Программа по биологии 9 класс (Введение в общую биологию и экологию А.А. Каменский Е.А, . Криксунов, В.В. Пасечник)


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя школа поселка Дружба


УТВЕРЖДАЮ

Директор МБОУ СШ п. Дружба

________________И.С. Родионов

Приказ от _____________ № _______






Рабочая программа

Наименование учебного предмета биология
Класс 9
Уровень общего образования основное общее
Учитель Федькина Софья Евгеньевна
Срок реализации программы, 2016-2017 учебный год
Количество часов по учебному плану
всего 68 часов. в год; в неделю 2 час
Планирование составлено на основе
Учебник : А.А.Каменский, Е.А.Криксунов, В.В. Пасечник, «Введение в общую биологию и экологию 9 класс»: Учеб. для общеобразоват. учеб. заведений. М.: Дрофа, 2006.- 304с.
Программа разработана на основе:
Учебник : А.А.Каменский, Е.А.Криксунов, В.В. Пасечник, «Введение в общую биологию и экологию 9 класс»: Учеб. для общеобразоват. учеб. заведений. М.: Дрофа, 2006.- 304с.
Примерные программы основного общего образования по биологии.
Программа для общеобразовательных учреждений. Биология. 5-11 классы. Авторы В.В.Пасечник, В.В. Латюшин, В.М.Пакулова.
ООП ООО МБОУ СШ п. Дружба
Рабочую программу составила учитель биологии Федькина С.Е.





ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по биологии для 9 класса составлена на основе следующих нормативно-правовых документов:
Федеральный компонент государственного стандарта основного общего образования, утвержденный приказом Минобразования России от 05.03.2004 N 1089 (ред. от 31.01.2012) "Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования";
Примерные программы основного общего образования по биологии.
Программы для общеобразовательных учреждений. Биология. 5-11 классы. Авторы В.В.Пасечник, В.В. Латюшин, В.М.Пакулова.
Рабочая программа составлена на основе авторской программы с внесенными в неё изменениями. Изменения внесены с учетом примерной программы по биологии и стандарта основного общего образования по биологии. В теме « Организменный уровень » увеличено количество уроков на решение генетических задач.
Данный учебный курс входит в курс естественно-научного цикла знаний.
Цель и задачи обучения в 9 классе – обобщение знаний о жизни и уровнях её организации, раскрыть мировоззренческие вопросы о происхождении и развитие жизни на Земле, обобщить и углубить понятия об эволюционном развитии организмов, полученные биологические знания служат основой при рассмотрении экологии организма, популяции, биоценоза, биосферы. Завершается формирование понятия о ноосфере и об ответственности человека за жизнь на Земле.
Преемственность связи между разделами обеспечивают целостность школьного курса биологии, а его содержание способствует формированию всесторонне развитой личности, владеющей основами научных знаний, базирующихся на биоцентрическом мышлении, и способной творчески их использовать в соответствии с законами природы и общечеловеческими нравственными ценностями.
В 9 классе предусматривается изучение теоретических и прикладных основ общей биологии. Программа курса включает в себя вопросы программы общеобразовательной школы для 10-11 классов. В ней сохранены разделы и темы, изучаемые в общеобразовательной школе, однако содержание каждого учебного блока упрощенно в соответствии с возрастными особенностями обучающихся и с учётом образовательного уровня.
Система уроков сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации. Для текущего тематического контроля и оценке знаний в системе уроков предусмотрены уроки-зачёты. Курс завершают уроки, позволяющие обобщить и систематизировать знания, а также применить умения, приобретенные при изучении биологии.
Исходя из особенностей построения программы и в целях формирования у обучающихся ключевых компетенций на уроках используются следующие методы обучения:
- словесные: беседа, дискуссия , рассказ, объяснение , работа с книгой, решение проблемных задач;
- наглядные: таблицы, демонстрации, рисунки, технические и интерактивные средства обучения;
- практические: упражнения, индивидуальная, самостоятельная работа, создание проектов;
- контроль: устный индивидуальный и фронтальный опрос, взаимоконтроль, тесты разного уровня.
Результаты обучения, которые сформулированы в деятельстной форме и полностью соответствуют образовательному стандарту, приведены в графе «Требования к уровню подготовки выпускников». Представленная в рабочей программе последовательность требований к каждому уроку соответствует усложнению проверяемых видов деятельности.
Для приобретения практических навыков и повышения уровня знаний в рабочую программу включены лабораторные работы, предусмотренные Примерной программой по биологии. Нумерация лабораторных работ (в виду специфики курса) дана в соответствии с их расположением в перечне лабораторных и практических работ, представленном в Примерной программе. Все лабораторные работы являются этапами в комбинированном уроке и могут оцениваться по усмотрению учителя.
Согласно действующему школьному учебному плану рабочая программа для 9 класса предусматривает обучение биологии в объёме 2 часов в неделю (70 часов в год).
Рабочая программа сориентирована на использование учебника: А.А.Каменский, Е.А.Криксунов, В.В. Пасечник, «Ведение в общую биологию и экологию. 9 класс»: Учеб. для общеобразоват. учеб. заведений. М.: Дрофа, 2006.- 304с.





Содержание учебного курса 9 класс

Введение». 2ч.
Биология как наука и методы её исследования. Понятие «жизнь». Современные научные представления о сущности жизни. Значение биологической науки в деятельности человека.
1.1 Молекулярный уровень (8 часов).
Качественный скачок от неживой к живой природе. Многомолекулярные комплексные системы (белки, нуклеиновые кислоты, полисахариды). Катализаторы. Вирусы.
1.2 Клеточный уровень (11 часов).
Основные положения клеточной теории. Клетка – структурная и функциональная единица жизни. Прокариоты и эукариоты. Автотрофы и гетеротрофы.
Химический состав клетки и его постоянство. Строение клетки. Функции органоидов.
Обмен веществ и энергии – основа жизнедеятельности клетки. Энергетические возможности клетки. Аэробное и анаэробное дыхание. Рост и развитие, жизненные циклы клетки. Общие понятия о делении клетки (митоз, мейоз).
Демонстрации модели клетки; микропрепаратов митоза в клетках корешков лука; хромосом; моделей-апплекаций, иллюстрирующих деление клетки; расщепления перекиси водорода с помощью ферментов, содержащихся в живых клетках.
Лабораторные работы. Рассматривание клеток растений, животных под микроскопом.
1.3 Организменный уровень (21 час).
Бесполое и половое размножение организмов. Половые клетки. Оплодотворение. Индивидуальное развитие организмов. Основные закономерности передачи наследственной информации. Генетическая непрерывность жизни. Закономерности изменчивости.
Демонстрации микропрепарата яйцеклетки и сперматозоида животных.
Лабораторные работы. Выявление изменчивости организмов
1.4 Популяционно-видовой уровень (3 часа).
Вид, его критерии. Структура вида. Популяция – форма существования вида. Экология как наука. Экологические факторы.

Демонстрации гербариев, коллекций, моделей, муляжей, живых растений и животных.
Лабораторная работа. Изучение морфологического критерия вида.
1.5 Экосистемный уровень (7часов).
Биоценоз и экосистема. Биогеоценоз. Взаимосвязь популяций в биогеоценозе. Цепи питания. Обмен веществ, поток и превращение энергии в биогеоценозе. Искусственные биогеоценозы. Экологические сукцессии.
Демонстрации коллекций, иллюстрирующих экологические взаимосвязи в биогеоценозах; моделей экосистем.
Экскурсия в биогеоценоз.
1.6 Биосферный уровень (4 часов).
Биосфера и её структура, свойства, закономерности. Круговорот веществ и энергии в биосфере. Экологические кризисы.
Демонстрация моделей-аппликаций «Биосфера и человек».
II. Эволюция (7 часов).
Основные положения теории эволюции. Движущие силы эволюции: наследственность, изменчивость, борьба за существование, естественный отбор. Приспособленность и её относительность. Искусственный отбор. Селекция. Образование видов – микроэволюция. Макроэволюция.
Демонстрации живых растений и животных, гербариев и коллекций, иллюстрирующих изменчивость и наследственность, приспособленность, результаты искусственного отбора.
Лабораторная работа. Причины многообразия видов в природе.
III. Возникновение и развитие жизни (7 часов).
Взгляды и гипотезы, теории о происхождении жизни. Краткая история развития органического мира. Доказательства эволюции.
Демонстрация окаменелостей, отпечатков, скелетов позвоночных животных, моделей.
Лабораторная работа. Изучение палеонтологических доказательств эволюции.
Обобщение.

Требования к уровню подготовки учащихся
Называть:
Общие признаки живого организма;
Основные систематические категории, признаки вида, царств живой природы, отделов, классов, семейств цветковых растений; подцарств, типов и классов животных;
Причины и результат эволюции.
Приводить примеры:
Усложнения растений и животных в процессе эволюции;
Природных и искусственных сообществ;
Изменчивости, наследственности и приспособленности растений и животных к среде обитания;
Наиболее распространенных видов и сортов растений, видов и пород животных.
Приводить примеры:
усложнения растений и животных в процессе эволюции;
природных и искусственных сообществ;
изменчивости, наследственности и приспособленности растений и животных к среде обитания;
наиболее распространенных видов и сортов растений, видов и пород животных;

Характеризовать:
Строение и функции клеток бактерий, грибов, растений и животных;
Деление клетки, роль клеточной теории в обосновании единства органического мира;
Строение и жизнедеятельность бактериального, грибного, животного, растительного организмов, организма человека, лишайника как комплексного организма;
Обмен веществ и превращения энергии;
Роль ферментов и витаминов в организме;
Питание автотрофных и гетеротрофных организмов (сапрофитов, паразитов, симбионтов);
Дыхание, передвижение веществ, выделение клеточных продуктов жизнедеятельности в живом организме;
Иммунитет, его значение в жизни человека, профилактику СПИДа;
Размножение и рост, развитие бактерии, грибов, растений и животных, особенности развития и размножения человека;
Вирусы как неклеточные формы жизни;
Среды обитания организмов, экологические факторы (абиотические, биотические, антропогенные);
Природные сообщества, пищевые связи в них, приспособленность организмов к жизни в сообществе;
Искусственные сообщества, роль человека в их продуктивности.

Обосновывать:
Взаимосвязь строения и функций органов и систем органов, организма и среды;
Родство млекопитающих животных и человека, человеческих рас;
Особенности человека, обусловленные прямохождением, трудовой деятельностью;
обосновывать роль нейрогуморальной регуляции процессов жизнедеятельности в организме человека; особенности высшей нервной деятельности человека;
-обосновывать влияние экологических и социальных факторов, умственного и физического труда, физкультуры и спорта на здоровье человека и его потомство;
-обосновывать меры профилактики проявления вредных привычек (курения, алкоголизма, наркомания), нарушения осанки и плоскостопия;
Влияние деятельности человека на многообразие видов растений и животных, на среду их обитания, последствия этой деятельности;
Роль биологического разнообразия, регулирования численности видов, охраны природных сообществ в сохранении равновесия в биосфере.
Распознавать:
организмы бактерий, грибов, лишайников, растений и животных;
клетки, ткани, органы и системы органов растений, животных, человека;
наиболее распространенные виды растений и животных своего региона, растения разных семейств, классов, отделов; животных разных классов и типов, съедобные и ядовитые грибы;
Сравнивать:
Строения и функции клеток растений и животных;
Организмы прокариот и эукариот, автотрофы и гетеротрофы;
Семейства, классы покрытосеменных растений, типы животных, классы хордовых, царства живой природы.
Применять знания:
О строении и жизнедеятельности растений и животных для обоснования приёмов их выращивания, мер охраны;
О строении и жизнедеятельности организма человека для обоснования здорового образа жизни, соблюдения гигиенических норм, профилактики травм, заболеваний;
О строении и жизнедеятельности бактерий и вирусов, грибов для обоснования приёмов хранения продуктов питания, профилактики отравлений и заболеваний;
О видах и популяциях, природных сообществах для обоснования мер их охраны;
О движущих силах эволюции для объяснения её результатов: приспособленности организмов и многообразии видов.
Делать выводы:
О клеточном строении организмов всех царств живой природы;
О родстве и единстве органического мира;
Об усложнении растительного и животного мира в процессе эволюции, о происхождении человека от животных;
Наблюдать
Сезонные изменения в жизни растений и животных, поведение аквариумных рыб, домашних и сельскохозяйственных животных;
Результаты опытов по изучению жизнедеятельности организмов.
Соблюдать правила:
Приготовления микропрепаратов и рассматривание их под микроскопом;
Наблюдения за сезонными изменениями в жизни растений и животных, поведение аквариумных рыб, домашних и сельскохозяйственных животных, изменениями среды обитания под влиянием деятельности человека;
Проведения простейших опытов изучения жизнедеятельности растений, поведения животных;
Бережного отношения к организмам, видам, природным сообществам, поведения в природе;
Здорового образа жизни, его личной и общественной гигиены; профилактики отравлений ядовитыми грибами, растениями.




Учебнометодическая литература

Учебник : А.А.Каменский, Е.А.Криксунов, В.В. Пасечник, «Введение в общую биологию и экологию 9 класс»: Учеб. для общеобразоват. учеб. заведений. М.: Дрофа, 2006.- 304с.
Примерные программы основного общего образования по биологии.
Программа для общеобразовательных учреждений. Биология. 5-11 классы. Авторы В.В.Пасечник, В.В. Латюшин, В.М.Пакулова.
























Календарно-тематическое планирование по биологии в 9 классе.

Учебник: «Биология. Введение в общую биологию и экологию».
А. А. Каменский, Е.А. Криксунов, В.В. Пасечник.- М.: Дрофа,2001
Программа авторского коллектива: Биология 5-11 классы. В.ВПасечник, Л.Л. Латюшин,
В.М. Пакулова.- М.:Дрофа.2011


Тема урока
Лаб.
Раб.
Дата
9а 9б


Введение ( 2 часа )



1
Биология- наука о жизни. Значение биологических наук.



2
Методы исследования в биологии. Сущность жизни и свойства живого.




Раздел1. Уровни организации живой природы.




Молекулярный уровень (8 часов )



3
Молекулярный уровень. Общая характеристика.



4
Углеводы. Липиды.



5
Состав и строение белков.



6
Функции белков. Биологические катализаторы
Л.р.


7
Нуклеиновые кислоты.



8
АТФ и другие соединения.



9
Вирусы.



10
Обобщение темы. Контр. Раб.




Клеточный уровень (11 часов )



11
Основные положения клеточной теории
л/р


12
Общие сведения о клетке. Клеточная мембрана.



13
Ядро.



14
ЭПС. Рибосомы. К.Гольджи.



15
Лизосомы. Митохондрии. Пластиды.



16
Клеточный центр. Органоиды движения. Клеточные включения. Различия в строении клеток прокариот и эукариот.



17
Ассимиляция и диссимиляция. Метаболизм. Энергетический обмен в клетке



18
Питание клетки. Гетеротрофы. Фотосинтез и хемосинтез



19
Синтез белков в клетке.



20
Деление клетки . Митоз



21
Обобщение темы. Тест.




Организменный уровень (21часа )



22
Бесполое размножение организмов. Половое размножение организмов. Оплодотворение.



23
Онтогенез. Биогенетический закон



24
Закономерности наследования признаков, установленные Г.Менделем. Моногибридное скрещивание.
.


25
Решение задач.



26
Решение задач.



27
Неполное доминирование. Анализирующее скрещивание.



28
Решение задач.



29
Дигибридное скрещивание



30
Решение задач.



31
Решение задач.



32
К.Р по теме моно- и дигибридное скрещивание.
К.Р


33
Закон Т.Моргана



34
Взаимодействие генов.



35
Решение задач.



36
Генетика пола. Сцепленное с полом наследование



37
Решение задач.



38
Решение задач.



39
Изменчивость: мутационная и модификационная.



40
Лаб. раб. «Выявление изменчивости организмов.»
л/р


41
Основы селекции. Работы Н.И.Вавилова.



42
Методы селекции растений и животных.




Популяционно-видовой уровень( 3 часа )



43
Критерии вида.
л/р


44
Популяции.



45
Биологическая классификация.
К.Р.



Экосистемный уровень (7часов)



46
Сообщество. Экосистема. Биогеоценоз.



47
Состав и структура сообщества.



48
Потоки вещества и энергии в экосистеме.



49
Продуктивность сообщества.



50
Искусственные биогеоценозы.



51
Саморазвитие экосистемы.



52
Обобщение.




Биосферный уровень ( 4 часа )



53
Биосфера. Роль В.И.Вернадского в изучении биосферы.



54
Среды жизни.



55
Средообразующая деятельность организмов.



56
Круговорот азота и углерода в природе.




Раздел2. Эволюция ( 7 часов )



57
Развитие эволюционного учения Ч.Дарвина



58
Изменчивость организмов. Генетическое равновесие в популяции и его нарушение.



59
Борьба за существование . Естественный отбор.



60
Изолирующие механизмы.



61
Микроэволюция и макроэволюция



62
Причины многообразия видов.



63
Закономерности эволюции. Тест




Раздел 3. Происхождение и развитие жизни на Земле. ( 5часов )



64
Гипотезы возникновения жизни.



65
Основные этапы развития жизни на Земле.



66
Развитие жизни в архее, протерозое, палеозое.



67
Развитие жизни в мезозое и кайнозое.



68
Доказательства эволюции.




Резерв 2 часа


















Соггласовано__________________
Зам. Директора .Н.Суслина
22 августа 2016

Заголовок 215