Укрепление здоровья учащихся через учебную и внеклассную работу
Здоровьесбережение, сохранение здоровья учащихся с помощью педагогических средств, способов, приемов
Габдрасулин Е. Г.
КГУ «Средняя школа № 42»
акимата города Усть-Каменогорска
УКРЕПЛЕНИЕ ЗДОРОВЬЯ УЧАЩИХСЯ ЧЕРЕЗ УЧЕБНУЮ И ВНЕКЛАССНУЮ РАБОТУ
В настоящее время политика государства направлена на то, чтобы сохранить и укрепить здоровье школьников. Закон РК «Об образовании» в качестве одной из приоритетных целей ставит сохранение и укрепление здоровья обучаемых. В Государственном образовательном стандарте общего образования поставлены задачи воспитания у учащихся ценностного и бережного отношения к собственному здоровью, сохранения его на основе использования знаний и умений в повседневной жизни, овладения технологиями оздоровительных систем. В то же время в стране в последнее десятилетие наблюдается устойчивое ухудшение состояния здоровья учащихся. В современных казахстанских школах с жесткой унификацией и стандартизацией образовательного процесса состояние здоровья учащихся учитывается недостаточно. В большинстве из них работа по сохранению и укреплению здоровья носит стихийный, эпизодический характер.
У учащихся не сформировано ценностное отношение к собственному здоровью, большинство из них имеет низкий уровень знаний по проблеме здоровьесбережения, не владеют элементарными умениями и навыками по сохранению собственного здоровья. Анализ официальных документов, теоретических источников по исследуемой проблеме показывает, что современный школьник:
должен обладать знаниями о человеческом организме;
быть компетентным в области сохранения своего здоровья;
знать о влиянии физической культуры и здорового образа жизни на предупреждение и развитие заболеваний;
владеть способами сохранения своего здоровья;
выполнять комплексы упражнений снятия утомления и повышения работоспособности;
осуществлять самоконтроль за состоянием своего здоровья, т. е обладать высоким уровнем культуры здоровья.
Одним из путей достижения такого уровня является формирование готовности учащихся к здоровьесбережению. Вместе с тем следует отметить, что, несмотря на повышенный интерес к исследуемой проблеме, недостаточное внимание уделяется ее педагогическим аспектам, в основном рассматриваются медико-гигиенические вопросы.
Физические упражнения - важнейший фактор сохранения и укрепление здоровья обучаемых. Основными факторами востребованности в решении проблемы здоровьесбережения в школе является ухудшение общего состояния здоровья учащихся и значительные перегрузки. Сущностью здоровьесбережения является сохранение здоровья учащихся с помощью педагогических средств, способов, приемов. Цель здоровьесбережения это создание условий и проведение мероприятий, направленных на сохранение учащихся. Основными задачами здоровьесбережения являются:
Формирование потребностей учащихся в сохранении и укрепление своего здоровья.
Создание в общеобразовательной школе здоровьесберегающей среды.
Информационное обеспечение процесса здоровьесбережения.
Применение в учебно-воспитательном процессе здоровьесберегающих потребностей.
В условиях интенсивных социально-экономических преобразований, активизации инновационных процессов в педагогике, перехода школы к профильному обучению актуальными становятся проблемы формирования здорового образа жизни и сохранения здоровья учащихся в ходе учебно-воспитательного процесса. Вопросы здоровьесбережения актуализируются проявлением устойчивой тенденции увеличения численности учащихся с физическими и психическими отклонениями в школе. Проведенный анализ использования здоровьесберегающих технологий показывает, что существенный эффект приносит применение педагогических средств в процессе сохранения и укрепления здоровья учащихся.
Таким образом, поиск путей сохранения здоровья учащихся в процессе обучения и воспитания в школе имеет важное значение. Одним из направлений сохранения здоровья учащихся является формирование готовности к здоровьесбережению, т.е. развитие личностных качеств, основным содержанием которого является формирование бережного отношения к своему здоровью, обеспечение знаниями и умениями по его сохранению.
Организация программно-информационного обеспечения позволяет:
определить содержание формирования готовности учащихся к здоровьесбережению в учебном процессе и во внеклассной работе;
разнообразить формы и методы работы с учащимися по здоровьесбережению.
Интеграция учебно-предметной, внеклассной работы по здоровьесбережению учащихся создает возможности использования преемственных средств, форм и методов здоровьесбережения; объединения усилий учителей, медицинских работников, психологов по сохранению и укреплению здоровья учащихся школы. Система школьной жизни немилосердно подавляет двигательную потребность ребенка. Вполне понятно, что нельзя насильно заставить школьника заботиться о своем здоровье, для этого нужны определенные стимулы. Задача учителя состоит в том, чтобы вселить в ребенка уверенность, что от него самого зависит решение проблемы и достижение успеха, что двигательная активность и любое его проявление найдут поддержку и одобрение со стороны учителя.
Двигательная активность формируется успешнее, если физические упражнения выполняются охотно и радостно. Более высокая работоспособность и стремление к дальнейшему овладению двигательными навыками проявляется при использовании оценивания достижения детей исходя из принципа личностно – ориентированного обучения по системе «Соревнование с самим собой». Эта система лучше способствует приобщению учащихся к урокам физической культуры. Содействует развитию у детей ощущения свободы, достижения внутренней собранности посредством оптимальной психологической рискованности, повышает эмоциональный настрой каждого учащегося, помогает избежать состояния боязни и страха выполнения физических упражнений, развития негативных эмоций. Способности у всех детей разные, зачастую они не лежат на поверхности. Видеть их, и помогать им раскрыться задача педагога. На первых уроках физкультуры, особенно в младших классах, необходимо представить учащимся такой материал, который объяснит им, что занятия физкультурой – это основа успеха на всех этапах человеческой жизни, что здоровье - это источник необходимый человеку для восстановления как физических, так и духовных сил.
Исследование собственных способностей – одно из самых важных направлений современного урока физкультуры. Для этого используются различные способы: анкетный способ, изучение личной медицинской карты, исследование своих двигательных способностей, исследование причин лишнего веса, быстрой усталости на уроках, исследование психологических факторов, мешающих учащимся успешно заниматься физической культурой. После проведения данных исследований и анализа их с помощью учителя очень важно поставить определённые цели, выполнение которых постоянно контролируется как учителем, так и самим учеником.
При проведении уроков необходимо использовать знания о психическом и физическом развитии учащихся, обучать способам закаливания для повышения сопротивляемости организма неблагоприятным воздействиям внешней среды, вести работа над формированием у учащихся потребности в укреплении здоровья и мотивации к рациональной двигательной активности.
На занятиях учитывается физическая подготовка учащихся, их индивидуальные особенности, учащимся предоставляется различная по сложности нагрузка. Осуществляя компетентностный подход, формируются и развиваются специальные и ключевые компетенции учащихся, повышается мотивация обучающихся к учебным занятиям.
Уроки, проводимые на достаточном организационном и научно-методическом уровне с максимальной двигательной и моторной плотностью, содействуют укреплению здоровья, хорошей физической подготовке школьников. Благодаря дифференцированному и индивидуальному подходу к обучающимся, использованию межпредметных связей, учащиеся получают сведения в области гигиены, владеют навыками самоконтроля, учатся анализировать, сопоставлять факты, активно оперировать полученными знаниями, умениями и навыками. Регулирование нагрузки в уроке: осуществляется за счет правильного выбора методов организации деятельности (фронтальные, групповые, круговые, индивидуальные), целесообразного выбора методов выполнения физических упражнений (поточный, поочередный, одновременный), за счет применения ориентиров, указателей, ограничителей, упражнений в сопротивлении, применения игр и эстафет, использования ритмической гимнастики, за счет изменения любой черты техники (положение тела, направление движения, форма траектории, скорости, темпа, ритма). На уроке решаются такие задачи физического воспитания учащихся, как укрепление здоровья, повышение работоспособности, воспитание потребности в систематических занятиях физическими упражнениями, развитие волевых качеств личности, творческих способностей учащихся и привитие здорового образа жизни. Развивается физическая выносливость, дух спортивного соперничества. А все это на спортивных соревнованиях способствует достижению уровня спортивных успехов.
Прежде всего, следует помнить, что двигательная деятельность является регулятором развития всего организма. Исследования показывают, что двигательные качества являются способностью человека к мобилизации всех функций, дающих возможность человеку удачно адаптироваться в любых условиях.
ЛИТЕРАТУРА
Плигин А. А. Образовательная технология и обучение педагогов основам её проектирования. // Школьные технологии.- 2008.- №2.
Тихонова Н. Создание ситуации успеха на уроках и во внеурочное время. // Голос & видение. – 2006. № 4.
‘ђЗаголовок 1Заголовок 215