Заточка и заправка режущих частей деревообрабатывающих инструментов. 
         Тема:  Заточка и заправка режущих частей
деревообрабатывающих инструментов.
Цель: научить учащихся приемам подготовки ручного инструмента
к работе (заточка и настройка); воспитывать вариативность мышления.
Инструменты   и   оборудование:   ручной  инструмент (рубанки,
фуганки, шерхебели, пилы).
Ход урока
Организационная часть. 
Проверка готовности к уроку. Ввод учащихся в мастерскую.
Повторение пройденного материала.
Какие вы знаете инструменты для обработки древесины?
Назначение рубанка и фуганка.
Какие вы знаете пилы?
Из чего состоит масляная краска.
Чем и как окрашивают изделия?
Как хранят кисти?
Изложение нового программного материала.
Если посмотреть на режущую кромку инструмента в лупу, то мы увидим, что она округлая и чем больше округление, тем тупее лезвие.
Чтобы сделать кромку острой, необходима заточка, которую выполняют на заточных станках. Рис. 1.
                       а	                   б     	            в
Рис. 1. Заточка дереворежущих инструментов:
а  ножа рубанка на ручном точиле; б - стамески на электроточиле; в - ножа рубанка на станке СЗШ-1:1 - заточный круг, 2 - затачиваемый инструмент, 3 - упор, 4 - электродвигатель, 5 - суппорт, 6  направляющие суппорта, 7 - зажим ножа, 8 - режущая кромка.
Заточный станок состоит из заточного (абразивного) круга и привода.
Привод может быть ручным или от электрического двигателя.
При заточке всех режущих инструментов есть одна особенность: режущая кромка располагается впереди затачиваемой поверхности, чтобы она «обувалась» набегающим потоком воздуха и не перегревалась.
Затачиваемый инструмент надежно прижимается к упору, и его лезвие плавно подводится к кругу.
О том, что режущая кромка заточилась, сигнализирует образование искр на передней поверхности лезвия.
Контролировать правильность заточки и величину угла заострения лезвия можно по шаблону или угломером.
	Далее учитель демонстрирует приемы заточки различных инструментов.
|   В целях безопасности самостоятельно работать на заточных станках учащимся запрещается.
На заточенном лезвии образуются заусенцы. Их снимают путем доводки на мелкозернистом бруске.Рис.2
\
Рис. 2    Правка и доводка лезвий заточенных инструментов:
а - снятие заусенцев и заострение режущей кромки; б - правильное положение лезвия при заточке; в - неправильное; 1 - передняя поверхность лезвия, 2 - задняя поверхность лезвия, 3 - режущая кромка.
Острую режущую кромку правят на оселке (более мелкозернистый брусок).Заточка пил  напильником.
 Перед заточкой пилы прифуговывают (Рис. 3)
  Рис. 3.    Прифуговка вершин зубьев пил напильником в колодке:
1 - колодка; 2 - напильник; 3 - пила.
Прифуговка - выравнивание по одной линии вершинок зубьев. Заточку зубьев поперечных пил производят косой боковой заточкой под углом Pi трехгранным личным напильником.
    Рис.4.   Форма зубьев пил: а - поперечных; б, в- продольных;
г - смешанной распиловки; v - направление резания; р - угол
заострения; 6 - угол резания; Pi - угол косой боковой заточки.
а	б
.Рис.5.     Крепление пилы при заточке: а-в зажиме верстака; 
·б-в тисках: 1 - пила, 2 - зажимные планки, 3 - напильник.
При заточке пила закрепляется в зажимах верстака или в тисках.
Учитель демонстрирует приемы заточки.
.Рис.5           Разводка пил: а - поочередно отогнутые зубья разведенной пилы; б - разводка: 1 - полотно пилы, 2 - разводка, 3 - упор.
Развод должен быть в 1,5-2 раза больше толщины пилы. Контролируется шаблоном.
Настройка рубанков, фуганков и шерхебелей Для настройки струг переворачивают подошвой вверх и с передней стороны смотрят, на какую величину и без перекоса ли выставлена режущая кромка.
Рис.6    Измерение высоты расположения режущей кромки:
1 - колодка; 2 - нож; 3 - клин; 4 - подошва; 5 - режущая кромка; 6 - линейка.
Высота расположения режущей кромки 0,3 - 0,5 мм, проверяется линейкой или специальным индикатором.
Чтобы правильно установить и закрепить нож, струг разбирают:
нож выставляют на нужную величину;
слегка заклинивают клином;
забивают клин молотком;
 проверяют правильность установки.
Рис. 7.    Настройка рубанка: а - захват рубанка; б - выбивание ножа; в - выдвижение лезвия над подошвой рубанка; г - заклинивание ножа.
Перекос устраняют ударами молотка с боков ножа. У ножей со стружколомателями расстояние от режущей кромки ножа до кромки стружколомателя 1-4 мм.
   Учитель показывает приемы разборки и сборки рубанка.
.    Практическая часть.
Напоминание правил безопасности при работе с режущим нструментом.
Работать   только   в   защитных   очках   или   с  опущеннымзащитным экраном.
При  заточке  не  наклоняться  близко  к шлифовальномукругу.
Во   время   заточки,   доводки   и   правки   инструмента  недержать пальцы близко к лезвию.
Не    касаться    руками   шлифовального    круга    при    еговращении.
Не проводить пальцами по лезвию инструмента.
Учащимся предлагается произвести разборку и сборку по заданию учителя рубанка, фуганка или шерхебеля. 
Проверить правильность и высоту расположения ножа.
 Выполненную работу сдать на проверку учителю.
Текущий инструктаж.
Исправление типичных ошибок и недочетов в работе.
Помощь ученикам в настройке и наладке инструмента.
Закрепление пройденного материала.
Для чего затачивают деревообрабатывающий инструмент? 
К чему может привести перегрев инструмента при заточке?
 Назовите основные правила заточки инструмента.
Для чего проводится доводка и правка инструмента?
Какие правила безопасной работы следует соблюдать при заточке инструмента?
Заключительная часть.
.   
Учитель оценивает каждую выполненную работу. При подведении итогов урока указывает на характерные ошибки, допущенные при сборке инструментов.
Проводится уборка рабочих мест и мастерской.
15