Рабочая программа внеурочной деятельности ЮИДД
ПРОГРАММА ОДО ЮИДД
Пояснительная записка
Актуальной проблемой современной жизни является детский дорожный транспортный травматизм. С увеличением количества машин на улицах города увеличилось и количество ДТП с участием детей и подростков.
Детский дорожно-транспортный травматизм устойчиво занимает ведущее место среди других видов и, пожалуй, труднее всего поддается снижению. Анализ причин происходящих ДТП, в результате которых страдают дети, показывает, что главной причиной является недисциплинированность детей на дороге и легкомысленное отношение к опасности на дороге. Отсутствие навыков и автоматизма оценки опасности дорожной ситуации. Пренебрежительное по недоумению отношение к последствиям беспечного восприятия опасности.
Знакомство с методами обучения детей правилам дорожного движения даёт основания для выводов о теоретической направленности обучения без развития мотивированного, направленного на самосохранение, поведения детей. Наблюдается недостаток методов психологического, эмоционального воздействия на детей при изучении ПДД, отсюда и слабое закрепление знаний ПДД и безответственное отношение к их соблюдению.
Опыт передовых школ показывает: наибольшая эффективность как по усвоению ПДД, так и по выработке автоматизма безопасного поведения, что является основной целью обучения детей, достигается при применении методик, подобных игровым видам спорта. Подобные методики включают все сферы восприятия, и закрепления навыков детей (познавательную, психоэмоциональную, релаксомоторную).
Дорожно-транспортное происшествие - это трагедия, и в этом случае «личный» опыт ребенка недопустим и должен быть заменен на опыт, накопленный обществом.
Поэтому так важно обучение детей поведению на улице с учётом их психологических и физиологических особенностей.
Специальными исследованиями установлено, что дети иначе, чем взрослые, переходят через дорогу. Взрослые, подходя к проезжей части, уже издалека наблюдают и оценивают создавшуюся ситуацию. Дети же начинают наблюдение, только подойдя к краю дороги или уже находясь на ней. В результате - мозг ребенка не успевает усвоить информацию и дать правильную команду к действию.
Рост ребенка - серьезное препятствие для обзора окружающей обстановки: из-за стоящих транспортных средств ему не видно, что делается на дороге, в то же время он сам не виден из-за машин водителям. Ребенок может не услышать звук приближающегося автомобиля или другого сигнала не потому, что он не умеет их различать, а из-за отсутствия у него постоянного внимания.
Внимание детей избирательно и концентрируется не на предметах, представляющих опасность, а на тех, которые в данный момент интересуют его больше всего, да и время восприятия звукового сигнала у детей гораздо больше, чем у взрослых.
Чем труднее ситуация для ребенка и чем больше сообразительность и скорость в принятии решения ему надо проявить, тем сильнее развивается торможение в центральной нервной системе ребёнка. И, таким образом, возникает замкнутый круг: чем опаснее ситуация, тем ребенок медленнее и неправильнее принимает решение.
С другой стороны, даже отличное знание правил само по себе не гарантирует маленькому пешеходу безопасности на дороге. Конечно, изучение правил дорожного движения - дело нужное, но главная задача не в этом.
Целью данной образовательной программы и работы по профилактике детского, дорожно-транспортного травматизма в целом является: привить учащимся устойчивые навыки безопасного поведения в любой дорожной ситуации.
Программа ставит ряд педагогических задач:
Изучить правила дорожного движения для пешехода, пассажира автотранспорта, велосипедиста, водителя, познакомиться с группами дорожных знаков.
Разработать свой безопасный маршрут от дома до школы.
Знать сигналы светофора.
Формировать чувство ответственности при нахождении на проезжей части.
Развивать коммуникативные качества личности для более ответственного и осознанного поведения на дороге.
Возрастная группа - учащиеся 5-6 классов. Этот период отличается повышенной интеллектуальной и двигательной активностью, желанием развиваться физически, демонстрировать свои способности, стремлением получать высокую оценку со стороны. Нас интересует подростковый возраст и особенности развития и формирования личности подростка. У ребенка в подростковом возрасте значительно расширяется сфера деятельности, а главное - качественно изменяется характер этой деятельности, значительно усложняются ее виды и формы.
Подростки участвуют во многих разнообразных видах деятельности: в учебно-образовательном труде, в общественной культурно-массовой работе, в физкультурно-спортивной деятельности, в организаторском труде, в хозяйственном труде школы, во внешкольной предпринимательской работе, в творческом труде. В то же время игра продолжает занимать в этом возрасте важное место.
Программа реализуется по следующим этапам:
Дорожная «Азбука» - раздел, в котором обучающиеся знакомятся с правилами для всех участников дорожного движения, дорожными знаками, узнают о службе ГАИ (ГИБДД) и о работе регулировщика.
«Мой друг - велосипед» - раздел, в котором обучающиеся знакомятся с транспортным средством - велосипедом, учатся правилам езды на велосипеде.
«Безопасность и правила безопасности на дороге» - раздел, где с обучающимися рассматриваются вопросы профилактики детского дорожно-транспортного травматизма.
«Оказание первой медицинской помощи» - раздел, где ребята рассматривают виды чрезвычайных Приоритетные формы реализации программы:
Ролевая игра.
Устный журнал.
Эстафета.
Викторина.
Этапная игра.
-Конкурс детского рисунка «Осторожно, дорога!».
Методы, используемые в реализации программы:
Концентров.
Погружения в игровое пространство.
Дидактические.
Исследования.
Условия реализации программы.
Для реализации программы необходимо наличие помещения -центра профилактики детского дорожно-транспортного травматизма, где есть стенды с информацией о правилах поведения всех участников дорожного движения; с видами и объяснением значения дорожных знаков, методической и учебной литературой для обучающихся и руководителей. Необходимо наличие «Площадки безопасности» либо в помещении, либо на улице. Нужны элементы костюма регулировщика, жезл, свисток для игровых занятий, а также велосипед как учебное пособие, карточки с предлагаемыми дорожными ситуациями, медицинская аптечка безопасности для проведения занятий оказания первой медицинской помощи.
Прогнозируемые результаты в ходе реализации программы.
В ходе реализации программы обучающиеся, опосредованно знакомясь с правилами поведения на дороге, изучая «Азбуку дорожных знаков», принимая участие в конкурсных и игровых мероприятиях:
- закрепляют знания о правилах поведения на дороге;
- учатся быть на дороге более спокойными, внимательными и рассудительными;
могут оказать первую медицинскую помощь пострадавшему;
узнают основные цвета светофора;
узнают виды дорожных знаков, их назначения. На занятиях-практикумах обучающиеся:
получают навыки езды на велосипеде, изучают это транспортное средство.
знают о правилах езды на велосипеде.
№ раздела/
занятия
Тема
Вид занятий
Кол-во
Часов
5 Класс
1
Вводное занятие «Улица и мы».
Беседа
1
2
Движение в нашем городе.
Беседа
1
3
Основные понятия и термины ПДД.
Теоретич.занятие
1
4
Основные права пешеходов.
Теоретич.занятие
1
5
Обязанности пешеходов.
Диагностика знаний
детей по ПДД,анкетирование
1
6
Обязанности и права пешеходов.
Диагностика знаний
детей по ПДД,анкетирование
1
7
Сигналы светофора.
Игра
1
8
Школа Светофорных наук.
Викторина
1
9
Пешеходные переходы.
Практикум
1
10
Пешеходные переходы. Правила пешехода.
Практикум
1
11
Правила поведения на улице.
Практич. занятие
1
12
Где можно и где нельзя играть.
Викторина
1
13
Элементы улиц и дорог.
Работа по таблицам
1
14
Элементы улиц и дорог. Дорожная разметка.
Работа по таблицам
1
15
Безопасный маршрут из дома до школы и обратно.
Теоретич. занятие
1
16
Движение по улицам и дорогам.
Теоретич. занятие
1
17
Знаешь ли ты правила дорожного движения.
Игра
1
18
Знаешь ли ты правила дорожного движения. Дети и дорога.
Игра
1
19
Переход улицы на регулируемом перекрестке.
Теоретич.занятие
1
20
Переход улицы на нерегулируемом перекрестке.
Теоретич.занятие
1
21
Переход улицы на нерегулируемом перекрестке возле дома.
Решение ситуаций(карточки)
1
22
Переход улицы на нерегулируемом перекрестке возле школы.
Решение ситуаций(карточки)
1
23
Регулировщик. Сигналы регулировщика.
Рассказ
1
24
Поведение при аварийных ситуациях. Травмы.
Беседа
1
25
Виды травм.
Практикум
1
26
Общие правила оказания ПМП.
Практикум
1
27
Дорожные знаки. Виды дорожных знаков.
Теоретич.занятие
1
28
Дорожные знаки. Предупреждающие дорожные знаки.
Теоретич.занятие
1
29
Дорожные знаки. Знаки приоритетов.
Практикум
1
30
Дорожные знаки. Предписывающие.
Практикум
1
31
Дорожные знаки. Информационно-указательные.
Игра
1
32
ГАИ (ГИБДД) - помощник и друг школьника.
Игра
1
33
Устройство велосипеда.
Беседа
1
34-35
Езда на велосипеде.
Практикум
1
6 КЛАСС
1
Правила безопасности дорожного движения.
Теоретич.занятие
1
2
Причины дорожно-транспортных происшествий.
Беседа
1
3
Правила безопасности пешехода. Пешеходные переходы, перекресток.
Беседа
1
4
Правила безопасности пешехода. Движение велосипедистов.
Викторина
1
5
Условия безопасного пользования общественным транспортом.
Теоретич.занятие
1
6
Условия безопасного пользования общественным транспортом . Троллейбус, трамвай, автобус.
Теоретич.занятие
1
7
Движение транспортных средств.
Беседа с элементами игры
1
8
Скорость, движение, дистанция, обгон.
Беседа с элементами игры
1
9
Остановочный путь транспортных средств.
Беседа
1
10
Я б в водители пошел, пусть меня научат. Правила для водителя.
Беседа «Правила для водителя»
1
11
Поведение во дворах и парковых зонах.
Беседа
1
12
Поведение во дворах и парковых зонах велосипедистов.
Анкета
1
13
Ответственность за нарушение ПДД участниками дорожного движения.
Беседа
1
14
Разрешается-запрещается. Правила поведения.
Закрепление знаний о правилах поведения на дороге ,
1
15
Чрезвычайные ситуации на дороге.
Работа с карточками-ситуации
1
16
Чрезвычайные ситуации на дороге. Столкновение машин.
Работа с карточками-ситуации
1
17
Чрезвычайные ситуации на дороге. Велосипедист в ЧС.
Работа с карточками-ситуации
1
18
Чрезвычайные ситуации на дороге. Мотоциклист в ЧС.
Работа с карточками-ситуации
1
19
Поведение при аварийной ситуации.
Инструктаж
1
20
Поведение при аварийной ситуации. Травмы.
Инструктаж
1
21
Наложение повязок.
Практикум
1
22
Наложение жгута и повязок.
Практикум
1
23
Остановка кровотечений. Виды кровотечений.
Практикум
1
24
Остановка кровотечений.
Практикум
1
25
Правила езды на велосипеде по улицам.
Беседа о правилах езды на велосипеде
1
26
Правила езды на велосипеде на проезжей части.
Беседа о правилах езды на велосипеде
1
27
Устройство велосипеда.
Практикум
1
28
Требования к велосипеду.
Теоретич.занятие
1
29
Езда на велосипеде.
Практикум
1
30
Езда на велосипеде. По пешеходным дорожкам.
Практикум
1
31
Правила езды на скутере.
Беседа
1
32
Правила езды на мопеде.
Беседа
1
33
Фигурное вождение велосипеда.
Практикум
1
34
Фигурное вождение велосипеда. Объезд препятствий.
Практикум
1
35
Железная дорога – зона повышенной опасности.
Беседа
1
Используемая литература
Макушкина В.И.Методические рекомендации по организации и проведению школьной игры «Светофор» ГАИ УВД Волгоградской обл.1992
Предупреждение детского дорожно-транспортного травматизма. ГАИ УВД Волгоградской обл. 1992
Дети - дорога. Младший школьник на улице. М. :Информатик , 1994
Якупов А.М. Безопасность на улицах и дорогах .
Ковалько В.И.Игровой модульный курс по ПДД, или школьник вышел на улицу. М.ВАКО , 2004
Извекова Н.А.Учителю о правилах дорожного движения: Рекомендации по организации внеклассной работы с детьми по правилам дорожного движения.
М.:Просвещение,1982
15