Рабочая программа по внеурочной деятельности Портфолио 4 класс
Пояснительная записка
В новом Федеральном государственном образовательном стандарте общего образования процесс образования понимается не только как процесс усвоения системы знаний, умений и компетенций, составляющих инструментальную основу учебной деятельности учащегося, но и как процесс развития личности, принятия духовно-нравственных, социальных, семейных и других ценностей. Государство и общество ставят перед педагогами следующие задачи: создание системы воспитательных мероприятий, позволяющих обучающемуся осваивать и на практике использовать полученные знания; формирование целостной образовательной среды, включающей урочную, внеурочную и внешкольную деятельность и учитывающую историко-культурную, этническую и региональную специфику; формирование активной деятельностной позиции; выстраивание социального партнерства школы с семьей. Большое внимание уделено организации внеурочной деятельности, как дополнительной среды развития ребенка. Поэтому технология составления портфолио является наиболее актуальной.
Личностное портфолио – эффективное средство для плодотворной совместной работы учеников, родителей и учителей над формированием положительных качеств характера развивающейся личности. Особенно актуально это для учащихся начальных классов, когда ребёнок только начинает понимать, что такое коллектив и какое место занимает он в коллективе, когда он только начинает учиться оценивать себя: свои сильные и слабые стороны.
Содержание его помогает ребёнку осознать свои изменения и применить свои знания в творческой деятельности.
Основное предназначение портфолио – продемонстрировать достижения ученика в различных областях деятельности: учебной, творческой, социальной, коммуникативной.
Портфолио - это не только современная эффективная форма оценивания, но и действенное средство для решения ряда важных педагогических целей и задач.
Рабочая программа по внеурочной деятельности предназначена для изучения курса «Портфолио» в 4 классе.
Курс «Портфолио» направлен на достижение следующих целей:
Формирование у обучающихся навыков самооценки;
Приобретение навыков саморефлексии, формирование умения анализировать собственные интересы, склонности, потребности и соотносить их с имеющимися возможностями («я реальный», «я идеальный»);
Развитие мотивации творческого роста, самостоятельной организации учебной деятельности в соответствии с требованиями ФГОС второго поколения.
Задачи:
Своевременно отмечать успехи ученика.
Поощрять активность и самостоятельность ученика, расширять возможности обучения и самообучения.
Через создание ситуации успеха для каждого ученика, повышать самооценку и уверенность в собственных силах и возможностях.
Через создание условий для самореализации и самоактуализации в различных областях школьной и внешкольной жизни максимально раскрывать индивидуальные способности каждого ребенка, развивать познавательные интересы учащихся и формирование готовности к самостоятельному познанию.
Формировать умение учиться – ставить цели, планировать и организовывать
собственную учебную деятельность.
Формировать положительные моральные и нравственные качеств личности.
Общая характеристика учебного предмета
Портфолио не только является современной эффективной формой оценивания, но и помогает решать важные педагогические задачи, поддерживать высокую учебную мотивацию школьников, поощрять их активность и самостоятельность, расширять возможности обучения и самообучения, развивать навыки рефлексивной и оценочной (самооценочной) деятельности учащихся, формировать умение учиться ставит цели, планировать и организовывать собственную учебную деятельность.
Введение портфолио может повысить образовательную активность школьников, уровень осознания ими своих целей и возможностей, а это сделает более достоверным и ответственным выбор дальнейшего направления и формы обучения в будущем. Предполагаемый курс представляет структуру и технологию составления портфолио, его примерное содержание, формы организации самостоятельной творческой деятельности обучающихся. Курс рассчитан на 34 часа.
Методы обучения: словесные в тесном сочетании с наглядными и практическими (проблемный, частично-поисковый, проектной деятельности), методы стимулирования и мотивации учебной деятельности.
Формы организации образовательного процесса
- урочная форма;
- консультации;
- самостоятельная работа;
- проектная работа;
- презентация.
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Портфолио» в 4 классе составлена на основе:
Программа по духовно – нравственному направлению составлена на основе:
- Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (приказ Минобрнауки России от 6 октября 2009г. № 373) с изменениями (приказ Минобрнауки России от 26 ноября 2010 г. № 1241);
- Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России;
- Планируемых результатов начального общего образования;
- Основной образовательной программы начального образования МОУ «Тубинская СОШ»(с изменениями на 2014 – 2015 учебный год);
- Положения об организации внеурочной деятельности МОУ «Тубинская СОШ»;
- Авторской программы Лучковой Р.Н. и Возняк А.В. по внеурочной деятельности «Я - гражданин» для обучающихся 1 – 4 классов.
Место занятий внеурочной деятельности в учебном плане
Программа рассчитана на 1 год обучения. В 4 классе на изучение курса отводится 34 часа и предполагает проведение 1 часа в неделю. В 4 классе продолжительность занятия по внеурочной деятельности составляет 40 минут.
Количество часов в I четверть – 9 ч
Количество часов во II четверть – 7 ч
Количество часов в III четверть –10 ч
Количество часов в IV четверть – 8 ч
Способ реализации: внеурочная деятельность проводится в режиме второй половины дня младших школьников в части учебного плана, формируемой участниками образовательного процесса.
Описание ценностных ориентиров содержания курса внеурочной деятельности.
Безусловная ценность портфолио заключается в том, что он способствует повышению самооценки ученика, максимальному раскрытию мотивации дальнейшего творческого роста. Особенности портфолио делают его перспективной формой представления индивидуальной направленности учебных достижений конкретного ученика, отвечающей задачам предпрофильной подготовки и в дальнейшем профильного обучения.
Планируемые результаты освоения программы «Почемучки»
Личностные УУД – ребенок оценивает себя, выбирает из общего количества достижений, самые яркие, коммуникативные УУД – ребенок ставит перед собой цель рассказать о себе. Собирая данную информацию и систематизируя ее он сотрудничает и взаимодействует с разными людьми (родителями, учениками, учителями) развивает свои коммуникативные навыки. Совершенствует умение самостоятельно добывать и систематизировать нужную информацию. Регулятивные УУД – включают в себя постановку цели сбора портфолио, планирование разделов и необходимых материалов для их заполнения. Ребенок прогнозирует результат, который он получит, придя к цели. А также сам выбирает метод контроля и коррекции заполнения своего портфолио. В конце учебного года ученикам предлагается защитить свои портфолио. На защите ученик должен объяснить своим одноклассникам, почему он заполнил свое портфолио именно этим материалом, чем он для него так важен. А учащиеся класса поделятся мнениями о том, что они узнали нового о своем однокласснике, какие на их взгляд способности и таланты есть у него.
К концу четвертого класса получается объемный красочный и интересный альбом, в котором отражены учебная и творческая деятельность ребенка, его цели, отношение к окружающим, фантазии, вкусы. Портфолио способствует повышению самооценки ученика, позволяет ребенку взглянуть на себя со стороны, раскрывает индивидуальные возможности и творческий потенциал. Ведь папка личных достижений является «технологией всматривания в себя, которая понадобится ребенку на протяжении всей его жизни»
Что даёт «Портфолио» обучающимся.
1.Учащиеся будут иметь представление о портфолио ученика и о портфолио в целом.
2.Учащиеся приобретут навыки работы с документами, позволяющими оценить их достижения в определенной области, за определенный промежуток времени.
3.Учащиеся будут иметь возможность самостоятельно решать такие вопросы как правильно распределять время на дополнительные задания, написать автобиографию, самоанализ, подготовить презентацию и т. д.
Портфолио отражает динамику становления обучения, воспитания, развития и социализацию ребёнка. Оно даёт проследить, как в течение школьной жизни меняется ребёнок: его отношение к обучению, степень овладения ЗУН, как постепенно меняется и обогащается мир ребёнка, как складываются и меняются его отношения с ребятами и взрослыми.
В большей степени портфолио отражает социализацию, которую мы понимаем как адаптацию ребёнка к реальной жизни через овладение разными сторонами социального опыта, ценностными ориентациями (этика, культура, гуманные отношения).
Что даёт портфолио учителю.
Портфолио позволяет проследить личностный рост ребёнка, способствует формированию у него умения учиться, помогает ученику перейти к сотрудничеству с учителем, одноклассниками и вовлекает его в учебный процесс. Страницы портфолио «рассказывают» учителю о чувствах, впечатлениях, страхах. Предпочтениях, удачах и неудачах ученика. Это даёт педагогу возможность узнать особенности эмоциональной жизни отдельного ученика и учитывать их в своём общении с детьми.
Но, вводя портфолио, важно соблюдать обязательное условие – демократический стиль общения учителя и учащегося. Важно, чтобы откровения ученика помогли учителю вовремя прийти ему на помощь, а ученику – осознать себя значимым субъектом учебной деятельности, видеть свои успехи, не бояться встречающихся трудностей. Ученик должен быть уверен, что рядом учитель и родители, которые всегда придут на помощь.
Что даёт портфолио родителям.
Портфолио интересно и родителям, так как с его помощью они видят движение ребёнка в овладении ЗУН, его внутренние переживания, результаты творческой деятельности, трудности и радости.
Важно, чтобы ребёнок в любое время мог взять своё портфолио, что-либо исправить или дополнить, вложить в папку «Мои шедеврики» свои работы.
С разрешения детей можно выкладывать портфолио на родительских собраниях. Показывать его кому-либо можно только с разрешения ребёнка.
Собранные листы наблюдений отражают динамику следующих показателей:
сформированности и индивидуального прогресса в развитии таких навыков учения, как:
приобретение знаний, понимание, применение, анализ, синтез, оценка
Сформированности и индивидуального прогресса в развитии социальных навыков:
способность принимать ответственность; способность уважать других; умение сотрудничать;
умение участвовать в выработке общего решения; способность разрешать конфликты;
Способность приспосабливаться к выполнению различных ролей при работе в группе
сформированности и индивидуального прогресса в развитии ряда коммуникативных навыков:
слушание (слышать инструкции, слышать других, воспринимать информацию); говорения (ясно выражаться, высказывать мнение, давать устный отчет в малой и большой группе); чтения (способность читать для удовольствия, общения и получения информации); письма (фиксировать наблюдения, делать выписки, излагать краткое содержание, готовить отчеты, вести дневник).
Содержание разделов (тем) учебного курса «Портфолио»
Что такое портфолио?
Структура портфолио. Примерный перечень разделов и работ, входящих в портфолио.
Типы портфолио. Какой тип выбрать?
Примерный перечень творческих работ, входящих в раздел «Портфолио работ».
Знакомство с разделами портфолио
Как оформить презентацию?
Правила оформления портфолио
Работа с разделом «Мой портрет»
Тайны моего характера
Работа с разделом «Мой мир»
Работа с разделом «Моё имя»
Презентация по теме
Работа с разделом «Мои друзья»
Работа с разделом «Мои увлечения»
Работа с разделом «Мои любимые школьные предметы»
Знакомство с миром профессий
Знакомство с миром профессий
Презентация по теме
Работа с разделом «Мое творчество»
Работа с разделом «Мои достижения»
Отчет о проделанной работе
Работа с разделом «Мои кружки, секции, клубы»
Работа с разделом «Мои проектные работы»
Подведение итогов работы с портфолио
Индивидуальные консультации по оформлению портфолио
Индивидуальные консультации по оформлению портфолио
Индивидуальные консультации по оформлению портфолио
Публичное выступление
Публичное выступление
Всего 34 часа
Тематическое планирование учебного курса с определением основных видов деятельности
№ п/п
Тема раздела, урока
Кол-во часов
Основные виды учебной деятельности
Планируемый результат
1.
Что такое портфолио?
1
Коллективная
Знать: что такое портфолио
2.
Структура портфолио. Примерный перечень разделов и работ, входящих в портфолио.
1
Практическая, самостоятельная, творческая,
Выбрать тип портфолио
2.
Типы портфолио. Какой тип выбрать?
1
3.
Примерный перечень творческих работ, входящих в раздел «Портфолио работ».
1
4.
Знакомство с разделами портфолио
1
5.
Как оформить презентацию?
1
6.
Правила оформления портфолио
1
Практическая, самостоятельная,
Уметь рассказать о себе
7.
Работа с разделом «Мой портрет»
1
8.
Тайны моего характера
1
Коллективная, самостоятельная, творческая
Узнать тонкости своего характера
9.
Работа с разделом «Мой мир»
1
10.
Работа с разделом «Моё имя»
1
Определить круг своих друзей. Настоящая дружба и ложная.
11.
Презентация по теме
1
12.
Работа с разделом «Мои друзья»
1
Практическая, групповая
Практическая,
самостоятельная
13.
Работа с разделом «Мои увлечения»
1
14.
Работа с разделом «Мои любимые школьные предметы»
1
15.
Знакомство с миром профессий
1
Коллективная, самостоятельная, творческая
Познакомиться с миром профессий. Узнать, какая сфера профессий могла бы подойти ребенку.
16.
Знакомство с миром профессий
1
17.
Презентация по теме
1
18-19.
Работа с разделом «Мое творчество»
2
20-21.
Работа с разделом «Мои достижения»
2
22-23.
Отчет о проделанной работе
2
24.
Работа с разделом «Мои кружки, секции, клубы»
1
25.
Работа с разделом «Мои проектные работы»
1
26.
Подведение итогов работы с портфолио
1
Уметь представлять свою работу перед учащимися.
27.
Индивидуальные консультации по оформлению портфолио
1
Уметь вести монологическую речь перед аудиторией.
28..
Индивидуальные консультации по оформлению портфолио
1
Коллективная, самостоятельная, творческая
29-30.
Индивидуальные консультации по оформлению портфолио
2
31-32.
Публичное выступление
2
33-34.
Публичное выступление
2
Коллективная
34
Календарно - тематическое планирование курса «Портфолио»
Номер
Название темы
Формируемые УУД
Дата
проведе
ния
1.
Что такое портфолио?
личностные УУД – ребенок оценивает себя, выбирает из общего количества достижений, самые яркие, коммуникативные УУД – ребенок ставит перед собой цель рассказать о себе. Собирая данную информацию и систематизируя ее он сотрудничает и взаимодействует с разными людьми (родителями, учениками, учителями) развивает свои коммуникативные навыки. Совершенствует умение самостоятельно добывать и систематизировать нужную информацию. Регулятивные УУД – включают в себя постановку цели сбора портфолио, планирование разделов и необходимых материалов для их заполнения. Ребенок прогнозирует результат, который он получит, придя к цели. А также сам выбирает метод контроля и коррекции заполнения своего портфолио. В конце учебного года ученикам предлагается защитить свои портфолио. На защите ученик должен объяснить своим одноклассникам, почему он заполнил свое портфолио именно этим материалом, чем он для него так важен. А учащиеся класса поделятся мнениями о том, что они узнали нового о своем однокласснике, какие на их взгляд способности и таланты есть у него.
К концу четвертого класса получается объемный красочный и интересный альбом, в котором отражены учебная и творческая деятельность ребенка, его цели, отношение к окружающим, фантазии, вкусы. Портфолио способствует повышению самооценки ученика, позволяет ребенку взглянуть на себя со стороны, раскрывает индивидуальные возможности и творческий потенциал. Ведь папка личных достижений является «технологией всматривания в себя, которая понадобится ребенку на протяжении всей его жизни»
2.
Структура портфолио. Примерный перечень разделов и работ, входящих в портфолио.
3.
Типы портфолио. Какой тип выбрать?
4.
Примерный перечень творческих работ, входящих в раздел «Портфолио работ».
5.
Знакомство с разделами портфолио
6.
Как оформить презентацию?
7
Правила оформления портфолио
8.
Работа с разделом «Мой портрет»
9.
Тайны моего характера
10.
Работа с разделом «Мой мир»
11.
Работа с разделом «Моё имя»
Презентация по теме
12.
Работа с разделом «Мои друзья»
13.
Работа с разделом «Мои увлечения»
14.
Работа с разделом «Мои любимые школьные предметы»
15.
Знакомство с миром профессий
16.
Знакомство с миром профессий
17.
Презентация по теме
18-19.
Работа с разделом «Мое творчество»
20-21.
Работа с разделом «Мои достижения»
22-23.
Отчет о проделанной работе
24
Работа с разделом «Мои кружки, секции, клубы»
25.
Работа с разделом «Мои проектные работы»
26.
Подведение итогов работы с портфолио
27.
Индивидуальные консультации по оформлению портфолио
28
Индивидуальные консультации по оформлению портфолио
29-30.
Индивидуальные консультации по оформлению портфолио
31-32.
Представление своего портфолио
33-34.
Представление своего портфолио
Список литературы:
«Портфолио учащегося начальной школы» Мишакина Т.Л. - Москва, «Ювента», 2007.
«Первоклассник: адаптация к новой социальной среде» Соловьёва Т.А., Рогалева Е.И. – Москва, «ВАКО», 2008.
«Портфолио ученика начальной школы» Андреева Е.А., Разваляева Н.В. – Москва, «Планета», 2011.
«Портфолио ученика. Оценка достижений школьников» - электронное пособие – Волгоград, «Учитель», 2009.
«Я – первоклассник, портфолио учащегося» Осетинская О.В. – Волгоград, «Учитель», 2011.
Материально-техническое обеспечение образовательного процесса:
1. Интернет-материалы
2. Компьютер
3. Проектор
4. Интерактивная доска
13PAGE 15
13PAGE 14115