросы в прочитанном отрывке?

Для чего Бог посылает этого котёнка людям?




В рассказе появляется новый персонаж. Кто он?

А знакомо ли вам значение этого слова?

Словарная работа:

Ангел-хранитель - посланник Бога, являющийся покровителем и защитником человека на протяжении всей его жизни.
Ребята, я бы хотела услышать ваши догадки: почему маленький котенок встречается именно этому мальчику и именно в этот момент?
Вам интересно чем дальше ждет наших маленьких героев? Тогда вернемся к тексту.








































Какое новое имя появляется в этом эпизоде?

А кто такой Бес?

Словарная работа:
Бес - злой дух.
Найдите в тексте строки, в которых описывается поведение Беса и его действия.








Как поступает мальчик с котенком?

А как вы думаете почему?
Кто виноват в случившемся: мальчик, взрослые или Бес?
Можно ли всю ответственность переложить на беса?










ФИЗМНУТКА

Котенок исчез за забором. Что же с ним могло произойти. Ищем ответы на эти вопросы в следующем отрывке.
































Так что же случилось с котенком?

Как бабушка отнеслась к незваному гостю?

А что в это время происходит с мальчиком?


Ребята, вам интересно продолжение этого рассказа?

Тогда продолжим чтение.














































Ребята, ведь герой рассказа прислушивается в конце концов к Бесу. Получается, что побеждает зло? Эту мысль хотела донести до нас Петрушевская?


Какая концовка у этого рассказа?

Подтвердите эту мысль примерами из текста.

















Так кто же, ребята, в рассказе является олицетворением добра и зла?

Давайте проследим поведение Ангела-хранителя и Беса, выпишем глаголы, которые указывают на действие того и другого.

Запись на доске:

Ангел-хранитель
Бес

Плачет
Радуется
Утешает
Беспокоится
Уговаривает не делать зла
Убеждает
Толкает под локоть мальчика
Предлагает поиздеваться над котенком
Нагло улыбается
Болтает
Заводит в чужой сад
Смеётся над ангелом



Ребята, так кем оказался маленький серенький котенок?



И все-таки финал у этого рассказа какой?




Следят по тексту в своих индивидуальных листах






















Мальчик, котенок и бабушка.

Однажды гулял этот выгнанный внук по деревне и заметил котенка, маленького, головастого и пузатого, серого и пушистого.

Нет.

Ответы.


2
Котенок подбежал к ребенку, стал тереться о его сандалики. Мальчик обрадовался, захотел его взять себе. Он уже представлял, как будет кормить его, играть, спать с ним.
И Ангел-хранитель мальчика, находившийся за его правым плечом, радовался, потому что котенка снарядил на белый свет сам Господь, как он всех нас, своих детей, снаряжает. И если белый свет принимает очередное посланное Богом существо, то этот белый свет продолжает жить.
И каждое живое творение - это испытание для уже заселившихся: примут они новенького или нет.



Да.


Чтобы испытать их душевные качества, проверить.


Ангел-хранитель.


Ответы.







Два одиноких, скучающих существа встречают друг друга.



3
Мальчик схватил котенка на руки, стал его гладить и осторожно прижимать к себе. А за левым локтем его стоял Бес, которого тоже очень заинтересовал котенок и масса возможностей, связанных с ним.
Ангел-хранитель забеспокоился. А Бес толкнул мальчика под левый локоть и стал уговаривать привязать котенку на хвост консервную банку, бросить его в пруд и смотреть, умирая со смеху, как он будет стараться выплыть! И много других разных предложений внес Бес в горячую голову выгнанного мальчика, пока тот шел с котенком на руках домой.
Дома бабка отругала внука за то, что он принес блохастого котенка, велела выбросить, да и мать не разрешила взять его в город.
Все было кончено, котенка велено было унести откуда взял и бросить там за забор.
Мальчик шел с котенком и бросал его за все заборы, а котенок весело выпрыгивал навстречу ему через несколько шагов и опять скакал, играл с ним.
Так мальчик дошел до заборчика той бабушки, которая собралась умирать, и опять котенок был брошен, но тут он сразу же исчез.


Бес.

Ответы.




А Бес толкнул мальчика под левый локоть и стал уговаривать привязать котенку на хвост консервную банку, бросить его в пруд и смотреть, умирая со смеху, как он будет стараться выплыть! И много других разных предложений внес Бес в горячую голову выгнанного мальчика.

Бросает за забор.

Мальчик был выгнанным внуком. “Бабка его выругала, зачем он несет блохастого в кухню”, а как только “мать вступила в разговор, все было кончено”. В данный момент мы видим картину происходящего глазами мальчика. Взрослые не хотят понять ребенка, поступиться своими привычками, комфортом. Они не хотят принять не котенка – они отказывают от мальчика. И мальчик их тоже не принимает (не бабушка, а бабка; не мама, а мать – холодно и отчужденно). Они не принимают посланника Господа Бога.


4
И тогда Бес толкнул мальчика под локоть и указал ему на чужой хороший сад, где висела спелая малина и черная смородина, где золотился крыжовник.
Бес напомнил мальчику, что бабка здешняя болеет, что никто не помешает ему наесться малины и огурцов.
Ангел-хранитель же стал уговаривать мальчишку не делать этого, но малина так алела в лучах заходящего солнца!
Ангел плакал, говорил, что воровство не доведет до добра, что человеку-то стыдно брать чужое - но все было напрасно!
Тогда Ангел-хранитель стал напоследок нагонять на мальчишку страх, что бабка увидит из окна.
Но Бес уже открывал калитку сада со словами «увидит, да не выйдет» и смеялся над Ангелом.
А бабушка, лёжа в кровати, вдруг увидела котенка, который влез к ней в форточку. Она была ему рада, приласкала его, накормила хлебом, и он тут же заснул у неё в ногах.


Он попал к больной бабушке.

Обрадовалась.

Он поддается на уговоры Беса и пробирается в чужой сад.

Да.

5
А мы уже говорили о том, что котенок этот был не простой, а был он котенком Господа Бога, с котенком к бабушке пришла радость: приехал её сын с женой и ребенком. Оказалось, что письмо пришло к ним с большим опозданием, поэтому они, не надеясь на почту, сразу решили ехать в деревню. Они тут же принялись за работу: приготовили ужин, решили отремонтировать калитку. Бабушкин внук поцеловал её в носик, взял котенка и пошел в сад по малину. Тут и застал он мальчика-вора.
Бес в трудный для мальчика момент оставил его и просто исчез, а Ангел закрылся рукавом и заплакал, ему было стыдно за мальчика, но тут котенок горячо вступился за ребенка. Воришку пожалели и отпустили.
Что касается бабушки, то ее судьба еще оставила пожить: уже вечером она встала, а наутро сварила варенье, чтобы дать сыночку в город, связала родным носочки.

Вот наша жизнь нужна - вот мы и живем.

А мальчик, оставшись без котенка и без малины, ходил мрачный, но тем же вечером получил от своей бабки миску клубники с молочком неизвестно за что, и мама почитала ему на ночь сказку, и Ангел-хранитель был безмерно рад и устроился у спящего в головах, как у всех шестилетних детей.



Нет. Скорее, наоборот. Автор показывает, что зло обязательно будет наказано, а добро добром же  возвращается к человеку.


Хорошая. Добрая.

Что касается бабушки, то ее судьба еще оставила пожить: уже вечером она встала, а наутро сварила варенье, чтобы дать сыночку в город, связала родным носочки.

А мальчик, оставшись без котенка и без малины, ходил мрачный, но тем же вечером получил от своей бабки миску клубники с молочком неизвестно за что, и мама почитала ему на ночь сказку, и Ангел-хранитель был безмерно рад и устроился у спящего в головах, как у всех шестилетних детей.

Ангел – добро. Бес – зло.


Заполняют таблицу глаголами из текста.
















Посланником Бога. Он призван был вызывать у людей чувство доброты, нежности и заботы.


Все закончилось хорошо. Добро победило зло.



Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, соблюдение правил речевого поведения, умение высказывать и обосновывать свою точку зрения.


Рефлексия
Вам понравился рассказ Людмилы Петрушевской?

Какие законы доброты вы усвоили  на сегодняшнем уроке? Подумайте, пожалуйста, и запишите свои ответы.

А отдельным ученикам дается задание – «Пятиминутное эссе»


Да.


Записывают Законы Доброты в тетрадь.


Заслушиваются ответы детей.


1) Познавательные:
- умение структурировать знания
- оценка процессов и результатов деятельности
2) Регулятивные:
- волевая саморегуляция
- осознание того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению

Подведение итогов занятия

Домашнее задание
Дети оценивают свою работу на уроке


Альтернативное дом. задание:

Написать мини-сочинение «Мои добрые дела»

Найти и записать в тетрадь пословицы и поговорки о Добре и хороших поступках















Ребята, вы все сегодня хорошо поработали. Я очень довольна вашими ответами.

И завершить сегодняшний урок я хотела бы стихотворением Татьяны Мухаметшиной:

В этом мире огромном, в котором живем я и ты,
Не хватает тепла, не хватает людской Доброты.
Будем вместе учиться друг друга беречь и любить,
Будем вместе учиться друг другу, как звезды, светить.
Пусть не ставят нам в школе оценок за щедрость Души,
Ты однажды возьми и Добро просто так соверши
Чтоб скорее исполнились давние наши мечты,
Пусть всегда будет главным уроком урок Доброты!

Я очень надеюсь, что в минуту сомнений вы не послушаете беса, а прислушаетесь к ангелу-хранителю. Пусть он всегда будет рядом с вами.

Спасибо за урок.


Оценивают свою работу и работу одноклассников.

Записывают дом. задание в дневники



15