Рабочая программа по дисциплине Стандартизация, метрология и подтверждение качества для специальности 38.02.04 Коммерция (по отраслям)
Министерство образования и науки Самарской области
Государственное автономное профессиональное
образовательное учреждение Самарской области
«Тольяттинский индустриально-педагогический колледж»
Рабочая ПРОГРАММа УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
СТАНДАРТИЗАЦИЯ, МЕТРОЛОГИЯ И ПОДТВЕРЖДЕНИЕ КАЧЕСТВА
2015 г.
РАССМОТРЕНО
на заседании
отделения сервисных технологий
Протокол № от «____» 2015 г.
Руководитель ОПОП __________(И.С. Лебедева)
УТВЕРЖДЕНО
Директор ____________С.Н. Чернова
«_____» _______________ 2015 г.
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальности среднего профессионального образования (далее СПО) 38.02.04 Коммерция (по отраслям).
Организация-разработчик: ГАПОУ СО «Тольяттинский индустриально-педагогический колледж».
Разработчик:
Бабушкина О.А. – заведующий отделением сервисных технологий, преподаватель общепрофессиональных и специальных дисциплин, высшей квалификационной категории.
СОДЕРЖАНИЕ
стр.
ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
4
СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
6
условия реализации программы учебной дисциплины
9
Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины
10
1. паспорт ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
СТАНДАРТИЗАЦИЯ, МЕТРОЛОГИЯ И ПОДТВЕРЖДЕНИЕ КАЧЕСТВА
1.1. Область применения программы
Программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО 38.02.04 Коммерция (по отраслям).
1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: дисциплина входит в профессиональный цикл
как общепрофессиональная дисциплина.
1.3. Цели и задачи дисциплины - требования к результатам освоения дисциплины:
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
- работать со стандартами при приемке товаров по качеству и отпуске их при реализации;
- осуществлять контроль за соблюдением обязательных требований нормативных документов, а также требований на добровольной основе ГОСТ, ГОСТ Р, ТУ;
- переводить внесистемные единицы измерений в единицы Международной системы (СИ).
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
- основы стандартизации, метрологии, оценки соответствия: контроля и подтверждения соответствия - сертификации соответствия и декларирования соответствия;
- основные понятия, цели, задачи, принципы, объекты, субъекты, средства, методы, нормативно-правовую базу стандартизации, метрологии, подтверждения соответствия и контроля;
- основные положения Национальной системы стандартизации.
Общие компетенции, формируемые в результате освоения дисциплины:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 7. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
ОК 12. Соблюдать действующее законодательство и обязательные требования нормативных документов, а также требования стандартов, технических условий.
Профессиональные компетенции, формируемые в результате освоения дисциплины:
ПК 1.3. Принимать товары по количеству и качеству.
ПК 1.6. Участвовать в работе по подготовке организации к добровольной сертификации услуг.
ПК 3.1. Участвовать в формировании ассортимента в соответствии с ассортиментной политикой организации, определять номенклатуру показателей качества товаров.
ПК 3.3. Оценивать и расшифровывать маркировку в соответствии с установленными требованиями.
ПК 3.4. Классифицировать товары, идентифицировать их ассортиментную принадлежность, оценивать качество, диагностировать дефекты, определять градации качества.
ПК 3.6. Обеспечивать соблюдение санитарно-эпидемиологических требований к товарам и упаковке, оценивать качество процессов в соответствии с установленными требованиями.
ПК 3.7. Производить измерения товаров и других объектов, переводить внесистемные единицы измерений в системные.
ПК 3.8. Работать с документами по подтверждению соответствия, принимать участие в мероприятиях по контролю.
1.4. Количество часов на освоение программы дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 54 часа, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 36 часов;
самостоятельной работы обучающегося 18 часов.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной программы
Объём часов
Максимальная учебная нагрузка (всего)
54
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
36
в том числе:
лабораторные занятия
0
практические занятия
14
контрольные работы
0
курсовая работа (проект)
0
Самостоятельная работа обучающегося (всего)
18
в том числе:
самостоятельная работа над курсовой работой (проектом)
0
- систематическая проработка конспектов занятий;
- самостоятельная работа с учебником и справочной литературой;
- решение задач;
- выполнение отчётных работ к практическим и лабораторным работам;
- подготовка реферата.
4
14
0
0
0
Итоговая аттестация в форме экзамена
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины
Наименование разделов и тем
Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (проект)
Объем часов
Уровень освоения
1
2
3
4
Раздел 1.
Основы стандартизации
28
Тема 1.1.
Методологические основы стандартизации
Содержание учебного материала
6
2
1.
Основные понятия, цели, задачи стандартизации.
2.
Принципы и методы стандартизации.
3.
Объекты и субъекты. Средства стандартизации.
Практические занятия
4
1.
Анализ структуры стандартов разных видов на соответствие требованиям ГОСТ Р при приемке товаров по качеству и отпуске их при реализации.
Самостоятельная работа обучающихся
6
Международное и региональное сотрудничество в области стандартизации.
·
Тема 1.2.
Основные положения Национальной системы стандартизации
Содержание учебного материала
4
2
1.
Классификационные признаки. Правила разработки и утверждения национальных стандартов. Порядок применения национальных стандартов
2.
Методы принятия национальных стандартов в качестве международных. Нормативно – правовая база стандартизации.
Практические занятия
4
1.
Изучение правовой основы технического регулирования (контроль за соблюдением обязательных требований нормативных документов, требований на добровольной основе).
2.
Решение ситуационных задач.
Самостоятельная работа обучающихся
4
Правила построения и изложения национальных стандартов РФ, общие требования к их содержанию.
Раздел 2.
Основы метрологии
16
Тема 2.1.
Структурные элементы метрологии
Содержание учебного материала
6
3
1.
Основные понятия, цели, задачи метрологии
2.
Принципы метрологии.
3.
Объекты и субъекты метрологии.
Практические занятия
2
1.
Перевод внесистемные единицы измерений в единицы Международной системы (СИ).
Тема 2.2.
Средства и методы измерений
Содержание учебного материала
2
3
1.
Средства измерений: определение, классификация, назначение.
2.
Эталонная база, порядок и правила проведения поверки средств измерений.
3.
Методы измерений: понятие, классификация, характеристика, выбор.
4.
Погрешности: определение, классификация, причины возникновения, способы обнаружения и пути устранения при измерениях.
Практические занятия
2
1.
Математическая обработка результатов наблюдений при проведении многократных измерений. Расчет погрешностей.
Самостоятельная работа обучающихся
4
Государственная система обеспечения единства измерений (ГСИ).
Раздел 3.
Оценка соответствия
10
Тема 3. 1.
Оценка соответствия: контроля и подтверждения соответствия
Содержание учебного материала
1.
Оценка и подтверждение соответствия: понятие, формы, назначение, значение сертификации в рыночных условиях.
4
3
2.
Структурные элементы сертификации и декларирования соответствия: цели задачи, принципы, объекты и субъекты, методы, нормативно – правовая база.
3.
Контроль подтверждения качества: понятие, классификация контроля по разным признакам. Общность и различия испытаний, контроля и сертификации.
Практические занятия
2
1.
Изучение порядка проведения сертификации и декларирования товаров и услуг. Ознакомление с правилами заполнения бланков сертификатов.
Самостоятельная работа обучающихся
4
Ознакомление с обязательной и добровольной сертификацией.
Всего
54
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством.
3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач).
3. условия реализации программы дисциплины
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета «Стандартизация, метрология и подтверждение качества».
Оборудование учебного кабинета:
- посадочные места по количеству обучающихся;
- рабочее место преподавателя;
- рабочая программа;
- календарно-тематический план.
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, дополнительной литературы
Основная литература
Кошевая И.П., Канке А.А. Метрология, стандартизация, сертификация: учебник. - М.: ИД «ФОРУМ»: ИНФРА – М, 2015.
Лифиц И.М. Основы стандартизации, метрологии и управление качеством товаров. – М.: Изд. ЮНИТИ, 2015.
Дополнительная литература
Гутарова И.А. Стандартизация. Метрология. Сертификация: учебно-практическое пособие. – М.: «Издательство ПРИОР», 2014.
Карташова Л.В., Николаева М.А. Метрология, стандартизация, сертификация. Тесты программированного контроля. – М.: ОЦПКТ, 2015.
Клевлеев В.М. Метрология, стандартизация и сертификация: учебник – М.: Форум: ИНФРА – М.: 2014.
Козлова А.В. Стандартизация, метрология, сертификация в общественном питании: Учебник для студентов учреждений сред. Проф. Образования – М.: Издательский центр «Академия», мастерство, 2015.
Крылова Г.Д. Основы стандартизации, сертификации, метрологии: учебник для вузов 3-е изд. Перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ – Диана, 2014.
Яблонский О.П., Иванова В.А. Основы стандартизации, метрологии, сертификации: Учебник /Серия: Высшее образование». – Ростов н/Д: Феникс, 2013.
Интернет-ресурсы
http:/ www. gaudeamus.omskcity.com PDF_library_economic_
http:/ www. businesspress.ru – Деловая пресса;
http:/ www. garant.ru – Гарант;
http:/ www. nta – rus. ru – Национальная торговая ассоциация;
http:/ www. rbc. ru – РосБизнесКонсалтинг;
http:/ www. torgrus. ru – Новости и технологии торгового бизнеса.
4. Контроль и оценка результатов освоения Дисциплины
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.
Результаты обучения
(освоенные умения, усвоенные знания)
Формы и методы контроля и оценки результатов обучения
Уметь:
работать со стандартами при приемке товаров по качеству и отпуске их при реализации
экспертная оценка защиты практического занятия – устный опрос
осуществлять контроль за соблюдением обязательных требований нормативных документов, а также требований на добровольной основе ГОСТ, ГОСТ Р, ТУ
экспертная оценка защиты практического занятия – письменный опрос
переводить внесистемные единицы измерений в единицы Международной системы (СИ)
экспертная оценка защиты практического занятия – устный опрос
Знать:
основы стандартизации, метрологии, оценки соответствия: контроля и подтверждения соответствия – сертификации соответствия и декларирования соответствия
тестирование
основные понятия, цели, задачи, принципы, объекты, субъекты, средства, методы, нормативно – правовую базу стандартизации, метрологии, подтверждения соответствия и контроля
тестирование - компьютерный тест контроль
основные положения Национальной системы стандартизации
тестирование
13PAGE 15
13PAGE 14915
Заголовок 1Заголовок 2Заголовок 315