Методическая разработка урока русского языка в 4 классе на основе принципов системно-деятельностного подхода по теме «Обращение». 
 
 
Методическая разработка урока русского языка в 4 классе  
на основе принципов системно-деятельностного подхода
 по теме «Обращение».
Работу выполнила
Сеземина Светлана Алексеевна
 учитель начальных классов
 ГБОУ СОШ пос. Светлодольск
                                                                                                    
2014г.
 
      Данный проект разработан в соответствии с темой и  учетом возрастных особенностей учащихся. В проекте представлена технологическая карта урока русского языка в четвертом классе на тему «Обращение» Технологическая карта разработана на основе УМК «Школа России» с учетом требований системно – деятельностного подхода. На уроке используется ИКТ, как сопровождение изучаемого материала, как средство организации самостоятельной работы и самопроверки учащихся. Использование ИКТ позволяет развивать речевые способности учащихся, развивает интеллектуальные творческие способности, умение выразительно читать предложения с обращениями, обеспечивает личностно-ориентированный подход. Данный материал способствует лучшему закреплению и усвоению знаний и повышает мотивацию учащихся к предмету.
Урок актуальный,  каждое задание требует от обучающихся активной  мыслительной  деятельности,  рассуждений, объяснений  и доказательств.
На уроке использовались в рамках личностно – ориентированного обучения следующие технологии: технология коллективного взаимообучения,  и  разноуровневого обучения.
Актуальность 
 Федеральный  стандарт предъявляет новые требования к структуре и содержанию уроков русского языка. Стандарт призван играть важнейшую роль в воспитании высоконравственных, творческих, компетентных и успешных граждан России, осознающих ответственность перед обществом и нацией за настоящее и будущее своей страны. 
   Современный учитель испытывает трудности при разработке учебно-методического обеспечения уроков русского языка в соответствии с новыми требованиями, так  как недостаточно готовых разработанных материалов таких как  технологические карты, поурочные разработки. Все выше изложенное  обуславливает актуальность темы.
    Цель проекта:      Разработка и реализация технологической карты урока  русского языка, ориентированной  на системно-деятельностный подход, обеспечивающей достижение планируемых результатов в соответствии с требованиями ФГОС НОО.
    
Задачи проекта:
1. Изучить требования ФГОС  к организации современного урока и систематизировать основные принцыпы использования системно – деятельностного подхода на уроках русского  языка.
2.   Определить структуру и содержание технологической карты  с использованием ИКТ.
3.   Разработать контрольно-дидактические материалы для оценки  УУД.
Технологическая карта урока
Тема  Обращение
Цели и задачи урока  Цель: актуализировать знания об обращении; повторить  правило употребления знаков препинания в предложениях с обращениями; развивать умение выразительно читать предложения с обращениями.
Задачи:
 - развивать умение находить в предложении обращение;
-формировать умение составлять предложения с обращением;
-учить выделять обращения на письме в начале,  середине и конце предложения;
Тип урока Открытие новых знаний
Планируемые результаты
Предметные:  научатся находить обращения в предложении;
составлять предложения с обращением; выделять обращение на письме; получат возможность научиться понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнять; работают в паре, используя представленную информацию для получения новых знаний; осуществляют  самопроверку.
Метапредметные : 
Регулятивные  – умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей; - умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию.  определяют,   формулируют цель на уроке с помощью учителя; проговаривают последовательность действий на уроке; планируют своё действие с поставленной задачей, вносят коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок.
Познавательные  –- умение извлекать информацию из учебника, энциклопедий,  словарей, текстов; - находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;  используют различные способы поиска, сбора, обработки, анализа, организации, передают  информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета «Русский язык »; осваивают  способы решения проблем творческого и поискового характера; овладевают логическими действиями сравнения, анализа, классификации по признакам.
 Коммуникативные  – умение слушать и понимать других; - умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами; -формируют готовность слушать собеседника и вести диалог, признают возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, договариваются  и приходят к общему решению при работе в группе;  излагают своё мнение и аргументируют свою точку зрения и оценку событий
Личностные - проявление уважительного отношения к окружающим при обращении; развиваются  навыки сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находят выход из спорной ситуации; формируют целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, формируют уважительное отношение к иному мнению.
Межпредметные связи:
-чтение (работа над выразительностью чтения)
 Ресурсы 1.В.П.Канакина, В.Г.Горецкий. Русский язык. 4 класс .М.: «Просвещение», 2014 г. 2.Методическое пособие, наглядный материал, ИКТ.3.Т.Н.Ситникова, И.Ф.Яценко Поурочные разработки по русскому языку к УМК В.П.Канакиной, В.Г.Горецкого(«Школа России»)
Термины и понятия  Обращение 
 
                                                    Технологическая карта урока русского языка в 4 классе 
№ Этап урока,
вид деятельности. Содержание учебного процесса
Деятельность учащихся Форма организации УД Формируемые
УУД Ресурсы
1. Организаци-
онный момент.
Цель:включение в учебную деятельность Настрой на учебную деятельность.
Прозвенел для нас звонок!
Начинается урок!
К нам без опоздания 
приходи старание,
Помоги нам потрудиться –
Мы пришли сюда учиться!
Приветствие
учителя. 
коллективное Личностные: выражать положительное отношение к процессу познания, желание узнать новое, проявлять внимание.
Регулятивные:
Нацеливание на успешную деятельность. 2. Самоопределение к деятельности.
Цель:выявление места и причины затруднения, постановка цели урока. Обратите внимание на
задание,  прочитайте  и
  найдите отличия.
-Чем различаются предложения? 
    Люди Земли борются за охрану окружающей среды.
Ребята охраняют зеленые насаждения. 
   Люди Земли, боритесь за охрану окружающей среды!
Ребята, охраняйте зеленые насаждения.
Сформулируйте тему урока. 
-Что об этом знаете? Не знаете?
-Чему будем учиться на уроке? Какие цели вы перед собой поставите?
-Что это за слова?
Учебная задача:  
•узнать,что такое обращение;
     •познакомиться с правилами оформления обращений на письме;
     •наблюдать над ролью обращений в речи, местом в предложении.
  Анализ.
Выводы. Высказывания. Формулировка темы урока, учебной задачи.
Слова-обращения
Формулируют учебную задачу коллективное Познавательные: уметь проводить сравнение по заданным критериям.
Коммуникативные: уметь оформлять мысли в устной   форме. 
Регулятивные:
Уметь формулировать цель и учебную задачу урока,   Слайд 6
3.  Построение проекта выхода из затруднения.
Цель:Построение детьми нового способа действий и формирования способности к его выполнению.
 -Давайте обратимся к словарю С.Ожегова.
 -А теперь прочитайте определение в учебнике с.17
-А какое определение «обращения» вы бы  лучше запомнили? 
Почему?  Вывод:
Определение, которое дано в учебнике
Понятнее дано определение
группами Личностные:
Выражать положительное отношение к процессу познания, проявлять желание узнать новое.
 Регулятивные: целеполагание,
общеучебные:
выделение и формулирование познавательной цели,
поиск и выделение необходимой информации
Словарь 
Учебник 
Закрепляет  ся навык работы с информационными источни-ками  
4. Первичное закрепление под руководством  учителя.
Цель:усвоение нового способа действий.
1. Работа в тетрадях (упр.20 стр.17),  .
  
2.Обращение не всегда обособляется запятыми.
Обратите внимание:   
-Где стоит обращение? 
-Как оно выделено на письме? Интонационно?
Вывод:
Если обращение стоит в начале и произносится с сильным чувством, то выделяется восклицательным знаком.
-Запишите предложение в тетрадь по памяти. Нахождение в тексте учебника информацию по данному вопросу. Выполнение ра-боты в тетрадях.                                                                                                              
Взаимопроверка.
Люди! Берегите природу!
в начале
запятыми, паузами
индивид.
парная
Регулятивные:
Планировать решение учебной задачи. Оценивать (сравнивать с эталоном) результаты своей деятельности.
Познавательные:
Формирование умения работать с информацией Воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи. В.П.Канакина, В.Г.Горецкий. Русский язык. 4 класс .М.: «Просвещение», 2014 г.
Слайд 7
5 Физкультминутка
-Встречалось ли обращение в физкультминутке. Кто может назвать?
-Кто желает, может записать предложение в тетрадь.
 Эй! Лeжeбoки! Ну-кa встaвaйтe, нa зaрядку выбeгaйтe!
Xoрoшeнькo пoтянулись. Нaкoнeц-тo вы прoснулись!
Нaчинaeм.
 Всe гoтoвы? (проговаривают вслух) группавая Учитель обращает
 внимание ребят, как данная физкультминутка связана с темой урока.
6. Закрепление нового материала.
Самостоятельная работа 
1.Игра «Выбери меня»
Ребята, перед вами на слайде
 предложения    
 - Слушай Незнайка выручи меня отсюда.
 - К утру мороз крепчал.
- Цветик научи меня сочинять стихи.
- Муравьи санитары леса.
-Вылезайте муравьи после зимней стужи.
Задание: выбрать предложения с обращением, расставить знаки препинания.
Включение с систему знаний
 2. Тест по теме Уточняют и расширяют свои знания об обращении.
 
 Делают задания в отдельных карточках.
Работа в паре
 Регулятивные:
Сравнение выполненного задания с заданным эталоном, 
общеучебные:
самостоятельное создание алгоритмов деятельности,
 Коммуникативные:
продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.
Слайд 8
 
 
Тест 
Слайд 9 
7.
8. Рефлексия учебной деятельности.  
Цель:самооценка результатов деятельности. 
Домашнее задание. 1. Итог урока
-Что нового узнали?
-Чему учились сегодня на уроке
-Какие вопросы рассмотрели?
  - Ребята, какую роль обращения играют в нашей жизни?
-Что выражают обращения?
-Представьте, если бы обращения исчезли из нашей жизни?
 
Всем нам при общенииПоможет обращение
К людям, звёздам или птицам
Можно смело обратиться.
Только, друг, не забывай:   Запятые расставляй. 
2. Оценка работы.
3. Рефлексия. Моё настроение в конце урока.
4.  Домашнее здание. 
Написать мини –письмо любимому сказочному герою, используя обращения и вежливые слова.
Подводят итог урока.
Отмечают  основные позиции нового материала,
и как они их усвоили. Заполнение листа самооценки.
Делают самооценку своей деятельности на уроке.
меня удивило..,
больше всего мне
понравилось… ,
было трудно.., ,
было интересно…, 
я хочу поблагодарить за…
индивид.  Личностные:
Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности 
Выражать доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость.
Регулятивные:
оценивать результаты деятельности, оценивать уровень владения учебным действием, формировать адекватную самооценку.
Коммуникативные:
Развитие умений работать в статичных группах. 
Слайд10
Слайд 11
Заключение
В данной технологической  карте урока описывается  процесс  деятельности, а также  все  операции деятельности и  ее составляющие. В ней  четко  отражено  взаимодействие  учителя  и  ученика на уроке, планирование  деятельности на каждом этапе  урока. Эта технологическая карта может быть использована на уроках русского языка в четвертом  классе.
Список использованных документов и источников информации
1.В.П.Канакина, В.Г.Горецкий. Русский язык. 4 класс .М.: «Просвещение», 2014 г. 2.Методическое пособие, наглядный материал, ИКТ.3.Т.Н.Ситникова, И.Ф.Яценко Поурочные разработки по русскому языку к УМК В.П.Канакиной, В.Г.Горецкого(«Школа России»)
4.Планируемые результаты начального общего образования под редакцией 
Г. С. Ковалевой, О. Б. Логиновой.
5.Федеральный государственный образовательный стандарт.
.