Урок истории Внешняя политика 1953-1964.
Учитель истории и обществознания МОУ СОШ №72г.
г. Липецка
Кокорева Ольга Михайловна
Урок: «Внешняя политика СССР 1953-1964гг».
Цели урока:
- Проанализировать возможные альтернативы развития внешней политики нового советского руководства;
- На конкретных примерах показать изменения международного климата 1950-х;
- Выяснить сущность политики мирного сосуществования государств с различным общественным строем;
- Выяснить противоречивость внешнеполитического курса;
- Подвести учащихся к пониманию того что, несмотря на продолжение «холодной войны», в целом был снижен уровень противостояния между востоком и Западом;
- Продолжить работу по развитию умений устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы, работать с историческими документами, давать характеристику историческим деятелям.
Оборудование урока:
-Политическая карта мира
-Портреты Н.С.Хрущева, Д.Кеннеди, Ф.Кастро
-Дидактические задания для уч-ся
-Презентация
-В/ф «Стиляги»
-Песни советских времен «Хотят ли русские войны»,
«Куба далеко, Куба рядом».
Этапы урока:
I.Самоопределение к деятельности.
«Деятельность - единственный путь к знанию».
Бернард Шоу-английский писатель, драматург.
«Прошлые поколения оставили нам не столько готовые решения вопросов, сколько самые вопросы». Сенека
-Выскажите свое отношение к словам Б.Шоу.
-Какое отношение эти слова имеют к нашему уроку?
-Эти слова вновь будут девизом нашего урока.
-Какой смысл имеют слова Сенеки?
-Как они применимы к нашему уроку?
-Известный политик, руководитель нашей страны о своей деятельности произнес следующие слова:
«Я знаю, все будут говорить по-разному. Одни освобождение вспомнят, другие кукурузу, третьи - жилищную политику, четвертые – как я, когда с мясом стало плохо, начал с абстракционистами бороться. Все было.
Но самое главное - все мы, весь народ, и те, кто был там, за проволокой, и те, кто трясся от страха здесь, по др. сторону проволоки, все мы глотнули другого воздуха. Это главное. Это теперь у народа не отнять. Это не пропадет, прорастет».
-Кто из политиков произнес эти слова?
(Учащиеся: Н.С.Хрущев)
_-Все ли мы знаем об этом периоде истории?
-Каких вопросов мы сегодня коснемся?
На доске написаны понятия:
«Холодная война»
«Мирное сосуществование»
«Оттепель» «Карибский кризис» «Берлинский кризис»
II.Актуализация.
Беседа по вопросам:
-Как и в связи, с чем изменилась жизнь советских людей в сравнении с предшествующим периодом руководства Хрущева.
Политика
Экономика
Культура
Социальная политика
?
?
?
?
Достижениями «великого десятилетия» Хрущева можно назвать: построение основ индустриального общества в СССР, отказ от применения массовых репрессий, осуждение «культа личности» Сталина, произвол властей, ослабление партийного контроля за духовной сферой.
-А что же во внешней политике?
-Как назывался курс внешней политики СССР, предшествующий периоду руководства Хрущева?
-Что такое «холодная война»?
Работа с таблицей.
III. Постановка проблемы.
С.Кондрашев – журналист-международник газеты «Известия»
«Хрущев, несомненно, был человеком мира, несомненно, выражал мирные устремления нашего народа, но анализ обстановки, неся черты сталинского догматизма, не отличался точностью, преувеличивал агрессивность другой стороны, а избранные им средства отталкивали США и другие западные державы и по итогу скорее отдаляли, чем приближали достижение мирных целей
Пропагандируя принципы мирного сосуществования, он не уставал в тех или иных выражениях повторять дразнившую и ожесточавшую американцев мысль: «Мы вас закопаем».
Он признавал за каждым народом право выбора того или иного строя, но одновременно заявлял: «Ликвидация капиталистической системы - это коренной вопрос развития общества».
-Какую проблему можно сформулировать?
-Какая возникает проблема?
Формулировка проблемы:
-В чем заключалось противоречивость внешней политики СССР 1953-1964гг?
Назовите тему нашего урока, запишите.
IV. Построение проекта решения проблемы.
·
-Что нам необходимо выяснить?
Факты
Принцип мирного сосуществования «Холодная война»
-отношения со странами Запада, США
-отношения с социалистическими странами
-отношения с освободившимися странами
Как и с чем мы можем работать?
(Уч-ся : учебник, исторические документы)
V.Реализация проекта.
Работа в группах.
1 группа – события, которые можно отнести к политике разрядки (работа с учебником)
Отношения со странами Запада, США,
с социалистическими странами,
с освободившимися странами
2 группа – события, в рамках политики «холодной войны»
Политика мирного сосуществования.
События «холодной войны».
1.Перимирие в Корее.
1.Создание ОВД-1955г
2.Нормализация отношений с Югославией-1954-55гг
2.Подавление народного восстания в Венгрии 1956г
3 Подписание мирного договора с Австрией- 1955.
3.Берлинский кризис-1961г
4. Договор о прекращении войны с Японией -1956г.
4.Карибский кризис-1962г
5.Первый в истории СССР визит советского лидера в США-1959гг
5.Ухудшение отношений с Китаем.
6.Сокращение численности советских сухопутных сил в одностороннем порядке.
6.Соперничество за влияние на освободившиеся страны.
7.Заключение договора СССР, США, Великобритании о запрещении ядерных испытаний в атмосфере и под водой-1963г.
7.Сбит американский самолет-разведчик -1960 г
Летчик Ф.Пауэрс был захвачен.
8.Укрепление отношений с освободившимися странами.
Т.О.Политика мирного сосуществования: попытка добиться компромисса с западными странами по вопросам разоружения.
Комментирование и показ слайдов презентации.
VI.Закрепление во внешней речи.
-Назовите события, которые стали продолжением политики холодной войны.
-Назовите новые тенденции в советской внешней политике.
(ответы уч-ся сопровождаются работой с картой: красными магнитами на карте показаны кризисы политики «холодной войны»; зеленые магниты - показаны события, отвечающие политике мирного сосуществования)
-В чем вы видите противоречивость внешней политики?
Обращение к цитате урока.
Вместо прежнего курса на жесткое противостояние, «балансирование на грани войны» с Западом, в основу внешней политики СССР был положен принцип мирного сосуществования государств с различным общественным строем. Между тем и от политики «холодной войны» Советский Союз не отходил, что проявлялось и в опасности прямого военного столкновения СССР и США, и в их противостоянии в различных регионах планеты. Это как раз и подтверждает то, что политика Хрущева как внутри страны, так и на международной арене носила противоречивый характер.
По словам историка
М.Я. Гефтера «великое десятилетие» Хрущева имело противоречивый характер.
После смерти Хрущева Эрнст Неизвестный на могиле лидера создаст памятник: бронзовая фигура на фоне мраморной плиты, одна половина которой белая, другая черная.
Э.Неизвестный «Я так и не понял, чего в нем больше белого или черного».
VII.Самостоятельная работа с проверкой по образцу.
Расставьте в хронологической последовательности:
А.Карибский кризис.
Б.Создание ОВД.
В. Первый визит Хрущева в США.
Г.Берлинский кризис.
Д.Договор СССР с Австрией.
Е.Подавление народного восстания в Венгрии.
Ж.Создание Берлинской стены.
2.Найти имена лидеров государств, связанных событиями Карибского и Берлинского кризиса.
Разгадать анаграмму.
3.Работа с контурной картой.
VIII.Включение в систему знаний.
Работа с документами.
См. Приложение №3.
IX.Рефлексия.
Что нового сегодня узнали на уроке?
-С чем новым вы сегодня познакомились?
-Какая цель стояла? Достигли мы цели?
-С помощью чего?
Д/з параграф,
*Сочинение – эссе «Мое отношение к холодной войне в начале XXI века».
*Взять интервью у одного из участников Карибского кризиса.
15