Индивидуально – дифференцированный подход при изучении раздела «Состав слова
дифференцированный подход при изучении раздела «Состав слова
(Методическая разработка раздела общеобразовательной программы «Классическая начальная школа»
курс «Русский язык». Автор: Т.Г. Рамзаева)
Пояснительная записка.
Русский язык как учебный предмет занимает особое место в начальном обучении, так как направлен на формирование функциональной грамотности детей младшего школьного возраста. Известно, что успехи в овладении языком обучения являются важнейшим условием общей успешности образования школьников, то есть владение устной и письменной речью выступает не только как специальное учебное умение, но и как важнейшее общеучебное, необходимое для изучения любого предмета начальной школы.
Морфология (Словообразование) - один из важнейших разделов русского языка в начальной школе, от успешности усвоения которого во многом зависит достижение этих целей.
Вопрос об изучении словообразования в начальной школе был поставлен крупнейшими методистами еще в прошлом веке: Ф. И. Буслаевым, И. И. Срезневским, К. Д. Ушинским, Д.И. Тихомировым. В частности, Ф. И. Буслаев обращал внимание на необходимость словообразовательной работы на уроках не только с целью обучения грамотному письму, но и для более полного понимания учащимися лексического значения слов. Важность словообразовательной работы на начальной ступени обучения русскому языку, её развивающий характер отмечал и К. Д. Ушинский. Он считал, что упражнения в словопроизводстве интересны детям, «представляя для них нечто вроде игры в слова». Такие упражнения подготавливают учащихся к орфографии, а также дают детям «власть над тем запасом слов, который бессознательно лежит в их памяти». (16)
Изучая труды крупнейших методистов прошлого, мы приходим к важному выводу общеметодического плана: специально организованные наблюдения над словообразовательными процессами в языке помогают глубже усвоить лексику, способствуют обострению внимания к слову, развитию языкового чутья и языкового мышления.(9)
Для того чтобы выявить особенности современной методики обучения словообразованию , а также характер и содержание такой работы в начальной школе, мною были проанализированы мнения методистов и практикующих учителей начальной школы, опубликованные в журнале «Начальная школа» за последние пять лет.
Одной из тем, по мнению Мережко Е. Г., которая служит благодатным материалом для решения задач развития логического мышления учащихся и их познавательных интересов, является «Словообразование. Состав слова» . Недооценка обучения словообразованию приводит к тому, что орфографический навык, не подкрепленный знанием приставок и суффиксов, существующих в языке, умением оперировать ими в речи для создания новых слов, закрепляется слабо. Владение словообразовательными моделями позволяет расширить словарный запас учащихся, вооружить их активным способом понимания значения новых слов. (7)
Е.В. Дворникова, учитель школы № 1 из Города Белгорода (4), считает, что языковое развитие должно осуществляться с опорой на языковое чутье с постепенным формированием языковой и коммуникативно-культурной компетенций. Для этого надо использовать задания, основанные на таком проявлении языкового чутья, как словотворчество, отражающее попытки детей восполнить ограниченный словарный запас комбинированием известных им морфем. Н.В. Лукиных, к.п.н., методист МГПУ (8), убеждена, что усвоение морфемных и словообразовательных понятий в определенной системе происходит в процессе обучения младших школьников, следовательно, речь идет о педагогической системе. Система (разработанная автором) предполагает наличие четырех этапов:
1.Пропедевтика.
2.Знакомство с однокоренными словами и корнем слова.
3.Знакомство с основными морфемами.
4.Работа над составом слова в процессе изучения частей речи.
Г.Л. Евсюкова, заслуженный учитель РФ школы № 13 ст. Новолабинской, Усть-Лабинского района Краснодарского края (6) утверждает, что изучение морфемного состава слова, в частности, суффиксов, вызывают трудность в усвоении, что приводит к ошибочному написанию слов, к неправильному выполнению заданий. Чтобы решить эту проблему, слова с одинаковыми суффиксами надо заранее сгруппировать, обязательно дать толкование слов каждой группы. Учитель вместе с учениками наблюдает и делает выводы, что же эти слова называют: людей по виду деятельности, предметы по веществу, хранящемуся в них, размерам и так далее.
Обобщив мнения современных методистов и практикующих педагогов начального образования, я сделала вывод: работа по изучению словообразования в курсе русского языка начальной школы должна быть более эффективной, для чего существует довольно много приемов, которые требуют более тщательного изучения и широкого применения на практике.
Я считаю, что содержание раздела «Состав слова.» дает возможность целенаправленно и последовательно решать проблему орфографической грамотности детей на основе ведущего принципа русского правописания: общие для родственных (однокоренных) слов значимые части слова сохраняют единое написание независимо от произношения.
Перед современной школой в настоящее время в связи с утверждением
и введением в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования стоит задача
не столько вооружить ученика определённым багажом знаний, сколько научить самостоятельно приобретать знания, умения, навыки, проблема развития мышления на уроках русского языка является актуальной.
По-моему, значение раздела «Состав слова. Словообразование» в курсе начального обучения русскому языку трудно переоценить, он является благодатным материалом для решения задач развития логического мышления.
Итак, актуальность работы над морфемным составом слов состоит:
· во-первых, знания об образовании слов очень важны для понимания учащимися основного источника пополнения нашего языка новыми словами. Наблюдения над образованием слов оказывают положительное влияние на формирование активного отношения к слову, подводят к пониманию закономерностей развития языка.
· во-вторых, осознание роли морфем в слове, а также семантического значения приставок и суффиксов содействует формированию у школьников точности речи. Задача учителя максимально способствовать не только пониманию учащимися лексического значения слова, но и развитию у них осознанного употребления в контексте слов с определенными приставками и суффиксами.
· в-третьих, изучение морфемного состава слова имеет большое значение для формирования орфографических навыков. Обусловлено это тем, что ведущим принципом русского правописания является морфологический.
· в-четвёртых, актуальность объясняется необходимостью усвоения знаний в этой области для дальнейшего обучения русскому языку в классах второй и третьей ступени, в реализации коммуникативной функции языка, а также в развитии культуры личности младшего школьника в целом.
Психолого- педагогические объяснения специфики восприятия и освоения учебного материала учащимися в соответствии с возрастными особенностями.
Анализ психологических, психолого-педагогических, психолингвистических исследований (А.И. Айдаровой, Д.Н. Богоявленского, Л.С. Выготского, П.Я. Гальперина, В.В. Давыдова, С.Ф. Жуйкова, Л.В. Занкова, М.Р. Львова, Н.А. Менчинской, Д.Б. Эльконина, и др.) позволил выявить основные особенности и закономерности речевого и интеллектуального развития детей младшего школьного возраста.
І. Особенности речевого развития младших школьников:
- ребенок овладевает знаком языка как совокупным семантическим и грамматическим единством;
- первичным ядром, которое служит основой для формирования грамматических категорий, является значение;
- ребенок относится к языку активно, конструктивно, он не оперирует готовыми формами слов и готовыми их комбинациями, а сам создает их на основе открываемой им системы «правил»;
- в основе формирования «правила» лежит процесс оценки семантической значимости данного языкового явления: ребенок обращает внимание лишь на те элементы, которые закономерным образом влияют на значение слова или предложения;
- понимание грамматических явлений детьми основано на логике предметных отношений. При овладении грамматическим строем речи в деятельности ребёнка доминируют образные, наглядные компоненты.
ІІ. Особенности интеллектуального развития младших школьников:
- мышление младшего школьника опирается на действие и образ;
- в младшем школьном возрасте на первый план выдвигается развитие интеллекта (Л.С. Выготский);
- в центре развития стоит переход от низших функций восприятия и памяти к высшим функциям произвольного внимания, логической памяти, отвлеченного мышления и научного воображения;
- центральные новообразования школьного возраста, связанные с развитием интеллекта, - осознание и овладение психическими процессами – приходят «через ворота научных понятий» (Л.С. Выготский);
Закономерности речевого и интеллектуального развития младших школьников обусловили необходимость поиска новых подходов к изучению начального курса словообразования.
Исследования, посвященные изучению детской речи, показывают, что ребенок приходит в школу, практически владея всеми формами и значениями, существующими в родном языке. Однако «правила», которыми ребенок руководствуется в своей речи, не осознаются, существуют в «неявном» виде, составляя основу так называемого «чувства языка» (М.Р. Львов. В связи с этим наиболее удачным способом изучения родного языка в начальных классах является осознание собственной речевой деятельности, что предполагает опору на сформированные к данному возрасту способности (возрастные возможности учащихся).
Многочисленные исследования свидетельствуют о том, что ребенок младшего школьного возраста по своим психофизическим особенностям готов к исследованию функционирования слова в потоке речи и к определению закономерностей в системе языка, что способствует дальнейшему речевому развитию школьника. Таким образом, возникает необходимость поиска такого подхода к изучению грамматики родного языка, при котором было бы возможно осуществить опору на речевой опыт детей; учесть естественные законы речевого развития и соединить «внутренние обобщения, неосознанные правила» с изучаемыми в школе знаниями о языке (М.Р. Львов).
Начальный курс словообразования предполагает усвоение морфологической терминологии, формирование многих важнейших грамматических понятий. Как показывают психологические исследования, изучение научных понятий в младшем школьном возрасте обладает высоким развивающим эффектом, оказывает положительное воздействие на развитие высших психических процессов, находящихся в зоне ближайшего развития учеников, обеспечивая готовность к переходу на стадию логического теоретического мышления, свойственную учащимся основного звена школы.
Цели и задачи раздела.
При изучении раздела «Состав слова» используются следующие принципы:
· Принцип непрерывного общего развития каждого ребёнка предполагает ориентацию содержания начального образования на эмоциональное, духовно-нравственное и интеллектуальное, саморазвитие каждого школьника.
· Принцип целостности картины мира предполагает отбор такого содержания образования, которое поможет воссоздать целостность картины мира, осознавать разнообразные связи между объектами и явлениями.
· Принцип прочности и наглядности. На этих принципах столетьями базируется традиционная школа (через рассмотрение частного к общему, от общего к частному).
· Принцип охраны и укрепления психического и физического здоровья детей. Реализация этого принципа через формирование привычек к чистоте,
порядку, аккуратности и т. д.(9, 10)
Формирование навыков правописания корня, и приставок, суффиксов и окончаний на теоретической основе (а только такое письмо может быть сознательным) требует целенаправленного применения фонетических, словообразовательных и грамматических знаний.
Таким образом, целью изучения морфемного состава слова является создание основы знаний и умений, необходимых для формирования навыков правописания морфем слова, и, прежде всего корня.
Главная морфологическая проблема раздела «Состав слова. Словообразование» – проблема содержательного понимания того, что такое состав слова. Решение этой проблемы вызывает к жизни целую систему задач работы:
Учащиеся должны очень хорошо различать: Это слово и Другое слово, Это слово и Другую форму Этого же слова. Без этого понимания невозможно сформировать понятие родственных слов и выделить корень слова.
Учащиеся должны понимать, что родственные слова – это слова, выделяемые по двум основаниям, а не по одному (общая часть по смыслу и написанию).
Необходимость различения Этого слова и Другого слова вызывает необходимость знакомства с прямым и переносным значением слова .
Учащиеся должны содержательно понимать, что такое окончание и какие функции оно выполняет (указывает на связь в предложении, указывает на род и число, обозначает некую конкретную форму слова); иметь представление о нулевом окончании, уметь обнаруживать его в словах мужского и женского рода; иметь представление о неизменяемых словах, не имеющих окончаний. Ученикам необходимо чувствовать смысловую роль и сходство приставок и суффиксов и одновременно понимать их различия.
Структура содержания раздела «Состав слова»
в общеобразовательной программе «Классическая начальная школа» авт. Т.Г. Рамзаева.
Формирование представления о корне и однокоренных словах, о формах одного и того же слова программа предполагает во втором классе.
В понятие «корень» будет входить признак: главная смысловая часть, общая для однокоренных слов; позже, когда дети познакомятся с другими смысловыми частями слова(3 класс), сюда войдет еще один признак: часть слова, от которой с помощью приставок и суффиксов образуются новые слова.
2 класс – 10 часов изучают темы(13):
-Однокоренные слова (общее понятие). Корень слова.
-Признаки однокоренных слов.
-Выделение корня в однокоренных словах.
-Наблюдение за единообразным написанием корней в однокоренных словах.
-Проверка безударных гласных, парных глухих и звонких согласных путём изменения формы слова или подбора однокоренных слов.
-Правописание непроверяемых гласных в однокоренных словах.
Второй класс период, когда слово для младшего школьника становится предметом анализа с точки зрения главной составляющей морфемы корня слова. Со всеми другими морфемами (приставкой, суффиксом, окончанием) учащиеся познакомятся в 3 классе.
Знакомство со значащими частями слова, с морфемным составом слова программа предполагает в третьем классе. Учащиеся знакомятся с функцией приставки: сообщать слову другое значение и тем самым превращать его в другое слово. Ещё учащиеся должны понять некоторые важнейшие значения суффиксов: образовывать разные части речи, помогать обозначать женский и мужской род имён существительных, обозначать отношение говорящего к предмету и признаку.
3 класс
· 66 часов изучают темы(13):
-Основа и окончание слова.
-Общее понятие о значимых частях слова – о корне, приставке, суффиксе, окончании.
-Наблюдение за изменением формы слова с помощью окончаний и образованием слов с помощью приставок и суффиксов, их сопоставление.
-Распознавание орфограмм в разных частях слова и особенности проверки их написания.
-Правописание и способы проверки орфограмм в корнях слов (сопоставление).
-Чередование согласных в корне слова.
-Приставка. Правописание приставок. Употребление в речи слов с приставками.
-Сопоставление приставок и предлогов.
-Разделительный Ъ в словах с приставками.
-Суффикс. Правописание суффиксов. Употребление в речи слов с суффиксами.
Основной, наиболее ответственной темой, связанной с изучением состава слова, и в частности, корня, является тема «Правописание безударных гласных корня».
Если во 2 классе усвоение правописания безударных гласных развивается на фонетической основе, то дальше формирование навыка писать безударные гласные должно идти иначе. Уже в третьем классе совершается переход на морфемную основу. Если ученик, верно, выделил в слове корень, прочитал его отдельно, обратил внимание на его графический образ, то этим уже в значительной мере обеспечено правильное написание гласной корня.
В 4 классе – углубление знаний о словообразовательной роли приставок и суффиксов в процессе изучения частей речи, формирование навыков правописания безударных падежных окончаний имён существительных и прилагательных, личных окончаний глаголов. Предметом усвоения при написании орфограмм в корне, приставке, окончании слова становится для обучающихся не только содержание орфографических правил, но и совокупность действий, выполняемых в определённом порядке в целях решения орфографической задачи. Сложные слова с соединительными гласными. Разбирают слова по составу и подбирают слова к схемам. Решение элементарных словообразовательных задач. Наблюдения над индивидуальным словотворчеством в поэзии и детской речи. Знакомство с неизменяемыми словами иностранного происхождения, у которых нет окончаний (кино, метро, пони) – это, по сути, проблема запоминания словарных слов.
4 класс - изучают темы(13):
-Разбор слов по составу.
-Несклоняемые имена существительные.
-Безударные окончания имён существительных, имён прилагательных, глаголов.
-Начальная форма глагола. Суффикс – ть, чь, -ти.
-Сложные слова.
-Орфограммы в корне слова.
-Орфограммы в суффиксе слова.
-Орфограммы в приставке слова.
-Глагольные суффиксы.
-Разбор слов разных частей речи по составу.
Результаты освоения раздела программы:
Обучающиеся должны знать:
-признаки однокоренных слов;
-части слова: корень, окончание, приставку, суффикс и их роль;
Обучающиеся должны уметь:
-выделять группы однокоренных слов;
- подбирать к данному слову однокоренные слова, относящиеся к разным частям речи;
- производить разбор слов по составу: находить окончание, выделять в слове корень, приставку и суффикс (простой лексический материал);
- различать слова, близкие по смыслу, а также слова, одинаковые по звучанию, но не однокоренные;
- активно пользоваться терминами и формулировками, представленными в учебнике по теме;
- находить в словах орфограммы на изученные правила и обосновывать их написание (морфологический принцип правописания);
Обучающиеся должны иметь:
- представления о смысловых связях слов друг с другом;
- прочные основы последующих шагов в овладении богатствами родного языка в развитии и совершенствовании своей речи;
- навык коллективной деятельности.
Содержание собственного педагогического опыта в реализации программы.
Я считаю, что работа в области состава слова состоит не только в том, чтобы сформировать умение морфемного разбора слова, но и в развитии способности более высокого уровня: умения ориентироваться в структуре слова, мгновенно распознавая те морфемы, которые определяют ход и результат языкового анализа, направленного на решение орфографической задачи. Другими словами, нужно учить детей с первых лет обучения в школе не только умению разбирать слова по составу, но и сформировать начальное представление о словообразовании и использовать результаты этих умений для правильного написания слова. Также использование элементов словообразования в системе начального обучения русскому языку способствует развитию у учащихся понятий и умений из области морфемики, в частности, умения использовать приём словообразовательного анализа как способ установления лексического значения слова, а также способствует развитию речевых умений, связанных с лексическим оформлением текста. Между тем, программа по русскому языку (автор Т.Г.Рамзаева) ограничивается исключительно вопросами морфемики, а при обучении родному языку используется в основном репродуктивный тип деятельности и работа по заданному алгоритму, что не дает простора для творчества, не способствует развитию мышления, абстрагированию, не готовит учащихся к языковому существованию в жизни. Благодатным материалом для решения задач развития мышления учащихся является словообразование, и моя задача состоит в том, чтобы полнее использовать эти возможности при обучении детей. Изучение морфемной структуры слов имеет важное значение в обучении правописанию, но при этом остаются без внимания «живые» словообразовательные связи. Другими словами, словообразовательные процессы остаются для учащихся закрытыми. Отмечая важность этой работы, её развивающий характер, я внесла изменения в содержание раздела «Состав слова».
Новизна работы: 1.Дополнение содержания раздела «Состав слова» представлением о словообразовании. 2.Совершенствование методики изучения морфемики в начальной школе. 3.Индивидуально-дифференцированный подход при изучении раздела «Состав слова».
Отмечая новизну подходов к структурированию содержания начального образования, следует особо отметить, что федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования дает реальную возможность дифференцировать процесс обучения. Определение четких границ между Обязательным минимумом и Требованиями позволяет обеспечить дифференциацию процесса обучения, поддержку, как детей, испытывающих трудности, так и наиболее успешных.
28 учащихся моего класса собраны вместе только по возрастному принципу без учета их интеллектуальных и индивидуальных способностей, они не могут равномерно и одинаково продвигаться вперед в усвоении знаний. Чтобы каждый мой ученик сознательно и прочно усваивал программный материал по теме «Состав слова. Словообразование», работал в полную меру своих сил, чувствовал уверенность в себе, я учебный процесс построила на основе принципа индивидуального подхода.(5)
На основе наблюдений над факторами словопроизводства мною разработана система упражнений, направленная на формирование у младших школьников способности к элементарному словообразовательному анализу. С помощью системы упражнений можно вводить такие понятия как «словообразовательная модель», «словообразовательное гнездо», «омонимия», «синонимия», «антонимия». Таким образом, были созданы условия для формирования научных представлений и понятий, что отвечает принципам ведущей роли теоретических знаний, научной достоверности в обучении русскому языку. Система упражнений предполагает использование учителем различных видов работ: индивидуальная, парная, групповая, фронтальная работа. Исключительно эффективным приемом, с помощью которого можно поднять морфемную структуру слова на уровень актуального осознания является работа со словообразовательными моделями слов.
Типы заданий, связанные с разнообразными направлениями в работе со словообразовательными моделями слов:
зрительное восприятие структуры слова по модели-рисунку;
накопление групп одноструктурных слов;
образование слов, соответствующих одной словообразовательной модели;
поиски загаданного слова по модели-подсказке;
Примеры заданий по каждому из названных направлений в работе со словообразовательными моделями на уроках русского языка в начальной школе изложены в Приложении 1.
Формирование умения проводить морфемно-орфографический анализ слова. Приведу только несколько направлений в моей работе, которые не получили пока широкого применения в школьной практике, но которые обладают высокой эффективностью и способствуют формированию умения проводить морфемно-орфографический анализ слова: -поморфемное проговаривание и поморфемное письмо; -работа с корнями-омофонами; Коротко охарактеризую каждое из названных направлений в орфографической работе на уроках русского языка в начальной школе.
1. Поморфемное проговаривание и поморфемное письмо. В отличие от слогового проговаривания, поморфемное требует четкого произнесения каждой морфемы в слове. Этот способ орфографического чтения является значительно более сложным для ребенка 2-3 классов, так как предполагает наличие способности вычленять морфемы в процессе записи слова и до записи его. Поморфемное проговаривание я сочетаю со слоговым. При этом сначала ученик проводит более привычную для него работу - по-слоговое проговаривание (сли-во-во-го со-ка), затем записывает слово (сливового сока) и после этого, зрительно воспринимая написанное слово, ученик пытается осмыслить его структуру и четко проговорить каждую морфему. Такой анализ я провожу на начальных этапах введения поморфемного проговаривания. Затем постепенно у детей формируется способность "увидеть" морфемную структуру слова до его записи, отчетливо проговорить каждую морфему слова (лис-ят-а, пере-чит-а-ешъ) и после этого безошибочно записать его по морфемам. Прием поморфемного проговаривания подкрепляю и поморфемным написанием слова. Этот прием заключается в том, что при записи слова в нем с помощью черточек отделяется одна морфема от другой(верх-ушк-а, верш-ин-а, вод-ян-ой, вод-ичк-а). Эта несложная в техническом исполнении запись почти не используется в практике преподавания русского языка. Во многом это объясняется тем, что введенные в школьное обучение графические символы морфем приучили требовать от ученика такой последовательности в выполнении разбора слова по составу: сначала запиши слово -> затем выдели в нем значимые части. При поморфемном письме ученик одновременно выполняет орфографический и морфемный анализ, точнее, осмысляет морфемный состав слова в процессе его написания. Такой подход к написанию трудно формируется, требует достаточно много временных затрат, но дает высокую отдачу, поскольку напрямую связан с осознанием основ - главного принципа русского правописания и формирует способность опираться на морфемный состав слова в процессе его написания. Способом поморфемной записи (с соответствующим поморфемным комментированием, проговариванием) можно оформлять не только отдельные слова, словосочетания, но и тексты, которые предлагаются детям в процессе зрительного восприятия (списывание) или восприятия на слух (различные виды диктовок). Таким образом, в ходе поморфемного письма и поморфемного проговаривания отрабатывается важное умение совмещать в процессе записи слова морфемный и орфографический анализ. При такой работе лучше запоминается графический образ многих морфем, они быстрее "узнаются" в слове. Именно на выработку этой способности и направлены данные приемы обучения.
2. Работа с корнями-омофонами. Анализ слов-омофонов (спеш у - с пиш у), а также слов с корнями-омофонами (при мер я ть - при мир я ть) помогает в процессе орфографического анализа обратить внимание школьников на структурно-семантические отличия данных слов (по сид е тъ - по сед е тъ, про жи ва тъ - про жев а тъ). Корневая часть этих слов звучит одинаково, школьники часто устанавливают ложные семантические и словообразовательные связи между ними, что и приводит к ошибкам. Работа с такими словами способствует усилению семантической направленности в обучении орфографии. Я считаю, что данный аспект в преподавании, является чрезвычайно важным, поскольку ученики, как правило, не осознают, что "роль значения можно свести к роли "стоп-сигнала", запрещающего относить некоторые слова к данному корню". Работа с такими словами направлена на то, чтобы привлечь внимание ребенка к семантике морфем, добиться того, чтобы они ощутили, "увидели" этот "стоп-сигнал" и научились им пользоваться в процессе письма.
Способы дифференциации учебного материала.
В учебник русского языка под редакцией Рамзаевой Т. Г., по которому занимаются учащиеся моего класса, к сожалению, не заложен материал для осуществления принципа индивидуального подхода к учащимся, использование только данных заданий учебника совсем не позволяет осуществлять дифференцированный подход к обучению школьников. Я не стала ограничиваться рамками учебника, а самостоятельно разработала систему упражнений, в которых дифференцирую содержание учебных заданий и применяю разные способы организации работы учащихся. Используя методы дифференциации на уроках, я хочу добиться, чтобы каждый ребенок сознательно и прочно усваивал программный материал, продвигался в развитии, стараюсь формировать у детей интерес к русскому языку, расширить кругозор школьников, а главное, чтобы учащиеся, имеющие более высокий потенциал познавательных и интеллектуальных возможностей, приобретали опыт творческой деятельности. (5) (Приложение 1).
Диагностика.
На этапе закрепления темы «Состав слова.» были проведены диагностические задания.
Цель: проверить знания состава слова, умение различать обязательные и необязательные значимые части слова, определять морфемный состав слова в процессе соотнесения слов с предложенной схемой, применять известный алгоритм разбора слова по составу в нестандартной ситуации, проводить анализ морфемного состава слова на материале искусственного языка.
Контрольно- измерительные материалы диагностики, её результаты и анализ выполнения подробно изложены в Приложении 2.
Заключение. Анализ результатов диагностики позволяет сделать следующие выводы. Дифференциацию процесса обучения важно применять на уроках русского языка при изучении состава слова и словообразования, потому что умелое её применение побуждает к активной учебной деятельности, вызывает массу положительных эмоций, способствует формированию мотивации учения школьников. Именно на таких уроках детям особенно интересно. На фоне положительных эмоций детьми лучше усваивается учебный материал, работоспособность учащихся значительно повышается. На этих уроках удаётся заставить работать каждого ребёнка. Профессионализм, любовь к детям, ответственное отношение к их судьбе, к их будущему, постоянное самообразование, поиск, творчество помогут каждому учителю уже при обучении детей составу слов, заложить прочные основы последующих шагов ребенка в овладении богатствами родного языка в развитии и совершенствовании своей речи. Чтобы правильно вести работу по морфемике, учителю необходимо постоянно помнить некоторые важные языковые закономерности. Морфема - это минимальная значимая часть слова, которая, как и всякая другая языковая единица, имеет две неразрывно связанные между собою стороны: внешнюю и внутреннюю. Морфема выделяется в ряду слов, имеющих сходство по указанным двум признакам: общность в значении и фонемном составе. Постоянное внимание учителя к тому, что в нашем языке возможны морфемы-синонимы, омонимичные значимые части и т.п., создает у учащихся представление о неисчерпаемом богатстве языка, его безграничных возможностях для выражения всех оттенков мысли.
Литература.
Бударный А. А. Индивидуальный поход в обучении // Советская педагогика. 1965. №7.
Бутузов И. Т. Дифференцированное обучение - важное дидактическое средство эффективного обучения школьников. М., 1968.
Выготский Л. С. Педагогическая психология. М., 1991.
Дворникова Е.В. Развитие у первоклассников языковой чувствительности к морфеме // Начальная школа. – 2006. - №11.
Деменева Н. Н. Дифференциация учебной работы младших
школьников на уроках математики. Н. Новгород. Нижегородский
гуманитарный центр. 2002.
Евсюкова Г.Л. Работа над морфемным составом слова (суффиксы) // Начальная школа. – 2008. - №3.
7. Из опыта учителей г. Белгорода. Формирование логического
мышления учащихся при обучении словообразованию // Начальная
школа. 1994. №12.
8.Лукиных Н.В. Использование заданной системы при формировании
морфемных и словообразовательных понятий у младших школьников
// Начальная школа. – 2005. - №9.
Мережко Е. Г. Словообразовательный анализ на уроках русского языка // Начальная школа. 1996.№6
Кудряшева (Таратова) М. Г. Словообразовательный анализ в системе развивающего обучения // Начальная школа. 2001. № 10.
11.Полякова А. В. Дидактический материал с творческими заданиями
по русскому языку. М., 1993.
Рамзаева Т. Г. Русский язык, учебник для 3 кл., Москва, 2007.
Рамзаева Т. Г. . Русский язык, книга для учителя, 2,3,4 классы. Москва, Дрофа, 2004.
14. Суворова Г. Ф. Особенности индивидуального подхода при
обучении // Начальная школа. 1986. №11.
15. Унт И.Э. Индивидуализация и дифференциация обучения. М., 1990.
16. Ушинский К. Д. О первоначальном преподавании русского языка.
Собр. соч.- М., 1949.- с. 353.
17. Шабалина З. П. Дифференцированный подход в обучении младших
школьников // Начальная школа. 1990.№6.
Приложение 1 Работа со словообразовательными моделями слов. 1. Зрительное восприятие структуры слова по модели-рисунку.
Именно с заданий этого типа лучше всего начать работу со словообразовательными моделями в начальных классах. Особенностью этих заданий является необычная графическая подача словообразовательной модели: корневые пустоты заполняются рисунком, который дает информацию о значении этой морфемы в слове. При этом учащиеся зрительно воспринимают морфемную структуру слова в целом. В процессе анализа модели-рисунка идет накопление информации о возможном строении слов в русском языке, запечатлевается графический образ многих суффиксов, приставок и окончаний, а также постепенно перед учениками раскрывается одно из самых важных свойств морфем: это не простое сочетание букв (или звуков), это смыслы, значения, которые передают важную информацию о слове.
2. Накопление групп одноструктурных слов. Это очень важное направление в работе со словообразовательными моделями. Заключается оно в том, что постепенно учащиеся накапливают определенное количество словообразовательных моделей и соотносящихся с ними перечней корней. Начинается такая работа с анализа, например, записи, которую учитель делает на доске. -еньк- -ий- : -оват- -ый-:
-бодр- -сер- -голуб- -бел- -мал- -красн- -слад- -стар-
Характер записи определяет существо учебной деятельности учащихся. Во-первых, нужно внимательно рассмотреть словообразовательную модель и попробовать отгадать слова, которые "спрятаны" в этой записи. Во-вторых, нужно соотнести словообразовательную модель с перечисленными корнями. Предлагаемый список корневых морфем (кстати, на уроке можно использовать не весь список, а, к примеру, только два корня) помогает ученику еще до записи "увидеть" в словообразовательной модели зашифрованные слова. Третье - это запись зашифрованных слов с указанием их морфемного состава. И, наконец, четвёртое -необходимо определить значение суффикса –еньк-. Со временем перечень слов, соответствующих одной словообразовательной модели, ученики могут под руководством учителя дополнять другими примерами.
3. Поиск загаданного слова по модели-подсказке. Загадка как специфический вид дидактического материала довольно часто используется на уроках русского языка в начальных классах. В качестве подсказки может служить и словообразовательная модель. При этом привычная работа с загадками и разнообразными словесными играми приобретает особый обучающий смысл, так как нацеливает не только на поиски загаданного слова, но и дает при этом смысловые ориентиры, то есть грамматические и словообразовательные значения, выражаемые аффиксами.
Работа может сопровождаться дополнительными заданиями типа: - рассмотрите словообразовательную модель. Как вы думаете, какой частью речи будет загаданное слово. Можно ли что-нибудь сказать о значении этого слова? -используя словообразовательную модель, расскажите, существительным какого рода и какого склонения должно быть загаданное слово. - назовите два слова той же модели, что и слово-отгадка. Что общего во всех этих словах? Покажите, какой значимой частью слова они отличаются (корнем).
4. Образование слов, соответствующих одной словообразовательной модели. На основе этого вида заданий у учащихся формируется способность к проведению элементарного словообразовательного анализа, когда по заданной модели нужно образовать целый ряд слов. Формулировка заданий к таким упражнениям может звучать, например, так:
- от слов ... образуйте имена существительные (прилагательные, глаголы) по указанной модели; -напишите слова, которые образуются по данной модели; разберите эти слова по составу.
Для примера приведу несколько моделей и слова, от которых можно образовать по данным моделям новые.
ник (орех, осина, берёза); няк (береза, ива, дуб, известь);
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415
Выполнение подобного анализа способствует обогащению словарного запаса учащихся начальных классов, так как при образовании слов по моделям дети не только узнают новые для них слова, но и уточняют их значение (а значит, и написание, строение) слов известных.
Дифференциация содержания учебных заданий. ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ПО УРОВНЮ ТВОРЧЕСТВА.
С целью сознательного и более прочного усвоения детьми программного материала, развития у учащихся логического мышления, умения применять полученные знания в незнакомой ситуации, выполнять более сложные мыслительные действия, самостоятельно создавать новый продукт (группы слов, предложения и т. д.), приобретали опыт творческой деятельности, я дифференцирую задания по уровню творчества.
Дифференцированная методика проведения заданий на группировку предполагает предъявление заданий по двум-трем разновидностям инструкции (без изменения содержания работы) и переход от начальной более сложной формулировки задания к менее сложной, т.е. снижение трудности для ученика, убывание степени самостоятельности. Такой переход является основным дидактическим условием эффективного влияния на развитие мыслительной деятельности учащихся. Именно при этом условии обеспечивается соединение обучающей, развивающей и контролирующей функций учебных заданий. Такие задания не должны вначале содержать указания на способ выполнения задания, побуждая учащихся самостоятельно находить путь решения. Варианты снижения уровня трудности задания вступают в действие в случае, если ученик не может выполнить задание по предыдущей инструкции, после чего он отсылается к подсказывающим указаниям, организующим его деятельность.
При разработке заданий мною были использованы материалы учебников: Т. Г. Рамзаева. Русский язык, учебник для 3 класса, М. : Дрофа, 2007; А. В. Полякова. Дидактический материал с творческими заданиями по русскому языку. Москва, 1998; Нефёдова Е.А., Узорова О.В., Справочное пособие по русскому языку, ЗАО «Премьера» ГИППВ, 1999.
УСЛОВНЫЕ ОБОЗНАЧЕНИЯ:
1, 2, 3 группа – группы учащихся соответственно с низким,
средним и высоким уровнем обучаемости
· - материал, данный в учебнике.
· - задания, разработанные учителем.
ЗАДАНИЕ ( по упр. 62, Полякова А. В., Дидактический материал)
· 1 РИ (Разновидность инструкции), (высокий уровень).
Прочитайте. Распределите слова в две группы по составу слова.
Выпишите каждую группу в отдельный столбик. Обозначьте каждую группу схемой состава. СЕВЕР, УТРО, ДАЛЬ, ЗОЛОТО, МОРОЗ, ГОРОДА, ДОЖДЬ, ХЛЕБ, ДУБ, ИЮЛЬ, УМ. Подберите к меньшей группе слов однокоренные слова, обозначающие признаки предметов.
·2 РИ (средний уровень).
В один столбик выпиши слова, которые состоят из корня, в другой - слова, которые состоят из корня и окончания.
· 3 РИ (низкий уровень).
Для того, чтобы правильно найти корень, нужно подобрать к слову несколько родственных слов и выделить в них общую часть.
ЗАДАНИЕ ( по упр. 64, Полякова А. В., Дидактический материал)
НА ПОДБОР СЛОВ ПО ОБРАЗЦУ ДАННЫХ СЛОВ.
·1 РИ (высокий уровень).
Прочитайте слова. К каждому слову подберите и запишите по два слова с таким же составом: ЧАС, ПОЛЁТ, СТЕБЕЛЁК.
· 2 РИ (средний уровень).
1)Прочитай слова. 2) Разбери слова по составу слова.
3) Подбери к каждому слову ещё два слова с таким же составом. Запиши свои слова.
· 3 РИ (низкий уровень).
1) Слово ЧАС состоит из корня. Подбери два слова, состоящие из корня, и запиши их.
2) Слово ПОЛЁТ состоит из корня и приставки. Подбери два слова, состоящие из корня и приставки. Запиши их.
3) Слово СТЕБЕЛЁК состоит из корня и суффикса. Подбери два слова, состоящие из корня и суффикса, и запиши их.
ЗАДАНИЕ ( по упр.169 , Рамзаева Т.Г., Русский язык, учебник для 3 кл.)
НА ГРУППИРОВКУ СЛОВ.
· 1 РИ (высокий уровень).
Прочитайте. Разбейте все слова на три группы и запишите каждую группу отдельно.
БЕРЁЗА, ЦВЕТОК, ГОЛОВА, ДЕНЬКИ, БЕРЁЗОНЬКА, МОРЕ, РЫБА, МОРСКОЙ, РЫБКА, ЧАШЕЧКА, ИВА, ГОЛОВУШКА, ЧАША, ДЕНЁК, ГРЯДОЧКА, РЕКА, ЛИСТОК, ИВУШКА, СТРЕЛОК, РЕЧЕНЬКА, ЦВЕТЫ, СТРЕЛА, ЛИСТЫ, ГРЯДА.
·2 РИ (средний уровень).
Все слова разбей на три группы по составу слова.
Обозначь каждую группу схемой состава слов, которые в неё входят.
· 3РИ (низкий уровень).
В одну группу выпиши слова, состоящие из корня и окончания, в другую – из корня и суффикса, в третью – из корня, суффикса и окончания.
ЗАДАНИЕ ( по упр.173, Рамзаева Т.Г., Русский язык, учебник для 3 кл.)
· 1 РИ (высокий и средний уровень).
Подберите и запишите в каждую графу таблицы, по три слова.
СОСТАВ СЛОВА.
Буква Н обозначает нулевое окончание.
корень, Н
корень, суффикс, Н
корень, суффикс, окончание
корень, окончание
приставка, корень, суффикс, окончание
· 2 РИ (низкий уровень).
Впиши в таблицу данные слова.
КЛЕВЕР, ЧЕСТНЫЙ, ПОРЯДКИ, ДОЖДЬ, ОСТРЫЙ, ГРИБКИ, НАГРУЗКА, СПОРЯТ, КОЛОС, КАРАНДАШИК, МОЛОДОЙ, ЗОНТИК, ВАЗОЧКА, КОСТЕРОК, ПОДКЛАДКА.
Несомненно, что предложенная мной выше дифференциация учебных заданий по уровню творчества является одновременно и дифференциацией по уровню трудности, поскольку задание продуктивного, творческого характера сложнее для детей, чем репродуктивное.
Но дифференциацию по уровню трудности нужно выделять и как самостоятельный способ организации учебной работы школьников. (5)
ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ УЧЕБНЫХ ЗАДАНИЙ ПО УРОВНЮ ТРУДНОСТИ.
Такой способ дифференциации предполагает либо усложнение, либо упрощение заданий для отдельных групп учащихся (5), чтобы каждый ребенок получал необходимую ему дозировку заданий, чувствовал уверенность в себе.
1 ВАРИАНТ (ЗАДАНИЕ ПОВЫШАЮЩЕЙСЯ ТРУДНОСТИ).
(по упр. 146, Рамзаева Т.Г., Русский язык, учебник для 3 кл.)
·
·
·
1 Группа 2 Группа 3 Группа
Базовое Услож- Более труд- Услож- Более труд-
задание нение ное задание нение ное задание,
чем в 1 гр. чем во 2 гр.
1 ГРУППА
2 ГРУППА
3 ГРУППА
1. Подберите к данным глаголам однокоренные глаголы с приставкой С- и запишите их.
Например: Намазать-смазать.
НАМАЗАТЬ, ЗАЛЕЗТЬ, ОТДАТЬ, НАКЛЕИТЬ, ПРОСИТЬ, ПРОЛЕТАТЬ, ПРИГОТОВИТЬ.
·2. Выделите в словах приставку С-.
· 2. Есть ли приставки в словах здание, здоровье, здесь.
Почему?
3. Выдели в них корень.
· 2.Вставь пропущенные буквы в слова:
...дание, ...доровье, ...десь.
3. Есть ли в них приставки? Почему? Выдели в них корень.
2 ВАРИАНТ (ЗАДАНИЯ РАЗНОГО УРОВНЯ ТРУДНОСТИ НА ВЫБОР УЧАЩИХСЯ).
(по упр. 92, Полякова А. В., Дидактический материал )
·
·
·
1 Группа 2 Группа 3 Группа
Более лег- Упро- Базовое Услож- Более трудное
кое задание. щение задание. нение задание.
1 ГРУППА
2 ГРУППА
3 ГРУППА
· 1. Спиши слова. Выдели в них корень и приставку. Подчеркни букву безударного гласного в приставках.
Надстроить, надписать, прочитал, проконтролировать,
надумать, нарисовал, подчистил, подклеить, отнесём,
отлетел, обложил,
обмотать, замерзать, затихли, подумали, посветлело, долетел,
досмотреть.
2. Выпишите приставки с гласной А и приставки с гласной О.
· 1. Спиши слова, вставляя пропущенные буквы О или А. Выдели в них корень и приставку. Подчеркни букву безударного гласного в приставках.
Н...дстроить, н...дписать, пр...читал, пр...контролировать,
н...думать, н...рисовал, п...дчистил, п...дклеить, ...тнесём, ...тлетел,
...бложил, ...бмотать, з...мерзать, з...тихли,
п...думали, п...светлело, д...летел, д...смотреть.
2. Выпишите приставки с гласной А и приставки с гласной О.
· 1. Спиши, вставляя пропущенные буквы. Выдели в них корень и приставку. Подчеркни букву безударного гласного в приставках.
Н...дстроить, н...дписать, пр...читал, пр...контролировать,
н...думать, н...рисовал,п...дчистил,
п...дклеить, ...тнесём,
...тлетел, ...бложил,
...бмотать, з...мерзать, з...тихли,
п...думали, п...светлело, д...летел,
д...смотреть.
2. Сделай вывод, какие приставки пишутся с гласной А, какие с гласной О. Запиши их.
ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ЗАДАНИЙ ПО ОБЪЕМУ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА.
Способ дифференциации по объёму предполагает, что несколько учащихся выполняют кроме основного задания ещё и дополнительные, обычно аналогичные данному, но можно предлагать в качестве дополнительного и творческие упражнения или более трудные. (5)
Необходимость в этом возникает потому, что ученики моего класса работают в разном темпе. Медлительные дети или ученики с низким уровнем обучаемости не успевают выполнить задание к моменту проверки в классе, им необходимо дополнительное время. Чтобы остальные дети с пользой проводили время, я даю им дополнительное задание.
ЗАДАНИЕ №1 ( по упр. 159, Рамзаева Т.Г., Русский язык, учебник для 3 кл.).
· Основное задание.
Образуйте прилагательные с помощью суффикса –Н-.
Запишите их. Суффикс выделите.
Укажите чередующиеся согласные звуки. ГОРА, ЖЕЛЕЗО, БАГАЖ, ЛЕС, БУМАГА, ВЕЧЕР, ЗВЕЗДА, СНЕГ, МОРОЗ, ХОЛОД, ДРУГ, ЧАЙ, РАДОСТЬ.
· Дополнительное задание (творческое упражнение). 1) От каких полученных прилагательных можно образовать существительные с помощью суффикса –ИК-? Запишите эти слова.
2) Сколько суффиксов в образованных существительных? Выделите их.
ЗАДАНИЕ №2 ( по упр. 273, Нефёдова Е.А.,Узорова О.В., Справочное пособие по русскому языку, ЗАО «Премьера» ГИППВ, 1999)
· Основное задание.
1) Образуйте слова с помощью суффикса –НИК-. Запишите их.
РАБОТА, ПУТЬ, ФОКУС, ЕЛЬ, ОСИНА, ЦВЕТЫ, ПОМОЩЬ, ОХОТА, ЗАЩИТА, МАЛИНА, СОВЕТ.
2) Почему некоторые слова получились с двойной согласной?
· Дополнительное задание (аналогичное данному).
От некоторых из данных слов образуйте существительные женского рода в единственном числе при помощи суффикса -НИЦ-. Запишите их.
Способы организации дифференцированной деятельности учащихся.
ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ РАБОТЫ ПО СТЕПЕНИ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ.
При таком способе работы задания не дифференцируются (дети выполняют одинаковые упражнения), но работа с детьми строится по-разному: одни это делают самостоятельно (чаще всего это третья группа, т. е. школьники с высоким уровнем обучаемости), другие дети включаются в самостоятельную работу после анализа предложенного образца или начала фронтальной работы. (5)
· Примеры дифференцированной работы по степени самостоятельности ( по упр. 65, Полякова А. В., Дидактический материал).
1. Ориентировочный этап.
Ознакомление с заданием:
1) От данных слов образуйте родственные существительные при помощи уменьшительно-ласкательных суффиксов. Запишите их.
СНЕГ, ПЕТУХ, ЛУГ, ДРУГ, БОК, ПИРОГ, РОГ, ПУХ, БАК, ШАГ, ТВОРОГ, ЖУК.
2)Сравните корни в каждой паре слов. В чем разница? 3)Выделите корни слов. Подчеркните чередование.
Те дети, кто понял задание, приступают к самостоятельной работе. Остальные - продолжают работать с учителем.
2 Этап. Анализ образца.
а) СНЕГ
- Образуйте родственное слово с помощью уменьшительно-ласкательного суффикса. (СНЕЖОК)
- Сравните корни. (-СНЕГ-, -СНЕЖ-)
- В чем разница? (В чередовании Г и Ж)
б) Запишем: СНЕГ-СНЕЖОК.
После этого этапа другая группа детей (обычно вторая группа со средним уровнем обучаемости) включается в самостоятельную работу. Другие ученики переходят к следующему этапу работы с учителем.
3 Этап. Выполнение части задания под руководством учителя.
К доске вызываются ученики, которые выполняют часть работы с комментированием. После этого этапа следующая часть учеников включается в самостоятельную работу.
4 Этап (для детей с низкой обучаемостью).
Всё задание выполняется под руководством учителя (ученики могут комментировать с места или у доски).
Для детей третьей группы, работавших самостоятельно и быстро выполнивших упражнение, дается дополнительное задание:
1) Из данного упражнения выпиши парами чередующиеся согласные в корне.
ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ РАБОТЫ ПО СТЕПЕНИ И ХАРАКТЕРУ ПОМОЩИ УЧАЩИМСЯ.
Во время самостоятельной работы детям, которые испытывают затруднения оказываю дозированную помощь. Эта помощь может быть:
- стимулирующая (в виде ободрения, помощи в организации работы, указания на ошибку);
- направляющая (в виде вспомогательных заданий, подготовительных упражнений, в виде «подсказок», т. е. карточек-помощниц, карточек-консультаций, образца рассуждения и оформления, теоретическая справка в виде правила, памятки и т. п.)
- обучающая (если ученик не может справиться с самостоятельной работой даже при направляющей помощи).
Оказание обучающей помощи строю в виде беседы, в которой намечаю последовательность работы, а ученик осуществляет её на конкретном материале. Но любую помощь прекращаю, как только ученик делает попытку выполнить задание самостоятельно.
· Примеры дифференциации с разными типами направляющей помощи.
1 Тип помощи (в виде вспомогательных заданий, подготовительных упражнений).
Учащимся с высокой обучаемостью сразу даю основное задание для самостоятельной работы и дополнительное задание для тех, кто быстро справится с работой.
Для ребят с низкой обучаемостью предлагаю сначала более простые задания, которые подготовят их к выполнению основной работы.
(по упр. 68, Полякова А. В., Дидактический материал )
· ВСПОМОГАТЕЛЬНОЕ ЗАДАНИЕ:
К данным словам первой строки подберите однокоренные прилагательные в ед. ч., а к словам второй строки – однокоренные существительные с суффиксом –К-.
Выделите корень. Подчеркните буквы безударных гласных в корне.
Например:
СКОЛЬЗИЛ-СКОЛЬЗКИЙ,
СПЕШИЛ-СПЕШКА.
СКОЛЬЗИЛ, ТЕСНОТА, СИНЯК.
СПЕШИЛ, КОЛОЛ, ПИЛИЛ.
· ОСНОВНОЕ ЗАДАНИЕ:
1) К данным словам подберите однокоренные так, чтобы они являлись проверочными к безударной гласной в корне. Запишите их.
Т...МНОТА, ОТЛ...ЧИТЬ, ПЛ...САЛ, Г...НЯЛ, Ч...СТОТА, В...СНА, ТР...СТИ, ГЛ...ТАЛ, Ч...ТАТЬ, Б...ДНОТА.
2) Выделите корень. Подчеркните буквы безударных гласных в корне.
· ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ЗАДАНИЕ (для детей третьей группы, быстро выполнивших основную работу):
1) Подберите к данным словам однокоренные проверочные слова-глаголы в прошедшем времени. Запишите их.
Н...СУТ, В...ЗУТ, СН...СТИ, ВСТ...ЮТ, П...СТУХ.
2) Выделите корень и подчеркните буквы безударных гласных в корне.
2 Тип помощи (помощь виде «подсказок»).
Использование карточек-помощниц, карточек-консультаций, записей на доске или использование необходимого материала в учебнике.
· ОСНОВНОЕ ЗАДАНИЕ:
1) Распределите слова на две группы. Выпишите каждую группу в отдельный столбик.
ДОМИК, ДОМЧАЛСЯ, УЕХАЛ, УЛЬИ, ЗАБОР, ЗАБЕЖАЛ, ПОДОШЕЛ, ПОБЕДИЛ, СКАЗАТЬ, СЛЕТЕТЬ, РАСТУТ, РАСКОЛ.
Учащимся 3 группы (с высокой обучаемостью) сразу дается основное задание, а учащимся 1 и 2 группы даются карточки-подсказки с необходимой помощью.
1 группа.
Внимательно прочитай пары слов. В одном из них есть приставка, а в другом нет.
Слова с приставкой пиши в один столбик, слова без приставки – в другой.
Например:
НАПИЛИТЬ НАЧАЛЬНИК
УБЕЖАЛ УДОЧКА.
2 группа.
1. Распредели слова на группы: с приставкой и без приставки.
ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ РАБОТЫ УЧАЩИХСЯ ПО ХАРАКТЕРУ ДЕЙСТВИЙ.
В зависимости от уровня интеллектуального развития ученики по-разному выполняют заданные действия: одним необходимо выполнять действия руками с предметами или их заместителями, другие дети выполняют все операции не руками, а глазом, третьи осуществляют действия без опоры на какие-либо внешние средства (в уме). Поэтому самостоятельную работу детей на уроке можно дифференцировать по характеру учебных действий (5).
Материализованные действия.
· Учащимся первой группы предлагаю использовать для составления слова разрезные карточки разного цвета.
Составьте из карточек слова. Укажите части слова.
ПОД
НИК СНЕЖ
ДЕВ
А ОЧК
ОЙ
ГОЛУБ
ПО
К И САД
БЕЛ
АЯ ЕНЬК
Перцептивные действия (вторая группа).
Операции выполняются не руками, а глазом.
· 1) Составьте слова. Укажите части слова.
ПОД, НИК, СНЕЖ
ДЕВ, А, ОЧК
ОЙ, ГОЛУБ
ПО, И, К, САД
ЕНЬК, АЯ, БЕЛ
Умственные действия (третья группа).
Действия осуществляются без опоры на какие-либо внешние средства, в уме.
· 1) Разберите слова по составу.
ПОДСНЕЖНИК, ДЕВОЧКА, ГОЛУБОЙ, ПОСАДКИ, БЕЛЕНЬКАЯ.
К каждому слову подберите и запишите слово с таким же составом.
Сочетание различных способов дифференциации.
Задания по выбору учащихся.
В своей работе я использую различные способы дифференциации одновременно. Обычно задания по уровню творчества сочетаю с заданиями по уровню трудности или объёму, в то же время, если необходимо, детям первой группы оказываю направляющую помощь в виде карточки – подсказки, т. е. одновременно применяю и дифференциацию по степени оказания помощи.
Вторая группа (средний уровень).
· ОСНОВНОЕ ЗАДАНИЕ:
1)Распределите слова на три группы. Укажите суффиксы.
КОРОВУШКА, ХВОСТИЩЕ, ПЕЧНИК, ЗУБИЩИ, КАМЕНЩИК, ЛУЧИК, БЕРЕЗОНЬКА, ТРАКТОРИСТ, СКРИПАЧ, ГЛАЗИЩИ, МУЗЫКАНТ, ХИТРЮЩИЙ, СТРЕЛОЧКА, БОЛЬШУЩИЙ, НАТАШЕНЬКА.
2) Подумайте, какое значение вносят суффиксы в слова данных групп.
Третья группа (высокий уровень).
· Выполняет основное и дополнительное творческое задание:
1) Допишите в каждый столбик по два слова.
Первая группа (низкий уровень).
· Выполняет основное задание с помощью индивидуальных карточек – помощниц:
1. Прочитай внимательно слова.
Определи, что общего в их значении.
Распредели на три группы по их значению.
2. Запиши по образцу:
ГОЛОВУШКА ДОМИЩЕ СТЕКОЛЬЩИК
... ... ...
Часто сочетание различных способов дифференциации я предлагаю учащимся выполнять по своему выбору. Они сами определяют, какой вариант задания будут выполнять. Это способствует формированию у младших школьников прогностической самооценки (ведь еще до начала работы ученик должен оценить свои возможности). Такая ситуация выбора оказывает положительное влияние на учебную мотивацию.
Приложение 2
Вводная диагностика.
Проверяемые знания, представления, умения:
представление о корне слова, однокоренных словах;
умение различать форму слова;
умение подбирать родственные слова к данному, выделять в них корень.
Задание №1
Выпиши только однокоренные слова, укажи корень:
Сапог, сапожник, сапоги. Сладкий ,сладкая, сладость.
Звонит, звонок, звонки. Гора ,горная ,горы.
Задание №2
К данным словам подбери и запиши однокоренные:
коза.-, звезда-, тетрадка-, крик-, берёзка-
Результаты диагностики:
Экспериментальный класс Контрольный класс
13 EMBED MSGraph.Chart.8 \s 1415
Диагностика (итоговая)
Тема «Состав слова».
Задание №1 Знаешь ли ты части слова? Выбери правильные ответы и обведи нужные буквы.
А Слово может состоять из корня и окончания. Б Слово может состоять из приставки и суффикса. В Слово может состоять из приставки, корня, суффикса и окончания. Г Слово может состоять из приставки, суффикса и окончания.
Задание №2
Умеешь ли ты подбирать слова к схеме? Обведи букву рядом со словами, которые соответствуют схеме:
А повозка Б пони В подснежник Г портрет Д поход
Задание №3 Умеешь ли ты разбирать необычные слова? В «сказочном» языке есть слово расмявка. Разбери его по составу, если известно, что:
Слово расмявка изменяется так: расмявка, расмявки, расмявке.
У этого слова есть родственные слова: расмяить, смява, смяжок, насмях.
В словах расмявка, гуковка, дюжавка одинаковый суффикс.
В словах расмявка, равука, раличка одинаковая приставка.
ОЦЕНКА ДИАГНОСТИЧЕСКИХ ЗАДАНИЙ
Задание №1 Оценка выполнения задания:
0 баллов - ученик выбрал неправильные утверждения: Б или Г.
1 балл - выбрано одно неверное утверждение (Б или Г) и одно верное утверждение (А или В).
2 балла - выбрано только одно из двух правильных утверждений: А или В, неверные не выбраны.
3 балла - задание выполнено полностью: выбраны оба правильных утверждения - А и В. Анализ выполнения задания и определение причин невыполнения или неполного - выполнения.
Для правильного выполнения задания ученик должен знать, что: корень является обязательной значимой частью слова; в словах русского языка возможны различные сочетания корня и других частей слова, например, корень + окончание, приставка + корень + окончание и т.д. Для правильного выполнения задания ученик должен уметь: точно понимать предложенное задание; при наличии двух правильных вариантов ответа находить оба.
0 баллов - ученик не выполнил задание, так как не усвоил, что корень является обязательной частью слова. Рекомендации: упражнения на закрепление знаний о составе слова 1 балл - ученик недостаточно четко усвоил, что наличие корня в слове обязательно, другие значимые части слова могут в слове быть, а могут отсутствовать.
Рекомендации: упражнения на выделение корня, приставки, суффикса и окончания в словах. 2 балла - ученик частично справился с заданием. Рекомендации: упражнения на работу со словами разного состава, на нахождение нескольких вариантов правильных ответов, на отработку гибкости мышления. 3 балла - ученик полностью справился с заданием.
Задание №2
Оценка выполнения задания: 1. 0 баллов - выбраны только ошибочные слова - пони, портрет, поход, одно или несколько. 2. 1 балл - выбрано одно слово из двух правильных (повозка или подснежник), при этом отмечены и слова, не соответствующие схеме. 3. 2 балла - выбрано а) одно слово из двух правильных (повозка или подснежник), ошибочные слова не выбраны; б) выбраны слова повозка и подснежник, а также одно ошибочное слово. 4. 3 балла - задание выполнено правильно: выбраны слова повозка и подснежник.
Анализ выполнения заданий и определение причин невыполнения или неполного выполнения. Для правильного выполнения задания ученик должен знать, что: наличие корня в словах обязательно; окончание отсутствует только в неизменяемых словах; нулевое окончание и его отсутствие - это не одно и то же; наличие приставки и суффикса необязательно, они могут быть в слове, а могут отсутствовать. Для правильного выполнения задания ученик должен уметь: соотносить слова с предложенной схемой, прибегая к разным способам работы: либо последовательно разбирая по составу каждое слово и сравнивая его состав с предложенной схемой, либо выполняя соотнесение «в уме».
0 баллов - ученик не выполнил задание, так как не смог сопоставить готовую схему со словами. Рекомендации: упражнения на последовательное проведение разбора слов по составу, на соотнесение разобранных по составу слов с предлагаемыми схемами. 1 балл - ученик не усвоил, что отсутствие окончания и нулевое окончание, это не одно и то же. Рекомендации: упражнения на разбор слов по составу с отсутствующим и нулевым окончанием. 2 балла - ученик частично справился с заданием. Например, выбрал только слово повозка, при этом не допустил других ошибок.
Рекомендации: упражнения на работу со словами разного состава, на нахождение нескольких вариантов правильных ответов 3 балла - ученик полностью справился с заданием.
Задание №3
Оценка выполнения задания: 1. 0 баллов - ни одна из значимых частей слова, кроме окончания, не выделена правильно. 2. 1 балл - в разборе слова допущена одна-две ошибки: какая-либо из значимых частей присоединена к другой, например, приставка объединена с корнем (расмя), часть суффикса объединена с корнем (смяв), суффикс и окончание выделены как одна часть слова (вка). 3. 2 балла - в разборе слова допущена одна ошибка: какая-либо из значимых частей не отмечена: окончание, приставка или другая значимая часть слова, например, расмявка. 4. 3 балла - задание полностью выполнено правильно: расмявка.
Анализ выполнения заданий и определение причин невыполнения или неполного выполнения.
Для правильного выполнения задания ученик должен владеть таким умственным действием, как перенос. Учащиеся должны использовать известный им алгоритм проведения морфемного анализа слова при работе с искусственным языком. 0 баллов - ученик не понимает принцип данного задания, не умеет анализировать предложенный алгоритм, не может провести морфемный анализ слова на искусственном языке. Рекомендации: отработать алгоритм проведения разбора слова по составу в стандартной ситуации. 1 балл - ученик допускает ошибки, присоединяя какую-либо из частей к предыдущей или последующей. Очевидно, что он не четко усвоил алгоритм разбора слова по составу и его последовательность. Рекомендации: выучить, в какой последовательности необходимо разбирать слово по составу и выполнить упражнения. 2 балла - ученик справился с заданием, но при этом не показал с помощью значка какую-нибудь из значимых частей, например, в схематическом изображении не поставил значок приставки, суффикса или окончания. Рекомендации: учиться оформлять на письме задания в соответствии с поставленной задачей. 3 балла - ученик полностью справился с заданием.
Итоги диагностики мы видим на диаграммах.
Задание№1 Экспериментальный класс Контрольный класс
13 EMBED MSGraph.Chart.8 \s 1415
Задание №2 Экспериментальный класс Контрольный класс
Рекомендации: на уроках использовать больше упражнений на соотнесение разобранных по составу слов с предлагаемыми схемами, упражнения на выделение корня, приставки, суффикса и окончания в словах.
Задание №3
Экспериментальный класс Контрольный класс
Рекомендации: на уроках отработать алгоритм проведения разбора слова по составу в стандартной ситуации и нестандартной.
13PAGE 15
13PAGE 14115
13 EMBED MSGraph.Chart.8 \s 1415
13 EMBED MSGraph.Chart.8 \s 1415
13 EMBED MSGraph.Chart.8 \s 1415
13 EMBED MSGraph.Chart.8 \s 1415
13 EMBED MSGraph.Chart.8 \s 1415
13 EMBED MSGraph.Chart.8 \s 1415
Root Entry_-* #,##0_р_._-;\-* #,##0_р_._-;_-* "-"_р_._-;_-@_-О{,;
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·_-* #,##0.00_р_._-;\-* #,##0.00_р_._-;_-* "-"??_р_._-;_-@_-1"
·
·Arial Cyr1"
·
·Arial Cyr1"Г
·
·Arial Cyr1"№
·
·Arial Cyr1"ж
·
·Arial Cyr1"Є
·
·Arial Cyr1" Arial Cyr1"р
·
·Arial Cyr1"И
·
·Arial Cyr=
·
·
·
·1-2 ошибки