Статья: Деятльность учителя начальных классов и логопеда в коррекционной работе с детьми с ОВЗ.


Статья: «Деятельность учителя начальных классов и логопеда в коррекционной работе с детьми с ОВЗ.»
За последние годы количество детей с проблемами здоровья только увеличивается, несмотря на различные мероприятия, проводимые в нашем обществе, начиная еще до рождения ребенка. В результате дети с ОВЗ оказываются в общеобразовательных детских садахи школах. Дети с ограниченными возможностями здоровья — это дети, имеющие различные отклонения психического или физического характера, которые обусловливают нарушения общего развития, не позволяющие им вести полноценную жизнь, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ вне специальных условий обучения и воспитания.В зависимости от характера нарушения одни дефекты могут полностью преодолеваться в процессе развития, обучения и воспитания ребёнка, другие — лишь сглаживаться, а некоторые — только компенсироваться.Постараться преодолеть или сгладить эти дефекты и есть наша важнейшая задача.Как же эффективно помочь детям с ОВЗ преодолеть все проблемы?
Логопедическая работа строится в соответствии с индивидуальной программой реабилитации ребенка и предусматривает оказание следующих видов социально-педагогических услуг:
-установление уровня речевого развития ребенка,определение структуры и степени выраженности речевого нарушения в ходе диагностического обследования;
-проведение коррекционно-развивающих занятий с детьми с ОВЗ;
-работа по предупреждению и профилактике речевых нарушений с детьми раннего возраста;
-обучение родителей (законных представителей) детей с ОВЗ основам их реабилитации в домашних условиях;
-консультирование родителей (законных представителей) по вопросам воспитания,обучения и развития детей; определение возможных путей решения проблемы;
- консультирование преподавателей, воспитателей, учителей по вопросам воспитания,обучения и развития детей; определение возможных путей решения проблемы;
-содействие в определении образовательного маршрута и оптимальной формы обучения несовершеннолетних.
Развитие личности детей с ОВЗ с учетом их индивидуальных особенностей,коммуникативной,познавательной и речевой деятельности-приоритетное направление в работе учителя-логопеда. Логопедическое воздействие опирается на следующие специальные принципы:этиопатогенетический (учет этиологии и механизмов речевого нарушения),системности и учета структуры речевого нарушения, комплексности,дифференцированного подхода, поэтапности, онтогенетический, учета личностных особенностей, формирования речевых навыков в условиях естественного речевого общения. Коррекционно-развивающая работа позволяет использовать классические и современные педагогические и психологические подходы: гуманистический, развивающий, возрастной, индивидуальный, личностно-ориентированный. Как правило дети с речевыми нарушениями разной этиологии быстро истощаются, имеют повышенный уровень возбудимости,тревожности, застенчивости.Помимо этого они плохо адаптируются к социальной среде, не сразу идут на контакт. Поэтому особую важность приобретает личностно-ориентированный подход. Главнейшая задача в работе логопеда-создание условий для личностного развития каждого ребенка и удовлетворения запросов родителей по обучению и воспитанию детей.
В свою очередь, учет индивидуальности означает максимальное раскрытие возможностей каждого ребенка, исходя из признания уникальности и неповторимости особенностей его высшей нервной деятельности,причин и механизмов,симптоматики речевого нарушения, структуры речевого дефекта, возрастных и прочих психологических особенностей.
Состояние коррекционной работы зависит от состояния здоровья,возраста детей и проводиться с учетом ведущего вида деятельности.Коррекционная работа с детьми раннего возраста направлена на предупреждение и профилактику речевых нарушений и включает в себя развитие моторики (общей и мелкой),сенсорное воспитание (слуховых и зрительных реакций, тактильного восприятия),эмоций, стимуляцию доречевого и предречевого развития, развитие импрессивной и экспрессивной речи. Коррекционная работа с дошкольниками и младшими школьниками включает в себя следующие направления: развитие артикуляционной и мелкой моторики,дыхания,голоса,фонематических процессов, навыков звукового анализа и синтеза, лексико-грамматического строя и связной речи, графомоторных навыков,коррекцию звукопроизношения. Помимо этого проводится работа по преодолению нарушений в письменной речи и чтении.
Работа с ребенком начинается с установления эмоционально-положительного контакта,ознакомления с анамнезом его речевого развития.Проводиться диагностическое обследование ребенка с целью установления уровня речевого развития. Далее в соответствии с индивидуальной программой реабилитации планируется коррекционно-развивающая работа. Родители (законные представители) знакомятся с результатами диагностического обследования и направлениями работы. Родители (законные представители) имеют возможность находиться во время занятия вместе с ребенком, наблюдать за деятельностью специалиста, что бы познакомиться с различными методами и приемами работы со своим ребенком, а также со всеми логопедическими установками и требованиями, чтобы в дальнейшем самостоятельно налаживать общий и речевой режим в домашних условиях, правильно выполнять задания, предложенные специалистом.Для ознакомления родителей (законных представителей) с особенностями речевого нарушения ребенка,направлениями коррекционной работы проводятся беседы-консультации, во время которых дается установка на сознательное включение родителей в коррекционный процесс.При консультировании по решению выявленных проблем предлагаются памятки,буклеты.
В процессе работы дети более легко идут на контакт, включаются во взаимодействие со специалистом, активно исследуют предложенный дидактический материал и наглядные пособия.Для достижения наиболее оптимальных результатов используются как традиционные, так и новейшие коррекционные методики и технологии.
Родители, воспитатели, учителя принимают активное участие в коррекционно-развивающем процессе: стараются выполнять рекомендации логопеда, отрабатывая методы и приемы работы с ребенком. Успех коррекционной логопедической работы во многом зависит от того, насколько слаженно будут взаимодействовать все участники коррекционного процесса.
Качественным показателем эффективности деятельности учителя-логопеда является положительная динамика в развитии речи детей, улучшение их эмоционального состояния.
В заключении хочется процитировать слова физиолога И.П.Павлова: «Ничто не остается неподвижным, неподатливым, а всегда может быть достигнуто,изменяться к лучшему, лишь бы были осуществлены соответствующие условия» [3,c.188].
Литература:
1.Зайцев Д. В. Социальная интеграция детей-инвалидов в современной России. Саратов,2003.
2.Павлов И.П. Полное собрание сочинений: В6т.Т.3 Кн.2.Л.,1951.
3.Филичева Т.Б., Чевелева Н.А., Чиркина Г. В. Основы логопедии: Учеб. Пособие. М.,1989.