Эссе на тему: Учитель прикасается к вечности

областной конкурс
«Учитель года Дона»

Конкурсное задание «Эссе»
Чернова Надежда Викторовна
МБОУ Кринично-Лугская СОШ

Учитель прикасается к вечности.
Американский писатель Генри Адамс писал: «Учитель прикасается к вечности: никто не может сказать, где кончается его влияние».
Только сейчас я задумалась над этими словами. Тридцать пять лет работы за плечами, выпустила не одно поколение учеников. Сейчас уже учу детей своих первых выпускников, а этих тридцати пяти лет, как и не было. В круговороте школьной жизни время летит быстро, особенно если эта жизнь интересная и наполненная событиями, долго время тянется лишь тогда, когда скучно, однообразно, одиноко. Я люблю детей и не мыслю себя в другой профессии. Если человек не готов отдавать всего себя детям, я думаю, он и не станет учителем. Только человек, обладающий такими качествами как душевность, справедливость, доброта и любовь к детям может взять на себя ношу ответственности за детей, за наше будущее. Не раз мне в жизни приходилось слышать слова от родителей учеников: «Как вы с ними работаете, я бы их.», а для меня все дети как родные, особенно когда свои уже выросли, оставили родительский дом, поэтому вся моя нерастраченная любовь им, моим ученикам. Да не у всех одинаковые способности, но все с чуткой и ранимой душой. В. Ключевский говорил: «Чтобы быть хорошим преподавателем, нужно любить то, что преподаешь и любить тех, кому преподаёшь». Дети очень тонко чувствуют и не терпят фальши. Иногда одно неосторожное слово, необдуманная фраза учителя может очень сильно ранить ученика. Он замкнется в себе, и тогда очень трудно будет наладить с ним контакт. Учитель в любых обстоятельствах должен уважать чувство собственного достоинства каждого ученика.
«Каждый человек – это не только он сам, это еще и та единственная в своем роде, совершенно особенная, в каждом случае важная и замечательная точка, где скрещиваются явления мира так – только однажды и никогда больше. Поэтому история каждого человека важна, вечна, божественна, поэтому каждый человек, пока он жив и исполняет волю природы, чудесен и достоин всяческого внимания».(Демиан ([ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] Demian) роман воспитания 1919 года [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ])
Только доверие, уважение к детям, к их чувствам смогут создать атмосферу взаимопонимания.
Дети должны видеть в учителе наставника, указывающего верный путь. Иногда этот путь связан с определёнными трудностями, которые ученик, под руководством учителя, должен преодолеть, ведь ЕГЭ никто не отменял, толь добавили ещё и ОГЭ. Их надо сдавать и сдавать успешно, не сдача экзамена это трагедия для ученика, и чтобы избежать этой трагедии, нужен совместный целенаправленный труд учителя и ученика, только объединив усилия можно получить положительный результат. Теперь уже не только учителям русского языка, литературы и математики «отдуваться» за весь процесс обучения в школе. Теперь если твой предмет выбирают для сдачи на экзамене, значит, ты ребенка научил, значит, ты не зря работал, это своего рода показатель твоей учительской деятельности.
С. Соловейчик сказал: «Педагог не тот, кто учит; такого народу на свете много. Педагог тот, кто чувствует, как учится ученик. У которого в голове и светло – потому что он учитель, и темно – потому, что он ученик. Только понимая, чувствуя эту темноту, можно пробиться через неё и вывести ребёнка к свету – осветлить его ум, просветить его»
Чувствовать, как учится ученик. Видеть индивидуальные достижения и недостатки своих учеников, уметь выстраивать индивидуальные траектории обучения каждого - нелёгкая задача учителя.
Сегодняшние ученики смотрят на учителя как на равного партнера. И этот партнер должен соответствовать. Знать больше учеников, чтобы было что рассказать, видеть дальше, чтобы было что показать, уметь больше, чтобы было чем поделиться. То, что сейчас заложит школьный учитель в души своих учеников, они пронесут через всю свою жизнь и передадут своим детям. Недаром учителя называют связующим звеном между прошлым и будущим. Учитель проводник человеческого опыта, знаний, свершений. Он должен быть гибким, мобильным, потому что с каждым днем нашей жизни растет поток информации, надо научить ребенка ориентироваться в этом огромном потоке, взять для себя только важное, необходимое. Моя задача направить мысли ученика на позитив, помочь развиваться его способностям. Дети от своей природы любознательны, и полны желания учиться. Важно, разглядеть в них дар и развить его. Научить детей постигать мир, в котором они живут и в который войдут после школы. Учительская профессия это профессия дальнего действия. Каким вырастет ребёнок, станет понятно через много лет. Но самое главное не навредить, не лишить радости жизни, не убить мечту, не сломать судьбу ребенка! Своим: «Ты не можешь» не убить в нем поэта, врача, философа. Даже из отъявленных «школьных хулиганов» вырастают хорошие инженеры, писатели, депутаты и учителя, да, да – учителя!
В этом случае справедливы слова Уинстона Черчилля, сказавшего: «Школьные учителя обладают властью, о которой премьер-министры могут только мечтать». Важно, чтобы на твоем пути встретился тот настоящий учитель, который вселит в тебя надежду, скажет: «Ты можешь!»
На моём жизненном пути такие учителя встретились. Я третий ребёнок в семье и не последний. Психологи о таких детях говорят, что средний ребёнок одновременно является старшим для тех, кто родился после него, и младшим для тех, кто родился прежде. Поэтому он часто затрудняется в самоопределении и формировании отчетливой личностной идентичности. Но я, наверное, являюсь исключением из правил. Я себя помню уже с пятилетнего возраста. Росла я рослой девчонкой и в пять лет догнала по росту свою миниатюрную, на два года старшую, сестру. Наша мама, работавшая в то время заведующей детским садом, готовила сестру к школе, учила читать и писать буквы, а я всегда рядом и научилась всему вместе с ними. Пришло время отдавать её в школу, и тут я выставила ультиматум: «Я тоже пойду в школу!», родители сначала удивились, а потом согласились, но меня в школе не взяли, я не выговаривала буквы «К» и «Р», просто выбрасывала их из слов. Сколько здесь было слёз, разочарования, даже какого-то отчаяния: «Она в школе, а я что буду делать?» Я поначалу убегала из садика в школу, сидела на пороге, пока меня мама не забирала назад в детский сад, хорошо это было близко, всего через дорогу. А потом моя мудрая мама придумала: А давай, мы организуем свою школу, будешь учить дедушку и бабушку, они у нас безграмотные их детство припало на тяжёлые времена для нашей страны, война не дала им возможность получить образование, научи их читать и писать». И мои дедушка и бабушка, притворившись неграмотными людьми, охотно подчинялись мне, когда я приходила их обучать, дедушка иногда специально читал слова, пропуская буквы «К» и «Р» и тут я очень злилась: «Ну, ...А ты читаешь, что не видишь, написано ЫША? Дедушка от души смеялся и говорил, а я так и читаю, тут приходила на помощь бабушка она строго говорила: «Дед читай правильно «КРЫША», это же Надюшка не умеет выговаривать буквы, а ты ведь умеешь, или из ума уже выжил?» Дедушка и бабушка хитро переводили мои уроки в свои, внося предложения в урок: « А давай посчитаем. Сколько литров мёда накачает дед, если из одного домика для пчёл он берет 2 литра меда. А таких домиков у него семь?» После обеда приходила из школы сестра, и я непременно учила уроки вместе с ней, у меня были точно такие же тетради, как и у неё. Так что через два года я шла в школу, зная всю программу первого и второго классов. И мне очень повезло, в моей жизни появился первый, настоящий, мудрый учитель. Она понимала, что если мне не придумать занятие на уроке, мне будет неинтересно, я начну мешать остальным. Кроме того, что мне давались дополнительные задания, часто Полина Андреевна разрешала проверять тетради моих одноклассников, и даже исправлять ошибки карандашом. А чтобы другие не обижались, она всегда говорила: «Сейчас мы её поднагрузим, пусть потрудится», но в нашем классе никто и не обижался. Мы все очень любили Полину Андреевну. Каждое утро мы заранее приходили в школу, оставляли свои портфели и бежали домой к Полине Андреевне, чтобы не дай бог не опоздать встретить её и помочь нести тяжёлую сумку с нашими тетрадками. Она каждый раз встречала нас словами: «Мои деточки, мои малышечки», мы никогда не слышали от нашего учителя оскорбительных или унизительных слов. Даже самому слабому ученику, прочитавшему плохо на уроке, она говорила: «Ты сегодня прочел немного лучше, чем вчера, и если дома позанимаешься, завтра обязательно тебя ждёт хорошая оценка».
Нет, моих милых дедушки и бабушки, нет моего самого лучшего на свете отца и любимой учительницы, они ушли в вечность, они были для меня настоящими учителями, я их буду помнить всю жизнь, они оставили частичку себя во мне. Их слова: «Ты можешь!» помогли мне, и я в свою очередь стараюсь помочь детям поверить в свои силы. Каждый человек на Земле оставляет свой след, и каким он будет, зависит только от него. Моё педагогическое кредо:
Настоящий учитель тот, кто способен спуститься с высот своих знаний до незнания ученика и вместе с ним совершить восхождение.
Вся моя жизнь связана с пошаговой стратегией - которая называется школа. Сейчас с высоты своих лет я понимаю, что мои первые учителя учили меня видеть прекрасное в обыкновенном. Когда дедушка говорил: «Ведь пчелка, она какая труженица, за день ей приходится облететь десятки километров, посетить тысячи душистых цветов, чтобы собрать для нас такой ароматный и такой полезный мёд». Когда Полина Андреевна вела нас на экскурсию для сбора природного материала для уроков труда вдруг невзначай говорила: «А, посмотрите какое красивое наше село, всё утопает в зелени, это ваш родной край, не забывайте его».
Вот и я хочу быть как они, учить детей прекрасному, доброму, вечному. Я хочу быть полезной и интересной детям, дарить им свои знания и учиться вместе с ними, но получается ли это у меня? Вспомнит ли кто-нибудь, лет через двадцать меня? Стала ли я для них полезной, пригодились ли им знания, которые я их научила добывать, нашли ли они себя в этом огромном стремительно меняющемся мире. Помог ли им интерес к химии выбрать правильно своё место в жизни и стать успешными людьми. Я думаю, что на этот вопрос могут ответить только мои ученики. Осталась ли я в их душе или частичка моего предмета я не знаю, но знаю, что многие мои ученики поступили, а некоторые уже окончили медицинские Вузы, успешно сдав экзамен по химии, и теперь лечат или будут лечить людей. Другие стали учителями, и теперь мои коллеги. А когда на родительском собрании в классе кто-нибудь из родителей скажет: «Надежда Викторовна, а помните как мы с вами?». Мне становится необычайно тепло и спокойно: «Я на своем месте!». И хочется работать. Чтобы и их детям было, что вспомнить из школьной жизни. Сегодня, возвращаясь к словам К.Д. Ушинского, могу точно сказать: « Я удачно выбрала труд и вложила в него свою душу», так как состояние постоянного счастья стало неотъемлемой частью моей жизни! Для матери является счастьем наблюдать, как её ребёнок сделал первый шаг, сказал первое слово. Для меня же великое счастье, когда ребенок вырос и стал хорошим человеком!
Человеческая память сохраняет только яркие воспоминания. Хочется, чтобы таких воспоминаний у моих учеников было как можно больше!
Красиво звучат слова: «Зерно, посеянное в почву когда-то прорастет», но об этом не думаешь просто трудишься, стараешься все-таки посеять лучшее, чтобы оно соприкоснулось с вечным.
15