Урок по географии на тему: Размещение и миграции населения (10 класс)

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Мало-Шелемишевская средняя общеобразовательная школа»
Скопинский муниципальный район Рязанская область









Конспект урока
по географии в 10 классе.
Тема : «Размещение и миграции населения».




Учитель Хохлова В.А.





2016г.
Тема урока: «Размещение и миграции населения».
Цели:
Образовательная: сформировать представления об особенностях размещения населения по планете; познакомить с основными миграционными явлениями в мире
Развивающая: продолжить обучение интеллектуальным приемам самостоятельной познавательной деятельности, оформление выводов; развитие логического мышления; формирование потребности в приобретении знаний, способствовать развитию умений и навыков исследовательской деятельности
Воспитательная: формировать устойчивый познавательный интерес
Задачи:
- изучить особенности размещения населения
- выявить причины неравномерного размещения населения и миграций
- познакомится с показателями, изучающими процессы размещения населения.
Методы: практический, частично – поисковый, синтеза и анализа.
Оборудование: проектор, программа «География 10», политическая карта мира, карта плотности населения, карта климатических поясов, таблицы и статистический материал (в приложениях), атласы
Деятельность учителя: организация работы учащихся в течение урока, координация работы учащихся, разъяснение материала
Ход урока:
Орг. момент Слайд1,2
Проверка знаний.
Цифровой диктант. Темы уроков : «Численность населения», «Состав населения»
( «О чем говорят эти цифры ?» )
1.7,5млрд.чел. численность жителей

2.23-8=15 формула воспроизводства населения, где :1цифра-рождаемость, 2-смертность, 3-естественный прирост)

3.А)75 и 81,Б) 66 и 69, В) 55 и 58 лет. Продолжительность жизни :а)-в развитых ;странах; б)-развивающихся; в)менее развитых

4.На 100 101 (на 100 женщин приходится 101мужщина)

5.0-14,15-59,60 и старше ( возрастной состав населения :дети, взрослые, пожилые)
6.50% или 3,5 млрд.чел. (экономически активное население)
7.5-5,5 тысяч (в мире насчитывается народов)
3млрд. (принадлежат к индоеропейской семье)
8.1,3 млрд. чел. (населения Китая)
9.3 (три мировые религии: христианство, ислам, буддизм)
10.2 млрд. чел (исповедуют христианство)

Проверка(поставьте + или -) отметки: за 6 верных ответов - «3», 7- 8- «4», 9-10-«5» Слайд3
Изучение нового материала.
Итак ,сколько человек проживает на Земном шаре ? 7,5 млрд.чел.
Изучение нового материала. А вот о том, как они размешены по территории Земли и как на этот процесс влияют миграции мы узнаем сегодня на уроке. Открыли тетрадь и записали тему урока: «Размещение и миграции населения»
Работа с атласом.
Откройте карту в атласе «Плотность населения» Что такое плотность населения?Слайд4
(Пло
·тность населе
·ния  число жителей, приходящееся на 1 кмІ территории.)
Изучите легенду карты. И скажите, как размещено население по территории Земли?
Неравномерно. Определите в каких районах Земли плотность населения высокая? (Восточная Азия, Южная Азия, Юго-Восточная Азия, Европа, Северо-Восток США.)
А какие районы почти не заселены? (Антарктида, Гренландия, Север Канады, Центральная Австралия, Высокогорные районы Азии).
Прочитайте в учебнике первое предложение и напишите его в тетрадях. Стр76 (запишите в тетрадях).
Какие факторы повлияли столь неравномерное расселение.(ответы детей)
И так делаем вывод.слайд5
1фактор- Природный
2фактор- Исторический (в Старом свете- проживает 85% населения Земли ,а в Новом свете-15%)
3фактор- в глубокой древности- занятость в сельском хозяйстве(ручной труд)
4 фактор- в районах развития промышленности (с началом развития промышленности)
5фактор –тяготение к транспортным и торговым путям.(вдоль побережий морей ,крупных рек)
Средняя плотность населения Земли-55чел.на 1км.слайд6
Но за этим среднем показателем скрываются очень большие различия между отдельными странами.
Страна Бангладеш имеет достаточно высокую плотность, но наиболее плотно заселены микрогосударства(Монако,Сингапур,Ватикан)
Большое воздействие на численность, состав и размещение населения и в отдельных странах и во всем мире оказывают его перемещения ,называемые миграциями населения.

Миграция населения (лат. migratio переселение) перемещение людей из одного региона (страны, мира) в другой, в ряде случаев большими группами и на большие расстояния. Слайд7

Люди не перелетные птицы, и их переселение оъясняется не биологическими,а общественными законами. Н. Баранский.слайд8
Как Вы думайте, почему люди уезжают из одних мест проживания в другие места? (экономические,политические,национальные,религиозные,экологические и другие причины).
Все миграции делятся на 2 вида. Слайд9
Внешние (международные) и внутренние
Остановимся на внешних трудовых миграциях . Ныне в мире существует 4 главных центра притяжения трудовых ресурсов.
Западная Европа(Германия, Франция, Великобритания, Швецария)
США
Нефтедобывающие страны Персидского залива
Россия
Основной поток трудовых эмигрантов из развивающихся стран.
В нефтедобывающие страны из Египта, Индии, Пакистана)
США-из Европы, Латинской Америки,
Заруб. Европу-Южной Европы, Западной Азии и Сев. Америки.
В России избывших союзных республик(Узбекистан, Украина, Молдова )
Во второй половине 20 века появилась новая форма внешних миграций «Утечка умов, мускулов» .Сообщение о золотых и белых воротничках.
Наряду с трудовыми миграциями сохраняются и массовые миграции по политическим, религиозным, экологическим и другим причинам. С ними ,в первую очередь связано такое явление как потоки беженцев. Фильм.
Прибывая на чужую землю ,к сожалению, не все люди находят покой. Стихотворение.
Поэтому ребята, надо любить свою Родину. И делать все для того, чтобы качество жизни нашего население было высоким.
Закрепление материала.
Квест. 2 станции: слайд9
«Моделирования»
работа с контурными картами и творческая.
На станции моделирования уч-ся выполняют задания из сборника ЕГЭ.стр 44-45 2016г.ФИПИ. Но прежде им надо отметить регионы мира с самой большой плотностью населения. После этого выполнить задание из сборника.
1пара задание 11 стр44; 2 пара-страница 45 задание1.
2. Стрелочками показать главные центры притяжения трудовых мигрантов.(всем группам)
Работа в группах. Станция Творческая- написать пожелания всем жителям планеты Земля с Новым годом ( с учетом знаний темы :«Население»)

Подведение итогов урока. Оценки за урок. Слайд10

Дом.задание.параграф 3. тема3 слайд11













15